Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 20 августа 11:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата
Это было в 1921 году, когда после публикации им первого тома «Дворца Миноса» две главные фигурки богини-змеи привлекли к себе более широкое внимание. Оба незавершенные и восстановленные Эвансом, они датируются практически концом неодворцового периода минойской цивилизации около 1600 г. до н.э. Именно Эванс назвал большую из своих фигурок «змеиной богиней», меньшую из которых назвали «змеиной жрицей». С тех пор ведутся споры о том, был ли Эванс прав и обе фигурки изображают жриц или даже одних и тех же или разных божеств.

Всего фигурок Кносса три. На более крупном изображена женщина с выдающейся обнаженной грудью и змеями, ползающими по ее рукам и вплоть до ее цилиндрической макушки, на вершине которой поднимается змеиная голова. Фигуре не хватало тела ниже пояса, одной руки и части короны до окончательной реставрации. На ее платье есть толстый пояс со «священным узлом».

У меньшего не было головы и правильной левой руки, как было раскопано. Как восстановлено Эвансом и его коллегами, фигура, кажется, держит двух змей вокруг поднятых рук, а на голове корона, состоящая из кошки или пантеры с отдельными частями, найденными Эвансом в той же яме. Недавние ученые критикуют эту реставрацию.

Третья фигура средних размеров обломана в талии, но нижняя часть сравнима. В ящике также была другая рука, которая могла держать змею.

Другие виды минойских богинь-змей

Археологические исследования также выявили некоторые более поздние (последворцовый период) терракотовые подношения, олицетворяемые богиней мака с поднятыми руками и змеями вокруг них, а также змеиными головами, поднимающимися из диадемы или головного убора.

Другая более поздняя бронзовая фигурка, найденная в Троаде (Малая Азия) и ныне хранящаяся в Новом музее Берлина, изображает минойскую фигуру, вероятно, поклоняющуюся, а не божество, с тремя змеями на голове. Одна видимая грудь имеет выступающий сосок, поэтому она должна быть обнаженной.
Божество плодородия, героиня или просто поклонница минойского культа?


https://www.ilovegreece.ru/blog/made-in-g...


философ

Ссылка на сообщение 20 августа 14:19  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
Все "первоисточники", что касается русского фольклора, записаны во 2-й половине XIX века или в 1-й половине века XX-го.
Как ни парадоксально, и сказки Пушкина, и "Вечера" и "Вий" Гоголя, будучи поставлены на одной хронологической шкале со сборниками русских сказок и былин, окажутся написанными и изданными раньше, чем самые ранние из классических собраний. Раньше Пушкина и Гоголя были только Кирша Данилов и лубочные сборники

Боюсь продемонстрировать свое невежество, но все-таки "Слово о полку Игореве" нельзя разве сюда отнести? Там же есть фольклорные мотивы (пассаж с Баяном, Карна и Жля и прочие языческие именования, оборотничество Всеслава, сон Святослава и т.д)...


философ

Ссылка на сообщение 20 августа 14:24  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
То есть ужас в том, что фольклорист, приехавший в глухое село собирать сказки, уже в 1850-е годы (а раньше их никто, кроме Даля, и не собирал) общался с людьми, которые с высокой вероятностью слыхали сказки Пушкина, написанные за 20 лет до того.

Ну это вы конечно загнули, какие еще сказки Пушкина читали в середине 19 века в глухом селе? Чай не дворянская усадьба. нужно иметь очень богатую фантазию чтобы такое представить (например помещица-филантропка читает своей дворне Сказку о царе Салтане...)


философ

Ссылка на сообщение 20 августа 14:43  
цитировать   |    [  ] 
цитата pacher
Ну это вы конечно загнули, какие еще сказки Пушкина читали в середине 19 века в глухом селе? Чай не дворянская усадьба. нужно иметь очень богатую фантазию чтобы такое представить (например помещица-филантропка читает своей дворне Сказку о царе Салтане...)


цитата
В указателе приводится перечень более 330 вариантов былинных сюжетов, полностью или частично зависимых от более ранних публикаций, около полутора десятков фальсифицированных текстов.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 20 августа 15:32  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin, там есть подтверждения, что сказители былин заимствовали сюжеты у Пушкина?


миротворец

Ссылка на сообщение 20 августа 16:31  
цитировать   |    [  ] 
цитата AndT
Полагаю, речь в том числе идёт и о змееногой богине скифов?

Есть еще одно скульптурное изображение скифской змееногой богини.
https://xn--80aajhqhktebqcvc2c9e6cj.xn--p...
Интересно, что на нее в скифской земле натыкался греческий герой: «Геракл… прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя — змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь» (Геродот. История IV, 9)
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 21 августа 20:48  
цитировать   |    [  ] 
C.Хоттабыч

Всё верно, только Геракл (он же Херкле этрусков и Мелькарт финикийцев)
цитата
принял условия. От этого брака родилось три сына — Агафирс, Гелон, Скиф. Их судьбу предопределил Геракл: «Когда сыновья вырастут, поступи так: отдай им мой лук и пояс, который из сыновей натянет мой лук и опоясан будет моим поясом, оставь его на этой земле, а который не выполнит, вышли из страны». Выполнил задание только Скиф. Он стал родоначальником скифов, а прародительницей его мать — змееногая богиня
.


миротворец

Ссылка на сообщение 22 августа 00:12  
цитировать   |    [  ] 
AndT , отождествление Геракла с западосемитским Мелькартом оставим на совести греков: оно так же произвольно, как отождествление Меркурия с Одином (необоснованные измышления римлян).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 22 августа 09:19  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
отождествление Геракла с западосемитским Мелькартом оставим на совести греков: оно так же произвольно, как отождествление Меркурия с Одином (необоснованные измышления римлян).


Праобраз культурного героя, побеждающего хаос, вполне мог быть один для разных народов и он не обязательно общеиндоевропейский.

Относительно Горгоны была интересная, но небольшая статья в относительно недавней книге от Вече Древняя Ликия. К сожалению, полностью её не читал, листал на стенде издательства на прошлой ММКФ, но основная мысль там была что это изначально — морское божество.


миротворец

Ссылка на сообщение 22 августа 13:30  
цитировать   |    [  ] 
цитата AndT
Праобраз культурного героя, побеждающего хаос, вполне мог быть один для разных народов

Конечно, и у каждого народа кандидатов было много, не все до нас дошли, но грекам повезло (вернее, нам). У одних греков навскидку таких змееборцев: Кадм, Беллерофонт, Персей. Так что в данном контексте выбор Геракла произволен.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 24 августа 10:16  
цитировать   |    [  ] 
цитата AndT
Праобраз культурного героя, побеждающего хаос, вполне мог быть один для разных народов и он не обязательно общеиндоевропейский.

цитата C.Хоттабыч
Конечно, и у каждого народа кандидатов было много, не все до нас дошли, но грекам повезло (вернее, нам). У одних греков навскидку таких змееборцев: Кадм, Беллерофонт, Персей. Так что в данном контексте выбор Геракла произволен.


Простите, а какой такой "хаос" победил Геракл, и какую он змею поборол, кроме тех, что к нему заползли в колыбель? Змей, побеждаемый Змееборцем, должен иметь черты вселенского зла, угнетателя страны и похитителя девушек, в ином случае это просто крупная ящерица. Поэтому змееборческая природа Кадма (и его двойника Ясона) неочевидна.
Вот Беллерофонт и Персей очевидные змееборцы (хотя опять же возможно, что Беллерофонт это эпитет Персея, отделившийся от него, и тогда тут не два змееборца, а один).
Геракл же не имеет даже отдаленных черт змееборца, а возникает как дорийский герой-прародитель. Обожествлённый, разумеется, но предок. Дорийцам, вторгающимся в более развитый микенский мир, не хотелось чувствовать себя греками второго сорта, северными варварами; им требовался великий предок, к которому можно было бы возводить дорийские царские династии, и который в свою очередь восходил бы к голубой крови древней элиты Пелопоннеса, но эдак бочком, по скользкой женской линии, чтобы быть свободным от проклятия дома Атридов. Геракл — это дорийский Борис Годунов. Или Михаил Романов.

цитата AndT
Относительно Горгоны была интересная, но небольшая статья в относительно недавней книге от Вече Древняя Ликия. К сожалению, полностью её не читал, листал на стенде издательства на прошлой ММКФ, но основная мысль там была что это изначально — морское божество.


Ну так-то тут никакого секрета нет, по аполлодоровскому канону, Горгоны и есть дочери морского божества.
Есть проблема с тем, что все изображения, где Горгона изображается в полный рост, дают её в позе т.н. коленопреклонённого бега.
Встречается мнение, что это обозначает её природу как солярную, из-за того, что фигура антропоморфа в этой позе похожа на известный солярный символ, который мы не будем показывать и не будем называть вслух.
Не отрицая, что коленопреклонённый бег — это именно бег (т.е. движение), у меня всегда были сомнения в том, что это именно графическое изображение солнцеворота. Если присмотреться, то загибы рук и ног в каноническом изображении коленопреклонённого бега направлены в разные стороны, не продолжая друг за другом круговое движение. Если бы это была шестерёнка на Мировой оси, то она бы через половину оборота встала с диким скрежетом, и вся Вселенная вместе с ней.
Но... на обороте античных медальонов с горгонейоном на одной стороне, встречается вполне несомненный солярный символ с правильными загибами. Есть также раннединастическое египетское изображение быкоголового персонажа в позе коленопреклонённого бега на печати, только руки-ноги у него загнуты по кругу. И глядя на эту печать, становится понятно, почему вместо такого загиба конечностей, в канон пошёл "неправильный" — потому что в "правильном" положении, передняя рука негармонично упирается в поднятую коленку.
Таким образом, Горгоне устойчиво сопутствует вовсе не водная, а солярная семантика. Вероятно, на тему её солярности существовал какой-то утраченный миф. Дополнительная проблема, что в этой позе изображалась не только Горгона, но и Персей (в том числе с головой Горгоны под мышкой), и Минотавр. Казалось бы, что-то многовато солярных персонажей, в том числе в качестве противостоящих сторон в одном мифе? Но про солярность быка мне где-то попадалось. А если ради забавы предположить солярность Персея, то помните, что пишет Фрэзер на первых же страницах "Золотой ветви"? О неком культе, жрецом которого можно было стать не иначе, как убив предыдущего жреца. И вот, Персей убил Медузу, взял под мышку её голову, и удаляется с места подвига никак иначе, как корпоративной походкой солнечных существ. Да и родился-то Персей у Данаи не от мужчины, а от некой субстанции солнечного цвета. А ещё, у греков видимо было некое смутное представление о сменяющих друг друга эпохах разных солнц (тоже мотив с первой же страницы другого мифологического архива — электронной базы Ю.Берёзкина), с различными их персонификациями — эпоха Гипериона, эпоха Гелиоса, и неудавшаяся, но имевшая шанс начаться эпоха Фаэтона.
цитата C.Хоттабыч
AndT , отождествление Геракла с западосемитским Мелькартом оставим на совести греков: оно так же произвольно, как отождествление Меркурия с Одином (необоснованные измышления римлян).

Может, необоснованные измышления. А может, это отголосок знания кое-каких храмовых, мистических, религиозных смыслов, которые покажутся нам "измышлениями" на том зыбком основании, что о таких вещах не пишет Н.А.Кун.
Вот Геродот. Путешественник, антипатриот, "низкопоклонник перед Востоком". Большой любитель брать интервью у уроженцев стран Азии, и подвергаться с их стороны армейским шуткам в духе "продувки макарон", которых он не понимал ни сразу, ни в итоге. В результате одной из этих шуток (возможно, по драматургии похожей на посвящение Есениным Хлебникова в сан "Председателя Земного шара") он стал причислять себя к адептам египетской религии как религии истинной, и пишет о ней с подлинно религиозным, опасливым чувством. Говоря о любых неэллинских богах, Геродот называет их через греческие аналоги, которые для него — просто эпитеты, взятые из досужих басен, не имеющих сакрального смысла, но удобные как эвфемизмы. Поэтому скифских божеств он обозначает через греческие аналоги для понятности, а египетских — потому что их египетские, "истинные" имена для него наглухо табуированы. Об Осирисе он вообще старается не говорить даже эвфемизмами.
Ну и вообще. Выше приведены несколько мифов, крайне похожих друг на друга деталями сюжета и иконографии (Кадм-Ясон, Беллерофонт-Персей). Фольклористика — это вообще наука о нахождении схожих сюжетов в разных культурах, с последующим построением обобщенной схемы мифа и его архетипических персонажей. Почему то же самое, что сейчас называется наукой, в приложении к древним начинает называться "измышлениями"? Античные семиотики в одних аспектах знали меньше нас, а в других, как уже было сказано выше, могли знать намного больше. Поэтому в "измышлениях" древних надо искать смысловое зерно, а не "оставлять на их совести" без попытки осмысления.


миротворец

Ссылка на сообщение 24 августа 14:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
Простите, а какой такой "хаос" победил Геракл, и какую он змею поборол, кроме тех, что к нему заползли в колыбель?

Гидру
цитата Bansarov
Змей, побеждаемый Змееборцем, должен иметь черты вселенского зла, угнетателя страны и похитителя девушек, в ином случае это просто крупная ящерица.

Серьезно ошибаетесь. Девушки не обязательны, если речь о победе космоса насд хаосом. Поинтересуйтесь сюжетами Индра/ змей-демон Вритра и Мардук/ дракон Тиамат.
цитата Bansarov
змееборческая природа Кадма (и его двойника Ясона) неочевидна.

Еще одна ошибка. Поинтересуйтесь:
а. участием Кадма в убиении Тифона (есть у Нонна)
б. убиением Кадмом дракона Ареса на месте будущих Фив (есть у Овидия).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 24 августа 16:32  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
Гидру


Не то :) Крупная ящерица :) Второй его подвиг, т.е. и не первое деяние героя, и не кульминационное, и не последнее (венчающее). Змееборческий миф повествует о ключевом космогоническом событии; для Геракла лернейская гидра — рядовое деяние, да ещё и неудачное (этот подвиг Гераклу даже не зачли по формальным причинам). Не катит :)

цитата C.Хоттабыч
Серьезно ошибаетесь. Девушки не обязательны, если речь о победе космоса насд хаосом. Поинтересуйтесь сюжетами Индра/ змей-демон Вритра и Мардук/ дракон Тиамат.


Схему змееборческого мифа реконструировал Краузе. Книга старая, но потрясающая. Порою читателю кажется, что автор занимается домыслами; но это читателю кажется. Просто прозрения Краузе имеют уровень визионерства. Я после её прочтения могу одно сказать: если исследователю кажется, что он нашёл змееборческий миф без плененной девы — пускай не радуется открытию, а ищет деву. Она там где-то есть, может быть, по-другому названная. Подскажу: какой Вы знаете самый известный наскальный рисунок Шишкинских писаниц?

цитата C.Хоттабыч
Еще одна ошибка. Поинтересуйтесь:
а. участием Кадма в убиении Тифона (есть у Нонна)
б. убиением Кадмом дракона Ареса на месте будущих Фив (есть у Овидия).


А Вы читали то место из Нонна, ссылку из Википедии на которого мне сейчас цитируете?
В истории с Тифоном, какой из Кадма змееборец? Он всего лишь зачаровал музыкой Тифона, позволив Зевсу выкрасть у него молнию. Сладкопевец на подхвате у настоящего героя. А змееборец должен быть субъектен, наскакивать на Змея с длинным копьём, поражать его лично.
А змееборцем у Нонна выступает, как положено, Зевс. Громовержец, каковым статусом обладает змееборец в тех климатических зонах, в которых начало активной фазы весны сопровождается первой грозой после длительного перерыва в грозовой активности. "Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром..."
А те драконы, что охраняли святилища Ареса в мифах о Кадме и Ясоне (детали мифов похожи до степени смешения) никак не тянут на вселенское зло. Кем их надо воспринимать, см.выше про крупных ящериц. Если сумеете обосновать, что золотое руно охранял архетипический Змей, с интересом прочитаю и даже соглашусь, если будет убедительно.


авторитет

Ссылка на сообщение 24 августа 20:56  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
Не то :) Крупная ящерица :) Второй его подвиг, т.е. и не первое деяние героя, и не кульминационное, и не последнее (венчающее). Змееборческий миф повествует о ключевом космогоническом событии; для Геракла лернейская гидра — рядовое деяние, да ещё и неудачное (этот подвиг Гераклу даже не зачли по формальным причинам). Не катит :)


Дополню про больших ящериц, побеждаемых Гераклом.
Какой подвиг Геракла следует считать кульминацией цикла? Достаточно очевидно, что одиннадцатый. Именно там Геракл вырастает до уровня участника космогонических событий. Так вот, золотые яблоки Гесперид, как и золотое руно, охраняет дракон. Про это легко забыть, поскольку за яблоками Геракл отправляет Атланта, и в основной версии Аполлодора с драконом даже не сражается. В других версиях он походя убивает его стрелой, пущенной из-за стены, т.е. данная "большая ящерица" это даже не отдельный подвиг, а проходная и необязательная подробность.
Посмотрел у Грейвса — он подсказывает, что Ясон и Геракл это аппроксимации одного и того же персонажа. Они добывают золото — геральдическую аллегорию царской власти (см.выше о том, что Геракл — это "дорийский Борис Годунов"). А золото обычно охраняют драконы, так уж положено в культуре. Но маленькие, несерьёзные, ничего не символизирующие, равно как и победа над ними.


авторитет

Ссылка на сообщение 25 августа 17:01  
цитировать   |    [  ] 
Полистав Ю. Циркина "Мифология Мелькарта" действительно начал сомневаться в тождественности его Гераклу. Впрочем, этрусский Херкле тоже не очень ему соответствует, судя по тем реконструкциям, что сейчас доступны: мотив его спасения Уни от лесных демонов, впрочем, можно трактовать и как борьбу с хаосом (Лесом), который не всегда только вода или нечто бесформенное/подземное.
Архаические изображения не только горгон, но других божеств, что например демонстрирует ранее искусство Спарты, часто были запечатлены в такой позе бега. Не думаю, что из этого вытекает солярность Медузы.
https://ancientrome.ru/publik/article.htm...
https://cyberleninka.ru/article/n/mifolog...
https://rec.gerodot.ru/etruria/mavleev01....


миротворец

Ссылка на сообщение 25 августа 22:00  
цитировать   |    [  ] 
Bansarov, видимо, я невнятно объяснил. В мотиве борьбы героя со змеем вариант damsell in distress является факультативным. Это демонстрируют и архетипические для национальных традиций сюжеты с богами-воителями (Индра/Вритра, Мардук/Тиамат, Нинурта/Асаг, Зевс/Тифон, Ра/Апоп), и следующие мифологическому образцу земнородные (Геракл/Гидра, Беофульф/дракон, Керсаспа/дракон, Сигурд/Фафнир), где никакие дамы и барышни не имеют быть спасены.
цитата Bansarov
Змееборческий миф повествует о ключевом космогоническом событии;
Это совершенно верно, и здесь ключевое слово "миф" — сюжет, где действуют боги (Индра, Мардук и проч.). Герои, даже полубожественного присхождения, только следуют этому образцу, но, как правило, вселенную не спасают, при этом могут выступать как культурные герои, очищая землю (локально, часто в помощь местному населению) от хтонической нечисти. Гидра живет в конкретном болоте, дракон Беовульфа — в конкретной пещере. Вполне змееборческие деяния культурных героев, но не космогонического масштаба.
По поводу Геракла. Неугодные Вам сюжеты Вы отвергаете, назвав змея ящерицей, не предлагая доводов по существу. Еще один удивительный способ возражения — номер подвига, как будто от этого зависит его содержание. В приложении к Гераклу это довольно забавно, так как даже число его подвигов в разных источниках колеблется, есть и десять, и тринадцать, а уж очередность это произвол компиляторов. И самое примечательное, это Ваше многозначительное сообщение, что подвиг с Гидрой "не зачли". Не зачел его, как известно Еврисфей, который и был заинтересован, чтобы подвигов было побольше и герой (его конкурент на престол Арголиды) наконец сгинул.
цитата Bansarov
если исследователю кажется, что он нашёл змееборческий миф без плененной девы — пускай не радуется открытию, а ищет деву.

Логичное предложение. Осталось дождаться, когда Вы сообщите заинтригованным форумчанам, что Ваши поиски девы в сюжете Инда/Вритра, или Нинурта/Асаг увенчались успехом. С Мардуком Ваша задача несколько облегчается, так как дракон Тиамат женского рода и заодно прабабка Мардука (если я не сбился в подсчете поколений). Правда, и ее бог-герой не спас, а укокошил. В общем, ждем от Вас новых открытий.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 26 августа 07:54  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
В мотиве борьбы героя со змеем вариант damsell in distress является факультативным.


О как. Факультативным. К сожалению, Вы совершенно не поинтересовались моими отсылками к "Троянским замкам" Краузе и Шишкинским петроглифам, а коли так, мне проще устраниться от данного обсуждения согласно формуле "Если надо объяснять, то не надо объяснять".


авторитет

Ссылка на сообщение 26 августа 08:38  
цитировать   |    [  ] 
цитата AndT
Архаические изображения не только горгон, но других божеств, что например демонстрирует ранее искусство Спарты, часто были запечатлены в такой позе бега. Не думаю, что из этого вытекает солярность Медузы.


Солярность Медузы вытекает с неизбежностью не из её изображений в позе коленопреклоненного бега (далее ПКБ), а из амулетов-монет, где на одной стороне изображён горгонейон, а на другой очевидный солярный символ.
Вероятно, при изображении ПКБ фигуре придавалась буквальная форма солярного символа на совсем древних изображениях, но при этом невозможно нарисовать персонажа так, чтобы он рукой не упирался в коленку, поэтому канон от этого отошёл. Возможно, в части случаев эта поза передавала просто понятие бега в спортивно-бытовом смысле, потеряв для художников связь с солярной символикой. А то действительно, что-то многовато становится солярных персонажей.
И тем не менее. Я выше, на основании 1-2 изображений Персея, выполненных в ПКБ, сделал полушутливое-полусерьёзное предположение о его солярности. И вот только что нашёл в архивах одного забугорного аукциона монету VI в. до н.э. города Кизик (греческая колония на Пропонтиде), где на одной стороне изображен очевидный солярный символ, а на другой — голова Персея. Я не видел этой монеты, когда делал своё предположение, и честно говоря, меня это впечатлило — я, оказывается, врубаюсь в тему. Мне бы ещё профильное образование...


авторитет

Ссылка на сообщение 26 августа 09:28  
цитировать   |    [  ] 
цитата
Горгонейон — самый известный вид апотропайона (др.-греч. ἀποτρόπαιον, «изображение, отводящее порчу»), карикатурно уродливого изображения, вызывавшего одновременно и смех, и испуг. Плутарх упоминал, что подобный талисман притягивает дурной взгляд недоброжелателя, отвлекая его от жертвы[2]. Некоторые исследователи предполагают, что эта ритуальная маска предшествовала сложению общеизвестного мифа о горгонах и Персее: «ритуальный объект возник первым; затем был придуман монстр, чтобы соответствовать этому лицу; герой же, убивающий чудовище, появился в мифе ещё позже»[3]. Одним из доводов, подкрепляющих эту теорию, которая распространяется также на сфинкса и химеру, является то, что египетское искусство знает сфинксов, но не знает никакого Эдипа, а в искусстве собственно античном количество горгон и химер, изображённых отдельно, в количественном отношении многократно превосходит изображения их с героями-победителями (в каталоге LIMCIII 1, S.189 изображений горгон отдельно около 300 образцов против 30 горгон вместе с Персеем)[4].

Маски с похожими ужасными лицами можно обнаружить во многих древних и примитивных культурах, от Перу до Таиланда.

Точная дата начала использования этого охранного талисмана неизвестна. В античность он был чрезвычайно популярен, о чём свидетельствует большое количество дошедших археологических свидетельств. Согласно орфическим доктринам, горгонейон был символом лунарного диска


Так что солярность и Горгона — понятия неочевидные в плане их связи или тождественности.

Опять же, один момент, который может иметь значение: какого пола у условных древних греков Горгона и солнце? И существ какого пола мы видим на горгонейонах?


авторитет

Ссылка на сообщение 27 августа 22:35  
цитировать   |    [  ] 
цитата AndT
Опять же, один момент, который может иметь значение: какого пола у условных древних греков Горгона и солнце? И существ какого пола мы видим на горгонейонах?


Вопрос очень хороший и правильный!
С.Хоттабыч вот таких вопросов не задаёт, ему и без них всё ясно. И "новые открытия" ему не нужны, в том числе сделанные 100-150 лет назад.
Но форум ведь читает и молодёжь. Которая скупает мифологию глянцевыми сериями, хочет в чём-то разобраться. Вот для них и буду писать о тех велосипедах, которые сначала изобретаю, а потом нахожу в книгах (или пока не нахожу).
За два последних дня, я запоем прочитал ранее незнакомую мне книгу Иванова и Топорова "Исследования в области славянских древностей". Правда, не узнал ничего принципиально нового (поэтому и прочитал быстро — знакомую фактуру перерабатывать гораздо легче, чем новую). Авторы преимущественно на славяно-балтийском материале реконструировали "основной миф" о Змееборце и Змее. Совершенно правильно (и не впервые) сделав вывод, что это миф о решительных действиях, предпринятых Змееборцем ради смены неплодородного периода на плодородный.
А поскольку я читал по вопросу еще "Золотую ветвь" Фрэзера, "Троянские замки" Краузе и "Исторические корни" Проппа, то предлагаю синтезировать фабулу змееборческого мифа следующим образом.
Змееборец является божеством плодородия, либо жрецом культа плодородия, магическим образом подражающий действиям божества. Змей является персонификацией понятий, противоположных плодородию — зима, холод, засуха, неурожай. И есть некая витальная стихия плодородия, которую Змей заключает в узилище. Это может быть весна, либо солнце, либо вода, либо скот. Если эта стихия в мифе названа не напрямую, а через олицетворение, то олицетворяется она исключительно через женский персонаж, по причинам, которые несложно указать. Ибо находясь в узилище, Дева-Солнце или Дева-Колос находится там на правах гражданской жены Змея, и в общем-то вельможной хозяйки подземного мира. "Но я другому отдана, и буду век ему верна". Целью победы над Змеем для героя-змееборца является извлечение Девы из узилища и священный брак с ней, который является залогом возвращения плодородия на землю.
Поэтому то Солнце, о котором мы говорим — женского рода. А жрецы культа плодородия, они же змееборцы, должны быть мужского, иначе не получится священного брака. Медуза Горгона мне пока непонятна. Её убийство Персеем — это достаточно очевидная передача статуса жреца солярного культа плодородия, который до Персея почему-то был у Горгоны (если сложить сюжеты вазописи в комикс, то вы это с удивлением увидите по тому, что Персей в сценах убийства Горгоны ещё ходит на прямых ногах, а после убийства вдруг начинает изображаться в позе коленопреклоненного бега). Есть рабочая гипотеза, что в её лице Персей покарал некое нечестие, типа более позднего примера "папессы Иоанны".
Страницы: 123...191192193194195    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх