Диктор — Борис Плотников
Страна: |
Россия |
Дата рождения: | 2 апреля 1949 г. |
Дата смерти: | 2 декабря 2020 г. (71 год) |
Борис Григорьевич Плотников родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянск Свердловской области. Отец – Плотников Григорий Иванович (1924 г. рожд.), слесарь, участник Великой Отечественной войны, имеет государственные награды. Мать – Плотникова Маргарита Ивановна (1928–2005), инженер-технолог.
Предки Б.Г. Плотникова – выходцы из Сибири, исповедовавшие православие по старообрядческому образцу. В 1920-е годы, во времена «раскулачивания», они вынуждены были уехать из родных мест и поселиться на Урале, в Невьянске, где была возможность относительной свободы вероисповедания.
Борис Плотников жил с родителями в Невьянске, затем в Новоуральске, где у него появляется возможность посещать музыкальную школу (класс скрипки). Казалось, что его будущее будет связано с музыкой. Но на прослушивании в Свердловской консерватории определили, что рука «переиграна», посоветовали подождать. В это время воскресает уже существовавший в детстве интерес к театру, и Плотников поступает в Свердловское театральное училище, на курс Ю.Я. Жигульского.
После окончания училища молодой актер принят в труппу Свердловского ТЮЗа. Он играет роли современных подростков и юношей, сказочных персонажей, героев классических произведений: Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» А. Чехова, Альберта в телеспектакле по повести Л. Толстого, Фёдора Таланова в «Нашествии» Л. Леонова, Фердинанда в спектакле «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.
В 1976 году в судьбе актера происходит резкий поворот. Он снимается в главной роли Сотникова в фильме режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение» – одной из лучших отечественных кинолент, получившей приз «Золотой медведь» и премию «Фипресси» на Берлинском международном кинофестивале, а также высшие награды отечественных кинофестивалей. Опыт работы в этом фильме ускорил развитие таланта актера, определил основное в его творческом облике.
Борис Плотников – актер русской психологической школы, стремящийся передать глубинные процессы жизни персонажей. Он достигает такого стремительного ритма переживания происходящего с его героем, что образ наполняется самостоятельной жизнью, приобретает черты подлинности.
Закончив работу в фильме «Восхождение» и оставаясь артистом Свердловского ТЮЗа, Плотников поступает на искусствоведческое отделение филологического факультета Уральского государственного университета, которое оканчивает в 1983 году.
В это время художественный руководитель Московского академического театра сатиры В.Н. Плучек приглашает его в труппу театра. Здесь Плотников работает с 1978 по 1988 год, продолжая сниматься в кино и телевизионных фильмах. Самые значительные актерские работы этого периода: Петя Трофимов («Вишнёвый сад» А. Чехова), Бобырёв («Тени» М. Салтыкова-Щедрина) – в театре; Белорецкий («Дикая охота короля Стаха», режиссер В. Рубинчик), Несчастливцев («Лес», режиссер В. Мотыль), Луис де Караскиль («Дульсинея Тобосская», режиссер С. Дружинина), Царевич Алексей («Петр Великий», Эн-би-си) – в кино.
Постепенно у актера развивается интерес к острой и яркой характерности. В персонажах, сыгранных им на сцене Центрального академического театра Российской армии (в труппу которого он переходит в 1988 году) лиризм и глубокая драматичность соединены с острой формой, психологической эксцентрикой. Роли, сыгранные им в ЦАТСА–ЦАТРА, необычны и разнообразны. Здесь Плотников создает одну из лучших своих театральных ролей – Князя Мышкина в спектакле «Идиот» (режиссер Ю. Ерёмин). Плотников развивает опыт больших актеров, ранее исполнявших эту роль, и обогащает сценический образ своим пониманием Достоевского.
На сцене ЦАТСА–ЦАТРА появились и другие «пронзительные» герои Плотникова: Александр I («Павел I» Д. Мережковского), Неизвестный («Маскарад» М. Лермонтова), Алексей Иванович («Игрок» Ф. Достоевского), Барон («На дне» А. Горького), Яго («Отелло» У. Шекспира), Гарпагон («Скупой» Ж.Б. Мольера) в спектаклях Л. Хейфеца, В. Саркисова, Б. Морозова. В эти годы актер с большим успехом играет и поет роль Данилова в «Литургии оглашённых» А. Рыбникова, работает на телевидении и радио, снимается в кино. Доктор Борменталь («Собачье сердце» М. Булгакова, режиссер В. Бортко), историк Ю. Готье («Дневник профессора Готье», режиссер С. Колосов), Старик («Прогулка по эшафоту», режиссер И. Фридберг), Сверчок («Сверчок за очагом», режиссер Л. Нечаев) и другие кинороли созданы в этот период.
В 1990-е годы начинается сотрудничество артиста с Театром-студией под руководством О. Табакова. В 1997 году Б. Плотников исполняет роль Карло Гольдони в спектакле «Прощайте и… рукоплещите!» А. Богдановича (режиссер О. Табаков), а затем Бруно Кречмара в спектакле по роману В. Набокова «Камера обскура» (режиссер А. Кузнецов). Играя героев Набокова на сцене и в радиоспектаклях, Б. Плотников столь тонко чувствует замысел писателя, что, развивая идеи режиссера, всегда создает собственные образы.
В 2002 году Борис Плотников переходит в труппу МХТ имени А.П. Чехова.
Актер обладает незаурядным мастерством, опытом исполнения сложнейших ролей мирового театрального репертуара, редкой актерской индивидуальностью. Маркиз де Шаррон («Кабала святош» М. Булгакова, режиссер А. Шапиро), Дорн («Чайка» А. Чехова, режиссеры О. Ефремов, Н. Скорик), физик Вернер Гейзенберг («Копенгаген» М. Фрейна, режиссер М. Карбаускис), Войницкий («Дядя Ваня» А. Чехова, режиссер М. Карбаускис), Собакевич («Похождение», режиссер М. Карбаускис) – роли Плотникова последних лет подтверждают творческие возможности артиста, его художественное мастерство и культуру исполнения. Всего актером сыграно более 100 ролей в театре, кино и на телевидении.
Обладая хорошим литературным «слухом», Б.Г. Плотников активно создает чтецкие программы, исполняет поэзию и прозу на радио и телевидении, принимает участие в различных радиоспектаклях («Дуэль» А. Чехова, «Роковые яйца» М. Булгакова, «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких, «Чужая жена и муж под кроватью» Ф.Достоевского, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле и др.). Кроме того Плотников использует свой талант диктора, во множестве озвучивая аудиокниги различных жанров, в том числе литературу для детей (Сказки Г.Х.Андерсена, народные русские сказки, «Путешествия барона Мюнхгаузена» Э.Распе), произведения классиков («Собачье сердце» М.Булгакова, поэтов серебряного века, «Юнкера» А.Куприна, «Сто лет одиночества» Г. Маркеса).
Любит актер и жанр музыкально-драматический. Он выступает с симфоническими оркестрами, исполняя классические произведения прошлых эпох, возрождая жанр мелодекламации.
Борис Григорьевич Плотников – народный артист России (1999), лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства (2004), премии Фонда К. Станиславского (1997), член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов. Удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли на Международном кинофестивале в Сойоте (1977). Награжден орденом Почёта (2005).
Аудиокниги с участием диктора Бориса Плотникова