В Шефнер Небесный подкидыш


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > В. Шефнер. Небесный подкидыш, или Исповедь трусоватого храбреца. 1991 (фрагмент)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В. Шефнер. Небесный подкидыш, или Исповедь трусоватого храбреца. 1991 (фрагмент)

Статья написана 23 марта 2021 г. 21:33

20. ДВЕНАДЦАТЫЕ СУТКИ

   Шли двенадцатые сутки пребывания Серафима на Фемиде. Ни одной мудрой

мысли не пришло ему в голову за это время. Голова была наполнена страхом и

ожиданием чего — то. А по ночам мозг принимался за работу и выдавал ему

сны. Той ночью моему приятелю приснилось, будто он в XXV веке.

   — Вставай, Фим, уже семьдесят минут тридцать второго! — громко

произнесла Настя. Спрыгнув на пол с третьего яруса нар, он улыбнулся

супруге и, получив в ответ улыбку No 14 («Радость пробуждения»), стал

делать зарядку. Летнее солнце озаряло девятиметровую квартиру-комнату. На

обеденно-письменном   столе   красовались   куски    нарезанного    Настей

зеленоватого хлеба, испеченного из тростниковой муки. Пахло жареными

водорослями и котлетами из прессованного планктона. В   левом   углу

кварткомнаты возвышалось многоцелевое сооружение, включающее в   себя

телевизор, унитаз, стиральную машину, прибор для самогипноза и еще

несколько полезных приспособлений. Татка, в оранжевой школьной форме,

сидела на нижнем ярусе нар и читала вслух из учебника: «Коровы гуляли по

полям и специализировались на производстве так называемых   молочных

продуктов, которые употреблялись людьми. Коровы мужского рода назывались

быками и от производства пищепродуктов воздерживались, но охотно принимали

участие в спортивных соревнованиях, именуемых корридами...»

   — Детка, хватит зубрить! В школу пора! — молвила Настя, и лицо ее

озарилось улыбкой No 34 («Радость материнства»). Татка взяла с полки свой

парашют, закрепила его на себе и с портфельчиком в руке вышла на балкон, у

которого не было перил. Девочка улыбнулась родителям — и сиганула с

балкона вниз головой. Все, живущие выше сотого этажа, для выхода на улицу

обязаны пользоваться не лифтами, а парашютами. Позавтракав, Серафим

подошел к балконной двери. С высоты трехсот сорокового этажа открывался

вид на бухту, где на вечном приколе стояли ряды жилых кораблей. Дальше

виднелось море. По нему плыл кораблик — сеятель водорослей. Кормильцами

людей стали моря и океаны, ведь на Земле теперь обитало 110 миллиардов

человек. Они сеяли водяные растения и питались ими. А суша была сплошь,

застроена, кормить их теперь она не могла. И зверей — тоже. Кое-какие

животные остались в зоопарках и цирках, но большинство вымерло.

   — Фим, прогуляйся перед работой, — распорядилась Настя. Серафим

покинул кварткомнату и очутился в длинном коридоре, куда выходили двери

трехсот таких же квартир. Здесь прогуливалось много народу; на улицу идти

смысла не было. Серафим знал, что большинство его однокоридорников вообще

не выходят из дома, благо в нижних этажах есть магазины. И еще он знал,

что теперь никто не путешествует, ибо это неинтересно: на всей планете —

дома, дома, дома... Вскоре к моему приятелю подошел журналист, жилец

соседней квартиры. Лик его сиял.

   — Сераф, представь себе, за мою статью «Поспорим с Мальтусом! «

редактор премировал меня десятью сутками одиночного заключения со строгой

изоляцией! Завтра шагаю в тюрьму!.. Как странно, что когда-то в одиночки

сажали не за заслуги, а за преступления. Ведь единственное место, где

можно отдохнуть от многолюдства, — это тюремная камера.

   — А у меня — сплошные неприятности, — пожаловался Серафим журналисту.

— Учащего завлаба теща на днях померла, так что жилплощадь на три метра

увеличилась, а я забыл поздравить его. И теперь по всему ИРОДу пошел

слушок, будто я — хам отпетый.

   — Сераф, но ведь это и в самом деле хамство — не поздравить человека

с таким событием. Когда у нашего редактора дед скончался, мы на первой

полосе поздравиловку жирным шрифтом тиснули. Коллективно сочинили, с

чувством: «Дорогой друг, группа товарищей радуется вместе с вами и желает

вам дальнейших событий,   способствующих   освобождению   новых   метров

жилплощади!» Он очень растроган был. Однако пора было приступать к делу.

Как правило, земляне на работу теперь не ходили и не ездили. Они

трудились, не выходя из своих жилищ, сидя у сверхточных пространственных

манипуляторов и изобразительно-переговорных устройств. И вот мой приятель

вернулся в свою кварткомнату, сел на стул возле стенного манипулятора,

нажал на нужные кнопки. На экране перед ним возник рабочий зал ИРОДа. В

центре его живьем восседал за своим письменным столом директор, а по

стенам светились индивидуальные экраны. На них уже присутствовали объемные

изображения многих сослуживцев. На крайнем слева четко вырисовывалась

фигура Главсплетни. На шестом справа Серафим увидел себя.

   — Герострат Иудович, сообщаю вам, что я явился на службу! — доложил

он с экрана директору.

   — Учел! — суховато отозвался тот. — Напомните основные данные

проекта, разрабатываемого в вашей секции.

   — Синтетический театр! — начал Серафим. — Никаких лож, никаких

галерок, сплошной партер — полная демократия! По трем сторонам зала — три

сценические площадки, перед двумя из них — оркестровые ямы. На четвертой

стороне зала — цирковая арена. Вы занимаете свое вращающееся кресло.

Впереди развертывается действие пьесы, справа — балет, слева — опера,

позади вас — цирковая программа. Зрители вправе избрать что — либо одно, а

при желании могут нажатием кнопки придать креслам непрерывное вращательное

движение. Перед взором и слухом будут плавно сменяться декорации и

ситуации, будут возникать драматические актеры, оперные певцы и певицы,

танцующие балерины, дрессированные слоны и медведи. Какая яркая смена

впечатлений! Кроме того...

   — Кроме того, товарищ Пятизайцев, вам надо поднять свой моральный

уровень, — прервал Серафима директор. — Всему ИРОДу известно, что вы

боитесь высоты и для выхода из дома пользуетесь не парашютом, а лифтом, и

тем самым незаконно расходуете электроэнергию. И весь ИРОД возмущен вашей

внебрачной связью с престарелой дрессировщицей тигров, которая тайно

подкармливает вас пайком, выделяемым для зверей.

   — Гнусная дезинформация! Это все Главсплетня набрехала! — возопил

Серафим — и проснулся. Наклонясь над его изголовьем, стоял белый заботник

с подносиком, на котором поблескивала стопочка с медицинской жидкостью.

Мой приятель принял успокоительное лекарство и уснул. Проснувшись утром,

он припомнил недавнее сновидение и пришел к выводу, что хитрюга-мозг хотел

утешить его, показать ему, Серафиму, нечто такое, что вроде бы пострашнее

одиночества. «Но нет, одиночество — страшнее всего», — решил мой приятель.

И эта явь, этот Храм — страшнее самых ужасных сновидений.


                        21. ПОДКИДЫШ No 2

   В следующую ночь Серафиму   приснился   сон,   опять   длинный   и

обстоятельный. Но в нем не было ни одного человека и вообще ни одного

живого существа — только голые скалы, пустынные солончаки, непонятные

машины, загадочные самодвижущиеся автоматы... Мой приятель проснулся

задолго до (условного) утра и долго не мог уснуть, охваченный страхом и

тоской.

               В дебрях одиночества

               Он проводит ночь;

               Умирать не хочется,

               Но и жить — невмочь.

   Серафиму стало ясно, что минувшей ночью медик-заботник включил в свое

успокоительное лекарство какой-то ингредиент, воспрещающий мозгу видеть во

сне все живое. Чтобы успокоить читателей, скажу, что действие этого

ингредиента не было продолжительным. Но тогда, после того безлюдного сна,

приятель мой был прямо-таки в отчаянье. Ну разве мог он предвидеть, что на

этой окаянной Фемиде он даже в снах будет одинок?! Он клял себя за то, что

по собственной дурацкой воле обрек себя на эту пытку одиночеством. Он —

межпланетный подкидыш ( 2, несчастный подкидыш. Юрик — тот подкидыш

счастливый, его подкинули к живым добрым людям. А он, Серафим, сам

зашвырнул себя в это космическое безлюдье. Зашвырнул из страха показаться

трусом, каковым он является на самом деле...

   Теперь с какой-то детской нежностью вспоминал он Землю-матушку,

которая так далека от него нынче. Все земное казалось ему прекрасным, все

люди добрыми. Повстречайся ему здесь сама Главсплетня, он бы расцеловал ее

и сказал бы ей:

               Царица склок и королева сплетен,

               Ходячий склад словесной требухи,

               Твой лик отныне благостен и светел,

               Забыты мною все твои грехи!

   Но он знал, что никого не встретит в здешних коридорах — ни врага, ни

друга, ни двойника.. Его абсолютный двойник — Серафим с Земли No 252 —

побывал на другой Фемиде, и подбросил его на ту Фемиду другой Юрик с

другой Кумы. Как сложен и страшен этот мир! Хорошо бы сойти с ума и

встретить   в коридоре   какого-нибудь   самосветящегося   старца    или

полупрозрачную даму в белом одеянии. Конечно, это страшно, но лучше уж

такой страх, чем .это адское одиночество. На, безлюдье и привидение —

человек. У Серафима возникло убеждение: ему .нужен реальный страх. Он,

подкидыш No 2, пребывает здесь в абсолютной безопасности. Но   эта

безопасная явь ужасает его сильнее, чем самые страшные сны. Быть может,

самое страшное для человека — это когда ему абсолютно нечего бояться. Ибо

идеальная безопасность порождает ожидание какойто неведомой   ужасной

опасности.

   Серафим решил бежать из Храма Одиночества. А так как дальше начнутся

события самые серьезные, то я, анонимный приятель Серафима, передаю ему

эстафету повествования. Пусть он опять, как в первых главах, ведет речь от

самого себя.


                            22. ПОБЕГ

   Да, я решился бежать. Но на то, чтобы решиться осуществить это

решение, у меня ушло трое суток. Я отощал, лишился сна и аппетита — и

наконец заставил себя приступить к действиям. В то утро я хотел было

направиться в столовую с рюкзаком, дабы наполнить его булочками, ведь я

мог их заказать в любом количестве, но потом подумал, что заботники могут

догадаться, для чего мне нужен этот пищевой запас. Поэтому я решил принять

как можно больше еды в глубь себя и позавтракал очень плотно. Вернувшись в

свою келью-камеру, я разделся в санузле и встал под душ. Уже дня четыре я

ходил грязнулей, даже руки и лицо перестал умывать, так придавил меня

страх. Но теперь следовало вымыться с головы до ног. Это для того, чтобы

от меня не пахло человеком, не то хищные звери издалека меня учуют.

Конечно, они все равно узнают о моем присутствии в их лесу, но вымыться

все-таки надо.

               Быть немытым неприлично,

               Если смерть тебе грозит —

               Умирай гигиенично,

               Погружаясь в новый, быт!

   Подсознательно стремясь оттянуть начало решительных действий, мылся я

долго — предолго. Потом все-таки обтерся, оделся, потом надел плащ и

берет, уложил в рюкзак свои небогатые пожитки, взял топор — и на цыпочках

вышел в коридор. Вот и дверь энергоблока. Скрещенные белые   руки,

изображенные на ней, мгновенно покраснели при моем приближении. Но я

решительно распахнул ее и вошел в тамбур. И тотчас из ниши вышел черный

заботник и преградил мне путь.

   «Пусти, жабий сын!» — истерически возопил я и занес топор. Но

механический страж стоял незыблемо, и тогда я изо всей силы долбанул его

обухом по черепу. Однако удар мой не произвел никакого разрушительного

действия; заботник стоял как ни в чем не бывало. Так мы с минуту простояли

один против другого, а затем произошло нечто странное. Мой оппонент вдруг

поднял руки, сорвал ими со своих плеч свою голову и бросил ее. Она тяжело

упала на каменный пол, а вслед за ней рухнул и ее владелец. Тут до меня

дошло, что он не программирован на насильственные физические действия

против разумных существ; я понял, что этой пантомимой он хочет убедить

меня в неизбежности моей гибели, ежели я перешагну через его труп. Однако

я мужественно переступил через самоубийцу и вошел в энергоблок. Там все

было по-прежнему. И по-прежнему у загадочных приборов стояли голубоватые

заботники; на мое появление они не обратили никакого внимания, я не входил

в их компетенцию. Я направился к винтовой лестнице, но прежде оглянулся; я

подозревал, что за мной следят, что заботники обвинят меня в убийстве, — а

как я докажу свою невиновность? И тут я узрел чудо неземное: туловище

черного привратника плавно подползло к оторванной голове, соединилось с

ней — и воскресший заботник встал и чинно удалился В свою нишу. После

этого я ступил на первую ступеньку винтовой лестницы И начал восхождение в

неведомое. Вот я уже поднялся выше зала, уже исчезли из глаз таинственные

приборы и голубые заботники; теперь путь мой пролегал как   бы   в

вертикальном тоннеле, облицованном светящимися камнями. Я все торопливее

ввинчивался вверх и вскоре очутился в небольшой комнате. Окон в ней, как и

во всем Храме Одиночества, не имелось, но зато кроме той двери, которую я

открыл, чтобы войти, в другом конце комнаты Я увидал другую дверь. Я

кинулся к ней, отворил ее — и вышел на балкончик без перил, вроде того,

который недавно мне снился. На Краю того балкончика стоял металлический

столбик, увенчанный небольшим пюпитром, на котором то вспыхивали, то

погасали разноцветные треугольнички и квадратики. И вот я стоял на той

площадочке, а внизу расстилался луг, поросший лиловатыми цветами; дальше

начинался лес. Тени деревьев падали на луг, но я не знал, утренние это

тени или вечерние. Да это меня и не очень-то интересовало. Я был пьян от

радости, что выкарабкался из Храма Одиночества. И даже завывания неведомых

тварей, доносившиеся из лесной чащи, не очень пугали меня.

               Пусть за невзгодою — невзгода,

               Пусть впереди нужда, беда —

               Душе всего нужней свобода,

               Все остальное — ерунда!

   Но пока что я стоял только на пороге свободы, и притом — на очень

высоком, ибо находился примерно на уровне четвертого этажа. А стены были

гладкие, без всякой рустовки; по таким и самый опытный скалолаз не сумеет

спуститься вниз. Время же тем временем шло. Вскоре я приметил, что тени

деревьев укорачиваются, значит, на Фемиде сейчас утро. Это, конечно,

хорошо, — но что делать дальше?



Тэги: юмор


107
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх