
Джо Аберкромби «Кровь и железо»
Цикл: «Первый Закон» Аннотация: Огромная империя, имя которой Союз, находится в опасности. Некогда разобщённые и враждующие кланы Севера объединились. Теперь всеми землями, находящимися севернее Инглии правит кровожадный Бетод, неукротимый воин быстрый на расправу и в то же время мудрый владыка. На юге мощная империя гурков, управляемая твёрдой рукой кровожадного Уфмана-Уль-Дошта, почти восстановилась после поражения в недавней войне с Союзом. Положение же самого Союза хуже, чем когда-либо. В самом сердце государства, Адуе зреет заговор. Старый король немощен, его наследник, кронпринц Ладислав более озабочен женитьбой и фехтованием, нежели проблемами государства. Страной, по сути, правит корыстолюбивый закрытый совет, разделившийся, к тому же, на два противоборствующих лагеря. Можно подумать, что Союз обречён. Но на сцене внезапно появляются хромой калека-инквизитор, молодой и праздный дворянин, могучий воин-северянин и некоторые, ещё более странные герои. И они спасут Союз! По крайней мере должны. Как они это сделают, не знают даже они сами. Но это знает дряхлеющей маг, Байаз. Но учёл ли первый среди магов всё, к примеру, захотят ли потенциальные спасители спасать Союз? Да и его давний враг, второй ученик Иувина, Кхахюль, покровитель самого Уфмана-Уль-Дошта, тоже не дремлет. Но, несмотря на всё это хитроумный план Байаза уже начал свершаться, хотя, что из этого выйдет, не знает даже он сам. Жанр:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
ALLEGORY: Я в своё время приложила изрядное количество усилий для того, чтобы разобраться, почему же трилогия Аберкромби меня так сильно увлекла, расстрогала и заставила буквально влюбиться в автора, но ничего не получилось.. Сейчас перечитала первый том по-русски, опять задумалась, а конкретные причины любви — большой и страстной — снова однозначно установить не смогла. Поэтому заявлять о том, что «Первый закон» — это, кажется, лучшее фэнтези, которое я читала за последние год-два, буду категорично и почти без аргументов.
Причин, среди которых я искала источник любви, пожалуй, три:
— Сюжет. Это увлекательная и динамичная история, которую, говоря по-простому, просто интересно читать. Причем чем дальше, тем становится всё интереснее и интереснее, т.к. Джо — он все же ба-альшой забавник, он удивит, обещаю. Он изящно издевается над читателем: начало первого тома, конечно, может дать ощущение набора всех возможных фэнтезийных клише, но развитие интриги с легкостью покажет, что кажущейся банальностью вас обманули, и обманут еще далеко не раз. К слову, абсолютно все сюжетные ходы и намеки — они неспроста, все-все ниточки вплетены с коварным умыслом и раскроют полную картину.. чуть позже. И убедительно раскроют!
— Язык. Книга в оригинале написана таким лихим, ироничным, афористичным и легким языком, что от него получаешь почти физическое удовольствие (здесь «точка икс» на тему попенять переводчику, но не буду увлекаться, ибо дело это бесполезное и огорчительное. Что вышло, то вышло). Но то, что из текста волей-неволей набираешься чудесных, значимых и часто применимых в жизни цитат («You have to be realistic, after all…») — это уже многого стоит.
— Ну и герои, главный конёк автора, с его собственных слов (здесь — не обманул))…
Даже второстепенные, очерченные парой-тройкой штрихов, персонажи получились такими, что в них веришь. Герои же главные — они лучшие, они — безумная гротескная троица, заставляющая смахнуть скупую слезу, потому что это скупой смех сквозь скупые слезы. Да, среди них нет положительных, ни одного — каждый отвратителен по-своему. Впрочем, нет и отрицательных: каждый очень по-человечески понятен, близок и, честное слово, вызывает сочувствие и жалость — буквально, хочется погладить по голове и предложить тарелку горячего супа. «Дарк фэнтези»? (никогда не понимала смысл этого термина) Жанр, где герои не несутся, очертя голову, с благородной миссией спасать мир, а действуют, исключительно исходя из собственных эгоистических интересов, из обстоятельств, в которых невольно оказались, или — с матом изнутри (с) — барахтаются, недоумевая, в неприятной трясине жизни, созданной собственными руками («why do I do this?») Какой там «дарк»? Несложно вокруг себя оглянуться и обнаружить, что это ж реализм, не что иное.
Короче, любовь — штука иррациональная. Упомянутых причин, конечно же, недостаточно для того, чтобы «потерять голову» и «влюбиться», поэтому придется делать скидку на «вкусы и цвета». Для меня Аберкромби оказался идеальной находкой, и я постараюсь стать одним из первых читателей обещанного в следующем году Best Served Cold, не откажу себе в таком удовольствии…
оценка: 10
WiNchiK: «Долгожданный», «многообещающий» роман, «потрясающий дебют» — такими эпитетами искрился воздух вокруг этой книги, задолго до ее появления, пророча ей великую славу…и что же?
Если в нескольких словах, то: под тонким, обволакивающим налетом неоригинальности, приятно удивив, оказалась великолепная начинка из добротно написанного текста, живых персонажей и увлекательного сюжета.
«Кровь и железо» — это темное фэнтези, с прекрасно прописанными героями, и пусть, по мнению многих, оно грешит так называемой «шаблонностью» в отношении построения сюжета, развития событий, да и что уж говорить — самих персонажей (вернее их набора), но нет в них никакой картонности, в истории нет никакой надуманности и фальши. Все настолько убедительно рассказано, что уже через несколько глав живешь в мире, где вместе сосуществуют средневековая дикость и изысканные манеры, волшебство и цивилизация.
Аберкромби пишет так, словно делает зарисовки увиденного — он кропотливо описывает все происходящее. Тщательные, проработанные детали, продуманные смены планов, умение выдерживать тон — динамичный, напряженный, драматичный, легкий, таинственный. Автор так же показал потрясающее умение наделять свои персонажи жизнью (равно как и лишать их ее).
Тяжело сказать что-то новое в жанре, в котором уже сказали все, что только можно и что нельзя, а после Мартина и вовсе можно сдать его в архив, как достигший своей вершины и не имеющий пути к дальнейшему развитии. Но если думать так, то какой тогда вообще смысл брать в руки новую книгу, если она заведомо будет хуже? …
Мне кажется, что многих разочаровал не сам роман — сгубило количество возлагаемых на него надежд. Да, всегда хочется чего-то нового, рассказанного по-новому, удивляющего, завораживающего. Но ведь все это есть в книге — все при ней и к тому же есть продолжение, нельзя забывать, что первая книга — это лишь часть трилогии. Впереди большой простор для воображения как писателя так и читателя.
...и все-таки — why does he do this?...
оценка: 10
MAVERICK: Вот и прочитана самая ожидаемая мною книга уходящего года. И ожидания полностью оправдались. Это потрясающий роман, сравнимый с лучшими произведениями этого жанра.
Творчество Джо Аберкромби часто сравнивают с творчеством Скотта Линча и Джорджа Мартина. Это совершенно не так, единственное, что роднит Амеркромби с Мартином — это повествование с позиции разных героев, но у Мартина их в разы больше. В этом романе основных персонажей всего трое, но зато каких: капитан королевской стражи Джезаль Луфар — молодой человек, который просто прожигает свою жизнь, добившейся всего только благодаря своим родителям, но в то же время жизнь его переворачивается с ног на голову, когда появляется прекрасная Арди Вест и наш капитан уже не выглядет таким холодным и бесчувственным; второй — это северянин Логен Девятипалый — человек, который полностью разочаровался в жизни и потерял все, и именно поэтому сразу же отозвался на призыв первого из магов и последовал на ним; и, наконец, третий персонаж — инквизитор Глокта, по моему мнению самый колоритный и харизматичный герой в этой компании — бывший блистательный офицер, но после плена утративший способность практически ко всему, он испытывает постоянную боль при ходьбе (интересно автор смотрел сериал «Доктор Хаус»), не способен делать что-либо самостоятельно, он полностью утратил тягу к жизни, но в то же время он растворился в своей кровавой работе. Кроме того, Аберкромби и второстепенных персонажей наделяет своей изюминкой, все они самобытны и оригинальны, в романе нет ни одного проходного героя, все они добавляют что-то свое в повествование.
В этом романе автор только приоткрывает завесу Тайны, он как бы вводит читателя в свой мир, и поэтому не стоит ожидать чего-то большого, ведь это только первая часть великолепной саги, которая стала украшением жанра фэнтези. Я очень надеюсь на продолжение, которое безусловно расставит все точки над «i». Кто выйдет на первые роли? Что ждет главных героев? И куда забросит их перо автора? Все это ждет нас чуть позже, надо просто набраться терпения!!!
P.S. Единственное, что мне не понравилось — это недоработки российского издания: плохая редактура (встречаются банальные орфографические ошибки) и отсутствие карты мира, в котором происходит действие.
оценка: 10
chimera: Приключенческая книга для взрослых.
Главная беда тех, на мой взгляд, кто разочаровался в этой книге, были завышенные ожидания от нее. Кто-то сравнивал ее с «ПЛиО», кто еще с чем-то. Вот и прочитав чисто приключенческую книгу, они ощущали некую пустоту и недосказанность. Книга не заставит вас задуматься о прекрасном или о вопросах мироздания. Ее главная цель — развлечь. Вот именно с таким подходом и нужно обратить взгляд на эту книгу.
И нужно сказать, что делает она это хорошо. Сложно определить, за счет чего это добивается. Сама история, а, точнее, ее завязка — ведь это только начало трилогии — достаточно тривиальна: намечается глобальная битва между государствами, и главные герои так или иначе оказываются причастны к этому. Пожалуй, половину успеха у читателя этот роман получает за счет увлекательного языка и юмора. Опять же в нем нет ничего сверхумного или нового, но подано это очень красиво. Особенно хочется отметить, что во время диалогов персонаж пытается предугадать ответ оппонента. Зачастую это получается очень иронично.
Самым колоритным персонажем является, несомненно, инквизитор Глокта. Ранее блестящий офицер, а ныне калека. Хотя его скорбь о собственной судьбе иногда и надоедает, но все же эта сюжетная линия для меня оказалась самой запоминающейся.
По поводу жанра. Пожалуй, это все же не темное фэнтази. Я бы назвал это грязной героикой. Причем слово «грязь» употреблено здесь в прямом смысле. Это обычное фэнтази, но если бы герои были не идеальными, а вполне реальными людьми, которым иногда и в туалет надо сходить.
В целом перед нами великолепный пример того, как и простая, на первый взгляд, вещь может оказаться чертовски увлекательной.
оценка: 9
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Рэй Нэйлер «Гора в море» (2025-01-04)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)