Чёрная рука помощи


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «"Чёрная рука" помощи»

"Чёрная рука" помощи

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 25 июля 2008 г. 09:09  
цитировать   |    [  ] 
Предлагаю обсудить статью Василия Владимирского.
http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...

цитата

Есть такое мнение: «таланту надо помогать, бездарность сама пробьется». Особенно популярна эта присказка в литературных кругах. Можно вспомнить множество исторических примеров: и пресловутого «старика Державина», и взаимоотношения Пушкина с Гоголем, и Горького, до Октябрьской революции издававшего пролетарских писателей, а потом вставшего на защиту бедствующих авторов «старой формации»... Однако в отечественном фэндоме страсть поддерживать «талантливую молодежь» достигла в последние годы каких-то удивительных масштабов.

Началось все, разумеется, со знаменитой «Рваной грелки» (она же — Интернет-конкурс «48 часов»), в которой наравне с молодыми, никому не известными литераторами принимали участие такие заметные фигуры, как Сергей Лукьяненко, Олег Дивов, Александр Бачило. Своим авторитетом они заметно способствовали росту популярности этой народной сетевой забавы. Дальше — больше: на чистом энтузиазме Сергей Лукьяненко «пробивает» в крупнейшем российском издательстве «АСТ» идею сборников по результатам «Грелки», — для многих начинающих авторов антологии «Псы любви» и «Гуманный выстрел в голову» стали первой серьезной возможностью громко заявить о себе на всю страну. Это, однако, оказалось лишь началом: вскоре издатели журналов и составители антологий начали наперебой зазывать к себе «грелочников», «блэкджековцев», участников всяческих семинаров и мастер-классов, проходящих на фестивалях и конвентах. Доходило до смешного: по рассказам членов редколлегии, после каждого нового конкурса «48 часов» в почте журнала «Реальность фантастики» обнаруживалось по десятку рассказов, написанных на одну и ту же тему. Издатели дружески похлопывали финалистов по плечу, критики дружно пели им дифирамбы (ваш покорный слуга, должен сознаться, не остался в стороне), на очередном банкете каждый мэтр считал должным сказать представителям нового поколения пару одобрительных слов... В общем, если коммерческого успеха добиться смогли пока немногие, деятельной поддержкой фэндома заручился, похоже, каждый «грелочник», в котором светилась хоть малейшая искра таланта. Не будем забывать и про Андрея Лазарчука и Аркадия Руха, составивших из произведений этих самых «подающих надежды» по статусному сборнику: «Предчувствие “Шестой волны”» и «Поколение Net. Цветной день» соответственно.

С одной стороны, такая взаимопомощь должна радовать. Значит, не прервалась традиция, сообщество «профессиональных любителей фантастики» не раскололось на изолированные анклавы поклонников Лукьяненко, Головачева, Пехова, Бушкова... Молодой автор не пропадет, даже если пишет то, что с точки зрения издательской конъюнктуры никак не укладывается в рамки «формата»: старшие товарищи заметят и протянут руку. С другой стороны, в условиях, когда цепкие «руки помощи» тянутся со всех сторон, у начинающего писателя отпадает нужда в дальнейшем развитии и росте. «Участвовал в “Грелке”? Занял место в первой десятке? Да, помню, неплохой был рассказик... Ладно, присылай роман, попробуем пристроить» — примерно так это выглядит. И попробуй теперь рецензент без должного пиетета отозваться о беспомощной дебютной книжке Юлии Остапенко или неровном романе Владимира Данихнова и Артема Белоглазова — сразу запишут в ретрограды и враги прогресса. Поздравил ли кто-нибудь Евгения Лукина с выходом без малого гениальной повести «Лечиться будем»? Зато книжный дебют завсегдатая мастер-классов неизбежно вызывает шквал восторгов — по меньшей мере, в сети. Да и журнальные рецензенты подходят к таким авторам с другой меркой... Всегда ли это обосновано? Не вызваны ли сугубо положительные отклики скорее желанием поддержать молодое дарование, чем качеством текста? И идут ли эти потоки патоки авторам на пользу? Ответы можете без труда найти сами. Увы: у каждого явления есть как светлая сторона, так и темная...

© Василий Владимирский, 21.07.2008


новичок

Ссылка на сообщение 25 июля 2008 г. 11:04  
цитировать   |    [  ] 

цитата

критики дружно пели им дифирамбы (ваш покорный слуга, должен сознаться, не остался в стороне)

цитата

Поздравил ли кто-нибудь Евгения Лукина с выходом без малого гениальной повести «Лечиться будем»?

Таки сам-то поздравил?
И по ком же звонит эта унтер-офицерская вдова?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 25 июля 2008 г. 11:12  
цитировать   |    [  ] 
А, никогда и не доверял этим грелочникам.
Забавное окололитературное состоязание, из которого выскочило несколько великолепных произведений — да и только. У участников и лиц, вовлеченных в процесс этой игры срабатывала магия сопричастности к общему делу, а на поверку, со стороны — уровень-то был как обычный уровень у самотёка.


философ

Ссылка на сообщение 25 июля 2008 г. 11:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата С.Соболев

уровень-то был как обычный уровень у самотёка.

А с чего бы ему быть другим? Те же играли, самотечные.
–––
Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город.


магистр

Ссылка на сообщение 25 июля 2008 г. 13:26  
цитировать   |    [  ] 
Мой комментарий в ЖЖ Владимирского.


авторитет

Ссылка на сообщение 26 июля 2008 г. 23:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата dwoynik

Таки сам-то поздравил?
И по ком же звонит эта унтер-офицерская вдова?


Я-то поздравил. А вы?
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июля 2008 г. 00:33  
цитировать   |    [  ] 
Не знаю. Не вижу здесь какой-то проблемы. Равных возможностей никто никогда не имел. Это химера.
В продвижении грелочников, МТА и протчих стирателей быть может кто-то и заинтересован. Ну и что? Мир всегда клубок интересов, интересов разнообразных и взаимоисключающих.
На мой взгляд нет ничего странного в том, что издатели обращают повышенное внимание на людей, которые так или иначе засветились. Лишний пиар — он не лишний. Сетевое сообщество сейчас пиарит покруче всяких там КО и прочих бумажных изданий. И поток восторженных рецензий — ну о чем мы? Какой в нашей речке-вонючке поток? И кто на них обращает внимание то? Кроме обиженных и непонятых всех из себя поперек гениальных авторов?
И уж во что я совсем не верю, извините, что в каком то там Саратове или Угличе сидит парень или девица — весь из себя гений — и токмо и ждет как ему протянут рученки добрые дяди, и под белы же рученки введут в Большую Литературу. Под сидячую жопу вода не течет, как бы там не стонал весь затоптанный масонами гений Гусаков.
А поздравить Лукина, конечно, можно. Только у него такие повести — через одну. И рассказы тож. Ну что — уподобиться теперь около лукьяненовской шатии-братии? Когда Доктор чихает в своем ЖЖ — и 756 комментариев "Будьте здоровы"?
Лукин у меня на полке. Как и у всех моих друзей.
И Колодана я купил. Мне интересно, что он предложит вне рамок сложившейся системы стреляй-трахай. И лазарчуковскую шестую волну я прикупил. И скажем Обмен заложниками Наумова. И Полдень июльский, чтобы прочесть например облигатно хвалимую Татьяну Томах. И Цветной День бы купил, да негде.
Повторюсь — не вижу здесь ничего страшного.
"Есть множество книг, которые незаслуженно забыты, но нет таких, которые бы незаслуженно помнили".
Все эти лжевосторги схлынут, они не могут быть вечными, и через пяток лет видно будет, кто чего стоит.

А то, что дебюты шороховаты? Ну чего в этом странного?


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июля 2008 г. 23:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

Все эти лжевосторги схлынут, они не могут быть вечными, и через пяток лет видно будет, кто чего стоит.


Это, конечно, да. Лет через двадцать. Когда те, кого реально стоило бы поддержать, перемрут или уйдут в другую область. Я в последнее время прочитал немало замечательных дебютов авторов, к грелочной шатии-братии отношения не имеющих. А сколько пропустил?.. Ты Зубарева читал? Игоря Поля? Zотова? Бормора, в конце концов? Но нет: "Цветной день" или сочинения Юли Остапенко будем обсуждать в Сети всячески, а насчет книг зрелых и не менее достойных -- молчок. Неправильно это как-то...
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 июля 2008 г. 23:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата vvladimirsky

Я в последнее время прочитал немало замечательных дебютов авторов, к грелочной шатии-братии отношения не имеющих. А сколько пропустил?..
Но им не надо было стремиться уложиться в 48 часов, а есть время нормально вжиться в материал, продумать сюжет, написать текст, почистить шероховатости в результате получается не "школьное сочинение на тему", а красивая законченная отточенная вещь:-))).
Организаторам подобных акций почему-то нужнв вещь написанная в цейтноте. Видимо следующим шагом будет задача написать что-то не за 48, а за 24 или за 12 часов.
Это подстава и для молодых авторов (но они могут еще вылезти за счет энергии) и для метров (от них даже в этих условиях ждут качества).:-(
–––
Смех - это химическое и биологическое оружие массового поражения. Пользуясь им стоит соблюдать те же инструкции.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 28 июля 2008 г. 00:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата vvladimirsky

беспомощной дебютной книжке Юлии Остапенко

Дебютного романа Остапенко ("Ненависть", кажется) не читал, но вот последний ("Тебе держать ответ") меня очень и очень впечатлил — явно просматривается талант (ИМХО) и прогресс (по сравнению с тоже очень неплохим "Птицеловом") для меня тоже очевиден. С удовольствием буду читать автора и дальше — куплен и ждет своего часа роман "Игры рядом".
Вообще говоря, дебют современного молодого автора достаточно редко бывает удачным — слишком просто, наверное, им публиковаться. Другое дело — авторы постарше — Лукьяненко с его "Рыцарями", например, или Дяченко (у них, кажется, "Привратник" дебютный). Сказывается, что в первой половине девяностых опубликоваться отечественному автору было ну очень трудно...
–––
Сейчас нахожусь: Земля, Россия, Санкт-Петербург
Сейчас читаю: Н. Перумов "Алиедора"


магистр

Ссылка на сообщение 28 июля 2008 г. 09:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата LAN

Сказывается, что в первой половине девяностых опубликоваться отечественному автору было ну очень трудно...

Это если под своей руссо-фамилией.;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 28 июля 2008 г. 09:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата LAN

дебют современного молодого автора достаточно редко бывает удачным — слишком просто, наверное, им публиковаться.


Мне представляется, что тут несколько обратная зависимость. Недавно здесь же где-то проскочила цифра — принимается одна рукопись из двухсот. Два (или три? ???) года назад я слышала, что проходит одна из десяти. И одна из десяти, а тем более одна из двухсот — это совсем не "легко опубликоваться"!   Скорее, принятой оказывается рукопись, которая соотвествует формату и стандарту восприятия. Необычная вещь может быть отвергнута за необычность и некассовость, а молодой автор или немолодой — какая разница? Молодые и незрелые (а заодно и не слишком талантливые) часто пишут подражательные вещи по стандарту — и проходят. Так что это форматной рукописи "легко" (относительно). Возраст автора тут особо ни при чем. А что "грелочники" имеют преимущество, так его всегда дает пиар. А пиар у "грелки" неслабый — и вот следствие. Вот, еще одно рассуждение на вечную тему... :-(
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


авторитет

Ссылка на сообщение 28 июля 2008 г. 11:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата vvladimirsky

Это, конечно, да. Лет через двадцать. Когда те, кого реально стоило бы поддержать, перемрут или уйдут в другую область

Ну, двадцать. Это много! Василий, ну ты же издатель и фигура в фэндоме весьма весомая — ты же реальную ситуацию прекрасно значешь! КАК реально ты предлагаешь это дело.
Иными словами — какой механизм ПИАРА ты предлагаешь? Какую поддержку в рыночных рамках подразумеваешь?
Была бы информационная структура либо механизм, который можно было бы задействовать, так ведь нету.
У нас вообще нормальных механизмов нету. Что там говорить о поддержке молодых авторов-дебютантов.
Если бы у нас был хороший информационный рынок, то в его рамках можно было отслеживать все дебюты за год. Ну, давай промуссируем этот вопрос в рамках фантлаба.
Например. Пусть будет 3-5 "экспертов", которые отслеживают дебюты. Раз в три-полгода-не важно, выкладывается "справка" по самым интересным дебютам, с раздачей по сопатке и флажком "Нота бене".
Не бог быть может что, но лучше чем ничего.
Как тебе?

цитата vvladimirsky

Ты Зубарева читал? Игоря Поля? Zотова? Бормора, в конце концов?

Про Бормора впервые слышу. Остальных читал, больше всего Поля. А Цветной день — не читал. И потом. Ты зря думаешь, что я стремлюсь читать "грелочников" благодаря пиару. Клал я на эти игры, ты знаешь. Из всей грелки мне был интересен всегда Каганов. Остальные постольку-поскольку.
Согласись, предложения много. Поэтому нужно, чтоб кто-то вскользь хотя бы слово заронил.


авторитет

Ссылка на сообщение 29 июля 2008 г. 05:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата LAN

Другое дело — авторы постарше — Лукьяненко с его "Рыцарями"


Занятно. Знаете, сколько лет было Лукьяненко, когда он этот роман написал?

А про "Ненависть" лучше всего высказался Михаил Назаренко: http://nevmenandr.net/nazarenko/rec55.php После такого сокрушительного провала, извините, руки пачкать о книжки Остапенко не готов.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 29 июля 2008 г. 05:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

какой механизм ПИАРА ты предлагаешь? Какую поддержку в рыночных рамках подразумеваешь?


Речь идет не столько о "поддержке в рыночных рамках", сколько о человеческой поддержке. Двести человек из ближайшего окружения порадовалось за Остапенко: "ты гений, пеши исчо!" -- она и рада стараться. Вроде бы даже прогрессирует потихоньку, как меня уверяют. Скирюку десять человек сказало: "ну, урод, ты финал запорол!", десять в поддержку высказалось, остальные молчок -- Дима в депрессии. Значит, вместо новой книжки Скирюка нам придется лицезреть (не скажу "читать") три остапенских. Тут не в тиражах дело, в отношении...
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 29 июля 2008 г. 05:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

Клал я на эти игры, ты знаешь.


Ты клал. Я клал. Но фэндом, та самая структура, которая может с нуля раскрутить автора хотя бы в глазах издателей (не до масштабов Акунина или Донцовой, но тем не менее) к этим играм очень восприимчив. Десяток эстетов гребаных погоды не сделают, а вот две сотни грелочных болельщиков -- запросто.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 29 июля 2008 г. 08:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата vvladimirsky

Знаете, сколько лет было Лукьяненко, когда он этот роман написал?

Знаю, конечно. Двадцать четыре года на момент публикации. Я, собственно, не возраст авторов имел ввиду, когда говорил "постарше", а поколение...
А вообще, уважаемый vvladimirsky, Ваша позиция насчет последних книг Остапенко очень мне напиминает знаменитое: "я не читал, но осуждаю" /сравнивать Остапенко с Пастернаком все же не буду/. ЗЫ. А "Ненависть" и я, начитавшись рецензий, в т.ч. ФантЛабовских, употреблять не собираюсь.
–––
Сейчас нахожусь: Земля, Россия, Санкт-Петербург
Сейчас читаю: Н. Перумов "Алиедора"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 29 июля 2008 г. 08:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата vvladimirsky

руки пачкать о книжки Остапенко не готов

Я, конечно, понимаю что критикам там и писателям у нас на сайте может быть позволено больше, чем остальным, но мне кажется, что такое высказывание является неуважением не только к автору, но и к ее читателям...:-(
–––
Сейчас нахожусь: Земля, Россия, Санкт-Петербург
Сейчас читаю: Н. Перумов "Алиедора"


магистр

Ссылка на сообщение 29 июля 2008 г. 09:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата vvladimirsky

Скирюку десять человек сказало: "ну, урод, ты финал запорол!", десять в поддержку высказалось, остальные молчок -- Дима в депрессии.

По-моему любому автору пора понять:
1. Всем мил не будешь.
2. Основная читательская масса инертна (это касается и меня лично).
Резюме: надо сжимать зубы и делать своё, то что нравится именно тебе.


авторитет

Ссылка на сообщение 29 июля 2008 г. 09:50  
цитировать   |    [  ] 
Скирюку я пространно признаюсь в любви к его книгам при каждой личной встрече :-) Потому что считаю, что такого талантливого автора надо поддерживать всеми силами, а не ждать, что он сожмет зубы и сам все поймет. А другие двести человек поддерживают грелочного гения, но ведь не за деньги они это делают, а тоже по порыву души. Как же можно им это запретить? Можно призвать к разборчивости — но широкие массы не были слишком разборчивы и не будут. Так что все правильно, а человеческую поддержку все равно будут оказывать каждый по движениям собственной души.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)
Страницы: 12    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «"Чёрная рука" помощи»

 
  Новое сообщение по теме «"Чёрная рука" помощи»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх