Уух, вот и кончился "Магазин работает до наступления тьмы". Последняя серия сильнейшая, после которой выдыхаешь, примерно как после третьей серии последнего сезона "Игры престолов": было полное ощущение, что тут "неизбежность пораженья", и все умрут, а потом радуешься, что не все.
Отличие от ИП в том, что у Бобылёвой сериал на этой сильнейшей серии закончился, и сделано это так, что ты ожидаешь другой, более жестокий финал, но вдруг в последние минуты понимаешь, что нет, именно к такому финалу всё и шло. Это какой-то высший пилотаж.
Тут надо пояснить, что МРДНТ именно аудиосериал. Читать его можно, но он сделан по законам сериалов: каждая серия это не глава, а законченная история, в которой есть внутренняя логика, но в то же время только часть целого (и ещё очень важно название главы-серии). И сильно влияют на восприятие манера чтения и особенно саундтрек (кто там звукорежиссёр? Во втором сезоне темы Хадн Дадн вроде бы совсем не изменились, но изменились! Это какая-то гениальная работа с саундтреком).
И вот смотрите, что они сделали.
Первый сезон вышел в начале проклятого того года. Первые две серии оставляли ощущение "уютного хоррора", и чуть ли не "ироничного хоррора" — вот как есть ироничный детектив, то тут ироничный хоррор. Такое Бобылёва (которую многие после Вьюрков так и восприняли, хотя Вьюрки это невероятно жуткая и безнадёжная книга, представляю, как Бобылёву доставляли отзывы типа "милый и уютный ужастик") могла бы писать тоннами и наверняка бы обогатилась. Но уже с третьей серии началось что-то тревожное, что-то серьёзное. А 4 серия должна была выйти 24.02.22. Не вышла, конечно.
Вышла через неделю, называлась "Человек, который убил президента" и была про войну, про невозможность жить в мире, где ты видишь не то, что все, и про отчаянье, толкающее на то, чтобы убить президента. Пусть это даже не настоящий президент, а просто президент какой-то компании.
Тогда это как-то невероятно попадало в резонанс, и оставляло вопрос: ну вот как это получилось? Когда это написано?
И вот второй сезон. От "ироничного хоррора" не осталось вообще ничего. Но тема Серебряного века, переломного времени столетней давности, стала основной. Тэффи очень смешная, но умела писать жуткие вещи; вот и здесь такая Тэффи, пишущая жуткие вещи.
Но. Это не актуальное высказывание. Это художественное высказывание, выстроенное по правилам второго и заключительного сезона сериала. Здесь складно объясняется всё из того, что не было ясно в первом сезоне; здесь есть бенефисы каждо_й из персонажей, здесь есть исчерпывающее объяснение всей механики вселенной, здесь есть такое количество мемов, пасхалок, аллюзий и скрытых и явных цитат, что зашкаливает (немножко охренел над кондильяковым коробом, но когда буквально в последних предложениях появились Павел-Пётр (ну, наверное, всё ж, Павел, ему ж отрубили голову, но зачем тогда Пётр), и содомские яблоки, то чот вообще поплыл).
И теперь мы знаем, как можно писать про любовь в период конца света. Апекехана