Фантастика жанр или метод


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

Фантастика - жанр или метод?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2009 г. 02:45  
цитировать   |    [  ] 
Просмотрел один чудо ролик с блога А. Вассермана, где он рассуждает о определении сущности фантастики и с одной стороны предполагает. что это все таки метод, а с другой стороны указывает историческое значение определения советской фантастики как жанра. http://www.computerra.ru/blogs/wasserman/... .
Если подумать, то можно согласиться с тем, что фантастика все-таки метод подачи идеи, а не самоцель. Однако тут же в памяти появляются в первую очередь фентезийные многотомники и некоторые научно-фантастические произведения космической тематики, где фантастическая составляющая "живет своей жизнью" не играя роль энтакой гиперболы для привлечения внимания к обыденному.
Каково на этот счет мнение уважаемых лаборантов?
–––
Судья был неумолим: «Непонятливость».
"Даже детей не жалко. Они другого не видали. А мы им не расскажем. А раскажем - они не п


авторитет

Ссылка на сообщение 10 марта 2009 г. 09:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата dobriy_doktor

энтакой гиперболы для привлечения внимания к обыденному.


Скорее, вероятно, не к обыденному, а к вечному. Хорошее фантастическое произведение пользуется допущением, чтобы привлечь внимание к вечному и ценному при любых декорациях. Чисто формально, жанры это — роман, повесть, рассказ (итд). Но поскольку фантастический роман слишком сильно отличается от детективного или производственного, то удобнее выделять фантастику в отдельный жанр, и все на это соглашаются, хотя и знают, что это неправильно.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 10 марта 2009 г. 10:23  
цитировать   |    [  ] 
Фантастическое допущение — метод.
Фантастика — жанр.
–––
Проходите мимо открытых окон


миродержец

Ссылка на сообщение 10 марта 2009 г. 10:51  
цитировать   |    [  ] 
Ругань, начавшаяся в сети по этому поводу показывает: для одних фантастика — это только метод, который они путают с гиперболами и иносказаниями. Авторы и их поклонники в основном упирают на аргумент: нам про звездолеты неинтересно, нам интересно про людей. Фарисейство в чистом виде — писали бы и читали обычную беллетристику коли так, но ведь нет. Тянет к фантастике. ИМХО писателей привлекает всеядность редакторов и популярность вида литературы (и то и другое стремительно превращается в миф, к реальности не имеющий отношения), а читателеям, на самом деле, нужны чудеса и диковины, а заявления "про людей интереснее" — это из боязни, что сочтут неразвитыми тинейджерами (некоторые уже выросли из коротких штанишек, но браться за серьезную литературу боязно).
Вторая группа на самом деле считает, что фантастическое допущение — это главное, и качество этого компонента перевешивает возможные "литературные недостатки", однако в публичных заявлениях осторожничают, не желая совсем уж отделить фантастику от магистрального направления литературы.
Третейские судьи и соглашатели фоном бубнят всякие благоглупости типа: писать надо лучше, писать надо всем, каждый пишет как он слышит, раз есть читатель, будет и писатель, время рассудит и т.п.
Вода в ступе толчется давно, а проку — чуть. Разве что где-то были продекларированы цифры типа 10-20% спроса приходится на поклонников "настоящей НФ", и этот процент стремительно тает, а остальные — любители почитать "про людей".
От себя добавлю следующее: фантастика тем и хороша, что расширила горизонты литературы и вынесла "литературу идей" (философских, социальных или технических) из лона учебно-методической и науч-поп литературы. Это главное и единственное, что отличает фантастику от сказок и реализма. Если это направление заглохнет — фантастика, тем самым, будет исчерпана, ее всемирно-историческая роль будет провалена.
По-видимому, это фиаско как-то связано с общей десаентизацей массового сознания. Не знаю, как в других странах, а в РФ идет очень сильная пропаганда мистики и "непознанного". На фоне отсутствия социального заказа на НФ "литература идей" должна быстро сойти на нет. Что касается "литературы людей", то в ней метод буквально на глазах вырождается в засохший набор канонических правил, а эти самые "люди" — в дурилки картонные. По счастью в самом мейнстримовом мейнстриме неизбежно возникают неформаты, которые периодически пробиваются к печатному станку. А с учетом уже накопленного массива литературы — читатель никогда не останется без хорошего чтива. Если будет знать где его искать. Если будет способен отличать хорошее от дурного. Может быть.


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2009 г. 18:47  
цитировать   |    [  ] 
Кто читал статью Я.Верова и И.Минакова "На своем поле", в мартовском "Если"? Согласен практически со всем, кроме психологизма.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 сентября 2009 г. 17:52  
цитировать   |    [  ] 
фантастика делится на пять групп:
1)фантастика как обманка(что-то фантастическое- а потом оказывается что нет)
2)фантастика "рядом"(вокруг происходит что-то непонятное но тужу историю можно было бы рассказать и без этого)
3)фантастика как метод(с помощью фантастического антуража рассказывается о чём-то в реальной жизни невозможном)
4)фантатсика как основа(вобще не имеет никакого отношения к реальной жизни)
нормальная фантастика- 3-я: рассказать о том чего в реальной жизни быть не может, смоделировать какую-ту ситуацию и т.д. так что фантастика всё-таки метод


магистр

Ссылка на сообщение 11 сентября 2009 г. 18:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата ivanov

Любое художественное произведение — фантастика. Как минимум альтернативная история.

Истинно так и есть. А все вокруг кричат — фантастика-фантастика.
Любое произведение это модель, а модель никогда не есть объект-оригинал. Т.е. любой, даже самый реальный реализм — есть модель настоящей реальности, но не сама она. А как рассматривать утверждение "вот она моя модель того, как все на самом деле есть/было/будет" — как не фантастику?
( нынче на вопросы надо смотреть поширше (ц) )

swgold
+10 :beer:

цитата ааа иии

Кто читал статью Я.Верова и И.Минакова "На своем поле"

а кто не читал??? хотя бы вкратце
–––
слушаю: Симонов "Живые и мертвые"


миротворец

Ссылка на сообщение 11 сентября 2009 г. 18:31  
цитировать   |    [  ] 
Яснее ясного — жанр. А метод самовыражения в фантастике у каждого автора свой.
–––
Позвольте себе быть собой, а другому - другим.


миротворец

Ссылка на сообщение 11 сентября 2009 г. 18:35  
цитировать   |    [  ] 
Хотя если применительно к объекту литературы жанр это метод, как литература к выражению мыслей. Выражать мысли литературно это метод. А то о чем эти мысли жанр.
Вообще-то зачем это? Как ни крути фантастика это и жанр и метод относительно литературы, как и сама литература — жанр и метод, но уже относительно мыслей.
–––
Позвольте себе быть собой, а другому - другим.


философ

Ссылка на сообщение 27 сентября 2009 г. 01:16  
цитировать   |    [  ] 
Я не понимаю смысла темы любая книга это метод передачи информации от автора к читателю и делается это при помощи различных жанров будь это любовный роман или фантастика.


философ

Ссылка на сообщение 27 сентября 2009 г. 10:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата kim the alien

3)фантастика как метод(с помощью фантастического антуража рассказывается о чём-то в реальной жизни невозможном)... нормальная фантастика- 3-я: рассказать о том чего в реальной жизни быть не может, смоделировать какую-ту ситуацию и т.д. так что фантастика всё-таки метод
:beer: для меня всегда было именно так, к этому пришел когда достали вопросом: "Чего ты это читаешь? Лучше бы про секс читал" и прочие высказывания. По мне, так это убогая позиции, считать какой либо жанр несерьезным.:-[ как написанно в блоге:

цитата

Наверное, не много найдется людей, не увлекавшихся в детстве фантастической литературой.
>:-|
–––
Это всего лишь мнение. Не Факт.


миродержец

Ссылка на сообщение 27 сентября 2009 г. 18:40  
цитировать   |    [  ] 
Hirus я в детстве увлеклась фантастикой. до сих пор не слезла:-)


магистр

Ссылка на сообщение 28 сентября 2009 г. 15:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Наверное, не много найдется людей, не увлекавшихся в детстве фантастической литературой.

на этот вопрос хорошо отвечала Ле Гуин в статье.
–––
слушаю: Симонов "Живые и мертвые"


философ

Ссылка на сообщение 2 октября 2009 г. 10:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата kim the alien

я в детстве увлеклась фантастикой. до сих пор не слезла
хм, так и я вроде про это же говорю. что это не детское чтиво8-)
–––
Это всего лишь мнение. Не Факт.


философ

Ссылка на сообщение 7 октября 2009 г. 19:13  
цитировать   |    [  ] 
В общем, терминологическая путаница. ИМХО фантастика — художественная система. Термин "метод" устарел лет 30 как. А жанр это роман, рассказ, повесть и т.д.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


магистр

Ссылка на сообщение 9 октября 2009 г. 16:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

А жанр это роман, рассказ, повесть и т.д.


А это определение устарело ещё раньше. Сейчас это форма произведения, фактически — продолжительность. 8-)


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2009 г. 20:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kurok

А это определение устарело ещё раньше. Сейчас это форма произведения, фактически — продолжительность.

Поясните, пожалуйста.Форма произведния может быть разной, что имеется в виду?
Если классическая система жанров устарела, что вы предложите? И как будем отличать роман от рассказа?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


магистр

Ссылка на сообщение 9 октября 2009 г. 20:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

И как будем отличать роман от рассказа?


Я имею ввиду устарело определение романа, повести, рассказа как жанра. Сейчас это скорее размер произведения. А вот фантастика сейчас воспринимается как жанр, а не как метод.


философ

Ссылка на сообщение 9 октября 2009 г. 20:22  
цитировать   |    [  ] 
Ой, нет. Я вас разочарую. Кроме объема, учитывается ряд других признаков: количество сюжетных линий и эпизодов, внимание к внутренней жизни или описанию внешних обстоятельств. А есть еще рассказ и новелла, практически одинаковые по объему, но разные жанры.
Вопрос в том, что термин "жанр" подразумевает наличие четких признаков в структуре произведения, а фантастика слишком разнообразна. С другой стороны, куда девать фантастику в других областях искусства?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


магистр

Ссылка на сообщение 9 октября 2009 г. 20:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Кроме объема, учитывается ряд других признаков: количество сюжетных линий и эпизодов, внимание к внутренней жизни или описанию внешних обстоятельств


Так то раньше, сейчас роман воспринимается как произведение объёмом примерно с книгу. А определение как жанра осталось в основном в справочно-энциклопедической литературе.
Страницы: 123...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика - жанр или метод?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх