Теодор Драйзер Американская


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Адреналинкс» > Теодор Драйзер "Американская трагедия" - общество, люди и бог
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Теодор Драйзер «Американская трагедия» — общество, люди и бог

Статья написана 15 ноября 2022 г. 11:30

Книга Теодора Драйзера "Американская трагедия" очень сложная и многогранная. Я условно разделила её на три смысловые ветви:

.

1. Общество

Мы видим американское общество начала прошлого века – со всеми его пороками и предрассудками.

Это – и разделение людей на «касты», на нищебродов из самых низов и богатых из высшего света, куда не всем есть дорога; на работяг, вкалывающих на фабриках и «золотую молодёжь», дни напролёт веселящуюся и развлекающуюся. Добавьте к этому невозможность выбраться из собственной касты и презрение к нижестоящим, боязнь замараться о них, даже, если этот «ниже-» – твой родственник или просто небезразличный тебе человек.

Это и устоявшиеся предрассудки, давящие на людей и твердящие, например, что родить без мужа – позор-позорище на все века. Не будь этой глупой установки, всё могло бы закончиться иначе для героев.

Желание героев вырваться на более высокий уровень понятен, вопрос лишь – какими методами?

Если посмотреть на главного героя, Клайда, в итоге его конечная мечта сводится к очень простому желанию – жить за счёт богатой возлюбленной, за её деньги. С её помощью окончательно войти в столь желанное высшее общество и обитать там припеваючи и развлекаючись. Не зарабатывать самому, чтобы хоть как-то с ней сравняться, а именно жить за счёт потенциальной жены. Об этом говорится прямо. Так ли он её любил на самом деле? Или – любил ту жизнь, что она могла ему подарить?

Впрочем, как уже сказано выше, вырваться из своей касты было очень тяжело, на страницах романа мы постоянно видим тому доказательства, так что, не стоит уж сильно осуждать героя… Во всяком случае, в этом вопросе.

Однако даже в таком захудалом обществе люди ведут себя по-разному…

.

2. Люди

Один видит бедную деревеньку, покосившийся облезлый дом, подобный тому, в котором сам вырос, и смотрит на него с сочувствием и даже ностальгией, другой – с презрением и высокомерием.

Один мгновенно отвернётся от недавнего товарища, попавшего в тяжёлое безвыходное положение, которое может запятнать и тебя-самого, другая – рискнёт написать прощальное письмо.

Один посмотрит на сестру, соблазнённую негодяем и брошенную с ребёнком, и решит для себя, что сам так ни с одной девушкой не поступит. Другой подумает: «Ну, если подобным образом поступили с моей сестрой, почему и мне нельзя так же обойтись с другой? Разве я хуже?» Возможно, и не хуже. Но уж точно не лучше…

У нас на Совместных чтениях многие жалели главного героя. Мне его не жалко.

Он сам делает ошибку за ошибкой и винит в этом всех, кроме себя самого! До последнего – у него виноваты все вокруг, только не он, несмотря на всё якобы раскаяние (но хотя бы к матери немного изменил отношение). Да – он дитя своего времени. Но мы видим, что были у этого времени и другие дети.

Кого очень жалко, так это родителей – и Клайдовых, и Роберты, самой несчастной возлюбленной Клайда. И – священника, взявшего на себя груз заботы о герое в конце. Его образ – попытка проблеска света сквозь всё это.

И мы переходим к третьей моей условной ветви…

.

3. Разговор с Богом

Вопросам веры и религии в книге посвящено много времени и места.

Родители героя – миссионеры и даже фанатики. И, возможно, только это фанатичное служение Богу и помогает матери не сойти с ума после всех событий. При этом матерью она показана любящей и вполне здравомыслящей.

Сам герой, перекормленный в детстве уличными песнопениями, напротив, отшатывается в другую сторону. До определённого момента…

Священник, исповедующий его в конце – настоящий священник, который действительно искренне служит и Богу, и людям.

Книга не зря начинается и заканчивается чтением псалмов и проповедями на площадях.

И Клайд, пусть и не до конца, но всё же – насколько это возможно для него, раскаялся в конце и примирился с собой. И, может, жестоко прозвучит, но… Если бы Клайду смягчили приговор и дали 20 лет, он неизбежно за эти годы озлобился бы заново. И всё его раскаяние и примирение пошло бы прахом. Невозможно в тюрьме или на каторге иначе. А так – ушёл почти чистым…

Это не значит, что я одобряю подобный приговор, просто… Закон не предусматривает вариантов по-настоящему «духовного перевоспитания» — такого, о котором пытался говорить священник, такого, которое могло бы действительно помочь герою, подобному Клайду. Не предусматривает по сей день.

А жаль.

.

ПС. Эту книгу я в своё время пропустила, а сейчас прочитала в рамках Совместных чтений от Книжного клуба "Книги без границ", в ВК, за что им огромное спасибо!

Читали Драйзера?





183
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх