Итоги 2020


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «streetpoet» > Итоги-2020: книги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Итоги-2020: книги

Статья написана 30 декабря 2020 г. 22:40

За весь год не прочитал, кажется, ни одной «актуальной» книги, но во впечатлениях от литературы совсем не потерял. Карантин слегка добавил времени на чтение, хотя большинство книг, традиционно, остались недочитанными по причине отсутствия интереса. В десятку взял лишь художественную литературу, хотя и десяток интересных нон-фикшн произведений прочел.

Саша Соколов «Школа для дураков»

Однозначно лучшая книга года. Соколов вроде бы шел путем Набокова, но в отличие от ВВН языковые игры у него нужны не только ради красивого словца, но и для проникновения в чужую голову. «ШдД», пожалуй, лучшая передача мышления человека с альтернативной психикой, что я встречал в любом из видов искусств. В придачу, написана лучшим видом русского языка из возможных, поэтика диво как хороша. Не стал браться в этом году за другие книги автора, чтобы не съесть весь торт за один присест.

Дональд Томас «Белый отель»

Прекрасное упражнение на тему «что, если бы психоанализ не был полной чушью», под конец уходящее в мистику. По умению передать чувства и эмоции автор просто топ. Читаешь — не оторваться.

Уильям Берроуз «Голый завтрак»

Учебник по сопротивлению диктатуре языка, который некоторые отчего-то принимают за «контркультуру». Манифест свободы в форме бессвязных вроде бы зарисовок из жизни люмпенов. Кроме прочего, Берроуз превосходный поэт и его описания/метафоры/эпитеты дадут сто очков вперед любому автору «красивостей».

Харуки Мураками «Дэнс, Дэнс, Дэнс»

Личный автор года, взахлеб прочитал четыре его книги и остановился во избежание передозировки. «К югу от границы, на запад от солнца» блестяще описывала ситуацию, когда ваши верхи не могут уйти от жены, но ваши низы ее уже не хотят. «Страна чудес без тормозов» практически учебник дзена, но в сюрреальном антураже. «Охота на Овец» была образцовым нуаром, пока не свернула в метафизику. Но больше всех глянулся «Дэнс...». Он какой-то самый волшебный, что ли.

Набоков «Камера обскура»

ВВН — великий препаратор одержимости. Конкретно в «Камере» он показывает, как человека рушит чрезмерное увлечение сладострастием, ради которого он отказывается и от достоинства, и от здравого смысла. Написано, как всегда, блестяще. В каком-то роде это преддверии «Лолиты», но куда более остросюжетное и менее провокативное.

Трифонов «Дом на набережной»

Ультимативный гид по тому, как быть тщедушной сволочью. Трифонов взял в герои сущее ничтожество, заботящееся лишь о тепле собственного зада, и показал его изнутри, как на вскрытии.

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота»

Читал десять лет назад, на первом курсе, местами хохотал, но не шибко впечатлился. Теперь вышло иначе: остроумие, с которым автор играет с буддизмом и даосизмом, весьма доставляет. Но и какая-никакая философия из-под полы выглядывает. Пусть и разжиженная.

Венедикт Ерофеев «Москва — Петушки»

Тоже было читано давным-давно, а в этот раз переслушал в авторском исполнении. Что сказать, читает Ерофеев великолепно, а сама поэма заоблачно прекрасна. Впечатления были б почти одного уровня с Соколовым, если бы прочтение было первым для меня.

Дж. Д. Сэлинджер «Выше стропила, плотники»

Сэлинджер, конечно, сильнее всего в паузах и пропусках, а потому — в рассказах, где пропустить можно всего поболее. Но эта конкретная повести, в отличие от «Симора», например, удалась на 11 баллов по 10-бальной. Беллетризованный дзен — тот случай, когда вроде ничего не понял, а все понял.

Джеффри Евгенидис «Девственницы-самоубийцы»

Мастерски написанный роман об угнетении и угасании. Американский юг оказывается чуть ли не русской провинцией, с теми же самодурством и хатаскрайничеством. Вроде бы история о матери, которая довела до самоубийства пятерых дочерей, а вроде — элегия юности, из которой выход — только смерть.





99
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх