Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «salmin26» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 июля 08:43

Краткий гид по Глуховскому, если кому интересно

1. Метро 2033 (проще назвать Метро-1). Вышла ещё в слабопутинские времена и (редкая для Глуховского штука), там актуальный контекст не важен. Очень симпатичная книжка, невероятно дурно написанная, и хороша тем, что шаблонный постап с первых же страниц оказывается моделью мира начала века, куда он вначале пытается поселить реальных людей (через железобетонные диалоги, которым позавидовал бы Кочетов), но довольно быстро бросает эту затею и начинает веселиться.

2. Сумерки. Лучшая и единственно безупречная (ну почти) книга. Он там косплеит Пелевина (а кто его не косплеил?), но останавливается ровно там, где Пелевин ушёл бы в сатирический угар. Плюс отличнейшая стилизация дневника конкистадора, это вот бесценно. Книга совершенно ходульная, персонажи картонные, но на последних страницах оказывается, что так и надо. Это очень хорошо, и ещё очень смешно.

3. Рассказы о Родине. Довольно проходной сборник рассказов, такой, опять же пелевинский, в чём-то лучше, в чём-то хуже

4. Метро-2. Неудачная попытка расширить и углубить мир Метро, при этом видно желание писать хорошо. Писать хорошо не получилось, но получилось писать скучно. И вот именно здесь он стал тем Глуховский, которого мы знаем и (не) любим.

Вспомним, что писал Артём Рондарев: "Строго говоря, во всех практически своих книгах Глуховский пользуется одним и тем же стереотипным творческим методом: он берет сильнодействующего героя, поселяется в его голове и оттуда производит, собственно, текст, что позволяет ему легитимным образом использовать разговорную речь, лишенную какой-либо литературной регулярности. Метод этот всем нам хорошо известен — он является основным методом нашей фантастики и – шире – излюбленным графоманским подходом, так как избавляет автора от угрозы быть обвиненным в косноязычии: это, мол, не я так пишу, это герой так думает, можно подумать, вы думаете лучше".

4. Будущее. Прекраснейшая либеральная ебанина, которая была бы всем хороша, если бы Глуховский не застрял в этом своём методе, так хорошо охарактеризованным Рондаревым. Это скучно, это предсказуемо, это отвратительно. Но вот чему научился — это в сеттинг. Тут становится понятно, что Глуховский великий мастер фэнтези, только, к сожалению, фэнтези не пишет.

5. Текст. Это ужасно. Чувак решил написать что-то без фантдопущения, то есть без того, что он единственно умеет. Получился сценарий русского фильма с Александром Петровым, но фильм даже лучше, во всяком случае там нет внутренних монологов.

6. Метро-3. Пожалуй, лучшая книга из трилогии, он хорошо бы завершил этот сериал, если бы не пытался писать красиво. Мы все уже знаем, что Глуховский — душный графоман, не надо к этой душноте добавлять образности, а он добавляет. Читать почти невозможно, но если пролистывать две трети и включать внутреннего редактора, то норм.

Есть ещё рассказец "Конец дороги", вышел где-то между 2 и 3 частью, вот он офигенный, рекомендую.

7. Пост. Наш герой, наконец, одумался, и вернулся к постапу. Получилось отвратительно, но было бы менее отвратительно, если бы это был текст, а это аудиосериал. Когда мы что-то читаем, то можем душноту пробежать по диагонали, а тут нет, уж как написано, так и слушай. Вдобавок ко всему, читает он сам, от Глуховского не сбежать, а он то как зверь завоет, то заплачет, как девочка-подросток, страдающая от мук любви. И да, Глуховский сексист, женщины у него всегда приложение к мужчинам и вообще созданы для чувств, эмпатии, и вот этого всего, что спасёт мир.


Статья написана 21 июля 21:12

Перечень слов и выражений, используемых Женечкой (в хронологическом порядке)

1. Джон Апдайк «Кролик, беги»

2. Ф. М. Достоевский «Идиот»

3. «Жить в мире и дружбе! (Пребывание Н.С. Хрущёва в США. 1959 г.)»

4. Петра Кунце «Умение говорить «нет». (Простые практики для обретения внутренней свободы)»

5. А. и Б. Стругацкие «Попытка к бегству»

6. Харпер Ли «Убить пересмешника»

7. «Жить в мире и дружбе! (Пребывание Н.С. Хрущёва в США. 1959 г.)»

8. Остин Клеон «Покажи свою работу»

9. Джон Стейнбек «Гроздья гнева»

10. Энциклопедия «Хочу всё знать!»

11. Ребекка Донован «Что, если?..»

12. Мераб Мамардашвили «Мой опыт нетипичен»

13. Патрик Несс «Голос монстра»

14. Рэй Брэдбери «В мгновенье ока»

15. Луиджи Пиранделло «Так жить нельзя!»

16. Пётр Селезнёв «Крах»

17. Алиса Ростовцева «Даже не думай!»

18. Андраш Беркеши «Перстень с печаткой»

19. М. Н. Герасимов «Пробуждение»

20. Н. Г. Чернышевский «Что делать?»

21. «Свод правил пожарной безопасности»

22. Журнал «Печать и революция»

23. И.М. Варушкин «Первая помощь»

[


Тэги: PHOTO
Статья написана 31 октября 2023 г. 17:08

Уух, вот и кончился "Магазин работает до наступления тьмы". Последняя серия сильнейшая, после которой выдыхаешь, примерно как после третьей серии последнего сезона "Игры престолов": было полное ощущение, что тут "неизбежность пораженья", и все умрут, а потом радуешься, что не все.

Отличие от ИП в том, что у Бобылёвой сериал на этой сильнейшей серии закончился, и сделано это так, что ты ожидаешь другой, более жестокий финал, но вдруг в последние минуты понимаешь, что нет, именно к такому финалу всё и шло. Это какой-то высший пилотаж.

Тут надо пояснить, что МРДНТ именно аудиосериал. Читать его можно, но он сделан по законам сериалов: каждая серия это не глава, а законченная история, в которой есть внутренняя логика, но в то же время только часть целого (и ещё очень важно название главы-серии). И сильно влияют на восприятие манера чтения и особенно саундтрек (кто там звукорежиссёр? Во втором сезоне темы Хадн Дадн вроде бы совсем не изменились, но изменились! Это какая-то гениальная работа с саундтреком).

И вот смотрите, что они сделали.

Первый сезон вышел в начале проклятого того года. Первые две серии оставляли ощущение "уютного хоррора", и чуть ли не "ироничного хоррора" — вот как есть ироничный детектив, то тут ироничный хоррор. Такое Бобылёва (которую многие после Вьюрков так и восприняли, хотя Вьюрки это невероятно жуткая и безнадёжная книга, представляю, как Бобылёву доставляли отзывы типа "милый и уютный ужастик") могла бы писать тоннами и наверняка бы обогатилась. Но уже с третьей серии началось что-то тревожное, что-то серьёзное. А 4 серия должна была выйти 24.02.22. Не вышла, конечно.

Вышла через неделю, называлась "Человек, который убил президента" и была про войну, про невозможность жить в мире, где ты видишь не то, что все, и про отчаянье, толкающее на то, чтобы убить президента. Пусть это даже не настоящий президент, а просто президент какой-то компании.

Тогда это как-то невероятно попадало в резонанс, и оставляло вопрос: ну вот как это получилось? Когда это написано?

И вот второй сезон. От "ироничного хоррора" не осталось вообще ничего. Но тема Серебряного века, переломного времени столетней давности, стала основной. Тэффи очень смешная, но умела писать жуткие вещи; вот и здесь такая Тэффи, пишущая жуткие вещи.

Но. Это не актуальное высказывание. Это художественное высказывание, выстроенное по правилам второго и заключительного сезона сериала. Здесь складно объясняется всё из того, что не было ясно в первом сезоне; здесь есть бенефисы каждо_й из персонажей, здесь есть исчерпывающее объяснение всей механики вселенной, здесь есть такое количество мемов, пасхалок, аллюзий и скрытых и явных цитат, что зашкаливает (немножко охренел над кондильяковым коробом, но когда буквально в последних предложениях появились Павел-Пётр (ну, наверное, всё ж, Павел, ему ж отрубили голову, но зачем тогда Пётр), и содомские яблоки, то чот вообще поплыл).

И теперь мы знаем, как можно писать про любовь в период конца света. Апекехана





  Подписка

Количество подписчиков: 0

⇑ Наверх