Жозе Сарамаго


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» > Жозе Сарамаго - Слепота
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жозе Сарамаго — Слепота

Статья написана 11 января 2010 г. 21:22

В детстве я часто игрался в «слепоту» — благо, стремительно угасающее зрение позволяло представить эту игру едва ли не репетицией последующей жизни. Просто закрывал глаза и жил в темноте час или два. Больше все равно не выдерживал, слишком страшно становилось. Слепота одного человека — это трагедия для него самого и для его близких. Слепота общества (во всех смыслах этого слова) — это катастрофа.

Сюжет романа Сарамаго одновременно прост и при этом крайне сложен. В некоем Городе начинают один за другим слепнуть люди — без видимой медицинской причины, причем слепота эта передается от человека к человеку быстро и неотвратимо. Общество решает изолировать слепцов, но бушующая эпидемия продолжает свою жатву. И только одна женщина почему-то остается стойкой к слепоте, ее глаза продолжают видеть, несмотря ни на что (причем периодически видеть такое, что лучше бы им ослепнуть право слово).

Признаться, больше всего подкупил не фирменный стиль Сарамаго — не выделенные в прямую речь диалоги, отсутствие восклицательных и вопросительных знаков — просто тотальная глыба текста, вместе с тем не создающая неподъемной тяжести при прочтении. Ну пишет так человек, что уж тут поделаешь. Получается так естественно, что даже как-то акцентировать внимание и восхищаться (ну или ругать) не получается. Меня подкупила жесточайшая психологическая достоверность происходящего. Быт колонии слепцов в карантине ужасает, однако практически не оставляет сомнений в своей честности и прямоте. Кажется, по-другому и быть то не может. Человек человеку волк, а в данном случае не прост волк, а раненый волк, а раненый зверь, как известно, опасен вдвойне. Шаг за шагом накручивает спираль ужасов Сарамаго, опираясь при этом не на традиционный саспенс или хоррор, а исключительно на человеческую психологию. Читать это страшно и противно, но оторваться от этого невозможно.

И ведь не вызывают вопросов необъяснимая и необъясненная слепота, не вызывает вопросов странная устойчивость к непроницаемой белой мгле перед глазами единственной женщины в городе. Потому что преподносит все автор как жестокую, достоверную притчу — на это работают и стиль письма, и отсутствие имен у персонажей, и подчеркнутое невнимание к причинам эпидемии. Сарамаго интересует не это. Сарамаго интересует психология людей в минуту. когда они наиболее нужны друг другу, наиболее беспомощны поодиночке. И в эту минуту редкие островки доброты и взаимовыручки тонут в океане насилия и глупости, более того, иногда добро вынуждено отстаивать себя наиболее жестокими и бесчеловечными способами. Вывод, сделанный автором, для нас весьма неутешителен. И в этом контексте даже странноватый хэппи-энд не выглядит таковым, ибо дело не в нем — ведь свой приговор Сарамаго вынес значительно раньше...





86
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 21:39
спасибо))

цитата armitura

Просто закрывал глаза и жил в темноте час или два

бррр, какая жуть. это едва ли не самый большой мой иррациональный страх, сразу после высоты. Если задуматься, ведь все завязано на зрение, увы...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 21:40
за что спасибо-то?))

цитата kerigma

Если задуматься, ведь все завязано на зрение, увы...
само собой) но такие игры сильно щекотали нервы)
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 21:47

цитата armitura

за что спасибо-то?))

за отзыв, я ж просила))

цитата armitura

но такие игры сильно щекотали нервы)

фигассе у вас игры
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 21:48

цитата kerigma

за отзыв, я ж просила))
аа... ну я все равно бы написал, все-таки 10/10 поставлено, а значит, впечатлило)

цитата kerigma

фигассе у вас игры
тяжелое детство :-)))
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 21:50
уколы в глаза?) ужасы рассказываете, я бы на твоем месте вообще побоялась это читать. собсно, я и на своем еще как побоялась)
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 21:51
но ведь прочитала))
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 22:01
ну раз начала, чего уж бросать)


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 23:48
Скажи честно причестно купил не по моей наводке?Помнится я вам в личке писал,что хочу приобрести эту книгу.:-))).Аж десяточка у вас.o_O
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 23:49
нет, не по твоей, честно говоря))
вот девушка выше сподвигла...))
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 23:51
То бишь от нее инфу об этом романе ты получил раньше?:-)))
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 23:52
ну не об этом романе, а о сарамаго в целом, а там уже выбирал по аннотациям)
 


Ссылка на сообщение11 января 2010 г. 23:55
Ну это допустим.:-))).Я вот тоже не читаю потому что не хочу портить себе настроение.Хотя подозреваю мощевая вещь.
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 00:01
ну крутая да, хотя наши интеллектуалы упрекают ее в некоторой вторичности)


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 12:00
тоже в слепоту в детстве играла, видать это свойственно людям с плохим зрением.....
А потом в лет 12 посмотрела фильм День триффидов, а потом и прочитала его. Слепота это страшно, но люди они ж в 100 раз страшнее!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 12:22
люди — это вообще ппц какой-то, согласен
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 13:50

цитата armitura

люди — это вообще ппц какой-то, согласен
Как там писал в «Деле незалежных дервишей» Хольм ван Зайчик.«Других то все равно нет» так что надо как то этих переделывать.Хотя это процесс с черезвучайно низким КПД.
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 13:52
никого ты не переделаешь, как показывает практика))
природа возьмет свое)


⇑ Наверх