И снова об Янке


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > И снова об Янке Мавре
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

И снова об Янке Мавре

Статья написана 28 мая 21:09

Экспозицию открывает раздел «Зарождение жанра в национальной литературе». Здесь представлены произведения Янки Мавра, которому по праву принадлежит звание первооткрывателя приключенческого жанра в Беларуси. В ряде представленных материалов почетное место занимает детский журнал «Беларускі піянер», на страницах которого в 1926 г. была опубликована первая приключенческая повесть Янки Мавра «Чалавек ідзе».

Центральное место отведено популярной книжной серии «Библиотека приключений и фантастики», основанной издательством «Юность» в 1982 г. и адресована подросткам. Серия легко узнается по логотипу на корешке книги в виде стилизованных букв «ПФ» (приключения, фантастика), а также по специально оформленным обложкам.

Особое внимание заслуживают первое издание широко известной повести Михася Лынькова «Міколка-паравоз» (1937) о жизни и приключениях мальчика Миколки, сына железнодорожника; роман Леонида Дайнеко «След ваўкалака» с автографом автора, адресованным отделу белорусской литературы Государственной библиотеки БССР им. В.И. Ленина в 1988 г.; исторический роман Алеся Наварича «Літоўскі воўк» (2005), за который автор получил специальную премию Президента Республики Беларусь.

Третий раздел – «Приключенческие истории». Здесь экспонируются произведения белорусских авторов ХХ – начале XXI в. Богатое историко-культурное наследие вдохновляет белорусских авторов на новые произведения, продолжающие традиции отечественной приключенческой литературы. Среди представленных изданий – широко известные произведения Владимира Короткевича «Дзікае паляванне караля Стаха» (1958) и «Хрыстос прызямліўся ў Гародні»; трилогия Ивана Серкова «Мы з Санькам…» (1968–1989), получившая награды Всесоюзного и Белорусского республиканского конкурсов детской книги; издания Леонида Дайнеко, лауреата Литературной премии им. Ивана Мележа (1989).

***

В результате этой кампании, которая приняла всесоюзные масштабы, в кинематографе начал сворачиваться выпуск приключенческих фильмов с индивидуалистическим уклоном и начали появляться ленты, пропагандирующие коллективистскую идею. Чтобы читателю стало понятно, о чём шла речь в подобных фильмах, вкратце расскажу сюжеты трёх подобных картин: «Сам себе Робинзон» (1930), «Настоящие охотники» (1930) и «Полесские Робинзоны» (1934).

В первой картине речь шла о том, как советский школьник Вася, начитавшись книг Фенимора Купера про индейцев, бросает семью, школу, друзей и отправляется на поиски приключений в лес. Но этот поход для подростка едва не завершается плачевно: он заблудился в чащобе. Однако фильм завершается благополучно: Васю находят его школьные товарищи, убеждают вернуться домой и заменить приключения научными экскурсиями.

В «Настоящих охотниках» двое подростков, начитавшись книг про туземцев, принимают советских смолокуров… за людоедов. Но их правильные друзья вновь помогают им найти верную дорогу в жизни, записав их в туристическую секцию.

В «Полесских Робинзонах» сюжет таков: двое школьников, опять же, начитавшись приключенческих книг, уходят в лес, но вскоре сильно жалеют об этом. На каждом шагу им начинают мерещиться опасности, которые едва не сводят героев с ума. Спасают ребят от помешательства их же товарищи, которые доходчиво объясняют «заблудшим», что всё, что им до этого мерещилось, имеет своё естественное, а отнюдь не мистическое происхождение. Мораль фильма: приключений на свете вообще не бывает.

https://mydocx.ru/10-137336.html

***

Профессор ботаники Адамов был навсегда увековечен в белорусской приключенческой классике "Полесские робинзоны" Янки Мавра (Максим Жуков)

"Мирон смотрел на растение с каким-то волнением.

– Да, – сказал он наконец, – это азалия, или, как говорят в народе, «божье» деревце. Читал я о ней и даже удивлялся, почему ее так уважают. Наш профессор Адамов специально ездил в какой-то уголок Беларуси, чтобы исследовать азалию. Описал подробно: и какие соседи рядом с ней, и какой камушек под ней, и каким клином она разместилась, и план составил, и сфотографировал, и даже срисовал. В конце концов возбудил ходатайство, чтобы оградить и охранять ее.

– Ай-яй-яй! – воскликнул Виктор. – Не пугай ты меня, а то я не знаю, как держаться перед этой важной особой. Хоть и красивые цветы, но такое внимание к ним – чересчур."


Подлипский А. М. Ботаник Владимир Адамов. — Витебск : Витебская областная типография, 2000. — 32 с. — (Жизнь замечательных людей Витебщины). — 500 экз.

http://evitebsk.com/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%...

https://be.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B...

Правда, в московском русскоязычном издании 1958 г. https://fantlab.ru/edition107253 профессора Адамова заменяет некто Иван Фёдорович.

Одна версия гласит, что Адамов был репрессирован, поэтому и произошла замена собственных имён, а другая предполагает, будто бы автор перепутал азалию с аралией, кот. на самом деле исследовал Адамов, и в более позднем заменил его на нейтрального Ивана Фёдоровича.

https://archivsf.narod.ru/1883/janka_mawr...

"Полесские робинзоны" глава 5 подзаголовок "Борьба за огонь", см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B...





77
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх