Канарейки в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zangezi» > Канарейки в Матрице
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Канарейки в Матрице

Статья написана 11 мая 2022 г. 21:39

Принято считать, что интерес к религии, теологии и прочей метафизике возникал и поддерживался у наших предков потому только, что у них еще не было подлинно научных знаний о мире. Пришла наконец наука — и сразу этот интерес стал угасать, перейдя по разряду если не мракобесия, то какой-то неразвитости и отсталости. Это, однако, крайне поверхностное рассуждение. Истинная причина лежит глубже и не так для нас, сегодняшних, приятна.

Доказанных и проверенных знаний было, конечно же, меньше. Куда больше было слухов и мнений, сомнений и двусмысленностей, смутных ощущений чего-то такого, что определенно лежит за пределами человеческих способностей и воли. Но именно поэтому человек (даже самый рядовой) в целом находился намного ближе к самой границе бытия, за которой только и начинается самое главное и подлинное. Любой крестьянин, сидя долгими зимними вечерами в полутьме своей избенки и слушая нескончаемый вой ветра, волей-неволей оказывался на своего рода экзистенциальной передовой, где растворяется, как сон, тонкая кожура всякой накопленной культуры, где имеют значение только последние вопросы человеческого бытия, где человек один на один с вечностью, смертью и тем бесконечным миром, чья физическая «фотография», будь она трижды больше и богаче современных научных предположений, все равно ничтожно мала и одномерна. Отсюда живой интерес к религиям и прочим теософиям, надменно высмеянный наступившей эпохой модерна, но так и не понятный в своем существе.

Что же принесла с собой эта эпоха? Двумя словами — упоение посюсторонностью. Не только наука, но и вся культура исступленно, массово принялись возделывать почву под ногами человека, вырастив на ней вскоре такой пышный сад, в котором, что неудивительно, тот не замедлил заблудиться. Прежнее потустороннее небо напрочь закрыли яркие, прелестные цветы материальной цивилизации модерна, неодолимо приковавшие к себе все взоры человека. Экзистенциальный фронт отступил куда-то далеко, он совершенно не слышен, а малейшее его приближение теперь вызывает лишь животный ужас и желание поскорее спрятать свою мордочку в уютные животики таких же морлоков, как ты сам. Да и какие в городах темные тоскливые зимние вечера? Круглый год дискотека!

Впрочем, это не просто дискотека, а кое-что похуже. Это настоящая Матрица. Когда Ницше говорил о вреде истории (и культуры) для жизни, он еще не знал этого слова-символа, но проблему ухватил сверхчеловечески верно. Как современному обывателю ощутить хоть на мгновение тут тоску, страх и отчаяние, что обдирает его как липку от условностей культурного багажа, если все, что есть вокруг него — жирная, изощренная, бесконечная на возможности, воздействующая прямиком на центры удовольствия в мозге, привязывающая покрепче героина, мать ее, Матрица? Вы скажете, Матрица была всегда? Была, да не такая — пожиже и неказистей. Как на первых игровых приставках. Про крестьянина, почти не очарованного ею, я уже написал, но ведь и олигарх тех времен легко выпадал из-под ее власти. Ну мог какой-нибудь магарадж в придачу к имеющимся десяти комнатам с золотом и алмазами заполнить еще одиннадцатую, но ведь это уже скучно и вроде как ни к чему. То ли дело сейчас: нет предела возможностям! Есть у тебя триллион, можешь основать собственную космическую корпорацию, много триллионов — организовать проект освоения Марса, Титана, да хоть Альфы Центавра. Техногенный оптимизм опьяняет. Неудивительно, что все человечество нынче ходит слегка навеселе.

Но вот что ускользает от нашего взора. Мы думаем, это наука расширила нам окружающий мир до размеров с трудом обозримой Вселенной (уже сто миллиардов световых лет в поперечнике). Нет, это Матрица так отодвинула свои границы, чтобы не беспокоить нас экзистенциальным Зовом, который все еще — и втуне — доносится Оттуда. Ведь мы по-прежнему не знаем ничего действительно базового: что было до «начала», почему вообще существует нечто, а не ничто, чем все в итоге закончится, — то есть не знаем всего того, чего «не знали» и наши предки, да только незнание это принципиально разное. Потому что кого сегодня это волнует? Не в качестве забавного факта, экспоната википедийной кунсткамеры, а по-настоящему, экзистенциально, чтоб душу вон? Бог волновал, Большой взрыв нет. Так чье же существование (или, если угодно, несуществование) важнее?

Разумеется, Матрицу создали (и укрепляли, и очаровывались ею) мы сами. Не сознательно, а скорее самим ходом вещей. Той склонностью к самоусложнению, наращиванию всяческих культурных слоев, которая так характерна для человеческих обществ. И очевидно, что обратной дороги нет — вернуться по следам прежней колеи не получится. Чашу придется испить до дна, если, конечно, там будет все-таки дно, а не черная дыра, куда все безвозвратно и ухнет. По крайней мере, признаемся сами себе: вместе с метафизикой мы выплеснули не мракобесие — мы выплеснули единственное, что в нас еще отвечало на Зов Извне, а значит, делало нас больше, чем канарейками, запертыми в золотой клетке посюсторонности.





153
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 мая 2022 г. 06:33


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 06:28

цитата Zangezi

Бог волновал, Большой взрыв нет. Так чье же существование (или, если угодно, несуществование) важнее?

«Оба правы»© Человеческий мозг слишком сложная, эволюционирующая струтура чтобы иметь «одну идею на всех». Кого-то продолжает волновать идея бога, кто-то интересуется большим взрывом, да и та же теория матрицы это скорее боковая ветвь, хоть и имеет множество общих корней. Каждый создает и работает в своей, индивидуальной вселенной. И если какая-то идея уже не вдохновляет, то можно либо попробовать перейти на соседнюю делянку, либо продолжать разрабатывать свою.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 11:43
Да я не о том.
Речь не просто об идеях в ряду прочих, а о предательстве потусторонности, трансцендентности, в пользу замыкания на уютный мирок посюсторонности, имманентности, будь он хоть размером с вселенную.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 11:53
Да нет, именно об этом:-) Предательство потусторонности как раз показывает что эта потусторонность куче людей вообще не нужна. Просто раньше альтернативы не было, или она была труднодостижима, а теперь калитка распахнулась пошире. Это как, грубо говоря, ребенка с математическим складом ума заставлять писать стихи. Они у него не получаются, он занимаются тупым копированием, но все вокруг пишут стихи, поэтому и его заставляют. А потом у него появляется возможность свалить из этого круга и в свободное время решать теоремы. И он с превеликим удовольствием это сделает. А родители будут горевать что их чадо не туда свой талант растрачивает.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 11:58
Альтернатива была всегда, потому что всегда была посюсторонность, всегда была матрица. Но тогда она меньше интересовала людей, так как была не такой, как сейчас, привлекательной. Сейчас все в матрице, поэтому альтернативы, как ни удивительно, намного меньше. Другой комментатор написал мне с удивлением, что сейчас даже миллиардеры, даже Илон Маск, ходят в такой же, как у многих людей, одежде, смотрят тот же Марвел, пишут в тот же Твиттер. Понимаете? Все в Матрице под одну гребенку.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 13:44

цитата Zangezi

Альтернатива была всегда,

Реальной альтернативы даже сейчас не наблюдается более чем у половины человечества. То что прослойка вариативности скачкообразно выросла и все еще продолжает расти это достижение фактически нескольких минут в глобальной истории цивилизации. И поскольку процесс продолжается, вся эта сиюминутная «урваниловка» неизбежно будет трансформироваться и дальше.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 13:51
Так я и написал: сейчас альтернативы почти нет.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 14:08
Реальной альтернативы не было у условного средневекового крестьянина. Или нынешнего обитателя африканской/азиатской глубинки. В чем заключается отстуствие альтернативы лично у Вас? В том что вы едите ту же пиццу что и Илон Маск и смотрите те же блокбастеры? И что мешает смотреть другие фильмы, читать другие книги, уходить в потусторонность (там тоже альтернативы есть) или двигать какую-либо науку? Даже если всю энергию вкладывать в одну точку, вам жизни не хватит чтобы достигнуть стенки пузыря существующей Матрицы. Так стоит ли переживать о том, что границы у Матрицы возожно где-то есть, если ни Вы, ни кто-либо еще их достигнуть все равно не в силах?
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 14:32
Стоит. Это единственно, о чем стоит переживать. Только это и делает меня человеком. На все остальное способна и умная обезьяна.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 17:37
Тоде выбор. Можно выбрать свой путь и двигаться к намеченной цели. А можно сложить лапки в самом начале и предаваться страданиям до конца дней своих. Но за остальное человечество переживать не стоит:-) 99,9% его подобной ерундой не заморачиваются.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 17:59
Напротив, 99,9% заморачиваются именно что натуральной ерундой. Из оставшегося 0,1% еще 99,9% заморачиваются чем-то более интересным, и только 0,1% от них видят все в ясном и холодном свете.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 18:39
Так и я о том же. Каждый сидящий в своем кластере считает что только он имеет ясный взгляд на мир, а остальные занимаются в лучшем случае ерундой. Кто-то еще и старается загнать себя в кластер поменьше, х.з зачем, разве что для того чтобы собственную исключительность потешить. Ну и еще некоторые признают равнозначные альтернативы за пределами собственного кластера, а для некоторых это признание как нож острый.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 19:29
Нет, это не о том же. 99,9% не имеют никакого ясного взгляда на мир и им пофиг. Все им уже дает Матрица.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 21:20
«ясный взгляд на мир» такая же иллюзия, хотя бы потому что ни вы, ни кто-либо еще не сможет его адекватно сформулировать. Вся ясность определяется лишь тем, около какой стены пузыря Матрицы вы располагаетесь. А неспособность понять и принять чужую систему координат вовсе не означает что кому-то на что-то пофиг. Для их системы это маловажные вопросы, которым они просто не будут уделять время. Равно как и вы будете игнорировать важную для них информацию.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2022 г. 21:41
Именно так и усыпляет Матрица. Тотальным релятивизмом, нигилизмом, агностицизмом. Именно так и аргументирует, так успокаивает. И, успокоенные, что каждый в своем пузыре, каждый подключен, с каждым все ок, мы теряем последние остатки того, что еще может противостоять Матрице. Ничего другого от вас я и не надеялся услышать. Matrix has you.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2022 г. 06:34
Вам не хворать. Был приятно удивлен, что «симулянты» не полностью вымерли, после очередной вспышки, а где-то еще отсиживаются. Успехов в засаде. Люди обязательно продвинутся на научных фронтах, и «умной обезьяне» будет что утащить у них для фундамента очередной гипотезы.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2022 г. 12:01
Не знаю, кто такие «симулянты», не имею к ним ни малейшего отношения. Видимо, это еще один прогон Матрицы, сидящей в вашей голове.
А что касается «научных фронтов», к сожалению, «умные обезьяны» там по обе стороны, это-то и несет всю опасность.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2022 г. 18:34

цитата Zangezi

Не знаю, кто такие «симулянты»

Ну так все ваши рассуждения, что в статье, что в комментариях базируются на гипотезе симуляции. Правда более-менее внимательно я ее просматривал еще при подготовке к канд. минимуму, но вряд ли за последние 15 лет что-то серьезно поменялось. Ну разве что новую фактологию под нее подтянули, да название подрихтовали :-)
 


Ссылка на сообщение15 мая 2022 г. 20:25
Нет, причем здесь симуляция?? У меня вообще о другом. Включайте символическое мышление, а не техническое.


⇑ Наверх