из Достоевского


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» > из Достоевского
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

из Достоевского

Статья написана 2 июля 2010 г. 11:29

У Достоевского совершенно гениальное про плохих писателей.

Я очень смеялся, наверное, впервые в жизни при чтении Достоевского смеялся.

Представьте себе почти два печатных листа самой жеманной и бесполезной болтовни; этот господин вдобавок читал еще как-то свысока, пригорюнясь, точно из милости, так что выходило даже с обидой для нашей публики. Тема… Но кто ее мог разобрать, эту тему? Это был какой-то отчет о каких-то впечатлениях, о каких-то воспоминаниях. Но чего? Но об чем? Как ни хмурились наши губернские лбы целую половину чтения, ничего не могли одолеть, так что вторую половину прослушали лишь из учтивости. Правда, много говорилось о любви, о любви гения к какой-то особе, но, признаюсь, это вышло несколько неловко. К небольшой толстенькой фигурке гениального писателя как-то не шло бы рассказывать, на мой взгляд, о своем первом поцелуе… И, что опять-таки обидно, эти поцелуи происходили как-то не так, как у всего человечества. Тут непременно кругом растет дрок (непременно дрок или какая-нибудь такая трава, о которой надобно справляться в ботанике). При этом на небе непременно какой-то фиолетовый оттенок, которого, конечно, никто никогда не примечал из смертных, то есть и все видели, но не умели приметить, а «вот, дескать, я поглядел и описываю вам, дуракам, как самую обыкновенную вещь». Дерево, под которым уселась интересная пара, непременно какого-нибудь оранжевого цвета. Сидят они где-то в Германии. Вдруг они видят Помпея или Кассия накануне сражения, и обоих пронизывает холод восторга. Какая-то русалка запищала в кустах. Глюк заиграл в тростнике на скрипке. Пиеса, которую он играл, названа en toutes lettres, но никому не известна, так что об ней надо справляться в музыкальном словаре. Меж тем заклубился туман, так заклубился, так заклубился, что более похож был на миллион подушек, чем на туман. И вдруг всё исчезает, и великий гений переправляется зимой в оттепель через Волгу. Две с половиною страницы переправы, но все-таки попадает в прорубь. Гений тонет, – вы думаете, утонул? И не думал; это всё для того, что когда он уже совсем утопал и захлебывался, то пред ним мелькнула льдинка, крошечная льдинка с горошинку, но чистая и прозрачная, «как замороженная слеза», и в этой льдинке отразилась Германия или, лучше сказать, небо Германии, и радужною игрой своею отражение напомнило ему ту самую слезу, которая, «помнишь, скатилась из глаз твоих, когда мы сидели под изумрудным деревом и ты воскликнула радостно: „“Нет преступления!” “„Да, – сказал я сквозь слезы, – но коли так, то ведь нет и праведников”. Мы зарыдали и расстались навеки». – Она куда-то на берег моря, он в какие-то пещеры; и вот он спускается, спускается, три года спускается в Москве под Сухаревою башней, и вдруг в самых недрах земли, в пещере находит лампадку, а пред лампадкой схимника. Схимник молится. Гений приникает к крошечному решетчатому оконцу и вдруг слышит вздох. Вы думаете, это схимник вздохнул? Очень ему надо вашего схимника! Нет-с, просто-запросто этот вздох «напомнил ему ее первый вздох, тридцать семь лет назад», когда, «помнишь, в Германии, мы сидели под агатовым деревом, и ты сказала мне: „“К чему любить? Смотри, кругом растет вохра, и я люблю, но перестанет расти вохра, и я разлюблю”». Тут опять заклубился туман, явился Гофман, просвистала из Шопена русалка, и вдруг из тумана, в лавровом венке, над кровлями Рима появился Анк Марций. «Озноб восторга охватил наши спины, и мы расстались навеки» и т. д., и т. д. Одним словом, я, может, и не так передаю и передать не умею, но смысл болтовни был именно в этом роде. И наконец, что за позорная страсть у наших великих умов к каламбурам в высшем смысле! Великий европейский философ, великий ученый, изобретатель, труженик, мученик – все эти труждающиеся и обремененные для нашего русского великого гения решительно вроде поваров у него на кухне. Он барин, а они являются к нему с колпаками в руках и ждут приказаний. Правда, он надменно усмехается и над Россией, и ничего нет приятнее ему, как объявить банкротство России во всех отношениях пред великими умами Европы, но что касается его самого, – нет-с, он уже над этими великими умами Европы возвысился; все они лишь материал для его каламбуров. Он берет чужую идею, приплетает к ней ее антитез, и каламбур готов. Есть преступление, нет преступления; правды нет, праведников нет; атеизм, дарвинизм, московские колокола… Но увы, он уже не верит в московские колокола; Рим, лавры… но он даже не верит в лавры… Тут казенный припадок байроновской тоски, гримаса из Гейне, что-нибудь из Печорина, – и пошла, и пошла, засвистала машина… «А впрочем, похвалите, похвалите, я ведь это ужасно люблю; я ведь это только так говорю, что кладу перо; подождите, я еще вам триста раз надоем, читать устанете…»

простите за невольное умничанье )





52
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 11:37
Бесы, что ль?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 11:40
именно )
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 11:48
у Достоевского очень хитрый юмор — почти неразличимый (благодаря общей атмосфере абсурда), но всегда действенный
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 11:51
я до этого читал только Преступление и наказание и Идиот, там юмора вообще не заметил.
а в Бесах частенько прорывается
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 11:56
там тоже есть, но, повторюсь, он на грани неразличимости, кафкианский какой-то
не зря же Кафка уважал Федора Михалыча)
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 11:58
может, дело еще и в том, что я читал их давно и тогда просто не различил)


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 12:00
:-D
«и мы расстались навеки...»
(рыдает)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 12:01
а ты говоришь: где там юмор? )))
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 12:05
мне просто он на общем фоне как-то не запомнился))


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 13:40
Если помнить, что именно пародируется, — еще смешнее (и мрачнее, потому что тургеневских «Призраков» Достоевский в своем журнале и напечатал; и в письме к автору очень хвалил).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 13:42
охх, этого я и не знал.

но в процессе чтения отмечал, насколько разнится интерпретация нигилистов Тургенева и Достоевского
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 13:47
Да, Кармазинов — это очень злая карикатура на Тургенева, «Мерси» — это тургеневское «Довольно» и т.д.
«Бесы», помимо прочего, конечно, и роман о различиях в интерпретации нигилизма.
 


Ссылка на сообщение2 июля 2010 г. 13:52

цитата Petro Gulak

Кармазинов — это очень злая карикатура на Тургенева
очень злая
я бы даже сказал, неоправданно злая


⇑ Наверх