ЛАВКРАФТ И ЧЕРНАЯ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > ЛАВКРАФТ И ЧЕРНАЯ МАГИЯ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЛАВКРАФТ И ЧЕРНАЯ МАГИЯ

Статья написана 23 июня 2021 г. 05:05

Предлагаю вниманию читателей ознакомиться с небольшой переводной обзорной рецензией на вышедшую в 2015-ом году и ставшую известной книгу американского писателя Джона Л. Стедмана, под названием "Лавкрафт и Черная Магическая традиция. Влияние мастера ужасов на современный Оккультизм". Несмотря на то, что отзывы на эту работу самые разные (чаще положительные), на нее ссылаются в различных эссе и статьях многие сегодняшние исследователи творчества Говарда Лавкрафта. Несколько месяцев назад я уже публиковал на форуме одну из интересных статей Джона Л. Стедмана "Языческий Лавкрафт: Человек Лавкрафта или Монстр?" (2015), так что имя данного автора нам уже знакомо.

/от переводчика/

______________________________________________________ __

Рецензия — "ТЕОРИЯ УЖАСОВ: ЛАВКРАФТ И ЧЕРНАЯ МАГИЯ" (2015).

"Horror Theory: Lovecraft and Black Magick".

.

Автор рецензии: Шон Итон (Sean Eaton) — американский журналист, интервьюер, блоггер "The R'lyeh Tribune" (Трибуна Р'льеха).

.

                                                                                                **~**

Джон Л. Стедман (John L. Steadman) — писатель, учёный, литературовед, критик, практикующий эзотерик, давний исследователь творчества Говарда Лавкрафта и жанра научной фантастики, более сорока лет занимается изучением истории западного оккультизма и магии, автор многих статей по религиозно-эзотерической тематике и литературе фантастических ужасов. Написал две книги: "Пришельцы, Роботы и Идолы виртуальной реальности в научной фантастике Говарда Лавкрафта, Айзека Азимова и Уильяма Гибсона" (2020) и "Лавкрафт и Черная Магическая традиция. Влияние мастера ужасов на современный Оккультизм" (2015), а также ряд эссе, в числе которых: "Солярия и бедственное положение Миллениалов" (2019), "Реальные и Вымышленные Вампиры в наше время" (2018), "Пришельцы: Внеземные или Межпространственные?" (2018) и "Г.Ф. Лавкрафт и Знак Древних" (2017). Джон Стедман имеет степень Магистра образования Американского Военного Университета, степень Магистра Делового администрирования Университета Висконсина и степень Магистра гуманитарных наук, английского языка и литературы Университета Вирджинии. В настоящее время является Магистром искусств и английского языка в христианско-гуманитарном Университете Оливет, штат Мичиган (США). В дополнение к академическим достижениям Джон Стедман имеет степени посвящения в известной американской оккультной организации "Ordo Templi Orientis" (OTO): Магистр (II°), Человек (I°) и Минерваль (0°).

                                                                                                  *~*~*

Некоторые современные практикующие оккультисты утверждают, что известный писатель фантастических ужасов Говард Филлипс Лавкрафт обладал глубокими познаниями в Черной Магии. Ученые-литературоведы, изучающие творчество автора констатируют, что он был мастером своего жанра и писательского ремесла, а его открытия чисто психологические, не более того. Так был ли Лавкрафт практиком темных искусств? Был ли он удостоен тайных знаний, наличие которые нельзя объяснить по-другому? Сплетая историю жизни Лавкрафта из анализа различных современных магических систем, ученый Джон Л. Стедман нашел прямые и конкретные примеры, которые демонстрируют, что работы Лавкрафта и, в частности его Мифы Ктулху, а также создание "Некрономикона" являются законной основой для действующей магической системы. Верите ли вы, что Лавкрафт обладал сверхъестественными способностями или нет, никто не может спорить с глубоким влиянием Лавкрафта на многие современные тёмные практики и другие, более мрачные течения западного оккультизма.

В конце своей двухтомной биографии Г.Ф. Лавкрафта, С.Т. Джоши посвящает несколько абзацев феномену, возникшему в конце 1970-ых годов: публикации нескольких версий "Некрономикона", как в твердой, так и в мягкой обложке. В то же самое десятилетие несколько оккультных организаций и групп пропагандирующих религию "Нью-Эйдж" начали включать Лавкрафтианские образы и концепции в свои ритуальные практики, некоторые из этих групп в буквальном смысле считали их истинными и действенными. Также были научные попытки ученых более явно связать автора с оккультными традициями, сформулированными Алистером Кроули и его коллегами.

В своей работе Джоши напоминает нам, что искушение рассматривать вымышленные творения Лавкрафта как некое откровение, довольно старо. Он приводит в пример писателя Уильяма Ламли, одного из наиболее эксцентричных со-авторов Лавкрафта. В 1935-ом году, вместе с Говардом Лавкрафтом они написали произведение "Дневник Алонзо Тайпера", и прочитав эту совместную жуткую историю бесстрашные читатели смогут получить некоторое представление о своеобразном мировоззрении Ламли. Уильям Ламли беззаговорочно верил, что сущности, составляющие мифы Лавкрафта, действительно существуют на самом деле и используют чувствительных людей в качестве своих "рупоров". Сам Джоши, который может быть даже еще больший атеист и материалист, чем герой его биографии, относится к подобным взглядам предсказуемо пренебрежительно.

Но использование материалов Лавкрафта в оккультной практике в той или иной форме продолжается и сегодня. Почему это так — интереснейшая тема, которая до сих пор остается относительно неизученной. Художественная литература фантастики и ужасов, кошмар и сверхъестественное тесно связаны между собой, и все они используют один и тот же исходный материал, который в конечном итоге имеет религиозную природу и характер. Именно с помощью ритуалов — традиционных, научных или иных — мы пытаемся понять и контролировать аморфное неизвестное и таким образом избежать ужаса и отчаяния. Кажется само-собой разумеющимся, что мощные и архетипические вымышленные идеи будут влиять на оккультную практику и наоборот.

Одна из недавно вышедших новых книг, исследует эту интересную взаимосвязь. Ее автор Джон Л. Стедман, — профессор английского языка в Мичигане, ученый, специализирующийся на творчестве Лавкрафта и западном оккультизме. Уже более сорока лет он является "практикующим магом", начав экспериментальную работу в этой области еще в 1970-ые годы. Его книга "Г.Ф. Лавкрафт и Черная Магическая Традиция" (HP Lovecraft & The Black Magickal Tradition), вышедшая в сентябре 2015-го года, представляет собой интересный и ценный обзор современных черных магических традиций, их истории, основных верований и наиболее значимых ритуальных практик, а в заключительной части освещает взаимосвязь между фантастическими ужасами Лавкрафта и оккультным опытом.

Литературный тон Стедмана уважительный. В конце-концов, он сам является практиком, хотя и некритичным. Читатель может многое решить для себя самостоятельно, основываясь на его обстоятельном изложении материала. Среди рассмотренных традиций — различные Культы Вуду, Викканские шабаши (ковены), Тифонический Орден, Церковь Сатаны, а также — что представляет особый интерес для автора — Пакты Магии Хаоса, своего рода пост-модернистское и либертарианское собрание разрозненных магических учений. Издание "Г.Ф. Лавкрафт и Черная Магическая Традиция" Джона Л. Стедмана — это хорошо исследованная работа, доступная и наводящая на размышления книга — отличная базовая основа для дальнейшего изучения этой увлекательной темы.

Какова конечная цель этих магических практик и оккультных религий? Стедман предлагает провокационный ответ: это не просто вызов различных традиционных демонов и божеств, но и общение с "инопланетными сущностями", или если говорить более конкретно, с энергиями элементов (поразмыслите о квантовой физике), которые представляют эти названные существа.

Таким образом, члены различных оккультных пантеонов, Эрзули, Легба, Гекаты, Клифот и Люцифера, а также знакомые нам представители так называемых Мифов Ктулху, являются метафорами и архетипами неантропоморфных сил, волновых явлений и частиц, лежащих в основе метафизической материи. Лучший способ общения с этими силами — стать психически одержимым ими, что является целью любой магической ритуальной практики.

В своей книге Стедман стремится показать, как знаменитый Космицизм Лавкрафта, а также более метафизические аспекты его жуткого пантеона Великих Древних, согласуются с оккультными представлениями о Вселенной. Это непростая задача, учитывая, что Говард Лавкрафт был известным атеистом и материалистом, отвергавшим любые представления о том, что Разум или Душа могут существовать отдельно от физического тела, а его Мифы всё-таки были вымышленным творением. (Или не были?) Стедман придерживается достаточно консервативной точки зрения, согласно которой существует мало доказательств того, что Лавкрафт когда-либо был "посвященным" или имел реальные контакты со сверхъестественными сущностями. В то же самое время он отмечает, что Лавкрафт действительно разделял с оккультистами огромный интерес к снам и активному использованию сновидческих материалов в своих литературных работах.

Тем не менее, энтузиасты Лавкрафта знают, что в его художественных произведениях часто содержатся ссылки на психическую одержимость и ментальный обмен с другими сущностями, а также озабоченное увлечение языческими и магическими практиками. Стедман перечисляет 18 историй Лавкрафта, которые содержат эти перечисленные элементы, и предлагает интригующий анализ произведений "Дело Чарльза Декстера Уорда", "Зов Ктулху", "Тварь на пороге", "Призрак тьмы" и "Сны в ведьмином доме", со своей уникальной точки зрения. Последняя история с ее персеверацией (мыслительным упорством) на "сближение угловых плоскостей", "причудливые искривления пространства" и "четвертое измерение" имеет особое значение для нескольких действующих современных оккультных групп и эзотерических организаций. В частности, лавкрафтовские божества Азатот, Йог-Сотот и Шуб-Ниггурат привлекают большое внимание некоторых серьезных оккультных практиков.

Связь Лавкрафта с магическим учением, по мнению Джона Стедмана, проистекает из сходства между авторским пониманием Вселенной — в идеологических терминах почерпнутых из квантовой физики, — и метафорическим выражением этих идей в различных магических традициях. Оккультная религия продолжает привычно использовать антропоморфные или зооморфные изображения своих божеств — на языке кальвинистов это называется идолопоклонством — привычка, которую оккультизм разделяет с традиционными религиями. Люди хотят осязаемых выражений Неизвестного, на которые они могут как-то влиять и контролировать. Огромным вкладом Лавкрафта, как в литературу ужасов, так и в религиозную чувственность, стало создание НЕантропоморфных, и НЕзооморфных "монстров", которых в конечном счете совершенно не волнуют страхи и желания ничтожного, преходящего человечества.

Возможно, точка зрения Стедмана местами может показаться несколько натянутой, но его аргументы наиболее убедительны в более поздней главе о Пактах Магии Хаоса. Здесь неопределенность волновой физики, физики элементарных частиц и постмодернистская де-конструкция общего опыта объединяются, чтобы сформировать тревожное понимание: возможно, все наши "субъективные" переживания следует считать достоверными и реальными. Неужели писатель Уильям Ламли, эксцентричный коллега Лавкрафта, в чем-то был прав?

Хотя Стедман и не акцентирует на этом внимание, книга "Г.Ф. Лавкрафт и Черная Магическая Традиция" (2015) поднимает некоторые тревожные вопросы о природе человеческого сознания и понимания. Использование вымышленных творений Лавкрафта в черных магических практиках на самом деле даже не является чем-то необычным или экстраординарным. Во многих областях — среди прочих на ум сразу приходят политика, журналистика, публицистика и мемуаристика — границы между художественной и нехудожественной (научной) литературой, а в более широком смысле — между "объективным" и "субъективным", неумолимо стираются. (К примеру, что есть такое "ТВ-реалити-шоу"?)

Ироничным следствием "информационного века" и распространения чудесных коммуникационных технологий является неумолимая дезинтеграция и неуклонный распад общего взгляда на представление о реальности. Может случиться так, что наше коллективное представление об "истине" — какой бы она ни была — сведется к прагматическому: истина — это то, во что полезно верить. Современные оккультные группы, которые Стедман описывает в своей важной книге, являются примером этого нового зарождающегося понимания мира, но не единственным. (менее "зловещий", и несколько параллельный комментарий к подобному прагматико-религиозному развитию человечества читайте в эссе Дэвида Брукса "Новые Романтики", The New Romantics, New York Times , от 4-го сентября 2015-го года).

Глава "Фальшивые Некрономиконы" также не менее занимательна. Некоторые из известных имён в странной фантастике, теоретической литературе и литературной критике, по всей видимости были причастны к нескольким из ранее описанных в книге мистификаций. Однако автор предполагает, что один из ныне известных Некрономиконов действительно может иметь некоторую степень достоверности и обоснованности применения в магической практике. Книга Стедмана также содержит некоторые интересные историко-религиозные факты, хотя возможно, они не часто всплывают в приличном разговоре, например: можете ли вы назвать четырех наследных Крон-принцев Ада? (это — Сатана, Люцифер, Белиал и Левиафан).

И, кстати говоря, хотя в настоящее время лично я больше склоняюсь к кальвинистскому религиозному мировоззрению, так было не всегда. Еще в середине 1970-ых начале 80-ых годов прошлого века — в тот же самый период, когда происходило слияние Лавкрафтианских и Оккультных идей, — меня очень сильно интересовали попытки возрождения до-христианских, кельтских форм религиозного опыта. (В качестве примера: почему мы настаиваем на праздновании Нового года с 31-го декабря на 1-ое января, в начале зимы, когда было бы гораздо более практичным, и в духовном смысле тоже, делать это 31-го октября, в День Самхейна, завершающего годовой сельскохозяйственный цикл?). Я был поклонником книг Исаака Боневитса и его известной языческой организации "Ár nDraíocht Féin" ("Братство Друидов"), а также был впечатлен в то время замечательной книгой Марго Адлер "Низвержение Луны" ("Drawing Down the Moon", 1979).

У фантастики ужасов и оккультизма определенно есть интересные симбиотические отношения, которые можно наблюдать в литературных произведениях Говарда Лавкрафта, а также Роберта Говарда, Кларка Эштона Смита, Уильяма Ламли и других. По этой увлекательной теме можно проводить большие исследовательские работы. И, хотя я не могу согласиться с некоторыми философскими и этическими представлениями, лежащими в основе черных магических ритуалов, я могу по-сопереживать тому религиозному и сверхъестественному импульсу — на мой взгляд, инстинктивному, — который ведет каждого из нас по какому-то своему индивидуальному пути, к более глубокому пониманию себя и реальности.


Author: © 2015 Sean Eaton.

Blog "The R'lyeh Tribune".

Powered by blogger.

Перевод: © 2021 ZaverLast.

ссылка: http://blog-sototh.blogspot.com/

_____________________________________

Ниже: акварель, компьютерная обработка. Художница Эбигейл Ларсон (США) — "Говард Лавкрафт".





366
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх