СССР, 1980, 133 мин.
Реж. Пеэтер Урбла
В ролях Лембит Ульфсак (озвучание — Александр Демьяненко), Иван Краско, Энн Клоорен, Омар Волмер, Хейно Мандри (озвучание — Игорь Ефимов), Аго Роо, Маргус Туулинг, Эйно Баскин, Яан Руус, Аарне-Мати Юкскюла, Юри Ярвет младший, Алис Тальвик, Анника Тынури (озвучание — Любовь Виролайнен), Юри Ярвет, Мария Кленская, Альдо Таммсаар, Велло Янсон, Мартин Вейнманн, Фред Раудберг, Реэт Паавель, Ильмар Оялоо, Анне Тайгер, Матти Милиус
Детектив Социальная драма
Оценка 5.8 (27) Моя оценка 6.5 (неплохо)
Производство Таллинфильм по заказу Гостелерадио СССР.
Экранизация романа Пера Вале.
Руководство Дома прессы (контролирует всю печатную продукцию в стране) получает анонимку — автор обещает взорвать здание в отместку за совершенное убийство.
Расследование поручают комиссару Йенссену — полицейскому не очень удобному, зато раскрывающему все дела.
Как позже выясняется, за комиссаром во время расследования неотступно следит некая спецслужба.
Актерский состав. Снял картину известный эстонский режиссер Пеэтер Урбла («Дама в автомобиле», «Под чужим именем», «Шлягер этого лета», «Под чужим именем»).
В главной роли Лембит Ульфсак (на русском озвучивал Александр Демьяненко).
В фильме снялись звезды и известные актеры Иван Краско (начальник полиции), Хейно Мандри (один из директоров концерна) («Россия молодая», «ТАСС уполномочен заявить», «Документ Р», «Жизнь Клима Самгина», «Мертвый сезон»), герой рассказа Михаила Веллера «Режиссер в эротике» эстонский еврей Эйно Баскин (Рафаэль Кранк), Аарне Юкскюла (Гуннар Блинд) («Всадник без головы», «Тайна «Черных дроздов»», «Слеза Князя тьмы», «Пляска смерти»), Юри Ярвет (Карл Браннер), сын Юри Ярвета Юри Ярвет младший (Бен Кристиан Готтлиб, сознавшийся в «шутке») («Все мои Ленины», «Хрусталев, машину»), оперная певица Анника Тынури (Юлия Квалхейм).
Почему смотреть стоит (плюсы). Отличный актерский состав.
Лембиту Ульфсаку дали полистать иллюстрированные журналы на французском, а зрителю намекнули, что все это великолепие служит только для отвлечения гегемонов от классовой борьбы.
Зрителю несколько минут демонстрируют картинки из глянцевых журналов — неслыханное вольнодумство по тем временам.
Неплохо рассказано о методах прессы и о том, как создается общественное мнение и вкус. Упреки в единообразии со стороны советского правительства смотрятся смешно. Методы достижения цели различны, но результаты одинаковы.
Фильм получил приз за режиссёрский дебют на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Ереване в 1981 году.
В 1983 году фильм принял участие в кинофестивале Эстонской ССР, на котором режиссёр Пеэтер Урбла получил диплом за успешное развитие киножанра политического детектива
Цитаты. «Прекратились дискуссии на темы, не допускающие двух мнений»
«Эпидемия века — интеллектуальный паралич. Идиотская привычка разглядывать картинки. Полное отсутствие потребности в серьезном чтении
«По нему проверяли о чем нельзя писать, о чем нельзя думать»»
«Журналы стали писать о всеобщем благоденствии и о единстве народа» (не знаю куда смотрели советские цензоры, попустив фразу, точно описывающую положение дел в СССР).
Почему смотреть не стоит (минусы). В 80-е годы мне этот фильм нравился (видел его несколько раз по телевидению). Но сейчас он уже скучноват. Все насмерть серьезно. Все силы ушли на клеймление позором, ни на что другое сил не осталось. А ведь по тому же Вале в Союзе снимались гораздо более интересные фильмы («Неоконченный ужин», например).
Смертельная серьезность вредит картине, особенно в сравнении с по хорошему безумным «Камикадзе 89».
В фильме нет описания механизма экономического рабства, в которое попадали сотрудники 31-го отдела (в телеспектакле 1972 Стржельчик это все точно описал, здесь этого нет. В романе тоже есть) и которое объясняет, почем из него нельзя было уйти.
Итог. Неплохой политический детектив-памфлет.