На дворе 2010 год, а на отечественных Часах Фантазии — забугорные 1990е. КТО прозевал поворот истории? ЧТО об этом думает фэндом? ПОЧЕМУ положение дел не меняется? КАКОВЫ прогнозы?
Мысли, материал и тезисы для вступительного поста сформированы не столько автором, сколько совершенно разными людьми, известными в большей или меньшей степени как почитатели фэнтези и фантастики, да и просто теми, кто занимается пиаром, критикой и продажей книг. Автор постарался систематизировать и представить на Ваш суд их мнения, суждения и выводы — отнюдь не безосновательные, образно говоря — явить Вашему взору изнанку, эмоциональный фон и настроения, царящие среди поклонников.
Немного истории. Однажды Фэнтези приподнесла всем сюрприз — молча собралась и ни слова не сказав — изменилась.
Когда Фэнтези была маленькой, мама — Литература души в ней не чаяла. Фэнтези была доброй и послушной дочкой. Она быстро повзрослела и многое переняла у мамы: учила своих читателей фантазировать, рассказывала занимательные и поучительные истории, водила на прогулки в далекие, неведомые края. Искренне и преданно верила в людей, помогала вырасти, а взамен просила быть добрыми, честными и верить в лучшее. Фэнтези смело вела читателей по жизни сквозь невзгоды и неприятности — к мечте. Такой была милая Фэнтези. И жили они весело и беззаботно, только придумывать новые истории с каждым разом становилось все сложнее и сложнее...
А её двойник по прозвищу Халтура — Фэнтези выросла настоящей тварью. Созданная по своему образу и подобию графоманами, эпигонами и любители быстрой наживы, эта наглая, самовлюбленная мразь не имела с настоящей Фэнтези никакого сходства, кроме внешнего. Но люди не знали этого. Они желали стать лучше и научиться чему — нибудь, но больше всего хотелось им увлекательных историй. Халтура все прекрасно понимала. Она заманивала читателей в своё логово, хватала их и предавалась вакханалии. Калечила ожидания, травила бездарными пародиями и перепевами, окатывала пошлостью, избивала любовь к жанру до полусмерти, порола чушь, закармливала канцеляритом, издевалась над достоверностью, кастрировала художественные средства выразительности, изрыгала потоки заежженых сюжетов и второсортных идей, втаптывала в грязь литературный вкус.
Но бесчинства не продлились долго. Литература заклеймила Халтуру — Фэнтези позором и прогнала самозванку прочь.
А настоящая Фэнтези собралась она с силами, расправила плечи и... Изменилась.
Зарубежье, в частности Великобритания и США, всегда выступали новаторами в этом жанре. На мой взгляд, нащупать пульс современной фантазии сейчас можно, лишь владея английским языком. Говорю это не просто так — удручают тиражи (ничтожные) переводной фэнтези (да и вообще, фантастики) и непредсказуемое качество переводов.
В году этак 1990 случилась за океаном маленькая фэнтезийная революция. Революции, как известно, не случаются "просто так", но случаются "вдруг". Именно в этот момент и изменилась Фэнтези окончательно и бесповоротно. Почему? Чтобы люди опять не спутали ее с гадиной — двойником.
Многие прочувствовали и осознали, что эпоха Классической Фэнтези затянулась. Сама классика, древний эпос и фольклор от этого хуже не стали. Но, увы, бесконечно черпать можно только из волшебного горшочка, который в свое время сумел залить кашей целый город. Изрядная часть Волшебного леса, вытоптанная и загаженная, ясно дала понять: пора двигаться дальше, тайными звериными тропами, в чащу Неизведанного, потому что ЗДЕСЬ больше чудес нет. Прочь от окостеневших архетипов, канонов, эльфов, плюшевых драконов и набивших оскомину вещей. Никого они теперь не удивляют, сердце не волнуют и ничего нового сказать не в состоянии. Находятся еще господа, утверждающие: "Ежели посильней сжать, на новый лад пискнут", что допустимо, но зачем мучить страдальцев? Отпустите, они уплывут в страну Классики, где займут свое почетное место. Их там давным-давно заждались.
Таким образом, вот уже как лет 20 ищут тамошние писатели обходные пути и тропки, бродя наугад по Волшебному лесу. В жанре наметился ряд тенденций, послуживших великому делу Революции:
Отход от "квеста", бесконечных странствий, четкого деления на добрых и злых, борьбы Тьмы и Света, Пустых Слов С Большой Буквы, пафоса, расового бардака, обилия мифологических существ, богов и божественных роялей в кустах, избранности, пророчеств. Вместо эскапизма — полемика и проблематика. Парадом командуют сюрреализм, натурализм, фантасмагория и мистика.
Хорошими примерами следования этим тенденциям, истинным лицом современного фэнтези, можно назвать Книгу Кладбища (она же история кладбища и кладбищенская книга) Нила Геймана, "Нон Лон Дон", "Город и Город" Чайны Мьевиля. Эволюция эпического фэнтези выражена в Песни Льда и Огня, ставшей знаковым романом — глыбой. Можно ее любить, можно не любить, но с какой стороны не объезжай — за версту видно.
Какие приятные перспективы. Но... Это зарубежье. Спрашиваю: а что мы?
Господа, у меня сложилось впечатление, что я знаю, где укрылась мамзель Халтура — Фэнтези. Да — да, именно у нас в России. Вы не находите? Давайте рассуждать и сравнивать.
Итак, начало 90х.
цитата В кон. 1980-х – нач. 1990-х контроль над издательской политикой со стороны правительства ослаб, и фэнтези потекла в СССР, а потом и в Россию, сначала тонкими струйками, потом ручьями и, наконец, хлынула грохочущими потоками. Первая половина 90-х – эпоха пиршества фэнтези в России, настоящего «триумфального шествия» фэнтезийной классики по просторам нашей страны.
Поскольку собственной фэнтези почти не было, «потоп» начался с массового перевода самых известных английских и американских писателей.
Статья о фэнтези из онлайн — энциклопедии Кругосвет — рекомендуется к вдумчивому перечитыванию, вплоть до полного просветления.
Взгляд с другой стороны: "Эльфы были ублюдками" Т. Пратчетта
цитата В 1992 бум фэнтези, начавшийся в середине восьмидесятых, достиг пика. Оно просто кишело повсюду, местное и импортное. Многое оказалось хорошо, но было и множество плохого фэнтези – необязательно плохо написанного, но плохого в том смысле, что не вносило ничего нового в праздник. [...] Боже! Темные Властелины, Князья Тьмы и тому подобное должны выдаваться по талонам. Книжные стенды на Конах были полны фэнтези. Обложки походили одна на другую. Там были и хорошие книги, но как было их отличить? Столько единорогов, драконов и эльфов, столько поисков волшебных мечей… Героическое фэнтези копировало само себя.
Наши кинулись осваивать новый жанр. Прошло около 20 лет, и что же? 1) Мы не только не догнали зарубежных коллег, но и успели вновь отстать. Наша фэнтези не диктует моду, не задает тенденций, во многом второсортна и упорно продолжает копировать старое, не чувстуя новых веяний. Охотно заимствует, но ничего "своего" не предлагает, а если и пытается предложить, то получается мимо кассы. К примеру, так получилось с достославной славянской фэнтези. 2) Умудрились разорвать связь фэнтези и русской литературы. Повесили идиотские ярлычки, шлепнули печать "Не литература и быть ей не может" (!) и пинками погнали к черту на рога. Будто и не было ни Вечеров на хуторе с Вием Гоголя, ни Мастера и Маргариты Булгакова, ни Былей и небылиц Сомова, ни сказок Салтыкова — Щедрина, ни многих других. Отчасти, пинали за дело — именно здесь пышно расцвела графомания, эпигонство, неприкрытый дилетантизм и полное неуважение к читательскому труду и потраченным деньгам. Ну и рубанули сгоряча – отказали фэнтези в литературности. 3)Мы не особо желаем что — то менять. Проблем словно и не замечают, переменами не пахнет. Собственно, раскручивать, пиарить и продавать фэнтези (не только нашу, но и переводную) научились. Это замечательно, НО. Прилавки забиты опусами такой сомнительной свежести, что порой даже очень беглого пролистывания хватает, чтобы судить о качестве произведения. Редкие, достойные внимания книги имеют повышенный шанс потеряться в этом потоке серости, в этой бесцветной кутерьме сиквелов, трилогий, циклов, сериалов. (Кстати, мы с другом заключили пари — перерастет ли "Ричард Длинные Руки" сороковой том? Пока подбирается к тридцатому...) А сколько тут наименований! Стоишь перед этими завалами и думаешь: "Дожились".
Призрак бродит по стране, призрак малого набора Свиридова.
Зарисовки в цитатах. (Мысленно подставьте "фэнтези" вместо "фантастика" — мало что изменится).
цитата Пару лет назад вы говорили, что не любите и не читаете современную фантастику. Ваше мнение с тех пор не изменилось?
Абсолютно не изменилось. Я пытаюсь иногда просматривать кое-что, в силу необходимости. Но меня поражает однообразие, особенно в фэнтези. Все эти бесчисленные замки, принцессы, драконы, гномы, хоббиты. Такое ощущение, что читаешь одну длинную-длинную, достаточно занудную книгу. Все эти мечи заговоренные, заклинания, маги... Ну, сколько можно об одном и том же-то?
В. Крапивин, Интервью, 2005
цитата В фантастике имеет место засилье середнячков-ремесленников. Легионы «худо-бедно». Они худо-бедно владеют языком. Ну, по крайней мере, падежи могут согласовывать. Они худо-бедно способны описать героя и даже добавить ему парочку индивидуальных черт. Они худо-бедно слепят сюжет — ну, не то чтобы сюжет, но историйку расскажут. Арсенал ремесленных навыков у них есть — может быть, и не шибко большой, но кое-что умеют. С фугами Баха проблемы, но на гитаре у костра получится. Г.Л. Олди, Фанты для фэна , 2006
цитата Сила писателя в индивидуальности. Наши писатели уже какой год идут в серость. А серость — утрата индивидуальности. А утрата индивидуальности — смерть. Уже сейчас наша фантастика литературой считаться не может. Это дрянь.
Karavaev, Человек — С — Лопатой, Книжная Фея.
цитата Например, фэнтези — это, по сути своей, просто современная авторская сказка. Как правило, фэнтези мне не нравится, потому что авторы, кажется, задаются специальной целью уйти от реальной действительности как можно дальше. Это называется «эскапизм» (бегство от реальности), я этого в литературе терпеть не могу.
Б. Стругацкий, Интервью , 2006
цитата Семинаристы были твердо уверены, что им запретят писать любимое "хвэнтези", особенно про "ельфов" и "ведьмочек" (ох, чую Громыкин дух – прим. автора). Неоднократные уверения в обратном (пишите — но хорошее!) поначалу успеха не имели (смотрит на стеллажи: "И таки не возымели" – прим. автора). Затем, расхрабрившись, некоторые лихо принялись за любимое дело — клонировать помянутых "ельфов". В буквальном смысле — именно такой метод улучшения порождений Профессора изобрел один удалец. То, что "творение миров" — не фанфик Толкиена — Роулинг, понималось с трудом. Фэнтези, увы, во многом — и для многих — остается беллетризацией очередной ролевой игры "по мотивам".
Г.Л. Олди, из «Майское солнце Партенита» (2009), опубликовано в «Смех Дракона» (2010).
Я аж два раза процитировал Олди, но, поверьте, не из — за того что они — всем маяк и эталон, а из — за того, что у них очень трезвый и в меру эмоциональный взгляд на вещи.
Попытка разобраться Нет — нет, да тенькнет из зарослей фэндомских кустов озадаченное "Сколько можно?". То на фантлабе, то за дружеским разговором, высказывает глас фэндомный недоумение: "Доколе мы, господа, помои хлебать будем?". А ему в ответ: "Да чего придираться, многие нормально пишут!". Спору нет, таких у нас много. Но настораживает это слово — нормально. Скажите, нормально — это относительно чего? Относительно явной халтуры — да, нормально. Вот, глядите — вроде интрига есть, драконов с эльфами особо не видать, мир описан, и даже целых две с половиной замшелых, но идеи уровня «Нет предопределенности, мы сами вершим свою судьбу» или «Абсолютная власть развращает абсолютно». Что — то в этом имеет место быть, но это "что — то" абсолютно не выдерживает сильной конкуренции, невероятно лапотно и легковесно. Что есть данное "нормально" относительно Джорджа Мартина? Относительно Желязны? Относительно Роулинг? Это "нормально" ненормально даже относительно Джо Абекромби с его дебютными "Вот дерьмо (пять раз)", "А-а-а!", «А!», «Ха!» и стадами восклицательных знаков по тексту. Надо отдать должное — он хоть понимал, насколько его вирши несерьезны и пытался смешно юморить. Поведайте мне, судари и сударыни, что слыхать о нашей, русской фантазне на мировом уровне? Почему до сих пор нет отечественного фэнтези — брэнда, который был бы широко известен в мире? Где наши новые русские столпы? Не тянет с нашего болота дивами, не взыскуют иноземцы фантазий наших. И дело тут не в загадочности души тех, кто читает и пишет на русском языке. Просто тянет с болота трупным смрадом, имя ему — Халтура, фамилия — Вторичность.
Нормально написанное читается, покупается и "прокатывает" только для России, Украины да Белоруссии. Плюс очень ближнее зарубежье, если повезет. Нормально написанное очень быстро устареет и будет валяться пыльными штабелями в чуланах, под кроватями и на балконах. Нормально написанное — всего лишь нормально написанное. Норма получается Сорокинская, консервированная.
Вот так, между делом, загнали мы свою фантазию в двойную резервацию.
Получилось два забора — один полтора метра и деревянный, а вот другой — трехметровый бетонный с колючей проволокой наверху. За ним — вышки с автоматчиками. Поясняю. Забор раз — своя литература не признает. Стоит отметить — медленно, но верно начинают этот забор шатать, подкапываться под него, да калитки рубить. Забор два — чужие не признают. И что с этим забором делать — непонятно. Отставая от новых тенденций, наша фэнтези никому кроме нас не нужна. Но ничего — жуем пока. Все уже отказались и забыли (не могу не провести параллели с ЕГЭ), а мы подобрали и жуем.
Фантастически не хватает самобытных, увлекательных произведений, способных сдвинуть положение с мертвой точки.А других альтернатив нет. Наша Фэнтези должна измениться, перестроиться. Так чего ж ей мешает?
Что об этом думаете Вы, дорогие форумчане?
|
|