Итоги 2019


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «streetpoet» > Итоги-2019: книги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Итоги-2019: книги

Статья написана 30 декабря 2019 г. 12:30

Еще ни разу не подводил итогов года, но все бывает в первый раз. Читаю я немного, дочитываю от силы половину начатого, а в этом году еще и нон-фикшн отъел себе изрядную долю прочитанного. Тем не менее, десятка лучших за год набралась уверенно, а некоторые хорошие книги в нее даже не поместились. Начнем с лучшего:

1. Сорокин «Метель» Удивительно узнать, что в одно время с тобой живет и работает полноценный Великий Русский Писатель со всех больших букв. Сорокин находился на периферии моих интересов, а ассоциации на него были сформированы слухами о некрофилии, экскрементах и прочем эпатаже, заполняющим его книги.

В «Метели» ничего подобного не нашлось. Великолепная повесть-метафора, которую можно читать и буквально. Сюжет увлекательный, выстроенный мир великолепен, язык мастерский. Крайне редкая для меня однозначная оценка в 10 из 10.

2. Набоков «Лолита» Набокова читал давно и только входившую в университетскую программу «Защиту Лужина». За «Лолиту» брался из любопытства, но втянулся по уши. В сравнении с той же «Защитой» и позже прочитанным «Даром» тут меньше языковых игр, но первую половину книги — хоть в палату мер и весов в роли эталона. В середине книга становится слегка затянутой, но концовка головокружительна и далеко не сразу понятна. Еще одна книга высшего уровня, больше таких у меня в 2019-м не было.

3. Гроссман «Земля волшебника» Вершина года в развлекательном жанре. Всю трилогию Гроссмана я бы отнес к высшим достижениям фэнтези. Причем с точки зрения настоящей литературы, а не выдумывания новой формы ушей для эльфов. Гроссман блестяще показал, как ведет себя правдоподобный человек в неправдоподобном антураже — ничего в нем не меняется. С точки зрения психологической достоверности, рефлексии и замкнутости на внутренних проблемах, гроссмановский Квентин — аналогия Тео из «Щегла» Тартт. Проработка — тоже на уровне несравненной Донны.

Дальше без мест:

Мураками «Слушай песню ветра» и «Пинбол 1973» Достославный японец на первый вкус оказался приятен, умен, культурно подкован, поэтичен и меланхоличен. Обе книги бессюжетные — дзуйхицу, но подборка сценок, замечаний и размышлений чудесная. Добью трилогию Крысы и возьмусь за что-то более масштабное в исполнении Харуки.

Елизаров «Библиотекарь» Многих напугали трэш и неприкрытая советчина, при этом книга с выдумкой, увлекательная и бойкая. Апология СССР тут сравнима с борьбой за Гондор в эпопее Толкина — уровень правдоподобность стран одинаков.

Рошак «Киномания» Блестящий роман на тему тайн и заговоров, в котором загадка намного интереснее отгадки (как бывает почти всегда). Никаких глубоких рассуждений о кино и искусстве вообще тут нет и в помине, зато Рошак крепко держит читателя за шкирку и не отпускает до финала.

Маркес «Вспоминая моих грустных шлюх» Трогательная история о первой любви старика в возрасте «хоть в гроб клади» к ускользающей нимфетке. Тончайшими линиями сделанный рисунок о невозможности обладания. Найти бы еще хоть одного рассказчика уровня Маркеса.

Литэм «Сиротский Бруклин» Крепкий классический детектив с эффектным трюком в виде речевых проблем нарратора. Написано по высшему жанровому стандарту, недосказанность концовки играет роману на руку. Экранизацию Нортона пока не видел, опасаюсь разочарования.

Иванов «Пищеблок» Не читал книг Иванова со времен «Блуда и МУДО» и, кажется, зря. По крайней мере, в пищеблоке он выдал абсолютно стивенкинговского уровня роман на тему пионеров, вампиров и потери невинности. К чести автора, аналогии с кровососущим советским режимом оставлены на усмотрение читателя.

Мьевиль «Переписчик» В мастерстве литературной фиксации сновидений превзойти Мьевиля почти невозможно. Вроде бы повесть ни о чем, большая часть сюжета остается на долю домыслов, однако ж цепляет и картинка в голове складывается. Ну и да — таких картинок вам мало где покажут.

Под конец — чуть-чуть о разочарованиях

Аткинсон «Преступления прошлого» и «Человеческий крокет». Аткинсон пишет бойко да гладко, но зачем? Оба романа изнутри оказались пустыми, финтифлюшка, не более. К тому же, писательница чересчур фиксируется на одних и тех же темах: в обеих книгах инцест, семейное насилие и брошенные дети.

Духовны «Мисс Подземка» После глубокого «Брыки Дента» почетный Малдер вдруг написал пустую мистическую историю в жанре городского фэнтези. И зачем бы?

Набоков «Дар» Вторая и третья части книги чрезмерно растянуты и, по большому счету, не обязательны. К чему они? Показать развитие стиля автора? Можно было обойтись для этого меньшим объемом. Все, что собственно про рассказчика — блестяще. В сумме книга неплохая, но после «Лолиты» расстроила.

Стругацкие «Улитка на склоне» Очередной заход на Стругацких оставил в недоумении. С чего бы множество неглупых людей считает философами и гуру этики писателей, чьи умозаключения не выходят дальше соображений пятиклассника? Наверное, такие книги остаются с тобой, если ты их прочитал лет в 11. Потом уже ни к чему.





93
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх