ЗАКОН ПОЛОСЫ Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЗАКОН ПОЛОСЫ (Nowa Fantastyka 184 (277) 10/2005). Часть 5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЗАКОН ПОЛОСЫ (Nowa Fantastyka 184 (277) 10/2005). Часть 5

Статья написана 25 декабря 2022 г. 00:02

ПИЛАР ПЕДРАСА

Пилар Педраса (наст. Pilar Pedraza Martínez) (род. 12 октября 1951) – испанская писательница, историк искусств, профессор университета.

Родилась в г. Толедо. Защитила докторскую диссертацию в Университете Валенсии, с 1982 года — профессор истории искусств в этом же университете. Была министром культуры в Женералитате Валенсии (1993—1995) и членом Совета директоров RTVV. Специалист по различным аспектам ренессанса и барокко, интересуется также историей кино и освещением роли женщин в истории и культуре. На протяжении всей карьеры сочетает преподавание в высшей школе с научными исследованиями и литературным творчеством.

Статьи и эссе Пилар Педрасы публиковались в научных и научно-популярных журналах и собраны в томах “La bella, enigma y pesadilla/Красота, загадка и кошмар” (1991).

Педраса «разоблачает тех прекрасных, мифических монстров, в которых слияние женщины и зверя стимулирует интеллект и чувствительность, потому что они представляют собой тайну, опасность, обещание, обман, темный объект желания. Короче говоря, где женщина — загадка и кошмар. Женщина была <…> Сфинксом, Медузой или Пантерой, а также как Матерью, Девой и Идеальной Возлюбленной... Пилар Педраса попыталась снять с этих кошмарных Красавиц, которых увековечило искусство, толстую непрозрачную кору, чтобы мы обнаружили, созерцая без предубеждений, их огромную, мощную, необъяснимую силу соблазнения»;

“Máquinas de amar: Secretos del cuerpo artificial/Машины любви: секреты искусственного тела” (1998).

Здесь «речь идет об искусственных женщинах, куклах, автоматах и репликантах в кино и других искусствах. Писательница собирает наследие многих поколений художников и размышляет о нем. Через миф о Пигмалионе, создателе суперженщины <…> Пилар Педраса рассматривает красивые и опасные древние и современные автоматы <…> которые до сих пор живут загадочной жизнью за стеклом витрин, и исследует степень эволюции идеальной женщины и ее противоположности: ничтожной женщины, продукта промышленного и медийного загрязнения. <…> Непрерывные достижения в области биомеханики, генной инженерии и мгновенных коммуникаций приводят к размыванию границ между естественными и искусственными телами. Естественное тело устаревает, и важно знать, что представляют собой искусственные тела и как они работают, для чего удобно ознакомиться с автоматами, которые веселили и пугали наших предков. Также не является излишним знать об опасностях, связанных с частной жизнью этих самых автоматов. Если мы собираемся стать киборгами, неплохо было бы узнать, чего нам следует ожидать. Что оживляет автоматы? Только механизм? Духовный мир, а может, музыка? Безумие их создателей и владельцев?

Почему куклы убивают своих возлюбленных? Откуда взялось навязчивое желание Пигмалиона превратить женщин в статуи, а статуи в женщин? Почему вдовцы живут с восковыми чучелами своих жен? На эти и другие еще более смелые вопросы отвечают такие фильмы, как «Эссе о преступлении», «Казанова», «Моя прекрасная леди», «Естественные размеры», «Нехорошо человеку быть одному», «Метрополис», «Бегущий по лезвию бритвы», «Никита или Генри...», такие писатели как Толстой, Буковски, Шарп, и такие художники, как РОПС, КОКОШКА, ДЮШАН, АЛЛЕН ДЖОНС, СТАРЛАК, ШЕРМАН...»;

“Espectra: Descenso a las criptas de la literatura y el cine/Espectra: спуск в склепы литературы и кино” (2004)

«Мрачный образ мертвой женщины, центральная тема этого уникального эссе, предшествует кинематографу. Искусство использовало его с незапамятных времен, и много чернил было пролито на его увлечение писателями и философами. Психоанализ считал, что это отождествляет ее с мертвой матерью. <…> Пилар Педраса прослеживает определенные образы зловещего женского начала в искусстве, литературе и кино. <…> Вампиры, ламии, привидения, зомби, воскресшие — населяют эту особую “галерею призраков”, темное отражение нашего самого болезненного воображения»;

“Brujas, sapos y aquelarres/Ведьмы, жабы и ковены” (2014)

«Здесь Пилар Педраса совершает историческое и тематическое путешествие по наиболее актуальным моментам и местам колдовства сквозь века, останавливаясь на тех аспектах, которые в целом менее известны, таких как древнее колдовство, живопись барокко или жанровое кино, где используется образ ведьм. Ведьмы летают с древних времен и способны нарушать законы природы и богов. <…> Автор рассказывает нам сначала о божественных ведьмах: Гекате, Цирцее и Медее, а затем переходит к более известным и привычным нам ведьмам. <…> Читатель найдет в книге эстетический и культурный анализ архетипа ведьмы и ее различных воплощений: старой ведьмы, эротической и салонной чаровницы и современной колдуньи (викка, сатанизм...) Наконец, автор предлагает нам свое видение кинематографической панорамы на эту тему: новаторский фильм «Хаксан» датчанина Кристенсена, английские и американские комедии, трилогия, посвященная Дарио Ардженто трем матерям Де Куинси, самый последний проект «Ведьма из Блэр», который еще раз подчеркивает синемафилию Пилар Педрасы. И все это обильно иллюстрировано произведениями классической живописи и кадрами из самого современного кино».

Если суммировать, в этих печатных работах писательница «исследует различные грани страха и очарования, вызываемого у мужчин образом зловещей женщины, рассматриваемой как смертоносная соблазнительница, бездушный андроид или труп, бросающий вызов смерти».

Такие же мотивы и персонажи (возвращающиеся к жизни мертвецы, демоны, роковые женщины, заколдованные предметы и пр.) широко представлены в романах Пилар Педрасы, где они ассоциируются с безумием, смертью и садомазохистским удовольствием. Эта тема доминирует в ее первом романе “Las joyas de la serpiente/Драгоценности змея” (1984) и подвергается постепенной стилизации в более поздних романах.

К настоящему времени опубликованы также следующие романы писательницы:

“La fase del rubí/Рубиновая фаза” (1987);

“La pequeña pasión/Маленькая страсть” (1990); “El gato encantado/Заколдованный кот” (1992);

“Las novias inmóviles/Неподвижные невесты” (1994); “Paisaje con reptiles/Пейзаж с рептилиями” (1996);

“Piel de sátiro/Кожа Сатира” (1997); “La perra de Alejandría/Александрийская сука” (2003);

“El síndrome de Ambrás/Синдром Амбраса” (2008); “Lucifer Circus/Цирк Люцифера” (2012); “Lobas de Tesalia/Фессалийские волки” (2015);

“Mystic Topaz/Мистический топаз” (2016);“El amante germano/Немецкий любовник” (2018);

“Pánikas/Паника” (2019), “Toxikas” (2020).

Рассказы писательницы образовали следующие сборники: “Necrópolis/Некрополь” (1985); “Arcano trece, cuentos crueles/Тринадцатый аркан, жестокие рассказы” (2000);

“Eros ha muerto. Relatos impios/Эрос мертв, нечестивые сказки” (2019); “Nocturnas. Historias vampíricas/Ноктюрны. Вампирские истории” (2021).

Другие произведения: “Barroco efímero en Valencia/Эфемерное барокко в Валенсии” (1982); “Tratado de arquitectura de Antonio Averlino «Filarete»/Трактат по архитектуре Антонио Аверлино «Filarete»" (1990);

“Federico Fellini/Федерико Феллини” (1993); “Máquinas de presa: la cámara vampira de Carl Th. Dreyer/Машины добычи: камера вампира Карла Т. Дрейера” (1996); “Metrópolis, Fritz Lang: estudio crítico/ «Метрополис». Фриц Ланг: критическое исследование” (2000); "«La mujer pantera»: Jacques Tourneur/«Женщина-пантера»: Жак Турнëр” (2002);

“Agustí Villaronga/Аугусти Вильяронга” (2007); “Venus barbuda y el eslabón perdido/Бородатая венера и недостающее звено” (2009); “Jean Cocteau. El gran ilusionista/Жан Кокто. Великий иллюзионист” (2016);

“El salvaje interior y la mujer barbuda/Дикарь внутри и бородатая женщина” (2019); “Suspiria. Las ministras del mal/Суспирия. Служители зла” (2021).

На русский язык литературные произведения писательницы не переводились.





74
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх