автор |
сообщение |
Тимон
гранд-мастер
|
5 мая 2007 г. 22:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Продолжаем одну из самых популярных тем здесь (старая тема).
сообщение модератора Внимание! Все стихотворения на политическую тематику (независимо от направленности) будут удаляться. За политикой — в ОИ
|
––– И когда Александр увидел обширность своих владений, он заплакал, ибо не осталось земель, которые можно покорять.. |
|
|
|
Classic
активист
|
25 мая 09:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Максимилиан Волошин НА ФОРУМЕ
Арка… Разбитый карниз, Своды, колонны и стены. Это обломки кулис Сломанной сцены. Здесь пьедесталы колонн, Там возвышалася ростра, Где говорил Цицерон Плавно, красиво и остро. Между разбитых камней Ящериц быстрых движенье. Зной неподвижных лучей, Струйки немолчное пенье. Зданье на холм поднялось Цепью изогнутых линий. В кружеве легких мимоз Очерки царственных пиний. Вечер… И форум молчит. Вижу мерцанье зари я. В воздухе ясном звучит: Ave Maria! 1900
|
|
|
glazier
авторитет
|
26 мая 00:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ПАДАЮЩАЯ ЗВЕЗДА
Звездное небо, немое, чудесное... Вот, словно яркий опал, Катится звездочка: в царство небесное Душу господь отозвал!
Бедная! Долго ей ночь нерассветная Жизни -- темницей была; Вихрь уносил ее грезы заветные В море неправды и зла. Сжалился бог: колесницу прекрасную С ангелом кротким за ней он послал, Людям же звездочкой чудною, ясною Божий посланник предстал. 1878 Пётр Якубович
|
|
|
Classic
активист
|
26 мая 13:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Владимир Нарбут ЛИХАЯ ТВАРЬ Летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила, куда нужно, ведьма... Н.В.Гоголь.
III Луна, как голова, с которой кровавый скальп содрал закат, вохрой окрасила просторы и замутила окна хат. Потом, расталкивая тучи, стирая кровь о их бока, взошла и — желтый и тягучий погнала луч издалека. И в хате мшистой, кривобокой закопошилось, поползло и — скоро пристальное око во двор вперилось: сквозь стекло. И в тишине сторожкой можно расслышать было, как рука нащупывала осторожно задвижку возле косяка. Без скрипа, шелеста и стука горбунья вылезла и — вдруг в худую, жилистую суку оборотилась и — на луг. Цепляясь острыми когтями, перескочила через тын и — вот прыжки несут уж сами туда, где лег кротом овин. А за овином, в землю вросшим, — коровье стойло: жвачка, сап. Подкрадывается к гороже, зажавш и хвост меж задних лап. Один, другой, совсем нетвердый, прозрачно-легкий, легкий шаг и — острая собачья морда нырнула внутрь, в полупотьмах. В углы шарахнулась скотина... Не помышляя о грехе, во сне подпасок долгоспинный расплюхнулся на кожухе, и от кого-то заскорузлой отмахивается рукой... А утром розовое сусло (на молоко!) пошлет удой. А если б и очнулся пастырь, не сцапал ведьмы б все равно: прикинется метлой вихрастой, валяется бревном-бревно. И только первого помета опасен ведьмам всем щенок! Зачует — ох! — и огороды гребет ногами: наутек. И после, в хате, колкой дрожью Исходит, корчась на печи, как будто смерть по придорожью несли в щенке луны лучи. 1912 (1922)
|
|
|
glazier
авторитет
|
27 мая 01:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
* * *
«Еще, еще минуточку, Повремени, палач!» Поймали в сети уточку, Не вырвешься, — хоть плачь. Шумит толпа веселая, Сияют небеса. Стальная и тяжелая Над головой коса. Три быстрых взмаха молота, Минута… Отче наш! Что счастье, слава! Золото, — И купишь, и продашь. Но за пустой околицей, На чердаке, в глуши, Чиновник пьяный молится За упокой души, Семи царей возлюбленной, — Не помогли цари! — Семью грехами сгубленной Графини Дюбарри. 1918 Георгий Адамович
|
|
|
Classic
активист
|
27 мая 10:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Иннокентий Анненский БЕССОННЫЕ НОЧИ
Какой кошмар! Всё та же повесть... И кто, злодей, ее снизал? Опять там не пускали совесть На зеркала вощеных зал...
Опять там улыбались язве И гоготали, славя злость... Христа не распинали разве, И то затем, что не пришлось...
Опять там каверзный вопросик Спускали с плеч, не вороша. И всё там было – злобность мосек И пустодушье чинуша.
Но лжи и лести отдал дань я. Бьет пять часов – пора домой; И наг, и тесен угол мой... Но до свиданья, до свиданья!
Так хорошо побыть без слов; Когда до капли оцет допит... Цикада жадная часов, Зачем твой бег меня торопит?
Всё знаю – ты права опять, Права, без устали токуя... Но прав и я, – и дай мне спать, Пока во сне еще не лгу я.
|
|
|
glazier
авторитет
|
28 мая 01:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ИЗ ПОЭМЫ О ВОЛЬКЕРЕ
там в тайниках заоконных лугов антрацитами светятся черные дома полустанков и вечером около рельс маленькие красные фонари горят так тихо и сосредоточенно как будто сидят в них маленькие Пимены и тихо и застенчиво пишут их сказания всё продолжаются 1957 Геннадий Айги
|
|
|
darken88
магистр
|
28 мая 04:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Китеж
1
Вся Русь — костер. Неугасимый пламень Из края в край, из века в век Гудит, ревёт… И трескается камень. И каждый факел — человек. Не сами ль мы, подобно нашим предкам, Пустили пал? А ураган Раздул его, и тонут в дыме едком Леса и села огнищан. Ни Сергиев, ни Оптина, ни Саров — Народный не уймут костер: Они уйдут, спасаясь от пожаров, На дно серебряных озер. Так, отданная на поток татарам, Святая Киевская Русь Ушла с земли, прикрывшись Светлояром… Но от огня не отрекусь! Я сам — огонь. Мятеж в моей природе, Но цепь и грань нужны ему. Не в первый раз, мечтая о свободе, Мы строим новую тюрьму. Да, вне Москвы — вне нашей душной плоти, Вне воли медного Петра — Нам нет дорог: нас водит на болоте Огней бесовская игра. Святая Русь покрыта Русью грешной, И нет в тот град путей, Куда зовет призывный и нездешной Подводный благовест церквей.
2
Усобицы кромсали Русь ножами. Скупые дети Калиты Неправдами, насильем, грабежами Ее сбирали лоскуты. В тиши ночей, звездяных и морозных, Как лютый крестовик-паук, Москва пряла при Темных и при Грозных Свой тесный, безысходный круг. Здесь правил всем изветчик и наушник, И был свиреп и строг Московский князь — «постельничий и клюшник У Господа», — помилуй Бог! Гнездо бояр, юродивых, смиренниц — Дворец, тюрьма и монастырь, Где двадцать лет зарезанный младенец Чертил круги, как нетопырь. Ломая кость, вытягивая жилы, Московский строился престол, Когда отродье Кошки и Кобылы Пожарский царствовать привел. Антихрист-Петр распаренную глыбу Собрал, стянул и раскачал, Остриг, обрил и, вздернувши на дыбу, Наукам книжным обучал. Империя, оставив нору кротью, Высиживалась из яиц Под жаркой коронованною плотью Своих пяти императриц. И стала Русь немецкой, чинной, мерзкой. Штыков сияньем озарен, В смеси кровей Голштинской с Вюртембергской Отстаивался русский трон. И вырвались со свистом из-под трона Клубящиеся пламена — На свет из тьмы, на волю из полона — Стихии, страсти, племена. Анафем церкви одолев оковы, Повоскресали из гробов Мазепы, Разины и Пугачевы — Страшилища иных веков. Но и теперь, как в дни былых падений, Вся омраченная, в крови, Осталась ты землею исступлений — Землей, взыскующей любви.
3
Они пройдут — расплавленные годы Народных бурь и мятежей: Вчерашний раб, усталый от свободы, Возропщет, требуя цепей. Построит вновь казармы и остроги, Воздвигнет сломанный престол, А сам уйдет молчать в свои берлоги, Работать на полях, как вол. И, отрезвясь от крови и угара, Цареву радуясь бичу, От угольев погасшего пожара Затеплит ярую свечу. Молитесь же, терпите же, примите ж На плечи крест, на выю трон. На дне души гудит подводный Китеж — Наш неосуществимый сон!
1919 г., Максимилиан Волошин
|
|
|
Classic
активист
|
28 мая 17:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Алексей Апухтин
Вчера у окна мы сидели в молчаньи... Мерцание звезд, соловья замиранье, Шумящие листья в окно, И нега, и трепет... Не правда ль, все это Давно уже было другими воспето И нам уж знакомо давно?
Но я был взволнован мечтой невозможной; Чего-то в прошедшем искал я тревожно, Забытые спрашивал сны... В ответ только звезды светлее горели, Да слышались громче далекие трели Певца улетавшей весны. 1858
|
|
|
glazier
авторитет
|
29 мая 01:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ТОСКА МАЯТНИКА
Неразгаданным надрывом Подоспел сегодня срок; В стекла дождик бьет порывом, Ветер пробует крючок.
Точно вымерло все в доме... Желт и черен мой огонь, Где-то тяжко по соломе Переступит, звякнув, конь.
Тело скорбно и разбито, Но его волнует жуть, Что обиженно-сердито Кто-то мне не даст уснуть.
И лежу я околдован, Разве тем и виноват, Что на белый циферблат Пышный розан намалеван.
Да по стенке ночь и день, В душной клетке человечьей, Ходит-машет сумасшедший, Волоча немую тень.
Ходит-ходит, вдруг отскочит, Зашипит — отмерил час, Зашипит и захохочет, Залопочет горячась.
И опять шагами мерить На стене дрожащий свет, Да стеречь, нельзя ль проверить, Спят ли люди или нет.
Ходит-машет, а для такта И уравнивая шаг, С злобным рвеньем "так-то, так-то" Повторяет маниак...
Все потухло. Больше в яме Не видать и не слыхать... Только кто же там махать Продолжает рукавами?
Нет! Довольно... хоть едва, Хоть тоскливо даль белеет И на пледе голова Не без сладости хмелеет. 1907 Иннокентий Анненский
|
|
|
Classic
активист
|
29 мая 10:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Иосиф Бродский Посвящается Пиранези
Не то — лунный кратер, не то — колизей; не то - где-то в горах. И человек в пальто беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох. Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.
Не важно, о чем они говорят. Видать, о возвышенном; о таких предметах, как благодать и стремление к истине. Об этом неодолимом чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.
Скалы — или остатки былых колонн - покрыты дикой растительностью. И наклон головы пилигрима свидетельствует об известной примиренности — с миром вообще и с местной
фауной в частности. "Да", говорит его поза, "мне все равно, если колется. Ничего страшного в этом нет. Колкость — одно из многих свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:
их она не смущает; и нас не должна, зане ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым смешано настоящее, колкость дает подошвам
— и босиком особенно — почувствовать, так сказать, разницу. В принципе, осязать можно лишь настоящее — естественно, приспособив к этому эпидерму. И отрицаю обувь".
Все-таки, это — в горах. Или же — посреди древних руин. И руки, скрещенные на груди того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен. "Да", гласит его поза, "в принципе, кровли хижин
смахивают силуэтом на очертанья гор. Это, конечно, не к чести хижин и не в укор горным вершинам, но подтверждает склонность природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,
она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака вблизи. Не нужно быть сильно пьяным, чтоб обнаружить сходство временного с постоянным
и настоящего с прошлым. Тем более — при ходьбе. И если вы — пилигрим, вы знаете, что судьбе угодней, чтоб человек себя полагал слугою оставшегося за спиной, чем гравия под ногою
и марева впереди. Марево впереди представляется будущим и говорит "иди ко мне". Но по мере вашего к мареву приближенья оно обретает, редея, знакомое выраженье
прошлого: те же склоны, те же пучки травы. Поэтому я обут". "Но так и возникли вы, - не соглашается с ним пилигрим. — Забавно, что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно
вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно". "Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно настоящее. И это, замечу, в лучшем случае. В худшем — мы не получим
даже и этого. В худшем случае, карандаш или игла художника изобразят пейзаж без нас. Очарованный дымкой, далью, глаз художника вправе вообще пренебречь деталью
— то есть моим и вашим существованьем. Мы - то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы. Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более -- в их гибриде. Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,
лишившееся обладателя. Когда оно — просто цвет вещи на расстояньи; ее ответ на привычку пространства распоряжаться телом по-своему. И поэтому прошлое может быть черно-белым,
коричневым, темно-зеленым. Вот почему порой художник оказывается заворожен горой или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани
вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим". "Вы, значит, возникли из прошлого?" — волнуется пилигрим. Но собеседник умолк, разглядывая устало собачку, которая все-таки что-то себе достала
поужинать в груде мусора и вот-вот взвизгнет от счастья, что и она живет. "Да нет, — наконец он роняет. — Мы здесь просто так, гуляем". И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем. 1993 — 1995
|
|
|
glazier
авторитет
|
30 мая 00:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ВЕНГЕРСКАЯ ПЕСНЬ
Простоволосые ивы бросили руки в ручьи. Чайки кричали: «Чьи вы?» Мы отвечали: «Ничьи!»
Бьются Перун и Один, в прасини захрипев. мы ж не имеем родин чайкам сложить припев.
Так развивайся над прочими, ветер, суровый заточенник, ты, разрывающий клочьями сотни любовей оконченных.
Но не умрут глаза — мир ими видели дважды мы,— крикнуть сумеют «назад!» смерти приспешнику каждому.
Там, где увяли ивы, где остывают ручьи, чаек, кричащих «чьи вы?», мы обратим в ничьих. 1916 Николай Асеев
|
|
|
Classic
активист
|
30 мая 10:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Василий Башкин БУРЯ
От испуга и смятенья День трепещущий поник. Древний Хаос на мгновенье Показал свой грозный лик.
Мрачны сдвинутые брови. Дума темная крепка. Багровеют, как от крови, В красном небе облака.
Уничтожен труд посева. Нет селений и дорог. Древний Бог дрожит от гнева Всем живым забытый Бог.
Согнут бешеным ударом Дуб ломается, как трость. Разыгралась в сердце старом Подозрительная злость.
«Погружу опять все в ночь я…» — Слышен голос, полный гроз. И летят по ветру клочья В злобе порванных волос. 1908
|
|
|
darken88
магистр
|
30 мая 11:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Лес
В том лесу белесоватые стволы Выступали неожиданно из мглы.
Из земли за корнем корень выходил, Точно руки обитателей могил.
Под покровом ярко-огненной листвы Великаны жили, карлики и львы,
И следы в песке видали рыбаки Шестипалой человеческой руки.
Никогда сюда тропа не завела Пэра Франции иль Круглого Стола,
И разбойник не гнездился здесь в кустах, И пещерки не выкапывал монах.
Только раз отсюда в вечер грозовой Вышла женщина с кошачьей головой,
Но в короне из литого серебра, И вздыхала и стонала до утра,
И скончалась тихой смертью на заре, Перед тем как дал причастье ей кюре.
Это было, это было в те года, От которых не осталось и следа,
Это было, это было в той стране, О которой не загрезишь и во сне.
Я придумал это, глядя на твои Косы – кольца огневеющей змеи,
На твои зеленоватые глаза, Как персидская больная бирюза.
Может быть, тот лес – душа твоя, Может быть, тот лес – любовь моя,
Или, может быть, когда умрем, Мы в тот лес направимся вдвоем.
Из сборника «Огненный столп» Николай Гумилев
|
|
|
glazier
авторитет
|
31 мая 01:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
BEЧЕРНИЙ ДЫМ
Аминь! Аминь! Закончен круг дневной, Наш малый круг... Почил и звон и гул борьбы земной, И серп и плуг... Скудеет в небе светлая лазурь, Прошла волна! Лишь в темном сердце отзвук дальних бурь Не знает сна... Далекий вихрь увел свой пестрый шум, И блеск и цвет, Оставив нам печаль бессильных дум И звездный свет... Раскрылась ночь с безмолвием своим, В ее тени, Толпа детей, без крова мы стоим, Одни, одни! Рабы одной галеры в блеске дня, Уходим мы, С отдельной болью жребий свой кляня, В отдельность тьмы... 1906 -08 г. Юргис Балтрушайтис
|
|
|
darken88
магистр
|
31 мая 04:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На мотивы Грига
Кричит победно морская птица Над вольной зыбью волны фиорда. К каким пределам она стремится? О чем ликует она так гордо?
Холодный ветер, седая сага Так властно смотрят из звонкой песни, И в лунной грезе морская влага Еще прозрачней, еще чудесней.
Родятся замки из грезы лунной, В высоких замках тоскуют девы, Златые арфы так многострунны И так маняще звучат напевы.
Но дальше песня меня уносит, Я всей вселенной увижу звенья, Мое стремленье иного просит, Иных жемчужин, иных каменьев.
Я вижу праздник веселый, шумный, В густых дубравах ликует эхо, И ты приходишь мечтой бездумной, Звеня восторгом, пылая смехом.
А на высотах, столь совершенных, Где чистых лилий сверкают слезы, Я вижу страстных среди блаженных, На горном снеге алеют розы.
И где-то светит мне образ бледный, Всегда печальный, всегда безмолвный.. Но только чайка кричит победно И гордо плещут седые волны.
Из сборника «Путь конквистадоров», Николай Гумилев
|
|
|
Classic
активист
|
31 мая 10:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Саша Черный ДОЖДЬ
Потемнели срубы от воды. В колеях пузырятся потоки. Затянув кисейкою сады, Дробно пляшет дождик одинокий. Вымокла рябинка за окном, Ягоды блестят в листве, как бусы. По колоде, спящей кверху дном, Прыгает в канавке мальчик русый. Изумрудней рощи и сады. В пепле неба голубь мчится к вышке. Куры на крыльце, поджав хвосты, Не спускают сонных глаз с задвижки... Свежий дождь, побудь, побудь у нас! Сей своё серебряное семя... За ворота выбегу сейчас И тебе подставлю лоб и темя. 1913
|
|
|
glazier
авторитет
|
1 июня 01:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
БАЮШКИ-БАЮ
Спи, моя печальная, Спи, многострадальная, Грустная, стыдливая, Вечно молчаливая Я тебе спою Баюшки-баю С радостью свидания К нам идут страдания, Лучше отречение, Скорбь, самозабвение Счастия не жди, В сердце не гляди. В жизни кто оглянется, Тот во всем обманется, Лучше безрассудными Жить мечтами чудными. Жизнь проспать свою Баюшки-баю Где-то море пенится, И оно изменится, Утомится шумное, Шумное, безумное. Будет под Луной Чуть дышать волной Спи же, спи, печальная, Спи, многострадальная, Грустная, стыдливая, Птичка боязливая. Я тебе пою Баюшки-баю. 1895 Константин Бальмонт
|
|
|
darken88
магистр
|
1 июня 04:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Первая любовь
Что душу юности пленило, Что сердце в первый раз Так пламенно, так нежно полюбило — И полюбило не на час, — То все я силюся придать забвенью, И сердцу пылкому и страстному томленью Хочу другую цель найтить, Хочу другое также полюбить! Напрасно все: тень прежней милой Нельзя забыть! Уснешь — непостижимой силой Она тихонько к ложу льнет, Печально руку мне дает, И сладкою мечтою вновь сердце очарует, И очи темные к моим очам прикует!.. И вновь любви приветный глас Я внемлю страждущей душою… Когда ж ударит час Забвенья о тебе, иль вечности с тобою?..
1830 г. Алексей Кольцов
|
|
|
Classic
активист
|
1 июня 11:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Осип Мандельштам АЙЯ-СОФИЯ
Айя-София, – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам – пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток?
Прекрасен край, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество. На парусах, под куполом, четыре Архангела – прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. 1912
|
|
|
glazier
авторитет
|
2 июня 00:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
* * *
На что вы дни! Юдольный мир явленья Свои не изменит! Всё ведомо, и только повторенья Грядущее сулит. Не даром ты металась и кипела, Развитием спеша, Свой подвиг ты свершила прежде тела, Безумная душа! И тесный круг подлунных впечатлений Сомкнувшая давно, Под веяньем возвратных сновидений Ты дремлешь; а оно Бессмысленно глядит, как утро встанет Без нужды ночь сменя; Как в мрак ночной бесплодный вечер канет, Венец пустого дня! 1839 Евгений Баратынский
|
|
|