FantLab ru

Олег Дивов «Техподдержка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Голосов:
168
Моя оценка:
-

подробнее

Техподдержка

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Еще вчера он был маркетологом в холодной Москве. Сегодня Леха Филимонов — террорист-любитель и партизан-с-мотором на берегах пересохшей от жары реки Лимпопо.

Он не нарочно, так получилось.

Старый боевой шагоход БШМ-К «Избушка» способен постоять за себя даже с клерком вместо пилота, но удача однажды кончится. А Леха скорее разгадает тайный смысл «войны Шрёдингера», чем заведет машину, у которой аккумуляторы на нуле.

Ему нужна техподдержка.

Награды и премии:


лауреат
Проксима, 2019 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Техподдержка
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В желтой жаркой Африке, в центральной ее части, как-то вдруг, вне графика, случилося несчастье…» Песня Высоцкого прекрасно комментирует сюжет «Техподдержки». Только ситуация географически смещена к южной части черного континента. Книга провокационна: привлекает хитро составленным синопсисом и звучным именем Дивова. Эти два фактора ЗАСТАВИЛИ прочитать книгу до конца. Сквозь стоны и зубовный скрежет. Общее впечатление: уважаемый автор долго и честно пил в компании дипломата и специалиста Рособоронэкспорта, после чего записал все пьяные откровения собутыльников, придал им флер загадочности и аромат авантюры. Получилась каша по принципу «с миру по нитке». Если «Парня из преисподней» АБС совместить с фантастической повестью из посольской жизни «Вениаминычем» от Алекса Слонби и прилепить туда эхтачанку-ростовчанку, то получится связный бред кулуаров геополитики.

Первая треть книги (ТРЕТЬ текста!) посвящена болтологии. Это очень неблагодарное занятие – читать пьяные откровения высокопоставленных чиновников на афро-российском перекрестке. Главные приметы нескончаемых диалогов – пафос, многозначительная недоговоренность, ироничный цинизм и наигранная усталость от политических игр. То есть, пустословие, сформированное, как доклад функционера, из шаблонов и стереотипов. Потом начинаются приключения одинокого ковбоя, угнавшего на волне патриотизма супер-пупер боевой шагоход …право, Тарзан интереснее и увлекательнее выглядит на фоне этих метаний. Конечно, профессионализм автора не позволяет скатиться конфликту в примитивное мочилово, однако и до круто замешанной интриги не дотянул. Бесконечные намеки на противостояние различных африканских кланов скучны и неактуальны (давно неактуальны и неубедительны). Сенсационные отсылки к боданию американской и российской разведок, мягко говоря, отстают эдак на полвека… А гроздья словосочетаний «война Шрёдингера» навязли на зубах, как склеившаяся сахарная вата.

Даже попытка внести оживляж за счет толерантности и покусывания национальных отношений не оправдала вложений, имхо. «Стояние на реке Москве» многократно превосходит нынешний колорит и по стилистике, и по остроумию, и по темпераменту…

Главный вопрос: «Для чего все это написано?» – у меня не имеет ответа. Ради поддержки авторитета отечественного Ареса? Указания на издержки работы дипмиссий в дальнем зарубежье? Или нечто вроде иронического детектива на фоне агрессивной безответственности в международных масштабах?

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Писатель Олег Дивов очень любит писать про технику. Иногда про военную. Можно вспомнить Лучший экипаж Солнечной, Оружие возмездия и т.д. Пишет хорошо с подробностями, выдумкой, интересной апроксимацией, но иногда даже слишком.

Писатель Олег Дивов очень любит собак и писать про них. Собаки у него были и просто как собаки (трилогия Мастер собак), и как кошки (К-10), и как мамонты (Родина слонов), а теперь и как люди... Прогресс однако. Плюс в том, что Дивов пишет про собак очень хорошо, и любовь к ним чувствуется, но собаки-кошки и собаки-мамонты, это хорошо, а вот собаки-люди... Короче, каждый пусть для себя решит ;).

Писатель Олег Дивов любит вводить новые термины (бывает почерпнутые у своей тусовки/окружения) и долго со всех сторон их обсуждать. Бывает интересно, смешно и забавно, а бывает и слишком. В это раз такому разбору подвергся термин «Война Шредингера».

Писатель Олег Дивов пишет живо, насыщенно, вкусно, но часто ни о чем. Т.е. книжка прогладывается за один присест, но о чем она в последнее время бывает сказать трудно...

Писатель Олег Дивов в последнее время решил перейти на сериальный продукт и дописывает ранее начатые вещи по принципу окупаемости в продаже. Так историю о мамонтах, за начало которой я отдал деньги, я могу законченной уже не увидеть, потому что она плохо продавалась. Здесь та же ситуация, по сути вкусная повесть, которая действует как наживка, но гарантий получить продолжение нет.

Резюме: типичный Дивов. По мне, хуже чем Родина слонов, но это на любителя, мне мамонты нравятся больше шагающих оружейных башен.

Можно еще написать и про игру в постмодерн, и про самоцитаты, но... Повторюсь, Дивов умеет отлично писать, просто есть ощущение, что он не всегда знает, что именно он пишет. На выходе хороший текст, претендующий на нечто большее, но, к сожалению, для меня, только претендующий.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и предыдущий роман автора, «Техподдержка» — это социальная фантастика. Интересная, обстоятельная, атмосферная... но социальная. Про маркетологов, дипломатов и наших «любимых» специалистов техподдержки. Так что масштабной войны шагоходов не ждите, несмотря на то, что теме шагоходов, как потенциального развития боевых машин, и вообще техническим деталям, в романе уделено немало внимания. Тем не менее, будут приключения, перестрелки и прочая движуха, чего так не хватало «Чужой Земле». А также юмор, занятные диалоги и остроумные отсылки.

PS. И, похоже, это только первый том ;)

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тут однозначной оценки не существует. Дивов — весьма специфический Автор, для него аспект «на любителя» — более чем весом и значим. Восприятие данного конкретного текста целиком и полностью определяется принадлежностью читателя к одной из трёх возможных категорий: «новичок», «сочувствующий» и «фанат». Этим и только этим.

С последней категорией — все предельно понятно, я сам как раз к ней и отношусь. А оценка будет звучать примерно так: «У Дивова — все достойно прочтения, полностью негативных текстов, вызывающих резко негативное восприятие — просто нет. Что-то сильнее, что-то слабее, но это все сугубо относительно, подвержено влиянию индивидуальных склонностей и пристрастий». Главным и неизменным всегда остаётся то, что делает Дивова именно тем, кто он есть в Светлом Храме Фантастики: интеллект, особый же, непередаваемый интеллектуальный юмор, жесткий прагматизм анализа ситуаций с мягким романтизмом личностного отношения к этим ситуациям, специфическая смесь человечности и жестокости. Всё же вышеизложенное — вполне можно заменить одним коротким словом — СТИЛЬ. Да, Дивов — стильный Автор, именно этим все и объясняется.

Но «фанатов» — относительно немного. Гораздо более многочисленна группа «сочувствующих». Это, собственно говоря, те же фанаты, но — шибко расстроенные периодическими «авторскими неудачами», то бишь — текстами, которые, в принципе, вполне себе более -менее, но не лишены массы досадных недостатков. Вот конкретно сей текст — да, тоже «не лишён»: первая половина текста — досадно медлительна в плане изгибов сюжета, то бишь «бомба, которая вот-вот взорвется» — видна и ощутима, но при этом — крайне неопределенна по сумме своих проявлений. Некий дым на горизонте, а вот суть самого пламени довольно долго остаётся туманной. Ну, и ГГ — вполне можно было бы прописать более явственные черты в смысле внутренних посылов. Не шибко убедителен переход из первой половины текста во вторую: жевали-жевали сопли, потом — бабах, бегом побежали. Малоубедительно, как бы.

Ну, и «новички» — те читатели, что сталкиваются с Дивовым впервые. Книжка — не самая удачная, шероховатостей конкретно в этом тексте — выше среднего уровня. Поэтому тут возможны три различных варианта. Первый «...бред какой-то, и на фантастику не похоже в принципе...». Это — жаль, если так. Но — возможно. Значит — НЕ ТВОЙ это Автор, уважаемый потенциальный читатель, увы. Неисповедимы пути личностных предпочтений и пристрастий.

Второй вариант – «…не понимаю, чем тут кто восторгается. Вполне себе проходной текстик. Задатки автора – видны, это правда, но огрехов – более чем достаточно, не особо автор утруждался…». Ну, что ж, уважаемый потенциальный читатель, твое право. Хорошо уже то, что заметил – «…задатки автора – видны…», в следующий раз повезет больше – встретится более значимый текст дивовский.

И – вариант третий: «…бог с ними, с огрехами, у кого ж их нет. Зато – какой мастодонтальный авторище, невооруженным глазом видно, что – талант! При сегодняшнем дефиците хорошей фантастики – беру на заметку этого автора…». Ежели так, то – приветствуем тебя в рядах «сочувствующих», тебе несказанно повезло – ты встретил достойное чтиво. Дальше – дуй на страницу Дивова, там масса чего интересного, не пожалеешь

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если в цитате уважаемого dokktor «это очень неблагодарное занятие – читать пьяные откровения высокопоставленных чиновников на афро-российском перекрестке. Главные приметы нескончаемых диалогов – пафос, многозначительная недоговоренность, ироничный цинизм и наигранная усталость от политических игр» самую чуточку сместить вектор... Ну, хотя бы вставить ремарку «но интересное» между третьим и четвертым словом цитаты, то станет ясно, почему перед нами именно Дивов, и почему его, черт возьми, дочитывают до конца. Несмотря на жалобы про «стоны и зубовный скрежет»))). Потому что интересно. Все интересно. Даже «болтология» (кстати, как по мне, ни разу не обидное слово в контексте характеристики какой-то части художественного текста). Тем более, ироничный пафос, печальный цинизм, многозначительные конспирологические недоговоренности… Все это – в изложении Дивова – интересно и красиво.

Добавляем ироничную (опять же))) эротику и молниеносное (дык, фантастика же!) взросление типового представителя офисного планктона (ну, и что, что из Рособоронтеха?), заброшенного «даже не в жопу мира, а в жопу Африки». В ту Африку, где «по ошибке занимали не те города, а потом не знали, что с ними делать, где пропадали, заблудившись в трех соснах, и вымирали от бескормицы, дизентерии и безнадеги целые батальоны».

В итоге, имеем средней добротности повесть от Дивова. И пусть на меня не бросаются с кулаками фанаты автора – качество «среднего» Дивова и не снилось подавляющему большинству русскоязычных писателей SF&F. Впрочем, на эту тему (и не только на эту) отлично высказался коллега mputnik.

Ну, и как обычно, чуден Дивов в емких хлестких фразах. Не удержусь от еще парочки.

«В двадцать пять лет погибнуть, атакуя немецкий танк, – это очень по-русски». (Напоминаю, дело происходит в 2049 году в Африке).

«Вспомнить хотя бы разборки в Сирии тридцать лет назад – о них ничего достоверно не известно, осталась только хлесткая фраза тех времен: «У России нет внешней политики, есть внешняя торговля». Которая тоже прекрасно все объясняет, кроме самого важного: мы покупаем или продаем?».

«Военно-воздушный крокодил». (Ну, здесь просто читать надо))).

P.S. И, да. Оба отзыва, на которые сослался, дивно, как хороши. Респект dokktor и mputnik.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добрая сказка российского милитаризма.

Пропп доволен.

Сказка начинается с момента выхода наивного персонажа из зоны комфорта.

Да, московский продажник в Африке — тут выяснилось, что стрелять начали.

У героя должен быть артефакт.

Да, это «избушка» на механических ножках — робот-шагоход с башней от «Тунгуски» (описание боевых шагающих роботов — а дело происходит в 2040-х, составляет изрядную часть текста), который и продавал наивный офисный парень.

У героя должен быть волшебный помощник.

Да, и раз уж «Иванушке» тут 25 лет, то сказка для совершеннолетних, и помощница — сексуально-боевая барышня с доработанными в генетических лабораториях качествами. Исчезает ровно в момент прекращения неопределенности.

Должны быть приключения с перемещением по карте и возвратом в исходную точку.

Да, круг почета по территории двух стран — стрельба в ассортименте. Анабазис.

Должна героя встречать Баба-яга, сторож подземного царства мертвых.

Конечно. Нестареющая стерва, которая командует в секретной подземной биолаборатории — к услугам «Иванушки».

Должна быть непременно измена.

Да, «Иванушка» постоянно на измене — то сам думает бросить все и сбежать, то ему это предлагают.

Должна быть мораль.

Да, есть такая: как правильно общаться с далеким начальством, чтобы и предателем не стать, и живым остаться, и всех вокруг не подставить.

Основная концепция, которой жонглирует автор — «война Шредингера» — конфликт между «прокси», который разворачивается, но пока не истолковывается основными «патронами-кукловодами».

Всё очень динамично, на фане и внутренней уверенности в победе.

Но все равно это сказка.

Нет, автор, как опытный рекламщик, заботится о разоблачении каких-то сказочных моментов: «обычный стиральный порошок не смывает это пятно». Развеивается легенда о наборе детей в эскобарские генетические лаборатории. Дескать, по трущобам ездит черная машина, у детей анализы крови берет, и если ребенок подходящий — его забирают, а родителям щедро платят. В реальности, рассуждает «Иванушка», скорее всего, детей или просто отбирают, или родители сами приносят их продавать за денежку малую.

Однако есть два момента, в «Техподдержке» освещенных очень скупо:

а) «Война Шредингера» может зависнуть — и люди в ней застыть, как мухи в янтаре. Собственно, подобные конфликты, когда все решается наверху — очень давняя история. «Большая игра» во многом состояла из таких действий: утренний шармицель в горах, а через несколько месяцев в столицах великих держав разъясняют, кто кому должен. «Холодная война» — коварные пинки под столом, а потом народу поясняют чей телевизор убедительнее будет. Что же через двадцать лет? На фоне легкого, почти игривого (для персонажа) эпизода, должны быть истории десятилетней неизвестности — ужасы под сукном («Конференция маньяков с веселым пикничком» — и там лучшая шутка про человека, который в Африке 20 лет сидел в клетке с крокодилами);

б) Судьба любит каждого десятого храбреца — остальных забывает. У автора немного другая пропорция (для поступления в элитные войска должны съесть каждого десятого). Но что будет мотивацией к подвигу? У «Иванушки» все понятно — это самореализация. «Кто ты — трус, иль избранник судьбы, и отведай на вкус настоящей борьбы...» Что у остальных — кто годами сидит в ящиках Шредингера? Причем, на разных ступенях социальной лестницы. Остаться серым кардиналом в истории Лимпопо? Там ведь другое... И вот это различие будет критическим, для понимания сути российского милитаризма (в сравнении, скажем, с классическим британским, где есть сплав из «законного бабла джентльмена» и «бремени белого человека»).

Впрочем, если бы автор подробно осветил эти вопросы, это была бы уже не сказка...

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Олега нашего Игоревича я люблю и уважаю. Это один из немногих авторов, книги которых я перечитываю и буду перечитывать. «Техподдержка» — одна из таких нетленок. И вообще-то — хочется продолжения приключений этих живых, ярких, запоминающихся героем. Отец, очень хочется...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всей известной любви автора к военным людям и к военным делам данный его опус, как мне кажется, просто чрезмерно «военный». Да, иногда автору надо и отдохнуть от тяжёлой «идеологической» работы (которой совсем недавно он истово предавался в «Чужой земле»), однако обычно излишняя «технологичность» литературным произведениям только вредит. Да, всё очень забавно, да, тренды в развитии военной техники обрисованы, как почти всё у Дивова, прикольно — с шутками и прибаутками, причём шутками по делу, — но в итоге получаем крайне печальный прогноз. Если Россия и будет существовать во время действия романа, в 2049 году (что далеко не очевидно для любого трезвого наблюдателя), то в ней будет по-прежнему царить тот же бардак, что и наблюдаемый ныне. Если Африка ещё и будет существовать в 2049 году в известном нам виде (что далеко не очевидно для любого непредвзятого наблюдателя — уж скорее в виде Дикого Поля по-африкански, чем в виде набора псевдогосударственных деспотических образований), то жить там будет ещё сложнее, чем сейчас. Если вообще возможно жить (если Европа к 2049 году не будет на 2/3 состоять из африканцев, это будет чудо). И третье — пожалуй, самое главное: если роботы и придут в нашу жизнь, то придут они так, что мало никому не покажется. Постреливая, погромыхивая и плюясь огнём во все стороны света. Не приведи, господи, хоть и не верю в тебя ни чуточки.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все бы ничего, но вот спермотоксикоз Лехи граничащий с зоофилией... Нет я знаю, что автор собак любит, но не до такой же степени %) Такая легкая шизофрения была характерна для молодого Дивова.

ps Читать при этом можно хоть и без особого энтузиазма. Так, полистать за обедом или когда совсем делать нефиг. Примерно третье произведение автора (из последних) которое и дочитывать-то влом. А жаль. Были ведь хорошие вещи. Того же Храбра я до сих пор могу перечитывать.

pps Походу к нам заглянул сам автор и минуснул комент :) за шизу обиделсо. А меж тем в «Стальном сердце» автор жарит девицу самым безумным образом и со всеми подробностями, только потому что его облучают секретными сигналами агенты кагебе. И водку он там пьет литрами только чтоб ослабить эти секретные лучи, а не то что вы подумали. Ну и рассказик «Как я был экстрасенсом» тоже дополняет картинку.

Самое печальное — история обрывается, там где только должна была начаться. Вроде сюжет стал закручиваться, какие-то линии нарисовались и бац мордой об стол, точнее тяжелым предметом по черепу. Все. Леху берут за шкирку и возвращают в теплый офис. Это мода такая пошла обрывать историю, чтоб читатель бежал покупать следующую книжку?

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой роман, вполне типичный для автора (насколько я могу судить по прочитанному).

Плюсы. Динамичность событий и небольшой объем романа точно не дадут заскучать. Фирменная ирония, грубоватая, но занятная. При чем это большей частью именно ирония, по настоящему смешной момент могу назвать только один — сон Лехи про Избушку. Сам образ Избушки и ее невольного пилота, одни против всех в Африке, когда вообще не понятно, что происходит. Ну, в последствии не совсем одни. Здоровый пафос. Занятные названия глав, дерзкая обложка и наличие дополнительных материалов — книга выделяется из общего ряда.

Минусы. Не совсем линейное построение текста порой приводит к затянутости и снижению динамики. Глубокомысленные разговоры «знающих людей» демонстрируют превалирование формы над содержанием. Да и вообще с намеками, взаимными подмигиваниями и чувством собственной значимости и крутости у ряда персонажей получился перебор. Война Шредингера — любопытный термин, неплохо обыгрывающийся на страницах романа, но в итоге приводящий к некоторому затруднению при попытке описать: а о чем, собственно, книга. Ну и будем честны: Рамона в сюжетном плане — настоящий Бог из машины, решающий большинство проблем героя. И их влюбленность возникла абсолютно внезапно, столь же быстро прервавшись, с неопределенным результатом.

Итог — автор держит свой ожидаемый уровень, но книга ощутимо «на один раз». Может быть, это и не так плохо.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За Шилку и крокодила Олегу Игоревичу отдельное спасибо . Очень душевно и по-родному как-то.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боевые похождения русской «Избушки на курьих ножках» в африканском Лимпопо. Задорный увлекательный дивовский стиль. Прочиталось, или скорее даже проглотилось влёт. Ну, по крайней мере, первая половина («сексуальный психоз на почве стресса» центрального персонажа, волей случая влипшего в приключения, в какой-то момент начинает раздражать).

Главная тема – футурологическая концепция «мира Шредингера», в котором идёт постоянная «война Шредингера». Не разобрать со стороны, кто и с кем воюет, особенно если делают это руками ЧВК. Показан вариант будущего Африки, где продовольственная проблема так остро уже не стоит, а вот с раздробленностью и напряжённостью («все против всех») положение даже усугубилось.

Книга оставляет задел на продолжение. Тут и жутковатое государство-биотехнохунта Сан-Эскобар. И пресловутый Институт Шредингера – по намёкам автора, серьёзная международная структура, монополизировавшая «изучение» войны и оценку происходящего, занимающаяся <!censored by Shrodinger Institute!>

собственно, вопрос «кто победил» будет решаться тем, как об этом проинформируют. Как характерно для Дивова, присутствует и элемент провокации.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Дивова я местами люблю. Но если это новый «Саботажник» только в профиль или какая-нибудь юмористическая фэнтэзи (которую вообще мало кто умеет) или не дай бог опять про портянки... Не-не-не Сколько можно разочаровываться в отечественной фантастике. «Добрая сказка российского милитаризма» это ж надо так оформить. Добрая сказка это «Слабое звено» (про могучие российские беспилотники), но такого Дивов уже лет десять не пишет.

Таки не удержался. Заглянул. Омг. Содержание первых десяти страниц можно передать парой фраз: «Леха был напуган, да тут еще крокодил прицепился. И папуасы чего-то не поделили» Опять Дивов рассказик на роман расписал? Ну как он уже в Чужой земле делал.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лишено глубины, но сделано чрезвычайно увлекательно и... весьма технологично. Здесь как раз просится слово «профессионал». Можно не особенно серьезно относиться к предмету письма («что» и «о чем»), но при этом очень хорошо продумывать технику и адресацию («как» и «для кого»). Дивов пошел по этому пути, и... в целом, скорее, удача. Потому что — чрезвычайно увлекательно.

Днем начал, ночью дочитал.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Техподдержку» часто сравнивают с «Саботажником». Они и вправду похожи.

Только в «Саботажнике» фантастический приём был нужен Дивову, чтобы герои могли поговорить о боге и поспорить, что важнее -- служить всему человечеству или родине.

А в «Техподдержке» фантастический приём был нужен Дивову, чтобы показать читателю офигенно крутую пушку и офигенно красивую девку.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх