Дивов Стрельба по тарелкам


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Дивов. Стрельба по тарелкам. (Дивов и дураки)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дивов. Стрельба по тарелкам. (Дивов и дураки)

Статья написана 5 января 2010 г. 23:39

Не удержался и все-таки купил новый сборник Дивова, хотя часть текстов из него уже читал.

Впечатления от сборника остались крайне противоречивые.

Мы работаем за деньги

Как всегда у Дивова, в маленький рассказ поместилось много непростых вопросов. Здесь и борьба между совестью и долгом, и противопоставление наемников и людей на государственной службе, и противоречия между личными и общими интересами. Главные герои типичны для автора — крутые профессионалы, которых мучает совесть, и которые ведут себя как последние раздолбаи. Весьма типична для Дивова и ситуация, когда государство борется с последствиями своих ошибок, безжалостно истребляя людей, ставших уже не нужными. Написан рассказ, как всегда в фирменном дивовском стиле: динамично, с жесткой иронией и легкой грустью вперемешку. Зато не так часто встречается ситуация, когда противоборствующие стороны и правы и неправы одновременно.

Есть у Дивова и более сильные произведения, но и этот рассказ хорош: цепляет за душу и заставляет думать. Оценка — 8.

Нанотехнология

Симпатичная безделушка от Дивова. Да, сочетание уже подзабытых сейчас советских реалий и технологий будущего выглядит забавным. Да, образы персонажей рассказа весьма узнаваемы. Да, наш человек все что угодно может использовать для того, чтобы лучше «догнаться». Но в целом, история получилась достаточно поверхностная. К тому же, постоянное использование автором одной и той же тематики уже изрядно приелось. Оценка — 7.

Слабое звено

И снова Дивов пишет об армии. Правда, теперь это российская армия близкого будущего, в которой порядка побольше и задачи потолковей, но очень много узнаваемых реалий еще остается. В рассказе понравились очень хорошо изображенные персонажи. Интересна концепция взаимодействия летчиков со своей техникой. Еще чуть-чуть разумности — и штурмовики были бы очень похожи на любимых Дивовым кавказок. А вот действия в произведении на удивление мало. По сути, центральная проблема — взросление главного героя. В итоге получился рассказ несколько на любителя. Оценка — 7.

Проблема холодного пуска

На медведя я, друзья, выйду без испуга.

Если с другом буду я, а медведь — без друга.

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так.

Достаточно невнятная получилась история. Собственно, двумя этими отрывками она в достаточно полной мере описывается. То, что герои Дивова, бегают, шумят и экспрессивно выражаются, уже никого не удивляет. Но обычно за всей этой шумихой скрывается некое второе дно. В данном же случае ни четкого сюжета, ни глубокой идеи, ни ярких образов персонажей в ней обнаружить не удалось. Складывается впечатление, что творчество у автора в последнее время «не идет» и описывая «проблемы холодного пуска» Дивов иносказательно показывает собственные трудности при написании новых произведений. Оценка — 6.

Стрельба по тарелкам

Как ни странно, этот рассказ Дивова — своеобразное возвращение автора к проблемам, поднятым еще в «Выбраковке». Да, на первый взгляд, все очень типично для автора. Понаприлетали всякие дурацкие инопланетяне, но наши мужики взяли и вломили им про полной программе, для разнообразия, даже не похмелившись перед этим. Колоритные образы героев, как наших, так и инопланетян, живая разговорная речь персонажей уже привычны для читателя. Однако, фирменная ирония автора и даже эпическая сцена пальбы из пушки по летающим тарелкам — лишь антураж этой истории. Дивов пытается разобраться, какое же устройство нашего общества и государства является оптимальным. После того, как автор вместе со своими героями последовательно дали чертей имперцам, социалистам и либералам, в качестве оптимального варианта остался достаточно примтивный и малореалистичный анархо-синдикализм. Впрочем, сам же автор намекнул нам в концовке, чем же закончится дело в таком случае. Похоже, Дивов и сам теряется в догадках, какой же порядок и строй нужны России. Оценка — 8.

Сталин и дураки

Однажды фантасту Дивову попалась в руки книга Даниила Хармса. Почитал он ее, посмеялся, да и решил: «Эка невидаль, и я так могу. Вот только про кого бы написать? Про Пушкина с Гоголем уже неактуально. Кто их сейчас помнит!? Надо бы про кого-то известного, например, про Сталина ну и про свиту его зловредную да глупую, короче, про дураков. Вот другие фантасты удивятся!»  Взял фантаст Дивов несколько книг Виктора Суворова для исторической достоверности, несколько бутылок чего покрепче для вдохновения да и начал творить. Сидит, по клавишам колотит, книжки Суворова  листает да черпает вдохновение полной мерой, при этом почти не закусывая. Творит свое бессмертное произведение и все норовит покрепче загнуть, да поядреней, так, что аж сам хохочет. (Видно, источник вдохновения попался забористый). Долго ли, коротко ли автор так сидел, история умалчивает. Однако, написал он свое творение, а чтобы сразу не побили, подписал рукопись именем Корягина некого. Тот ведь старый, ему все равно.

Попалась и мне в руки эта книжица. Прочел я страницу и захихикал, прочел вторую — и захохотал. Прочел третью — и под стол со смеху уполз. Так и читал все больше под столом, изредка из-под него выглядывая. Очень уж смешная книжица получилась. Дочитал книжку, отсмеялся, да и задумался: на что ж это фантаст Дивов намекает в своей анонимочке? То ли просто решил пошутить, народ повеселить? Так на него непохоже. То ли решил осудить еще раз сталинизм проклятый, высветить все его мерзости злодейские. Так сколько можно уже. Да и с симпатией к персонажам книжка-то Дивова написана. То ли наоборот, решил намекнуть, что все кругом дураки, только товарищ Сталин был не дурак, да фантаст Дивов не дурак тоже.

В общем, не только посмеяться, но и мозгами пораскинуть над книжечкой все равно придется. Вот только, когда читать ее начнете, что-то мягкое подложите, а то ведь все равно со смеху под стол укатитесь. Главное, раньше времени мозгами не раскиньте. Оценка — 9.

Косой взгляд

Однажды о Стивене Кинге сказали: «Он настолько популярен, что вместо нового романа может издать свои счета из прачечной. Это все равно купят». Олег Дивов не так известен, как Кинг, но, похоже, лавры заморского мастера не дают ему покоя. Во всяком случае влепить в сборник фантастики свои заметки из авторской колонки в журнале «Моби» о достоинствах новинок мобильной связи и ноутбуков, на мой взгляд, верх нахальства. При этом в этих самых новинках Дивов разбирается чуть лучше меня, а я — чуть лучше, чем совсем никак. Написаны заметки Дивова довольно бойко, автор вставил туда пару забавных баек и высказал несколько довольно дельных соображений, но все же подобный текст — совершенно не то, за что я хотел бы платить деньги. Оценка — 5.

Стенограмма одной дискуссии

Сама по себе тема дискуссии «роль фантастического допущения в фантастике» весьма интересна. Что это: один из многих инструментов, которыми пользуется автор или ключевой инструмент произведения? Минаков и Рух подняли довольно интересную тему, хоть и не слишком внимательно слушали аргументы друг друга. Лично мне позиция Минакова показалась более близкой к истине. Подключившимися участниками дискуссии было высказано немало интересных соображений. К сожалению, временами спор скатывался в откровенный базар и стеб авторов друг над другом, а стенограмма опубликована в неподчищеном виде. Ознакомиться с дискуссией было довольно поучительно, но вот что она делает в авторском сборнике Дивова, я совершенно не понимаю. Оценка — 6.

Вывод В последнее время Дивов испытывает большие проблемы с написанием новых книг. Последний роман — «Ночной смотрящий» написан в 2004 году, повесть «Храбр» — в 2006. Даже с рассказами дело идет туговато. А жить-то автору за что-то надо. В результате сборник формировался по принципу: «Я его слепила из того, что было». В сборник вошла одна совершенно убойная и необычная вещь — «Сталин и дураки», прочесть которую я рекомендую всем читателям с чувством юмора, пара хороших рассказов — «Мы работаем за деньги» и «Стрельба по тарелкам», три неплохих, один — «Проблема холодного пуска» — довольно халтурный. До минимально приличного объема сборник пришлось добивать чем попало — заметками из компьютерного журнала и стенограммой дискуссии на Росконе. Ознакомившись со всем этим, поневоле начинаю чувствовать себя дураком, выложившим не такие уж маленькие деньги за книгу, которая того не стоит. Торжественно обещаю: больше такие халтурные сборники автора не покупать!

Вообще-то я не люблю читать с экрана, но в данном случае могу посоветовать читателям заглянуть в ЖЖ Дивова, прочесть «Сталина и дураков» в обязательном порядке, прочее по желанию, а деньги потратить на что-то другое.



Тэги: Дивов


285
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 01:55
Я на Дивова уже давно денег не трачу, а вот Косой взгляд и Сталин и дураки просмотрю обязательно, заинтриговали.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:46

цитата Snowman

Я на Дивова уже давно денег не трачу

Что так? Не нравится?

цитата Snowman

Косой взгляд и Сталин и дураки просмотрю обязательно, заинтриговали.

Сильно похвалить и сильно поругать нечто — самые эффективные способы привлечения внимания;-) Средненькая 7 никому не интересна


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 07:59

цитата

Последний роман — «Ночной смотрящий» написан в 2004 году

а как же армейские байки?!

к выводу я пришел такому же... «Мы работаем за деньги» — прикольный рассказ из Убить чужого... а вот «слабое звено» — слабый ответ на слабый рассказ Зоричей...
публицистика Дивова меня не захватывает...

сборник слабоватый получается....

жаль, что у автора застой...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:35

цитата sham

а как же армейские байки?!


Так ведь они писались и выкладывались в ЖЖ оч-чень давно, нет?
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:46
за ЖЖ Дивова не слежу... поэтому не в курсе...
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:40

цитата sham

а как же армейские байки?!

Это не роман и не фантастика, а именно что армейские байки
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:46
почему не роман.. .у нас в библио — именно роман, правда я не читал... еще... 8-)
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:52
По объему — роман, а по факту — сборник разных историй из армейской жизни
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:59
вообще в последнем сборнике Дивова «Вредная профессия» выложена его полная библиография...
так вот там написанно, что «Оружие возмездия» — цикл документальных новелл...
обращал внимание кураторов на это... меня уверили, что это полновесный роман!
надо все-таки собраться и почитать его... %-\


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 16:19

цитата kkk72

цитата Snowman
Я на Дивова уже давно денег не трачу

Что так? Не нравится?

Не очень.


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 19:30
Спасибо, за интересную статью! Возникает вопрос,а в целом как, Вы, к Дивову относитесь?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 19:31
Некоторые романы — «Лучший экипаж Солнечной», «Закон фронтира», «Толкование сновидений» очень люблю. К позднему творчеству отношусь ровней. Но сейчас в творчестве автора, похоже, наметился спад.
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 19:37
Я читал всего несколько произведений сборник «К-10» и повесть «У Билли есть...», начинал «Мастера собак», и «Оружие возмездия». Впечатление двоякое, с одной стороны он весьма груб, но часто очень глубок. Правда любит халтурить!
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 19:53
Попробуйте Выбраковку или Лучший экипаж Солнечной — самые знаковые вещи автора
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 19:54
Спасибо! Начну с «Выбраковки«!
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 19:57
Она проще, но для творчества автора достаточно типична
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 20:03
Вообще я собирался следующею книгу взять Лема   «Рассказы о пилоте Пирксе» или Дяченков «Пандем». Пандем по после вашей статьи! Хотел уточнить, стоит ли начинать знакомство с Дяченками с этого произведения! (Читал только рассказ «История доступа» в Если)
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 20:06

цитата J0kerS

стоит ли начинать знакомство с Дяченками с этого произведения!

Почему бы нет. Как вариант могу предложить «Варан»
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 20:09
Большое спасибо! Всяческих, Вам, успехов!
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 20:16
:beer:
 


Ссылка на сообщение7 января 2010 г. 18:29
Присоединяюсь :beer: Спасибо за наводку на «Сталина и дураков» — мой вечер однозначно удался:-D
 


Ссылка на сообщение7 января 2010 г. 18:34
Да, убойная вещица!:beer:


Ссылка на сообщение7 января 2010 г. 10:40
По поводу рассказа «Проблема холодного пуска» полностью согласен — асболютно невнятная вещь, непонятно зачем написаная, да к тому же ещё и почти слово в слово повторяющая классический рассказ Шекли. Только я бы оценку ещё бы снизил — все-таки это халтура.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 января 2010 г. 10:43
А другие произведения из этого сборника вы читали?
 


Ссылка на сообщение7 января 2010 г. 13:11
Нет — я и этот-то прочел в Если.
 


Ссылка на сообщение7 января 2010 г. 13:17
Вам не повезло. Это рассказ — худший в сборнике. Впрочем, многое можно найти прямо в ЖЖ Дивова


Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 18:34
Первый рассказ оставил крайне негативное впечатление, а вот «Сталин и дураки» лучшее из отечественной малой прозы, что читал в этом году.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 18:45
А что так не понравилось в первом рассказе?

цитата Senna

«Сталин и дураки» лучшее из отечественной малой прозы, что читал в этом году.

В 2010?;-)
 


Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 19:00

цитата kkk72

А что так не понравилось в первом рассказе?

В отзыве всё своё негодование выразил.

цитата kkk72

В 2010?

Я к тому, что числится он 2009 годом. Вот только не знаю, можно ли за него голосовать?
 


Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 19:43
Думаю, да.
Рад, что вам понравилось:beer:


Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 22:52
Тратить деньги на Дивова или нет — личное дело каждого, а вот в том, что тратить время на высокомерные и безапелляционные вердикты kkk72 совсем не стоит, я убедился окончательно. Дивову же на подобные «приговоры» наверняка глубоко плевать. :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 22:53

цитата ifikl

а вот в том, что тратить деньги на высокомерные и безапелляционные вердикты kk72 совсем не стоит, я убедился окончательно.

Жаль. А то подбросили бы деньжат, что ли:-D
 


Ссылка на сообщение8 января 2010 г. 23:05
Уважаемый kkk72! Ваша реплика лишь подтвердила с некоторых пор возникавшее у меня при чтении Ваших рецензий впечатление, что Вам в качестве аватара больше подошел бы не персонаж из всенародно любимого фильма (кстати, не боитесь, что В. Ливанов или режиссер И. Масленников могут «наехать» на вас на предмет нарушения авторских прав»?), а диккенсовский Скрудж из «Рождественской истории» — хоть из старой английской экранизации, хоть из новейшей мультверсии Р. Земекиса.


Ссылка на сообщение10 января 2010 г. 20:36
Господа, читать Дивова имеет смысл почти всегда, точнее — всегда, и по трем причнам.

В текстах, отмеченных этой слаыной фамилией всегда есть ломовой, как правило, заряд самоиронии, которому не смешно было бы поучиться тем, кто по «их» поводу выскаызвается.

Во-вторых, Дивов всегда пытается сблизить очень странные штуки, иногда это — реализ и фентези, а иногда это — смех да и почтение... Он играет всегда — на двух противоположностях, эти некоторые рассказы, о которых тут как-то выговаривали — «невыразительно» — это и есть пресловутые качели, это довольно сложная в писательском отношении штука, почти цирковой трюк, я их именно так прочитал.

В третьих, Дивов делает грубость, жесткость — экономной и вполне себе гуммунистической. Как у него это получается — не знаю. Последнее про него мое мнение, это у него пошло из армии, нужно, чтобы понять его, прочитать его... этот... дневник армейской службы, его вполне легко можно найти в и-нете, кажется, Олег не жилил его... То есть, где-то издал, может быть, но в и-нете его тоже можно найти, попробуйте, ребята, через армию у Мошкова... Нет, точно сейчас не буду искать ссылку, но через Яндекс — вы и сами найдете.

И вот эти три его, Олега Дивова, качества, очень точно отображают его личность в этом сборнике. Это же видно!

А вообще, Олег Дивов — один из самых способных на развитие, умных и технически грамотно пишущих литераторов-фантастов нашей делянки при сугубой современности... В общем, он — из лучших, что и доказал этими своими текстами. Не всеми, но большей частью... Вот.

PS: — он не нуждается ни в ваших, господа, похвалах, ни в моих его защитах... Это я — иногда нуждаюсь в его текстах.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2010 г. 22:54

цитата bacumur

прочитать его... этот... дневник армейской службы, его вполне легко можно найти в и-нете, кажется, Олег не жилил его... То есть, где-то издал, может быть


Книжка называется «Оружие возмездия». И это не совсем «дневник».
 


Ссылка на сообщение10 января 2010 г. 23:13
То, что Дивов умеет отлично писать, мне известно очень давно.
Но то, что в последнее время у него это получается все реже, мне тоже, увы, очевидно:-(
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 04:42
Все правильно, ребята, я согласен с обоими высказываниями, которые тут, кажется, бросили в ответ на мой-то пост.

Вот только... Знаете, текст — штука довольно сложная, а литератор, который эти тексты производит из себя — это и вовсе... очень даже драгоценное оборудование. Ну, полегче, что ли с ним, с литератором нужно. Не знаю, как это точнее выразить... Бережней, больше от него принимать, нежели от себя в его тексты вталкивать... Может, так?

Об этом я и захотел напомнить. Хотя, конечно, с другой стороны... Критическое отношение и самовыражение по поводу чужих идей — это тоже очень даже непросто, тоже, если подумать, тонкая такая штучка... Так что — да, предлагаю выяснять отношения с любовью и убивать, — даже если такое иногда и возникает — надеясь на лучшее прежде всего в пользу литератора. Да, кажется, так. Ведь мы же от этого все выиграем, не правда ли?

И удачи нам в этом!


⇑ Наверх