ВЕКТОР БЕЛОРУССКОЙ ФАНТАСТИКИ
Фантас тика была и остается одним из самых популярных литературных жанров. Современная научная фантастика стремится исследовать человека в условиях быстро меняющегося под влиянием научных достижений мира, изучить особенности мышления, поведения и взаимо¬отношений людей в необычных, экстремальных условиях, в которых они могут оказаться благодаря тем или иным научным свершениям. И хотя научная фантастика является опережающим отражением действительности, такой подход позволяет ей поднимать и обсуждать чрезвычайно важные научные, социальные и психологические проблемы, актуальные для наших современников.
Тиражи произведений С. Лукьяненко, В. Головачева, братьев Стругацких достигают десятков миллионов экземпляров.
А что же в Беларуси? В начале 90-х годов фантастические произведения современных белорусских писателей активно публиковали государственное издательское предприятие «Юнацтва» и частное издательство «Эридан». Издательство «Юнацтва» выпускало прославленную серию «Библиотека приключений и фантастики», в которой увидели свет произведения белорусских фантастов Н. Новаш, Вл. Куличенко, С. Трусова и др. Издательство «Эридан» организовало выпуск журнала «Фантакрим-Мега», где были опубликованы произведения С. Булыги, Е. Дрозда, Б. Зеленского,
Ю. Брайдера и Н. Чадовича и других авторов, издавало авторские сборники и книги. Проводились литературные конкурсы, фестивали и встречи писателей-фантастов. В то время положение с изданием фантастических произведений белорусских писателей можно было признать вполне благополучным.
Начиная с середины 90-х годов, после объединения государственных издательств «Юнацтва» и «Мастацкая литаратура» и ликвидации частного издательства «Эридан», ситуация начала стремительно ухудшаться. На книжный рынок Беларуси хлынул неудержимый поток фантастических произведений российских авторов, популяризации которых способствовали рекламные кампании в СМИ. Белорусская фантастика оказалась вытесненной на обочину книгоиздательского процесса. Авторы, названия чьих произведений еще вчера были на устах читающей публики, теперь были вынуждены сочинять «в стол» либо томиться в многолетних очередях в московских издательствах, где их никто не ждал. Писатель, потративший на создание своего произведения, нередко, несколько лет, наконец приходил с рукописью в издательство, где ему с вежливой улыбкой объясняли, что читатель охладел к белорусской фантастике и было бы разумным не тратить попусту бесценное время на соревнование с московскими «акулами пера», а «строчить» так называемую «популярку», то есть научно-популярную, справочную и учебную литературу, на которую всегда будет сохраняться устойчивый спрос.
Однако в начале 2000-х годов наметился спад интереса читающей публики к книге. Причины спада в большей степени макроэкономические, и они хорошо известны. Усугубило негативные процессы стремительное распространение Интернета и цифровых технологий. Время быстрых и легких денег в книжном бизнесе миновало. Книга стала дорогим подарком. Многие издатели в погоне за прибылью забыли, что создание книги в огромной мере искусство, а не только производственный процесс. Всегда существует дефицит талантливо изданной книги. В ней важно все – текстовое содержание, оформление, полиграфическое исполнение. Важна новизна подачи информации – как визуальной, так и текстовой. Однако именно по части новаторских идей белорусские издатели не блещут, предлагая в сотый раз потчевать читателей сборниками кулинарных рецептов или пособиями по садоводству. Руководство издательства неизбежно отдает все усилия продвижению продукции на рынки, а редакторы не желают брать ответственность за формирование «портфеля рукописей», резонно полагая поплатиться рабочим местом в случае неудачи предложенного к реализации проекта. В итоге получается, что с авторами работать некому. Отдельно стоит вопрос об оплате авторского труда. Объективно цены на исходные материалы для производства печатной продукции приближаются или вплотную приблизились к мировым. Однако продать саму книгу по средней мировой цене практически невозможно.
Несмотря на колоссальные трудности последних лет, многие белорусские фантасты сумели выстоять и сохранить любовь к творчеству. За десятилетия плодотворного сотрудничества Ю. Брайдер (недавно ушедший от нас) и Н. Чадович опубликовали порядка тридцати произведений, главным образом в московских издательствах, активно печатается в Москве О. Громыко, сравнительно часто наведывается с новыми рукописями в «белокаменную» С. Булыга. К сожалению, судьбы других известных белорусских писателей-фантастов сложились иначе, в большинстве своем их произведения пылятся в полках письменных столов. Не будем забывать, что контингент авторов составляют в основном люди пенсионного или предпенсионного возрастов. Престиж литературного труда резко упал. Молодежь «не идет» в литературу, опасаясь повторить незавидный удел старших собратьев.
Мы хотим печататься в белорусских издательствах и ждем поддержку не только от государства, но и от частных издателей.
В сентябре 2009 года издательство «Харвест» выпустило в свет 12 книг серии «Белорусская современная фантастика», в которой представлены романы и повести Ю. Брайдера и Н. Чадовича, Н. Чергинца, А. Силецкого, Н. Новаш, М. Деревянко, С. Цеханского, Е. Дрозда, Е. Конышевой и А. Груздова, Вл. Куличенко. В серию также вошли написанные по-белорусски произведения Г. Авласенко «Дикие кошки Барсума» и сборник повестей А. Алешкевича «Дети звезд».
Перемещение во времени, покорение далеких планет, борьба цивилизаций, контакты с другими формами разума, эволюция человечества после глобальных катаклизмов — вот некоторые темы произведений, многие из которых изданы впервые. И белорусские читатели имеют возможность первыми познакомиться с новыми произведениями популярных авторов.
Владимир Куличенко,
председатель секции «Приключения
и фантастика» Союза писателей Беларуси,
директор Белорусского республиканского
литературного фонда