lt Часть 5 У Ы суммарное


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «technocrator» > <Часть 5. У-Ы + суммарное мнение> Отзывы на рассказы отбора в «Зеркальную волну — 2»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

<Часть 5. У-Ы + суммарное мнение> Отзывы на рассказы отбора в «Зеркальную волну — 2»

Статья написана 11 мая 2020 г. 19:23
Финишная часть.




Убить Цезаря

Морально устаревшая неровная социалка. За исторический экскурс спасибо, но написано просто кошмарным слогом, скачущим из пафоса в вульгарность. Мысли тоже достаточно банальные транслируются.

4 (с плюсом) из 10




Увольнение Вадима

Так, ага, понятно. Текст с той же причудливой пунктуацией, как и в «Братьях по разуму». Как бы помягче сказать... прежде чем пробовать печататься, стоит очень серьёзно поработать над языком и изложением (да и содержание не то чтоб порадовало...) Оценивать смысла не вижу.




Узелки на память

Почти в духе Ле Гуин – о матери и дочери-ведуньях. Хорошо в плане стилистики, но простой сюжет, к сожалению, не вдохновляющий и не давший ничего нового.
З.Ы. Непонятно, почему в воспоминаниях говорится о «предательстве»: когда мать вдруг сжигает заживо любовника, а потом чуть ли не проделывает то же со своей дочкой в доме, это не называется «предательство», это называется «крыша поехала».

6 из 10




Украдите нам принцессу!

Ещё одна история с рыцарем и драконом. Сам по себе текст смешно и приятно читается, но с сюжетом какой-то сумбур. Ладно, с еженедельными революциями понял в чём прикол, хотя несколько притянуто за уши звучит для захудалого королевства, «держащегося за традиции»... Рыцарь сначала объявляет «за принцессой» (а только потом уже объясняет суть дела), что должно привести к ситуационному недопониманию с драконом и создать комедийный эффект, но вместе с тем немного запутывает и читателя. Абсолютно не уяснил, зачем нужен начальный отрывок с каким-то деревенским парнем – тоже только ещё больше сбивает с толку. Тем более, если принцесс «лет пятьдесят как не было», как до этого рыцари-то обходились? И как та самая упомянутая принцесса с пятилетней сестрой замуж вышла, не «по правилам»? Словом, как-то бы все моменты пояснять и обыгрывать.

6 из 10




Упырь

Хм. Ну... тема «упырей» раскрыта, скажем так, оригинально и... своеобразно. Но помимо этого особых достоинств не усматривается. Стилизация под «государевых холопов», имхо, посредственная.

6 из 10




Уравнение со множеством неизвестных

Простите, но тут буквально всё вызывало оторопь и раздражение.
Отмечая некоторую наивность рассказа «Девушка со скрипкой» в социально-психологическом плане, ещё не подозревал, что мотив реакции на инопланетных захватчиков, без разговоров стремящихся уничтожить население, можно подносить НАСТОЛЬКО простодушно...
Абсолютно безжизненная, почти карикатурная утопическая конструкция и насквозь вторичная, этак как минимум на полвека устарелая, проблематика. «из чего сделаны земляне. Из глупости, костей и… варенья.» Насчёт глупости – это да.
Местами вычурно-претенциозный стиль изложения. Туманный туман туманно туманился, ага...
Плюс – тут уже личный пунктик – бесит, что главперса гуманитарной в плохом смысле истории сделали математиком.
Рекомендации. Брать и читать неувядающий «Путь меча» Олди до просветления, как пример по-настоящему талантливой подачи основной темы, затронутой в рассказе. Факультативно – лекции по теории игр, например, о парадоксе Эрроу общественного выбора или о эволюционно устойчивых стратегиях в расширенном варианте «Дилеммы заключённого», дабы вкурить математический подход к изучению конфликтов...

4 из 10




Фарис

Вначале показалась, что ожидает жуткая трэшатина. Но раскрылась захватывающая, хотя и действительно жутковатая, внутренне достоверная история жизни (точнее, жизней) человека в мире, где мужчины обладают способностью личного перерождения в теле своего ребёнка. Линия «восхождения» по социальной лестнице в капиталистическом мире не нова, но в данных условиях подана впечатляюще – существование как бесконечная борьба «от уровня к уровню», когда сложно позволить проявление человеческих чувств. Открытая концовка, правда, сама по себе достаточно банальна.
З.Ы. Надо бы как-то сразу дать яснее понять, что события первых глав происходили ДО пролога, а то изначально немного путает и сбивает.

8 из 10




Фатум

Избитый банальный сюжет с изменением критического жизненного момента в прошлом. Хотя момент с одновременным существованием рядом старого и нового домов понравился.

6 (с плюсом) из 10




Фильтрационный лагерь «Хайнлайн»

Вместе с агентом, прибывшим в пресловутый лагерь по подделанной повестке, мы оказываемся в необычном хитросплетённом измерении. Но вместо того, чтоб пробовать разгадывать его секреты исследованиями, не лучше ли присмотреться к находящимся рядом людям...
Основная идея (помимо «пацифистической» линии), собственно, уже встречалась у классиков:
«Либо Странники – сверхцивилизация, и тогда нет им дела до нас, это существа с иной историей, с иными интересами, не занимаются они Прогрессорством, и вообще во всей Вселенной одно только наше человечество занимается Прогрессорством, потому что у нас история такая, потому что мы плачем о своем прошлом… Мы не можем его изменить и стремимся хотя бы помочь другим, раз уж не сумели в свое время помочь себе…» (с)
Текст в целом сносно-середнячковый (оценивать точнее сложновато в отрыве от вселенной, частью которой является).





Фирс

Балы, красавицы, лакеи-роботЫ, и вальсы Шуберта и...
Мда. Очередной стереотипный «архаичный» опус с ещё одним горе-попаданцем, заделавшим ребёночка простушке.
Тут хотя бы не одобряется подобное. Хотя с «героя» как с гуся вода, спокойно уехать веселиться с новой пассией, только что увидев младенца и узнав о гибели девушки...
За кадром остаётся, как вообще настолько ограниченной и безответственной личности удалось   адаптироваться к языку и укладу другого века настолько, что ещё и скучать умудряется. Папенькины книжки и реальная жизнь всё-таки разные вещи. Как они с андроидом кормить ребёнка собирались до того, как «кормилицу из деревни пришлют»?

5 из 10




Фокус

Мне обычно не нравится абсурдизм, но тут автору удалось доставить несомненное тонкое удовольствие от прочтения. В абсолютно серьёзном тоне изящно пародийно обыгрываются типичные сюжетные ходы социальной фантастики с «перевёрнутым миром».

8 из 10




Фотография из архива

Вполне читабельно, но новых идей по сути нет, и тема не оригинальна («естественное» против «техногенного»). Очень уж скупыми штрихами обрисован мир. Это можно объяснить тем, что рассказ ведётся от лица затворника, но тем не менее... Самое большое удивление вызывает, что только он один «может вспомнить» природный ландшафт. Куда все парки и леса на планете вдруг подевались? Так-то наоборот, чем выше уровень технического развития, тем больше озеленение и отдых на природе ценится.
Также, если позиция противников вмешательства в мозг ещё хоть как-то объяснима, то «антипрививочность» выглядит уже полным идиотизмом и сектантством...
Чтобы оживить и сделать полнее сюжет, можно было показать и точку зрения человека с «другой стороны», со встроенными штуками и жившего в гуще цивилизации. Задача, конечно, намного сложнее, но и мир ярче, и конфликт интереснее мог бы получиться.

6 из 10




Хальвдан Чёрный

Мрачное скандинавское фэнтези. Достаточно стильно, легендарный корабль из ногтей мертвецов удачно показан. Но не очень понятен авторский посыл. Сюжет или не очень продуман, или недостаточно проявлен. Имеем несколько слабо связанных сцен, из которых неясно, кто стоит-то за утоплением и поимкой души Хальвдана. Если его дед, то за что уготовил потомку такую участь? Если инициатива колдуна, то как удалось договориться с Фьёльниром и Мерлином, да ещё и награду получить? Что было бы с посмертием, если бы душу не заключили в кристалл? Что вообще произошло с испорченным пиром? Почему Хальвдан не пытается выяснить, зачем колдуну было пакостить, а его сын безапелляционно отрицает вину финна-оборотня?

6 из 10




Холод

«Бытовой» сюр пополам с чернухой. Характеры автор умеет схватывать, но... я честно не понимаю, зачем пишутся такие вещи, и зачем это кому-то читать. Единственный посыл, который можно извлечь – устраивайтесь рекламщиками и дилерами в нехорошие конторы, «разводите» людей и будет вам счастье.

4 из 10




Хорошие человеки

О том, что тролли тоже люди.
Ну вот вроде и на неплохом уровне, и за добрый светлый настрой плюсик, но для какой аудитории это написано? Мало-мальски знакомому с фэнтези читателю абсолютно все конструкции встречались, и текст выглядит просто несколько скучновато.
Можно, конечно, рассматривать как детскую сказочку. Но тогда замуты с религией и чудотворством выглядят несколько спорно. Кстати, удивление вызывает неожиданная бурная реакция попа на упоминание воскрешения, это ж одно из канонических чудес (история с Лазарем), при чём здесь ересь?
Да, и куда смылась Лиа, и вернётся ли, мы так не узнали...

6 (с плюсом) из 10




Художественный вымысел

Вещь, знакомая по ФЛР. Обитаемый космос с суперцивилизациями. Казалось бы, чем Земля может обратить на себя внимание?.. Прочитано с удовольствием. Финал вот только мрачноват. Именно так обязательно должно было кончиться? Может, раз уж речь идёт о множественности миров в рамках вымысла, попробовать сделать несколько альтернативных развязок?
Искренняя любовь автора к фантастике в широком смысле и во всех её проявлениях, выражаемая через персонажа-писателя, не может не импонировать. Как и знакомство с тенденциями и элементами «твёрдой» НФ, искусно и с юмором вставляемыми.
В принципе, что-то подобное мог Лукьяненко написать. Вообще, хотя вроде бы все идеи и не новы, их соединение получилось удачным, а некоторые отдельные места и строчки даже очень хороши.

8 из 10




Цена одного чуда

Откровенно злая и дурацкая история-«пугалка». Какая-то тварь куражится над мальчиком, забрав его братьев (непонятно, что с ними стало, но явно ничего хорошего), заявляя «влезли туда, куда совать нос не следует». Ну-ну, зачем же тогда им артефакт в виде мяча подбросили, переносящий в иное измерение? Да и что-то никаких предупредительных знаков никто не выставил.
В общем, весьма странный посыл. «Не трогай, чего не понимаешь»? Не было б естественного человеческого любопытства, сидели бы мы сейчас на дереве и вычёсывали блох.

3 (с минусом) из 10




Человек мой

Про девочку и котика-инопланетянина. И ведь автор явно умеет в юмор, многие отдельные моменты хороши. Но целиком история производит впечатление неловкого нелепого полутрэша.

6 из 10




Человек под Луной

В целом, нормально-добротная производственная фантастика, с драматическим поворотом событий. Личная жизнь и работа космонавтов. Селекция устойчивых сортов растений на орбите находит не то применение, которое планировалось... Главная проблема – слишком высокопарная речь персонажей, хотя автор и пытается это кое-где разрядить.

7 из 10




Чёрный зверь

Инопланетный няшный полухищник-полугриб? Ну... для детской фантастики сойдёт. Хотя удивляет странный пофигизм при обнаружении под поселением растущей сети неведомых живых двигающихся «жилок» в земле.

6 (с минусом) из 10




Четвёртое пламя Георгия Бережного

Суровая военная фантастика, с испытаниями, которые герой, ставший пилотом, проходит на Земле и в космосе (последнее из них – выбором). Можно посчитать его решение спорным, а тематику и мотивы, включая нападение Чужих, не совсем новыми, но по большому счёту текст приличный.

7 из 10




Что сказали её глаза?

Имхо, в стилевом плане удалось передать ощущение контраста тепла и холода. Начавшись в лирическом тоне, рассказ описывает, как герой... тащит из леса мёртвую девушку? Но нет, всё не так, как кажется. Или же..?
(Фантэлемент, правда, весьма условный. Но я не сторонник жёсткой позиции в этом вопросе.)

7 из 10




Чужак

Небольшая путевая заметка о таинственном автостопщике. Пассажир колоритный, но в целом — бессмысленная эксплуатация темы тайных лабораторий и полигонов, где ФБР якобы инопланетян с тарелочек держат. Оканчивается намёком на какое-то важное место (с чёрной горой), которое пришелец взорвать должен. Я должен догадаться, что это (а я не понял, беглый поиск выдал только «мистическую гору Шаста», но она севернее находится), или наброс от фонаря? Честно говоря, раздражает такое.
Или же посыл был в констатировании существования дурочек, которых в насквозь странном незнакомце, появившемся в пустыне из ниоткуда и рассказывающем о себе пугающую фантастическую историю, единственное, что может насторожить — форма ногтей? Ну, допустим...

6 (с минусом) из 10




Шаман из поселка Тура

Ещё вещь о шаманском призвании. Познавательно, но трудно оценить как целостный художественный рассказ (запишем в середнячки). Резкий контраст нарочито мрачно-выразительных деталей путешествия к духам и сухой социально-экологической листовки.
Любопытнее всего сравнить с сюжетно диаметрально противоположным Дивовским «Переговоры на самом верху». Именно по слогу и художественной убедительности тут Дивов, на мой взгляд, выигрывает. А кто прав — судить сложно. Строительство ГЭС — это важное в масштабах Сибири и страны дело, но одновременно несёт и существенные локальные проблемы...





Ыых и Вау

«Взрослые» микроюморески из жизни семьи пещерных людей. На разик улыбнуться сойдёт.
(Тут, несмотря на то, что автор остроумно называет текст «петропанком», я долго был в сомнении, но всё-таки решил с большой-большой натяжкой засчитать за технофантэлемент строительство «загородок».)

6 из 10





Суммарное мнение

Особо не усложняя, выставлю метки в соответствии с оценками:
1-4 – метка Д    // откровенно слабые, плохие, ужасные или произведшие безусловно негативное впечатление вещи
5 – метка Г    // серость, посредственность, не зашедшие вещи, либо с недостатками, нивелирующими достоинства
6-7 – метка В    // условные середнячки, в целом просто нормальные или неплохие вещи
8-9 – метка Б    // хорошие или отличные вещи (как правило, можно рекомендовать к прочтению)
9 с плюсом-10 – метка А    // зарезервировано для шедевров и близких к ним вещей, сильно понравившихся и впечатливших

Пара исключений:
«Уравнение со множеством неизвестных»: ради объективности, хоть рассказ и лично не понравился, всё-таки сам по себе не столь ужасен, и несёт идейную проблематику, пусть и вторичную. «Г» вместо «Д»
«Глория»: наоборот, текст особых чувств не вызвал, даже можно сказать – в определённом смысле – позабавил, но печатать это... «Д» вместо «Г».

Итого: 21 Д, 29 Г, 74 В, 24 Б.

//Кстати, курьёзно всё-таки рассказы по алфавиту разбились: в первых 25 нашёлся десяток высоко оценённых по прочтении вещей, в следующих 25 только одна.

Идеальный состав сборника на мой вкус:

Визит госпожи Мелюзины
Генри-рыба
Психолог, зоолог, волк


Математика выживания

Аль-Сафар
Бедные сердечки
Будьте прокляты
Вездец
Вместо кожи — червивая шкура
Зверь-книга
Квартет для фортепиано
Одор
Отпуск
Пустые города
Сказки чёрной зимы
Счёты
Толстяк летит сквозь тьму
Тяжёлое решение
Фарис
Фокус
Художественный вымысел

Барсик
Время великих архитектурных сооружений
Всё, что мы можем – помнить



Стоит ещё раз извиниться, если кого задел. Я человек простой(с): что понравилось — хвалю, что не понравилось — ругаю.
Также, к сожалению, по части вещей получилось слишком краткое резюме. Не всегда находятся мысли и впечатления, которые можно в полноценный отзыв развернуть (особенно в случаях, когда содержание оставило равнодушным). Если вдруг кто-то из авторов захочет возразить или попросить высказать более развёрнутое мнение по рассказу или отдельным деталям, после окончания отбора можете стукнуть в комментарии или личку.

Спасибо за возможность познакомиться с произведениями, представляющими срез современной фантастики, между которыми нашлись доставившие существенное удовольствие.

И пожелание авторам, подсмотренное на фантлабовском форуме: будьте читаемы!




230
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 мая 2020 г. 00:07
21 Д — это сурово! У меня 8 меток Д.
19 Б и 28 В. Правда Кое-какие рассказы помечены восклицательным знаком, их собираюсь ещё разок перечитать для окончательного решения.
Спасибо за отзывы. Было любопытно проанализировать совпадение/несовпадение мнений.


Ссылка на сообщение15 мая 2020 г. 13:31
Психолог, зоолог, волк — вообще мимо сборника ИМХО.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2020 г. 13:35
Не зашло по стилю или по сюжету?
 


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 09:02
Как-то наивно и предсказуемо.
Психолог — вообще добренький и мудрый, будто из советских книжек о победившем коммунизме.
Ничем не зацепило. Не мое.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 23:34
> будто из советских книжек о победившем коммунизме

В точку. Этот текст и писался как стилизация под советскую фантастику. К сожалению (или счастью) составитель того сборника не счёл его достаточно похожим на советскую фантастику :)
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 17:20
«А на это господин Дракон велел сказать «Посмотрим!»


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 17:04
Что ж — обстоятельно, толково и аргументированно.
Спасибо за работу! Рад, что первое впечатление, которое о вас составил, оказалось ошибочным. Не с конкурса — вы наверняка догадываетесь, что я имел в виду.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 17:28

ещё отдельное спасибо за саму модель с читательским голосованием
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 18:08
:beer:


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 17:04
1А(10), 25Б (8-9), 44В (7), 38Г(6), 40Д (1-5).
Чисто математически: при более равномерном распределении твое мнение учтётся сильнее:)

Несовпадений много, но я давно читал, забыл уже, поэтому спорить не буду.
«Идеальные составы» совпадают примерно наполовину.
Оценки ставил чисто субъективно, по впечатлению. И уже потом старался объяснить, в том числе себе. И принципиально не правил под кажущуюся «объективность». Ибо в чем смысл факус-группы? Может, я дурак и не понял гениальности рассказа. Но я еще и представитель сегмента аудитории сборника. Которая, значит, тоже не поймет. А значит, и не надо в сборнике такой гениальности.
Другое дело, что субъективность переменчива. Читая в другом настроении в другой обстановке,иногда оцениваешь иначе. С этой целью я сделал систему «статистического самоконтроля», и в тех срезах, когда скользящее среднее проваливалось или взлетало — перечитал. Штук 15 пришлось перечитать. Оценку поменял то ли одну, то ли две.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 17:32
Про распределение согласен. Ну уж как получилось... Был бы только рад, если б нашлось больше рассказов, заслуживающих Б и А. С другой стороны и слишком много записывать в нижнюю часть не хотелось...
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 17:35
Если бы я такое же соответствие оценкам ФЛ сделал (6-7) = В, у меня тоже было бы В «выпячено».
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 17:48
Интересно, что именно в этом конкурсе у меня почему-то не так много оказалось вещей, которым именно «7» захотелось выставить, хотя это по идее частая оценка должна быть...
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 22:07
У каждого своя шкала. Для меня 7 — это хорошая оценка, типа «4». Значит, получил какое-то удовольствие. А 6 для романов означает примерно «ну чо, дочитал, ага». Романы на 5 и ниже я не дочитываю. И часто не ставлю оценок поэтому. Рассказы — другое дело...
Впрочем, уровень выборки, за исключением 5-10 рассказов, вполне пристойный. Дочитать я не смог только один (несложно догадаться, какой). Но следовало обеспечить разброс. Посему иногда «Д» я ставил не самым плохим рассказам, которые на ФЛР могли бы достойно выступить. Но вот в книге лично мне их видеть не хочется...


⇑ Наверх