Фэнтези как неомифологическая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Фэнтези как неомифологическая реальность
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фэнтези как неомифологическая реальность

Статья написана 24 сентября 2019 г. 20:12

Е.В. Галанина, Д.А. Батурин. Фэнтези как неомифологическая реальность // Вестник Челябинского государственного университета, 2016, №3 (385), Философские науки. Вып. 39, с. 41-45.

цитата
В статье исследуется жанр фантастической литературы — фэнтези, ставший значимым феноменом массовой культуры XXI века. Фэнтези рассматривается в первую очередь не как сказка и художественный вымысел, а как неомифологическая реальность, обладающая собственными онтологическими основаниями. Описаны характеристики фэнтезийного неомифа, показана мифологическая сущность фэнтезийного мира.

Ключевые слова: фэнтези, миф, неомиф.

с. 41:

Актуальность исследования неомифологической сущности фэнтези обусловлена необходимостью философского осмысления феномена фэнтези, ставшего воплощением новых мифологических, культурных и социальных форм в духе «Нью-Эйдж».

Сегодня конструируются различные фэнтезийно-мифологические миры – «Вселенные», предлагающие совершенно новые системы норм и ценностей, новые идеалы героя, новые образы, символы, поведенческие практики, такие, как, например, практики ролевых игр. В настоящее время мы должны констатировать необходимость философского исследования идей, которые привносит фэнтезийная идеология и влияние фэнтези на мировоззрение человека, чтобы лучше понять культурные ценности современного мира, в котором фэнтези стала популярным трендом.

Действительно, жанр фэнтези сегодня имеет огромное количество последователей по всему миру, формирует особую субкультуру, обладает значительной возможностью влиять на массовое сознание, способен погружать человека в мифологические миры, действовать в которых предлагается по собственным установленным законам и правилам. Однако к настоящему времени существует лишь несколько философских исследований феномена фэнтези как мифологической реальности, обладающей собственным онтологическим основанием.

Современность сделала возможным существование множества онтологически независимых мифологических миров. В целом, на наш взгляд, культура постмодерна неомифологична. Фэнтези становится заметным феноменом современной культуры, оказывающим значительное влияние на массовое сознание. В этом аспекте представляется необходимым исследовать неомифологическую сущность фэнтези.

Фэнтези представляет собой жанр фантастической литературы, появившийся в начале XX в. Фэнтези формирует особый вымышленный мир, действия в котором происходят в эпоху, во многом напоминающую эпоху средних веков. Фэнтезийным миром управляют сверхъестественные процессы и явления, однако они воспринимаются героями как закономерные и обыденные.

с. 41-42:

Фэнтези следует рассматривать не как сказку, а как неомифологическую реальность. Поскольку миф предстает истинной и жизненно необходимой реальностью для субъекта, погруженного в его пространство, а сказка и легенда для субъекта уже понимаются как иллюзия, вымысел. Лишенный своей жизненной силы миф в результате развенчания идеалов превращается в сказания, легенды и сказки. В случае с фэнтези мы наблюдаем обратный процесс: изначально сконструированный автором художественный вымысел, фэнтезийная сказка в результате интерактивности насыщается жизненными смыслами, воспроизводится определенными сообществами субкультуры фэнтези, превращаясь из сказки в неомиф.

Фэнтези формирует особое смысловое пространство, создает неомифологическую реальность, начинающую жить как суверенная форма в среде поклонников фэнтези, переносящих образцы вымышленного мира в повседневную реальность, придумывающих свои собственные продолжения любимого сюжета. Как и миф, фэнтези создает целостную картину мира, содержит в себе религиозно-мистическую идеологию и обряды. Мир фэнтези функционирует по мифологическим законам.

с. 42:

Как и миф, фэнтези обладает своими собственными онтологическими основаниями, собственной логикой и рациональностью. Миф содержит свою систему форм созерцания и понятий, на основании которых возможен опыт и познание мира. Для человека, погруженного в пространство фэнтезийного неомифа, этот мир предстает как первичная реальность, обладающая всем спектром ценностно-смысловых оснований.

Рассмотрим более подробно характеристики фэнтезийного неомифа:

1. Миф представляет собой единство противоположностей, единство материального и идеального, общего и частного, внутреннего и внешнего, профанного и сакрального. Как и миф, фэнтези предлагает нам единство времени сакрального и профанного.

с. 42:

2. Пространство фэнтезийного мира устроено подобно мифу.

с. 43:

3. Элементы сверхъестественного органично вплетаются в структуру фэнтезийного неомифа.

с. 43:

4. По правилам пространственно-временной модели формируются и персонажи фэнтези: боги, маги, чародеи, волшебники, духи. Темные существа локализованы в подземелье, в хтоническом, почвенном мире, на севере и востоке. Боги и светлые духи – на юге. Символом центра мира часто выступает главный герой, человек. Функция героя – установление нового порядка, может называться мифологической. Поведение героя в классической фэнтези продиктовано самой традицией фольклорного эпоса и рыцарского романа и так же этическими установками самого автора.

5. Ритуальные и обрядовые действия воспроизводят миф. В фэнтези обряд и ритуал также занимают центральное место. Герои фэнтези часто используют обрядовые действия для разрушения замков, приручения драконов, общения с духами и т. д. Самое интересное заключается в том, что фэнтезийный обряд часто начинает воспроизводиться в реальной действительности ролевыми молодежными субкультурами. Вот уже миллионы «толкиенистов» поют эльфийские гимны, поклоняются светлым богам валари, не задумываясь о том, что мир Средиземья есть, по сути, фэнтезийная неомифологическая реальность, новое прочтение древних ритуалов.

с. 43:

6. Фэнтези содержит архетипы. В качестве примера можно привести фэнтезийный архетип мессии. «Мессия» представляет собой героическую личность, которая демонстрирует черты как положительного, так и отрицательного героя, но внутренне этой личности абсолютно чужды как злые, так и добрые душевные порывы.

с. 43:

Таким образом, как архаический миф обуславливал мышление и мировоззрение древнего человека, так и фэнтезийный неомиф оказывает воздействие на сознание современного человека. Создаваемая автором фэнтезийная реальность есть, по словам А.Ф. Лосева, «смысловое бытие», реальное, как и миф. Но фэнтезийный неомиф, на наш взгляд, в отличие от мифа архаического, объяснявшего мироздание, противопоставляет себя реальной действительности.

Галанина Екатерина Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации, Томский политехнический университет

Батурин Даниил Антонович – кандидат философских наук, преподаватель кафедры культурологии и социально-культурных технологий, Тюменский государственный институт культуры





389
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 сентября 2019 г. 20:14
Продолжаю знакомить со специальными публикациями, так-иначе посвящёнными тем-иным аспектам фантастики и вокруг неё...


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 17:56
Какие красивые женщины в авторах освещаемых Вами статей! Глядя на них поневоле соглашаешься со всем ими написанным. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 18:00
Не самая удачная фотография — в реалии Екатерина Владимировна намного симпатичней...

А уж какая умница... :-)

Что же касаемо написанного, постараюсь дать сегодня к нему пару-тройку соображений...

Надумалось тут... :-)


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 19:30
Заменила иллюстрацию к статье на существенно более подходящую её тексту...


Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 19:38

цитата

Самое интересное заключается в том, что фэнтезийный обряд часто начинает воспроизводиться в реальной действительности ролевыми молодежными субкультурами. Вот уже миллионы «толкиенистов» поют эльфийские гимны, поклоняются светлым богам валари, не задумываясь о том, что мир Средиземья есть, по сути, фэнтезийная неомифологическая реальность, новое прочтение древних ритуалов.
Славная (а временами и умопомрачительно смешная) иллюстрация сему тезису:



Ссылка на сообщение25 сентября 2019 г. 19:42

цитата

Таким образом, как архаический миф обуславливал мышление и мировоззрение древнего человека, так и фэнтезийный неомиф оказывает воздействие на сознание современного человека. Создаваемая автором фэнтезийная реальность есть, по словам А.Ф. Лосева, «смысловое бытие», реальное, как и миф. Но фэнтезийный неомиф, на наш взгляд, в отличие от мифа архаического, объяснявшего мироздание, противопоставляет себя реальной действительности.
Мой (и не только) опыт общения (и наблюдения) с нашими (и не только) толкинистами и нашими же неоязычниками свидетельствует — меж ними нет различия, ни концептуального, ни ритуального...

Полагаю, сие НЕ случайно — ибо в основаниях-то имеет место быть, как раз, чистой воды неомиф...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 22:24
Да, ссылка на Лосева более чем уместна, создание мифов — продукт поиска смыслов, а поиск смыслов — результат противоречия видимой бессмыслицы текущей жизни и внутреннего знания (веры) в осмысленность бытия.
Умная, красивая, прекрасно образованная и неравнодушная женщина эта Екатерина Владимировна. Умеете Вы, Лена, радовать читателей Вашей колонки знакомствами с замечательными людьми!
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2019 г. 22:27

цитата Полковник

Екатерина Владимировна
При случае обязательно посмотрю — какие у неё имеют место быть ещё примечательные работы...

Для меня автор, вобщем-то, новый...


⇑ Наверх