КТУЛХУ ПРОТИВ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > КТУЛХУ ПРОТИВ КСЕНУ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КТУЛХУ ПРОТИВ КСЕНУ

Статья написана 13 апреля 2021 г. 20:33

                                                                                                          *

КРАТКО О ТЕМЕ:

.

Летом прошлого 2020-го года, в одной из популярных британских газет "The Telegraph", вышла статья под названием "Том Круз против Ктулху: внутри безумия неснятого фильма Лавкрафта", посвященная десятилетию несбывшегося кинопроекта режиссера Гильермо Дель Торо "Хребты Безумия". Вновь были озвучены причины неудавшейся экранизации, главной из которых (кроме финансовой) назывался параллельный выход картины Ридли Скотта "Прометей" — схожий фантастический проект с рейтингом R-18, который стартовал чуть ранее и не смог собрать в прокате запланированную кассу. В этой статье описывались просочившиеся за последние годы в прессу интересные детали оригинального сценария Дель Торо, над которым режиссер усиленно работал в течении долгих лет, и какие вносил изменения в сюжетную линию, исходя из требований времени, а также строятся предположения о том, какой могла бы стать отснятая картина с участием популярного Тома Круза в главной роли. Говоря об участии Круза, в заключительной части статьи автор материала вновь затронул тему определённого сходства между художественной Мифологией Ктулху Г.Ф. Лавкрафта и безумной псевдо-научной, религиозной космологией писателя-проповедника Л.Р. Хаббарда, и могло ли это сходство вызвать проблемы у скандально-известной американской Церкви Саентологии, наиболее ярким представителем которой как раз и является актер Том Круз:

"- Это чистое предположение, но Круз, несомненно знает о позорном осуждении, которому подвергся его коллега-саентолог актёр Джон Траволта после своего участия в 2000-ом году в скандально-провальной экранизации фантастической книги Л. Рона Хаббарда «Поле битвы Земля» ("Battlefield Earth"), в которой Траволта выступил в главной роли и являлся одним из продюсеров. Даже фамилии Лавкрафт и Хаббард звучат достаточно созвучно. Добавьте сюда древних инопланетян и тщательно разработанную, сложную мифологию сотворения человечества, и вам станет ясно, пусть несправедливо или неточно, но саентологические убеждения Круза публично были бы связаны с космологией Лавкрафта". (цитата, из газеты "The Telegraph").

Ещё до утверждения на главную роль в прессе озвучивалось мнение, что возможное участие Круза в фильме об инопланетянах, направляющих судьбу человечества из глубин времен, может привлечь неудобное внимание к официально признанной организации Саентологии, самым известным защитником которой актер остается до сих пор. Трудно сказать, насколько сильно мог бы повлиять Том Круз на киноадаптацию романа своими саентологическими взглядами, в любом случае возможность была упущена, тем более что популярность Лавкрафта снова набирает обороты. По словам киноэкспертов сам Гильермо Дель Торо считал, что Круз мог бы привнести в эту роль какие-то личные религиозные переживания, в результате чего картина по мнению режиссера могла бы только выиграть. Однако, существует версия, что студия могла передумать финансировать постановку "Хребтов Безумия" якобы из-за боязни возможных будущих проблем с весьма влиятельной в США и скандально-известной своими судебными тяжбами Саентологической Церковью). Обсуждая Лавкрафта и Саентологию в своей заметке для "The Telegraph", автор Эд Пауэр цитирует отрывки из представленной ниже статьи "КТУЛХУ ПРОТИВ КСЕНУ. Случай Г.Ф. Лавкрафта и Космология Саентологии" американского писателя и ученого, большого почитателя Лавкрафта — Джейсона Колавито, работы которого ранее уже выкладывались на форуме ГФЛ. Ниже опубликован переводной текст этого любопытного материала.

/от переводчика/

______________________________

.

.

КТУЛХУ ПРОТИВ КСЕНУ. СЛУЧАЙ Г.Ф. ЛАВКРАФТА И КОСМОЛОГИЯ САЕНТОЛОГИИ (2011).

.

автор: © Джейсон Колавито, 2011.

перевод: © ZaverLast, 2021.

.

В начале 2011-го года два новостных сюжета вновь привлекли внимание к американской Церкви Саентологии — религии, основанной писателем-фантастом Л. Рон Хаббардом (1911-1986) в 1952-ом году и, по стойким слухам, включающей в себя тайные учения о космических пришельцах, посетивших Землю 75 миллионов лет тому назад. Первой была крупная статья в издании "New Yorker" в номере от 14-го февраля, в которой подробно описывались предполагаемые злоупотребления лидеров и плохие условия труда для рабочих, предоставляемые со стороны Саентологической Церкви. Вторым был слух о том, что кинорежиссер Гильермо дель Торо хочет, чтобы самый известный из всех саентологов — актер Том Круз, снялся в масштабной экранизации Лавкрафтовского романа "Хребты Безумия" (1931), рассказывающем об открытии древней внеземной цивилизации в Антарктиде. В то время как сам кинопроект в итоге развалился, возникший интерес к Саентологии не исчез.

Ещё на стадии циркуляции слухов о возможном участии в кинопроекте Тома Круза, некоторые читатели отмечали, что: "Саентология и Лавкрафт имеют жуткие параллели. (Вымышленные) инопланетяне Лавкрафта пришли на Землю в далеком прошлом и оказали глубокое, и в значительной степени темное влияние на раннее Человечество, и эта идея имеет близкое сходство с "Оперирующим Тэтаном III уровня" ("ОТ-III"), предположительно нехудожественной, а научно-популярной космологической доктриной Л. Рона Хаббарда, созданной им около 1967-го года для Саентологического вероучения". Из этих двух параллелей версия Лавкрафта, на мой взгляд, гораздо более тонкая и убедительная.

На фото слева: иллюстрация из повести Л.Р.Хаббарда "Страх" (1940).

___________________________________

.

Для справки:

В 1930х-1940х годах Л.Рон Хаббард был писателем и членом "Клуба путешественников-исследователей". Свою литературную карьеру Хаббард начал в 1929-ом году, будучи студентом Университета Джорджа Вашингтона. К 1933-му году он уже активно публиковался во многих pulp-журналах, сочиняя истории в самых разных жанрах — от вестернов до фэнтези. Однако, наибольшую известность Хаббард получил как современный автор научно-фантастических произведений времён "золотого века научной фантастики", и стал одним из основоположников жанра наряду с Айзеком Азимовым, Рэем Брэдбери и Робертом Хайнлайном. Хаббард быстро получил признание в писательских кругах как талантливый и весьма плодовитый автор, и в 1935-ом году его выбрали президентом нью-йоркского отделения "Американской Гильдии писателей". К наиболее известным работам того периода относится повесть Хаббарда, под названием "Страх" (1940), которую Стивен Кинг описал как "классическое произведение, создающее ощущение наползающего, сюрреалистического кошмара", а также роман-антиутопия "Последнее Затмение" (1940), позднее вошедший в курс писательского мастерства в Политехническом Университете штата Калифорния. За 12 лет литературного творчества им было опубликовано более двухсот рассказов и романов. Хаббард стал национальной знаменитостью и основателем самого быстрорастущего оккультно-религиозного движения в США после того, как в июне 1950-го года его книга по психологии "Дианетика: современная наука душевного здоровья" стала бестселлером по версии газеты "Нью-Йорк Таймс". Критики осудили данную книгу, обозначив её как псевдо-научную, однако, несмотря на это, учение Хаббарда приобрело множество восторженных сторонников, что послужило толчком для дальнейшего основания им американской Церкви Саентологии.

На фото справа: журнал "Поразительные истории" (1936).

___________________________________

                                                                                                         * * *

Факт, что Хаббард также был писателем-фантастом, активно работавшим в те же самые годы, когда публиковались рассказы Лавкрафта (период начала 1930х — и после смерти ГФЛ в 1937-ом году), и писавшим для тех же самых журналов. Однако, одновременные выходы публикаций обоих авторов пересекались только в журнале "Astounding Stories", который в 1936-ом году напечатал "Хребты Безумия". Эта история включает в себя тот же тип космического размаха, что и сочинённая Космология Хаббарда, хотя оба подходят к этой концепции очень по-разному. В 1950-ом году Хаббард разработал "Дианетику" (современное учение о функционировании человеческой психики и разума, предшествующее Саентологической религии), и такие деятели и светила фантастического жанра как Лайон Спрэг де Камп (1907-2000) и потрясающий редактор и писатель Джон Вуд Кэмпбелл-младший (1910-1971), были хорошими друзьями Хаббарда, и в то же самое время отлично разбирались в художественной литературе Говарда Лавкрафта.

Признаюсь, прежде я уклонялся от исследования возможных параллелей между Лавкрафтом и Саентологией, как из-за многочисленных и печально известных судебных сутяжничеств (затянувшихся тяжб), связанных с Саентологической Церковью, так и из-за того, что я углублённо не изучал саентологические материалы, необходимые для вынесения суждений. Здесь я должен подчеркнуть, что у меня нет специализированных знаний о секретных и недоступных доктринах Саентологии, и я не знаю чему эта группа учит своих последователей, кроме общедоступной информации, которая широко освещалась с момента её раскрытия, во время громких судебных разбирательств, проходивших в 1970х, 1980х и 1990х годах.

В статье журнала "New Yorker" за 2011-ый год была обнародована информация из судебных документов и новостных сообщений 1980х — 90х годов, в которых Хаббард, рассказывая о своём религиозном учении, утверждал, что в очень далёкие времена древний астронавт по имени Ксену (Ксему/Зину), бывший президентом-диктатором Галактической Империи перенаселённых планет, достигших высокого уровня развития, начал вводить жестокие тоталитарные законы, спровоцировавшие массовые протесты на всех планетах Империи. По приказу Ксену, стремившемуся подавить возникшее инакомыслие, миллиарды инопланетных "диссидентов" были арестованы и перевезены в громадных грузовых звездолётах на планету Тиджиек (Землю), после чего их разместили у подножий вулканов, которые затем были взорваны мощными водородными бомбами, сброшенными прямо в вулканические жерла. Далее, Души погибших были собраны и внедрены в тела живших на Земле представителей человеческой расы, находящейся на раннем этапе своего развития (то есть, поселены в вечные "телесные тюрьмы" для Душ). Спустя время, в результате контр-переворота, Ксену и его ближайшие приспешники были арестованы, а Империя реформирована и превращена в Галактическую Конфедерацию, основанную на мирных демократических принципах. В итоге, Ксену и его приспешники были также сосланы на Землю и заключены в особую "Ловушку Времени", где им предстояло провести 75 миллионов лет. По заверению Хаббарда, в 20-ом веке эта "Ловушка" прекратила своё существование и астральные сущности преступников вновь обрели свободу, но только в пределах Земли, продолжая причинять вред людям (незаконно внедряясь в человеческие тела, заставляя их болеть и страдать), и по сей день сея разрушительный Хаос на нашей планете.

Саентологи считают, что теперь эти преступные Души (тэтаны) заражают носителей человеческих тел, вызывая у людей множество физических и психологических проблем, которые способны решить только Саентологические "технологии". Согласно центральному убеждению саентологов, человек тоже является бессмертным духовным существом, называемым "тэтан", и это существо в настоящее время заперто на планете Земля в плотском теле. У каждого тэтана было множество прошлых жизней, и в Саентологии считается, что до появления на Земле тэтан жил в других внеземных цивилизациях. Это одна из базовых легенд Саентологической мифологии, повествующая о жизни людей на Земле. Хаббард утверждал, что описываемая "Космическая Опера" как жанр научной фантастики — это результат бессознательных воспоминаний о реальных событиях, происходивших миллионы лет назад. Согласно показаниям Уоррена МакШейна, президента дочерней саентологической организации "Центр Религиозных Технологий", в очередном судебном разбирательстве 1995 года, получившем название "Центр Религиозных Технологий" против компании "F.A.C.T.Net, Inc., и другие", прозвучала такая информация: "обсуждение вулканов, взрывов, Галактической Конфедерации 75 миллионов лет назад и джентльмена по имени Ксену. Это не коммерческая тайна". Поскольку данный материал существует в открытых протоколах Окружного суда США, то он, как представляется, является вполне честным контентом для справедливого анализа и критики.

Есть некоторое поверхностное сходство между видениями Лавкрафта и Хаббарда о нашем внеземном прошлом. Оба писали, что инопланетяне пришли на Землю десятки миллионов лет назад, и что Земля тоже была частью галактической системы обитаемых миров до того, как катаклизм заставил пришельцев отступить. Галактическая Конфедерация Хаббарда была чем-то вроде Космической Организации Объединенных Наций, в то время как Лавкрафт имел более сложное представление о множестве инопланетных рас, рассматривавших Землю как одну из многих планет, которую нужно завоевать и на которой можно произвести потомство. Оба автора также писали о скрытых и погребённых свидетельствах инопланетных цивилизаций: в случае с Хаббардом, это чужеродные импланты и станции связи, находившиеся в Лас-Пальмасе на Канарских островах, марсианская станция в Пиренеях и тюрьма Ксену; для Лавкрафта — затонувшие или погребённые города, такие как Р'льех Ктулху, Антарктический город Древних и австралийский мегаполис Великой Расы. Говорят, что Хаббардовский древний пришелец Ксену пребывает "в электронной горной ловушке, где находится до сих пор". О других пришельцах Хаббард коротко сообщал: "Они исчезли". Точно так же живёт и Великий Древний Ктулху, запертый в ловушке в своём подводном городе Р'льех. О других пришельцах из свиты Ктулху Лавкрафт тоже писал схожим образом: "Те, Древние, теперь исчезли, внутри земли и под океаном". Но и различия также говорят сами за себя. В оригинале у Лавкрафта Ктулху был пойман в ловушку чисто естественными природными силами (позже Август Дерлет сделает Ктулху жертвой космического наказания), в то время как у Хаббарда Ксену был заключен в тюрьму своими мятежниками, подобно Кроносу из древнегреческой мифологии, помещенному в подземный Тартар руками Зевса.

Кроме того, оба автора писали о способности разума путешествовать на миллионы или миллиарды лет во времени, а также на миллионы или миллиарды миль в космическом пространстве, для встречи с инопланетными существами. У Лавкрафта это приняло несколько форм. В рассказе "Шепчущий во тьме" (1930) человеческие мозги были извлечены из тел и помещены в металлические контейнеры для межзвёздных путешествий. Во "Вратах Серебряного ключа" (1933) разум Рэндольфа Картера путешествовал от тела к телу через планеты и эпохи, в то время как в истории "За гранью времён" Натаниэль Уингейт Пизли обменялся своим собственным разумом с разумом члена Великой Расы Йит 250 миллионов лет назад. Безусловно, Великая Раса научилась мигрировать из века в век, проецируя свой разум в тела других видов, делая Благодатную Расу близкой к бессмертию. У Хаббарда же, посвящённый в высшие тайны Саентологии способен проецировать свой разум на звёзды.

Согласно Дэвиду Г. Бромли и Митчеллу Л. Брейси-младшему, официально-заявленная в 1980-ые годы доктрина Саентологии заключается в том, что умерший в 1986-ом году Рон Хаббард покинул свое тело и продолжает жить в бестелесной форме в иной галактике, исследуя духовность на другой планете, точно так же, как разум Лавкрафтовского персонажа Рэндольфа Картера посещал космическое единство настоящего, прошлого и будущего, которое есть Йог-Сотот, и изучал магию в теле волшебника на планете Йаддит. На самом деле саентологические "тэтаны" — это тоже бестелесные духи, которые сохраняются из века в век, подобно блуждающим умам Великой Расы, описываемой Лавкрафтом. И в концепции Хаббарда, и в концепции Лавкрафта эта идея происходит от оккультных воззрений 19-го века об астральной проекции, с которой Лавкрафт столкнулся в таких источниках, как "Возвращение" (1910) автора Уолтера Де Ла Мара. Хаббард тоже был знаком с астральной проекцией, указав на эту практику ещё в самом начале своей литературной карьеры в научно-фантастическом рассказе "Опасное измерение" (1938), описав её как обновлённую, научно-фантастическую форму астральной проекции (сравнивая её с элементами своей космооперы "Золотой век").

У обоих писателей даже были схожие литературно-художественные представления о вызывающих безумие тайнах и секретах. Например, в истории "Зов Ктулху" (1926) Лавкрафтовский рассказчик говорит о том, как случается безумие, когда кто-нибудь начинает складывать воедино кусочки истинной истории инопланетян на Земле, включая намёки из зловещего "Некрономикона" и других письменных источников:

"- Я думаю, что самое милосердное в мире — это неспособность человеческого разума соотносить всё его содержание. Мы живем на безмятежном острове невежества посреди тёмных морей бесконечности, и это не означало, что мы должны плыть далеко. Науки, каждая из которых стремится в своем собственном направлении, до сих пор причиняли нам мало вреда; но когда-нибудь, объединение разрозненных знаний откроет такие устрашающие перспективы реальности и нашего ужасного положения в ней, что мы либо сойдём с ума от откровения, либо убежим от смертоносного света в безопасный мир нового тёмного века". (Из литературы Г.Ф. Лавкрафта).

Параллельно с этим Хаббард также утверждал Форресту Дж. Акерману, что его книга "Экскалибур" (1938) настолько опасна, что те, кто её читал, заканчивали жизнь самоубийством или сходили с ума. Сам Хаббард утверждал, что написал эту книгу после того, как получил некое звёздное послание, и на восемь минут впал в состояние клинической смерти во время стоматологического осмотра. А Церковь Саентологии заявляла, что четыре человека, прочитавшие "Экскалибур", сошли с ума. В том числе Саентология утверждала, что любой, кто узнает о Ксену без надлежащей подготовки, заболеет пневмонией и умрёт. Однако подобные утверждения не являются чем-то уникальным, ни для Лавкрафта, ни для Хаббарда. К примеру, ещё в 1895-ом году писатель Роберт В. Чамберс написал свою вымышленную пьесу "Король в жёлтом", которая, по его словам, вызовет безумие у того кто прочтёт её заключительный акт.

Однако, космические видения Хаббарда по своим деталям и тону сильно отличаются от Лавкрафтовских видений. Лавкрафт представлял себе огромный космос, состоящий из множества разнообразных инопланетных существ и бестелесных сущностей, которые были нечеловеческими и совершенно непостижимыми, и обращались с людьми, как слоны с дождевыми червями. Напротив же, инопланетные пришельцы Хаббарда, по своей сути, являлись людьми во всём, кроме имени, обладая человеческими пороками и мотивациями. Космос Лавкрафта также гораздо меньше, чем у Хаббарда, зависящего от троп "Космической оперы" и научной фантастики "Золотого века" (если, конечно, вы принимаете космологию Хаббарда только как литературный текст, а не как откровение).

Хотя оба писателя активно работали над созданием новой современной мифологии, они делали это абсолютно по-разному. Искусственная мифология Лавкрафта была сознательно фальшивой, созданной для развлечения и предназначенной для создания глубокого фона, который предположительно стоял за ранними культами плодородия и шаманскими верованиями. Материалист и атеист Лавкрафт не стеснялся декламировать ложность своих фальшивых богов:

"- Что касается ужасного "Некрономикона" безумного араба Абдула Альхазреда — я должен признаться, что и злая книга, и проклятый автор являются моими собственными вымышленными созданиями — так же, как и злобные сущности Азатота, Йог-Сотота, Ньярлатхотепа, Шуб-Ниггурат и другие. Цатоггуа и "Книга Эйбона" являются изобретениями писателя Кларка Эштона Смита, а Фридрих фон Юнцт со своим чудовищным фолиантом "Безымянные Культы" возникли в плодородном мозге фантаста Роберта Э. Говарда. Для забавы и создания убедительного цикла синтезированного фольклора, вся наша писательская группа часто ссылается на "домашних" демонов других авторов — таким образом, Кларк Эштон Смит использует моего Йог-Сотота, в то время как я использую его Цатоггуа. Кроме того, я иногда вставляю одного или двух своих собственных дьяволов в рассказы, которые пересматриваю или пишу призраком для профессиональных клиентов. Таким образом, наш тёмный пантеон приобретает широкую известность и псевдо-авторитетность, которых иначе он бы не получил. Однако, мы никогда не пытаемся представить это как настоящую мистификацию, но всегда тщательно и подробно объясняем интересующимся, что это 100-процентная выдумка". (Из письма Лавкрафта к Уильяму Фредерику Энгеру, 14 августа 1934 года).

Хаббард, напротив, хотел чтобы его искусственная мифология была принята за истину. Подобно тёмному пантеону Лавкрафта, скрывавшемуся за классической мифологией, Хаббард утверждал, что Христианство возникло, когда около 600-го года до нашей эры некий "сумасшедший безумец" обнаружил в своей душе 75-ти миллионный имплант Ксену «R6». Этот имплант, по-видимому, содержал в себе изображения Бога и Дьявола, распятия и высоких технологий, вдохновив шесть столетий спустя Христианскую веру и оставляя людей предрасположенными к принятию (ложного) христианского учения. Таким образом, в обоих случаях, и у Лавкрафта и у Хаббарда инопланетные пришельцы являются создателями или манипуляторами религиозной мысли, а люди ошибочно поклоняются сущностям, которые совершенно не учитывают их главные интересы.

На фото слева: Штаб-квартира Центра Саентологии в Лос-Анджелесе.

____________________________________

.

Предположение о том, что Хаббард мог заимствовать свою космологию у Лавкрафта, выходит далеко за рамки доказательств, но основные концепции древних инопланетян, погребённых цивилизаций и ментального переноса во времени — все эти идеи, о которых Лавкрафт писал в своих рассказах, и которые Хаббард почти наверняка прочитал бы за годы или за десятилетия до разработки своей доктрины "Oперирующего Тэтана III уровня" (ОТ-III). Тем не менее, сообщаемые Хаббардом откровения в "ОТ-III" намного больше похожи на его фантастическую космическую оперу "Золотой век" ("Golden Age SF"), спроецированную и перенесённую в прошлое, чем на что-либо написанное Лавкрафтом (Хаббард, в своих рукописных заметках об "ОТ-III", даже назвал свою историю о древнем пришельце Ксену "в высшей степени космической оперой"). Откровенно говоря, невозможно себе представить, чтобы Ктулху настолько занимался "дворцовыми политическими распрями", насколько по рассказам Хаббарда плели хитроумные интриги мятежные приспешники против своего Ксену. В этом плане, самой близкой параллелью у Лавкрафта, является война между антарктическими Древними и отродьями Ктулху в романе "Хребты Безумия" (1931), но у ГФЛ это скорее принимает формы Дарвиновского "выживания сильнейших", и наиболее приспособленных, нежели дворцового переворота или даже древнегреческой "Титаномахии" (эпической битвы Богов Олимпа с Титанами).

Казалось бы, древние пришельцы Хаббарда — это результат прямой необходимости существования в прошлом инопланетян, дабы обеспечить саентологов и Саентологическую религию историей сотворения, а не какой-то реальный интерес к тому, чтобы рассказать нечто более глубокое о древней истории, в то время как Лавкрафтовские Древние пришельцы имеют огромную предысторию, поскольку чудовищность Времени и быстротечность жизни Человечества были двумя главными темами в творчестве Лавкрафта. В результате чего взгляд ГФЛ на древнюю историю выглядит куда более тонким в философском смысле.

Ранее, в своей работе "Культ инопланетных богов" (Prometheus, 2005) и в своей электронной книге "Происхождение космических богов" (The Origins of the Space Gods, 2011) я уже подчеркивал, что Лавкрафт был основной силой, объединяющей теософскую идею о планетах, населённых вознесёнными властителями и человеческими душами, ожидающими своего рождения (сама по себе, идея происходит от средневековых представлений о планетах, как о местах обитания ангелов различных рангов), с недуховными инопланетянами из научной фантастики, чтобы создать современный миф о древних астронавтах. В этом ограниченном смысле, более поздние труды Хаббарда, такие как его саентологическая доктрина "OT-III" (опять же, рассматриваемая только как литературный текст), можно рассматривать как работы, находившиеся под влиянием мифов о древних астронавтах, разработанных Говардом Лавкрафтом гораздо раньше, в 1920х начале 1930х годов.

Однако, говоря точнее, и Лавкрафт, и Хаббард оба опирались на наследие научных романов девятнадцатого века и оккультные гипотезы, фактически создавая аналогичные конечные продукты из одного и того же исходного материала. К примеру, они оба, так или иначе находились под определённым влиянием оккультизма — Лавкрафт через работы писателя и мистика Артура Мейчена и, таким образом, через некоторые концепции британского Герметического Ордена "Золотой Зари", в то время как Хаббард был связан с Орденом Розенкрейцеров, а также с отколовшейся от "Золотой Зари" оккультной организацией "Ordo Templi Orientis" английского мага Алистера Кроули, используя эту связь, как утверждает Саентология, либо для проникновения в названны́е ордена, либо для изучения и практикования магии, как утверждал Рассел Миллер в своей книге "Голый Мессия: правдивая история Л.Р. Хаббарда (1987). В том числе, по утверждениям саентологов, через американского морского офицера Джозефа Томпсона, ученика профессора Зигмунда Фрейда (состоявшего в дружбе с Алистером Кроули), Хаббард подробно ознакомился с глубинной психологией и представлениями Фрейда о разуме. Однако то, что Говард Лавкрафт создал своих инопланетных богов за несколько десятилетий до Хаббарда, даёт ему явный приоритет в воображении. Во всяком случае, концепции и литературный стиль Лавкрафта определённо были выше, чем у Хаббарда.

Было бы интересно представить, что в каком-нибудь параллельном мире менее скрупулёзный и щепетильный Лавкрафт, живи он после 1937-го года, вполне мог бы превратить свою искусственную мифологию в прибыльную религию, предоставив Ксену Хаббарда и его приятелям, влачить своё существование лишь на страницах детективно-фантастического бульварного чтива. Разумеется, в подобном мире у нас тоже были бы драматические разоблачения истинного происхождения Ктулху, и это напрочь лишило бы Лавкрафтовские мифы полного удовольствия.

                                                                                                      * * *

.

Copyright © Jason Colavito, 2011.

Автор: Джейсон Колавито.

Перевод: © ZaverLast, 2021.

Ссылка: http://www.jasoncolavito.com/lovecraft-an...

______________________________

.





289
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх