Глаголы ПОСМОТРЕТЬ СКАЗАЛ и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «munxgauzenminsk» > Глаголы ПОСМОТРЕТЬ, СКАЗАЛ и знаменитая частица БЫЛО. Диалоги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Глаголы ПОСМОТРЕТЬ, СКАЗАЛ и знаменитая частица БЫЛО. Диалоги

Статья написана 6 августа 2019 г. 21:58

Из сломанных копий по поводу БЫЛО можно границы всех государств укрепить, я просто хочу заострить внимание на избыточном их количестве во многих текстах. 17 Лабораторная тоже подкинула несколько работ, где частица может быть удалена без болезни, и фраза не страдает, и знаков меньше. В прошлом, мне приводили рассказ Чехова, где «былок» сверх разумного. Теперь представим, что Чехов поспорил с приятелем на бутылку хорошего вина: «Вот сколько хочу, столько напихаю, и ни один редактор не посмеет вычеркнуть». Судя по тому, что рассказ напечатан, Антон Павлович спор выиграл. Но если это сделано на спор, нам ли принимать, как руководство к действию?

Пересекаясь с авторами в комм-х, слышал всяко: а я писал БЫЛ, и буду впредь. А кто-то взял на вооружение и стал прекрасно обходиться без них; в итоге — это тоже работа над своими возможностями. Как пример, написан мною рассказ, где имя главного героя не прозвучало ни разу. Экспериментировать, ставить перед собой задачи — на любителя, наверное, пусть результаты не всегда радуют, зато в творчестве появляются свой почерк, узнаваемость, свои читатели, кому ваши усилия интересны.

ПОСМОТРЕЛ на... Именно этот глагол выдаёт либо графомана, либо начинающего автора. Пример. Посмотрел на Витю, а у него кровь носом пошла. = а ведь достаточно сказать про кровь из носа, выбрасывается первая часть предложения.

СКАЗАЛ. Пример: — Я тебя ненавижу! — сказала Ольга и пересела на диван. Вариант: — Я тебя ненавижу! — Ольга пересела на диван.

В диалогах вообще можно купаться и находить новые приёмы. На мой взгляд очень удачный пример, когда мы даём героя, следом идёт реплика, и читателю понятней, чьи слова:

Сергей выглянул из-за угла, уразумев, что опасность не грозит, осмелился, остановился в двух шагах от скамейки.

— Вам хорошо... вы друзья, а у меня нет никого (и здесь не нужно «сказал он», согласитесь).

У самого глагола «сказать» есть масса синонимов, но и увлекаться комментированием в посекундной последовательности — дурной тон. Исключение — если в диалоге идёт важная для сюжета инф-я, тем более, если позже может возникнуть вопрос: кто сказал об этом — Петя или Витя.

Развитие — завязка. Комментаторы часто сетуют: начало затянуто, из первых четырёх страниц оставить одну(именно так здесь написали под рассказом). Если кому-то кажется, что для достоверности надо дать по секундам: пробуждение, туалет, завтрак, дверь на замок, лифт, троллейбус... то они заблуждаются. Все это делают, поэтому есть сказать что-то из ряда вон — дайте, пример: «Будильник дал поспать лишних пятнадцать минут, а потом спохватился и стал извиняться режущими слух тирадами». Или — в погоне за зубной щёткой, я бросился в спальную; она притаилась где-то, и хотела перехитрить (здесь опущено местоимение МЕНЯ).

Про Ё добавлю здесь. В рассказе конкурса имена Петр и Семен настолько раздражали, что удовольствие от рассказа изрядно пострадало. Казалось бы: выделить ВСЁ, найти Петр, заменить на «Пётр» — две минуты максимум, но читатель должен продираться через лень автора.

НЕ ХОТИТЕ ПРОСТАВЛЯТЬ Ё В ТЕКСТАХ — ТАК И В ЖИЗНИ ОТКАЖИТЕСЬ произносить: ЕЛКА, ЕЖИК, ЕЩЕ и т.д.





108
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх