А выложу-ка я свой обзор в том виде, как он есть, без разбивки на туры. Теперь, наверно, можно: не повлияет ни на чье голосование. То, что я один из судей, тоже никому не повредит (и не поможет ): остальные судьи вполне могут расставить оценки иначе, так что результаты финала будут совсем не такими, как желалось бы лично мне.
ГР. 1
Категория «А»:[/b]
Химия и жизнь Орелии Чилибовны Хорош и сюжет, и исполнение (столь технически сложное, что еще чуть-чуть — и был риск перемудрить), и идея. Тема представлена сами понимаете, каким образом, так что для «эволюционного» сборника — вряд ли (хорошо бы для сборника «фантастика на тему религии», но сейчас пробить его — чистая фантастика!), однако в «Горизонт» возьму охотно.
Свинцовый ковчег фантазий «И умер бедный рапунок непобедимого владыки». То есть Горбунок. Тема представлена, тоже сами понимаете, каким образом, но вообще — хорошо! Для «Горизонта» точно подойдет.
Категория «Б»:
Проплывая мимо Бетельгейзе А вот тоже неплохо! И тема есть, пускай и тот ее край, который от «ядра» максимально удален (в будущее). Некоторая затянутость все же ощущается… Особенно в начале, которое вообще, по-моему, уместно перенести в другой рассказ (оно достойно литературной жизни, но точно ли здесь?). Ну и, пожалуй, столь всемогуще-всесильному ГГ трудновато сопереживать: пусть даже он перевоплотился в «маленького принца» — трудно расстаться с мыслью, что это для него лишь новое временное развлечение...
Жестяная кружка молока с медом и полынью Сложно (даже переусложненно), но в целом хорошо написано… а вот тема — по боку. WWI со всеми ее свинцовыми мерзостями, как сперва казалось, в параллельном, оказалось, в имитационном мире — ну, стимдизелькиберпанк, «возможное будущее» чуток по Пелевину; эволюция-то где? Публикабельно, однако в совсем другом проекте.
Категория «В»:
Последний ангел Написано неплохо, хотя и с «избыточностями», сюжетными и стилистическими. Тема в какой-то мере есть, хотя фантдоп описан достаточно реалистично, чтобы предъявить ко внутренней логике чисто биологические претензии. Главное же — «Друг Аркадий, не говори красиво!» в сочетании с запутанностью по типу «Штирлиц знал наверняка, но Наверняк не знал Штирлица». Ну и еще: раз уж «ангелы» — отдельный вид, прописанный с неплохой реалистичностью, то хорошо бы и их психологию прописать с учетом «инакости», без антропоморфима. После конкурса хорошо бы сильно доработать, фактически переписать: потенциально текст просто отличный...
Чем копыта хуже крыльев? Незамысловато, но это, по-моему, намеренный ход. Тема присутствует, неожиданно даже не как имитация… но все-таки как пародия. Да и жанр нарочито сказочный. В этот проект едва ли впишется, хотя вообще — очень мило… пускай и не более того (Но термин «крыланы» уж слишком привязан к рукокрылым, чтобы хорошо смотреться для пернатых...)
Увидеть звёзды «Хорошо начал, солдат, плохо кончил» (поручик, ма-а-алчать!!!): политическим лубком, в котором кретинизм злодеев и злодейство кретинов зашкаливает почище, чем светлоликость противоположной стороны. А я-то уж думал — будет умелая игра на поле медицинской фантастики и ее сопряженности, да, со всем вообще, в том числе с мерзостями политики… Есть такое понятие, характеризующее слезодавильные рассказы — «аднаногая сабачка» (полностью — «слепой мальчик с аднаногой сабачкой»: здесь мальчик вдобавок еще и дохленький, а вместо хромой собачки — куча других слепеньких детишек). «Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал». Рука уверенная, но это не залатает дыры во внутренней логике, не превратит лубок в картину. И не добавит тему, которой нет по определению, разве что в виде имитации «широкого смысла».
Проработать варианты Тема есть (к сожалению, опять «лик будущего», причем опять страшноватый), рука уверенная, текст довольно компактен. То-то и оно: намеки, брошенные там, и штрихами очерченный мир тянут на сюжет романа или повести, из которой словно бы явлена лишь первая главка. Дедлайнщик, что ль? Ну и некоторые моменты откровенно улыбают: напр., работа снайпера с 5 км. по активно маневрирующим мелким целям.
Геометрия мест обитания Скорее ксеноантропология: с темой сопрягается почти имитационно. Написано не беспомощно (и компактно, что в плюс), но скучно: слишком многое рассказывается, а не показывается.
Книжник Аналогично. Это даже не «рассказ вместо показа», а постер, плакат вместо картины. И по заложенной идее, и по технике (хотя сама по себе она тоже не беспомощна)
Категория «Г» (поручик, ма-а-алчать!!!):
11:59 На самом деле не эволюционистика, а социология (этакая приключенчески-социальная фантастика в экзотическом антураже с легким эросом). Затянуто, неоригинально, слабо.
По ту сторону терминатора Это скорее по ту сторону Терминатрикс (поручик, ма-а-алчать!!!)… Эзотерики тут больше, чем фантастики, соблюдение темы имитируется. Литературных достоинств не вижу: очень неумело и при этом крайне манерно, чтоб не искать других слов.
ГР. 2
Категория «А»:
Доброму богу Бальдру снова снятся дурные сны… КосмоНФ, чуть слишком напоминает один из рассказов (Васильева?) в пытавшемся воскреснуть «Если» про «страшного зверя песца», но в чисто литературном плане впечатляет. Именно поэтому есть замечания. Напр., слишком оборвана и скомкана линия с преступником — а это ведь самый важный эпизод… и вдруг мы вообще ничего не узнаем об этом, гм, Локи; и когда начинает говориться о действиях берсерка — читатель постоянно путается, кто из них есть кто. Тема явлена не самым желательным образом… но и не столь стандартным, как большинство авторов тут повадилось. Редакторский взгляд я на этом рассказе однозначно зафиксировал, но впишется ли в конкретный (гипотетический) сборник — не знаю все же…
Категория «Б»:
Rana Osseus et Melolontha Spiculus Словно бы разошелся я во мнениях сам с собой. В отзывах все утверждают, что это не рассказ; однако меня такое смущает мало — раз уж в сборниках фантастики находят себе законное место псевдорецензии (пример Лема тому порукой), так чем жанр псевдостатей хуже? «Англо-марсианская война» Д. Никитина, например: дважды в книжном формате выходила, да и в «Меридиане» я ее публиковал… а «Горизонт» сейчас сходные работы другого автора публикует… С другой стороны — именно эта «страничка из бестиария» в данном проекте (если он состоится) будет выглядеть неоптимально. Может, другую подыщете, уважаемый автор?
Монокефалы Вполне доброкачественный юмор, хороший язык, несколько запутанная для своего объема история (тут бы или больше, или меньше!). Довольно небрежное оформление, из-за которого появляются такие демоны, как «бес толку». Тема — опять через ксенобиологию, массаракш!
Море Кинжу Приличная (немного затянутая, как путешествие на «ките») космоНФ с ксенологическим уклоном. Тема — как обычно: можно притвориться, что она есть, но легче от этого не станет…
Как и всегда Наверно, это замысел для более крупного формата. Вот он может стать очень интересен, в этом же получилось комковато. В космос мы не улетели, но темы нет: наличие «высшей расы» (да еще подпитываемой «таинственным элементом») таковой не является.
Категория «В»:
Сны над Элписом Опять космоНФ. Довольно приличная, кто же спорит. Будь мимолетное упоминание о возможностях кро(маньонского) мозга сюжетообразующим — цены бы не было рассказу! А так…
Уснувшие под звездами Опять космоНФ (сначала казалось — отличная, потом — хорошая, в итоге… ну, все же неплохая), на базе которой автор пытается решить тему… «В связи с заниженной гравитацией мы росли гораздо более сильными и выносливыми, чем родители» — а не наоборот ли? И надо ли превращать их в ящеров (ой!!!), к тому же как-то успевших построить могущественную цивилизацию, которой по силам быть опасной для земной?
Отбор Тема есть в куда большей мере, чем у большинства других авторов, пусть и иронически поданная. Вообще с иронией полный порядок. Но сюжет все же слишком юзаный, да и скомкан он в финале...
Категория «Г»:
Возрождение ИнженерА, токарЯ и слесарЯ. Тяжеловесно, не очень содержательно, тема в последних строчках притянута за уши. Похвалил бы за краткость, но рассказ завершился именно там, где ему бы следовало начаться. И вот этот не начатый я бы посмотрел с интересом: вообще автор, кажется, писать умеет...
Естественный отбор Сто тридцать шесть тысяч раз массаракш. Очень обидно, когда автор, явно умеющий писать и тему в рассказ введший, может быть, на уровне выше минимального (во всяк. сл., не про космос!), сделал все, чтобы с его рассказом нельзя было работать. Причины вряд ли нуждаются в объяснении.
Категория «Д»:
Индиготусы А вот тут очень неумело написан текст: словно бы киносценарий 60-х, который второпях ваяла целая бригада. Причем все равно не успела, бросила на полуфразе, полумысли, тему лишь обозначив для галочки… «Показателей за диагноз диабет не было» — таки да, нет?
Визит Змеиное молоко!!! Такое впечатление, что постарался автор (точнее, авторесса) «По ту сторону терминатора», причем один из рассказов написан левой рукой, другой — левой ногой. Вот только не понять, какой какой (поручик, ма-а-алчать!!!).
ГР. 3
Категория «А»
Одни Написано не лучше «Проклятого золота», «Новой музыки» и «Кочевья», но в большей степени по теме: фактически единственный в группе, насчет которого сомнений нет. Впрочем, я как криптозоолог могу быть пристрастен. А моей оружиеведческой ипостаси не хватает батальной сцены — которая должна была последовать, когда Мирэг с луком (которым он не умеет пользоваться) и копейным посохом (которым он умеет пользоваться отлично) остается один против браконьеров… Ну и, конечно, дикое количество повторов, ошибок энд прочих невычитанностей. Узнаю брата-дедлайнщика...
Проклятое золото Очень. В сборник биологической, этнографической, мифологической фантастики — без сомнений, юмористической — тоже: редкий случай, когда ирония не становится самодовлеющей. Эх, будь таковые сборники на примете… Ну, «Горизонт» точно есть. Но вот эволюционная тема явлена, пожалуй, слишком уж своеобразно.
Кочевье Хорошо написано, продуманный мир, компактное исполнение (за что отдельный плюс), сопереживание возникает и даже характеры видны — чего нелегко добиться при такой манере подачи. Тема… она есть, однако это все же «чудеса странных миров» со своей эволюцией, у которой все звенья в комплекте… В «Горизонт» — с удовольствием, в дополнительный раздел эволюционного сборника (стучу по дереву) — хотел бы, но не факт: что-то маловато рассказов для основных его разделов…
Новая музыка Весьма, хотя придирки ко внутренней логике (технической ее стороне) имеют место. И тема есть, причем я в данном случае не жалею, что она из «техноэволюции будущего» (однако продолжаю жалеть, что в других случаях этот же аспект юзается в ущерб всем остальным). И все же подозреваю, что рассказ писался скорее на тему 1 для СК-11.
Категория «Б»:
Исчадия ада и рая и люди Вообще даже сейчас очень неплохо (хотя не надо путать бурдюк и курдюк... а заодно надо бы объяснить, как носителю бу/ку/рдюка все удалось), однако такое достойно того, чтобы быть написано очень хорошо! Тема есть, но это опять все же скорее «экзотика иных миров», чем возможные пути эволюции. И дыр во внутренней логике многовато. В «Горизонт» после законопачивания этих дыр возьму без колебаний, в эволюционный сборник (если он состоится) — поди угадай на этом этапе: см. выше. Эх, в свое время я провел конкурс «Черная ряса, златые погоны» и пытался сделать сборник фантастики на религиозную тему… но это оказалось фантастикой. (Впрочем, «Шико» его лайт-версию подготовило было, однако накрылось, кажется, раньше, чем успело выпустить.) А вот туда бы рассказ вписался!
Сквозь тернии и тьму Тема как раз есть куда больше, чем в большинстве других рассказов, да и написано местами очень неплохо… но местами затянуто, местами запутано, местами с введением лишних сущностей (напр., вот так труден путь через эту «кротовину» — а вдруг оказывается, что у космофлота по ту ее сторону вообще-то много целей, словно все уже отлажено). Имхо, «дальняя космическая» часть наименее удачно проработана: может, ей лучше на Земле все это проделать, даже после ядерных ударов все же вряд ли более бесперспективной? Ну и, боюсь, это тоже скорее в сборник на тему «фантастика и религия»… который вряд ли состоится в этом веке…
О рыбах и о козлицах Экая лавкрафтиана на стыке с шекспирианой. Само по себе это не помешало бы издательским планам (тем более, что написано бойко и тема, как ни смешно, есть — пусть через неомифологию пропущенная), но так, как оно сейчас имеет место — разве что в сборник… ладно, не порнографии, но эротики, причем в пародийно-юмористический раздел. Не то чтобы мысль о подобных сборниках была совсем уж за гранью (я в свое время формировал один такой, «Любви все роботы покорны»… впрочем, он был сильно не такой :)) — но мы ведь сюда по совсем другому поводу собрались, нес па?
Категория «В»:
Игры кончились Что-то среднее между «Дикой энергией» Дяченко и гипотетической инструкцией «Как описать быт и нравы террористов типа "Черных пантер" таким образом, чтобы они выглядели белыми и пушистыми» (очень просто: помещаешь фокал внутрь — и…). Тема в этом сюжете очень могла бы присутствовать, но она опять введена фактически на уровне имитации. («Ген левитации», вроде как даже не включенный недавно, а изначально существующий?! Это круче, чем если в физику того мира флогистон ввести!) Объяснялово из уст Тимура, совершенно не соответствующее моменту, лишь дополнительно помешало. Если абстрагироваться от всего этого, то написано довольно крепко (хотя дыр в мироустройстве и отношениях хватает), но на особый вкус. Ну очень особый.
Категория «Г» и «Д» одновременно:
Туполень «Что это было, Пух?»… Похоже, краткое назидание для самых маленьких. Без труда не выманишь и Ктулху из пруда. Тема насильственно введена в последние строки — ну и? Разве что за краткость можно похвалить, но на сей раз она пришла без брата. Между прочим, ГГ мне показался отнюдь не более неприятной фигурой, чем пейзане…
Ради всего человечества Опять плакат вместо картины. Темы нет, литературных достоинств нет: уровень ученический.
Сокровище Плануса Ксенобиология, не эволюционистика. Темы нет, уровень слабый ученический.
Тишина Ой, йо… Это уже не плакат, даже не лубок: это дубок. По содержанию — классический «спор с оглупленным противником» (автор, ну вот ей-богу: намереваясь показать, сколь отвратны ваши оппоненты, вы невольно продемонстрировали свою собственную позицию). О теме речь не идет в принципе. О литературном уровне — тоже.
|
|