САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ (Nowa Fantastyka 196 (289) 10 2006). Часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ (Nowa Fantastyka 196 (289) 10 2006). Часть 4

Статья написана 21 мая 2023 г. 22:22

                                                                                                                                                (САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ – продолжение1)

Мускулистая бестия, или Силой, а не умением

Многие писатели (и иллюстраторы) исходят из убеждения, что в средневековье и речи не шло о какой-либо утонченности в ведении боя. Герои охаживали друг друга острыми орудиями словно дубинами, и, конечно же, побеждал сильнейший. Поэтому в фэнтези пруд пруди гуманоидов мужского и женского рода, согбенных под бременем излишне развитой мускулатуры. А как было на самом деле? А на самом деле в средневековье отчетливо представляли себе пользу, приносимую хорошей техникой единоборства и хорошим обучением. Об этом говорит другой fechtbuch (учебник фехтования), написанный священником Ханко Дëбрингером (Hanko Döbringer) в 1389 году. Автор текста был, вероятно, учеником знаменитого фехтовальщика Йоханнеса Лихтенауэра (Johannes Liechtenauer), и он уверенно заявляет, что «хиляк», знающий секреты искусства Лихтенауэра, имеет те же шансы на победу, что и силач. В трактатах, обсуждающих искусство Лихтенауэра, говорится наряду с прочим о семнадцати Hauptstücke (базовых технических приемах) применения длинного меча и называет такие приемы, как Ochs (бык), Pflug (плуг), Alber (глупец) и Vom Dach (с крыши). Упоминаются также контрприемы и способы уничтожения фехтовальщика, отразившего вашу атаку. Уже в немецких текстах, датируемых XII веком, используются такие термины как schirmmaister (мастер фехтования) и schirmslag (фехтовальный удар). Все это явно противоречит стереотипу примитивного средневекового силача.


P.S. Дадим слово эксперту – Р. Максимову, выступающему на весьма интересном (на мой взгляд) сайте «Лаборатория "Хранители"» http://mmkhraniteli.ucoz.com

«(…) говорить об отчетливом появлении именно немецкой системы фехтования можно с XIV века. Первым известным документально мастером этого стиля является Иоганн Лихтенауэр, которого считают автором окончательного варианта (сформированного им на базе собственных знаний, а также знаний большого количества его учителей) боевого искусства, получившего название «Немецкая школа фехтования» — системы, делающей главный акцент на простоте, скорости и эффективности, и как нельзя более подходящей для ведения смертельного боя. История немецкой школы охватывает примерно 250 лет (8–10 поколений мастеров). Первые трактаты были написаны в 70 — 80 годах XIV столетия, по-видимому, учениками ЛихтенауэраХанко Дёбрингером, Андреасом Юдом, Йостом фон дер Ниссеном и Никалаусом Пруссом, однако большинство этих работ, видимо, утрачены – нам остались лишь работа Дёбрингера «Кодекс 3227а» (практически без иллюстраций) и безымянная работа, созданная около 1389 года («Кодекс Валлерштайн №2»), скорее всего, одним из учеников Лихтенауэра (к сожалению, кодекс не содержит текста, однако изображения практически полностью совпадают с текстовыми описаниями из работы Дёбрингера).

Источники крайне редки вплоть до XV века. С 1410 года появляются: работа «Флос дуэллaторум» (цветок поединка) Фьёре дей Либери, которого можно по многим признакам считать одним из учеников Лихтенауэра (сам Фьёре упоминал, что учился у некого Джованни Лихтенау). Этот манускрипт содержит очень много совпадений с немецким взглядом на фехтование, но также и содержит отчетливо просматривающийся итальянский колорит, являясь, судя по всему, родоначальником итальянского стиля фехтования (во многом родственного немецкому).

К середине XV века существовали уже «Лихтенауэрское общество» во главе с Петером фон Данцигом, а также мастера Зигмунд Рингек и Паулюс Кал, их современником был также известнейший мастер Ханс Талхоффер.

(…)Иоганнес Лихтенауэр родился около 1310 года на юге Германии. Судя по фамилии, в местечке Лихтенау, хотя точной информации об этом нет. Возможно также в швабском городе Баден Лихтенау, однако пока связей этого городка с фамилией Лихтенау не обнаружено. Искусство свое он зарифмовал стихами, написанными на южно-немецком диалекте.

О себе он говорил: «…я узнал, освоил и научу вас фехтованию пешком, верхом на лошади, в доспехах и без.. Я не открыл искусство самостоятельно, все описанное здесь разработано на основе моих путешествий». Один из его учеников писал: «И прежде всего вы должны знать и понимать, что искусство меча едино… ибо он был изобретен сотни лет назад и является универсальным, для того чтобы понять суть искусcтва от начала до конца... Основа (ядро) его была полностью понята великим мастером Иоганном Лихтенауэром. Не то чтобы он сам придумал, то, что описано, но он много путешествовал и искал изучения военного искусства в разных странах, потому что всегда хотел учиться как можно больше у честных и справедливых мастеров» (Дëбрингер). (…) Где-то после середины XIV века Лихтенауэром была собрана группа талантливых мастеров для занятий разными областями боевого искусства (в борьбе, длинном мече, кинжале, копье, и т.д.). Первые тексты были написаны зашифрованным языком, в стихах, для того чтобы предотвратить попадание искусства в чужие руки. Поэтому: «…не каждый, кто слышит, это понимает» — писал мастер фон Данциг. В основу своей системы мастер Иоганн положил приемы боя с длинным мечом. Он использовал это оружие для иллюстрации нескольких общих принципов, которые применял ко всем другим дисциплинам в рамках школы. Использование меча разделялось на просто фехтование (то есть сражение противников без доспехов — «blossfechten») и существенно отличавшееся «боевое», «бронированное» или «военное» фехтование (в котором меч держался хватом одна рука за рукоять, другая за середину лезвия – «укороченно»). Основным для иллюстрации принципов был выбран «blossfechten», длинный меч. Чтобы максимально упростить понимание искусства, мастер вводит пять главных слов (funf Worden), касающихся понятия времени, векторов усилия, и т.д.: «До», «После», «Слабый», «Сильный», «Своевременно». Эти пять слов являются основным ядром искусства мастера Лихтенуэра. Большое внимание мастер уделял также выработке основных принципиально необходимых качеств фехтовальщика: смелости, быстроты, скромности (умеренности), хитрости, и благоразумию – эти добродетели он считал ключевыми в фехтовальном искусстве. В то же время «всякая добродетель может превратиться во зло, без скромности (умеренности)» писал мастер Зигмунд Рингек в комментариях о Fechtbuch-е Иоганна Лихтенауэра. Уделялось большое внимание работе ног, тактическим основам (предпочтительной считалась атакующая манера боя; вместо простых защит предлагалось сочетать их с контратаками), акцент делался на скорость реакции, а также сбалансированность и здравый смысл. Причем постоянно подчеркивалось: искусство учит выживать, это не шутка и не игра, и если вы боитесь (например, боли или ранений), то вряд ли оно вам поможет: «имеющий унылое сердце всегда будет побежден, несмотря на все мастерство» (Петер фон Данциг). Это искусство кровавых боев, и оно включает в себя умение направить свое мышление на хладнокровный поиск средств наиболее эффективного уничтожения (убийства) оппонента – «кто ранит, а не убивает — тот сам будет ранен или убит» (Ханко Дебрингер).

(A suivre)





47
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх