Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая»
Цикл: Отдел Сказочных Преступлений Аннотация: Детектив Джек Шпротт работает в Отделе сказочных преступлений. Каждый день подбрасывает ему все более и более запутанные дела. Только он в состоянии разобраться, насколько невинны три поросенка и так ли уж виноват серый волк, живьем сваренный этими маленькими садистами. Только он может принять решение, по какой статье сажать Румпельштильцхена, который превращал солому в золото. С древней сказочной жутью невероятно трудно бороться, но вот Джеку Шпротту вновь приходится сжать волю в кулак и как можно быстрее приступить к расследованию загадочной смерти мецената и филантропа, да и вообще хорошего парня Шалтая-Болтая... Жанр:
Вызывает ассоциации:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
kkk72: Джаспер Ффорде снова выступает в своем любимом жанре — литературном детективе. На сей раз в центре внимания автора — известные нам с детства сказки. Действительно, если покопаться в их сюжетах, можно отыскать в достаточном количестве убийтсва, грабежи, мошенничество и множество прочих злодеяний. Подобные преступления, связанные со сказочными персонажами, живущими среди людей и пытается распутывать не слишком удачливый детектив Джек Шпротт и его новая помощница сержант Мэри-Мэри.
Сперва о положительных сторонах романа. Автор, как всегда, изящен, остроумен и легок. Книга изобилует разнообразнейшими отсылками не только к знаменитым сказкам, но и к книгам прочих жанров — от классики до детективов, популярным фильмам и телесериалам. В результате перед нами своеобразная энциклопедия английской жизни. Разведчиков бы на таком учить, чтобы они представляли себе, что должен знать образованный англичанин. Впрочем, некая специфичность культурного контекста заставляет очень часто заглядывать в сноски. И хотя информация в них подобрана очень грамотно, все равно сбиваешься с ритма чтения. И это при том, что написан роман очень легко. Нельзя не отметить как отличный стиль Ффорде, так и удачный перевод. Повествование изобилует яркими эпизодами, красочными экзотическими персонажами. при этом автор с одной стороны постоянно высмеивает писательские стереотипы, а с другой стороны, удачно ими пользуется сам. Роман изобилует шутками, хотя не отказывается автор и от сатиры.
Стоит отметить также удачную детективную линию. Ффорде намешал в свою историю все, что угодно — от банальных конкуренции предпринимателей и ревности к неверным супругам до биологического оружия и терроризма. Темне менее детективный сюжет не производит впечатления сборной солянки. Детектив получился остросюжетными непредсказуемым.
С героями у Ффорде похуже. Уж очень типичны большинство из них. Особенно классическая парочка: плохой полицейский и хороший полицейский. Хотя, конечно, разумное яйцо с психическими отклонениями и замашками аватюриста никак не назовешь типичным персонажем.
В итоге история получилась яркая, необычная, увлекательная. В ней масса оригинальных находок и интересных эпизодов. Например, запомнились удивительный замок Пемзсов и Священный Гонго. Но все же, на мой взгляд, роману не хватает глубины. Выводы, которые делает автор в концовке, уж слишком банальны. Да и сама история как-то подчеркнуто бутафорская. В результате на протяжении романа я не слишком переживал за героев, пребывая в святой уверенности — этот роман должен закончиться хэппи-эндом.
Смело могу рекомендовать этот роман всем поклонникам детектива в фантастическом антураже, любителям смелой игры слов и многочисленных аллюзий, щедро разбросанных по тексту, просто всем. кто хочет приятно провести время с умной и симпатичной книгой. Тем же, кто ищет глубокий смысл и серьезные переживания героев, эта книга едва ли подойдет.
оценка: 8
Nog: Отечественный читатель уже успел принять и полюбить творчество Джаспера Ффорде, но пока знакомство с ним ограничивалось книгами одного цикла. Теперь же читательскому вниманию был предложен первый роман совсем другой серии, если и связанной с «Четвергом», то очень и очень опосредованно. Несмотря на то, что «Смерть Шалтая» тоже принадлежит к жанру «литературного детектива», построена она иначе, чем уже известные нам романы автора.
С одной стороны, Ффорде уделил больше внимания, чем обычно, сюжетной составляющей, которая нередко хромала в «Деле Джен» и его продолжениях. На сей же раз расследование, проводимое инспектором Джеком Шпроттом и сержантом Мэри Мэри, выстроено по всем законам классического полицейского детектива, преподносит сюрпризы один за другим и держит читателя в напряжении до самой последней строчки. В то же время куда меньшее внимание автор уделил изображению мира, в котором происходит действие книги. Мир вроде бы и наш — чётко указано место действия, называются несколько реально существующих компаний, даже о распаде Советского Союза было упомянуто — с добавлением, конечно же, сказочных, мифических и литературных персонажей, живущих бок о бок с людьми; и в то же время встречаются названия выдуманных государств. На саму сюжетную линию плотно нанизаны многочисленные детали этого мира — волшебные бобы и конфликт Зевса с Прометеем, ставки на исход пьес, борьба антропоморфных животных за равноправие, инопланетяне и многое, многое другое. Всё бы хорошо, детали интересны, разнообразны и отлично описаны, вот только весь мир так и остаётся собранием этих самых деталей, а не чем-то большим. Это ничуть не мешает чтению, но оставляет какой-то налёт неудовлетворённости.
Несколько слов о персонажах. Главные действующие лица — Шпротт, Мэри, Звонн, Бриггс — лишь старательно исполняют традиционные для жанра роли: трудяга-сыщик, амбициозный напарник (т.е. напарница), преуспевающий негодяй, задолбанный со всех сторон начальник. Может, так и должно было быть, ведь автор явно пародировал многочисленные штампы классических детективов. Но вот на второстепенных героях Ффорде отыгрался вовсю: их образы играют и переливаются всеми красками, и особенно, конечно же, это относится к Шалтаю-Болтаю, несмотря даже на то, что живым мы его не застаём ни на мгновение. Зато воссоздание образа героя в ходе расследования, в воспоминаниях свидетелей произведено писателем просто мастерски.
Ффорде вполне доказал, что способен писать книги сходного жанра совершенно по-разному, но сохраняя всё то, за что его ценят читатели — увлекательность, безудержную фантазию и яркую любовь к самой разнообразной литературе.
оценка: 8
Dark Andrew: Прекрасный роман, наполненный фирменной ффордевской иронией и любовью к литературе. На этот раз к детективам и сказкам. По внутреннему ощущению — «Тайна...» превосходит все три переведенные ранее романа Ффорде о Четверг Нонетот, причем превосходит в первую очередь искренностью. То, что на орехи досталось всем возможным направлениям детектива — понятно, но при этом сам роман всё равно вращается вокруг преступления, причем количество интриг и ловких сюжетных ходов составит честь любому настоящему мастеру детектива. Я подозревал, но так и не догадался, кто убийца.
С нетерпением жду продолжения!
оценка: 9
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Рэй Нэйлер «Гора в море» (2025-01-04)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)