Киргизский кинематограф


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Кино» > Тема «Киргизский кинематограф»

Киргизский кинематограф

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 24 января 2013 г. 22:45  
Обнаружил, что на кинофоруме сайта не было темы, посвященной киргизскому кинематографу. Иногда очень хочется поделиться своим впечатлением от любимого фильма или узнать о том, какое впечатление киргизские фильмы произвели на уважаемых коллег. Даже на кинопоиске большая часть киргизских фильмов не имеет абсолютно никаких отзывов. Поэтому решил открыть эту тему. Очень надеюсь, что она будет интересна не только мне.
Для начала я решил просто перечислить некоторые фильмы своей родной страны, которые так или иначе запомнились или впечатлили меня самого.
Пока что вот хочу отметить такой фильм:
«Джура»
1964, СССР
приключения
режиссёр: Адольф Бергункер, сценарий: Семен Нагорный, Георгий Тушкан
в ролях: М. Асанбаев, Муратбек Рыскулов, Нурмухан Жантурин, Наби Рахимов, Даркуль Куюкова, Юрий Родионов, Роза Табалдиева, Советбек Джумадылов

По одноименному роману Г. Тушкана о борьбе с басмаческими бандами в горах Киргизии в 1929—1930 годах.
Производство: киностудия «Киргизфильм



Первая экранизация знаменитого романа Георгия Тушкана "Джура". Можно сказать пробный камень для сравнительно молодой киностудии "Киргизфильм". В написании сценария принимал участие сам автор. Фильм во многом стал предшественником будущих лент, которые прославили киргизский кинематограф, и после которых заговорили о, так называемом, "киргизском чуде".
"Джура", снятый на "Киргизфильме", не так хорошо известен широкому кинозрителю. Даже об экранизации романа Тушкана многие помнят скорее по шестисерийному таджикскому телефильму. И очень жаль.
Фильм замечательный. Не скажу, что на протяжении всего экранного времени удалось выдержать хороший ритм, но снято очень здорово. В первую очередь подкупает аутентичность всего происходящего. Те, кто прочел и оценил роман, обязательно должны увидеть этот фильм. Нелегкая жизнь затерянных в горах людей, борьба с басмачами, боевые сцены — все снято и показано очень достоверно. Натура, костюмы, предметы быта, именно такие, как и должны быть в книге. Ну и конечно герои тоже.
Об актёрах я могу отзываться только восторженно. В фильме снимались такие замечательные киргизские актёры, как, например, выдающаяся киргизская актриса Даркуль Куюкова в роли матери Джуры. К сожалению об М. Асанбаеве, сыгравшем Джуру, известно крайне мало, даже имени его мне не удалось найти, только инициалы. В титрах, кстати, в эпизодической роли указан некий Т.Океев, возможно будущий известный киргизский кинорежиссер Толомуш Океев, который спустя 2 года снимет поворотный для киргизского кино фильм "Небо нашего детства". Надо сказать, что ряд актеров из "Джуры" снимется в этом фильме. Например, Муратбек Рыскулов, исполнитель роли командира красноармейского гарнизона Козубая. Или, например, Советбек Джумадылов, сыгравший небольшую, но важную роль второго плана — бойца Шарафа. Очень хорош выбор актрисы на роль Зейнаб, подруги Джуры. К сожалению, Роза Табалдиева в будущем не сыграла крупных ролей, но эпизодические появления этой красивой актрисы на экране запоминаются.
Сценарий в целом схож с сюжетом романа, но, увы, в фильм не вошли многие сюжетные линии романа. Но дух книги передан по-моему замечательно. Главный герой, который кажется порой даже недалеким, глупым, действительно дикарем, в конце фильма становится настоящим защитником своей родины. Сама его фигура — смелого, сильного охотника, благодаря удали и меткости которого выживает целый поселок, который оказался храбрым и ценным бойцом в маленьком гарнизоне крепости, который упорно и героически защищается в окружении полчищ басмачей, вызывает восхищение.
Очень хороший и интересный фильм, рекомендую его всем, кто читал и оценил роман Тушкана или кто увлекается Средней Азией, киргизским кино и, так называемым жанром "советского истерна".
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 января 2013 г. 22:56  

цитата Beksultan

Очень надеюсь, что она будет интересна не только мне.

Если в киргизском кинематографе есть что-нибудь из фантастики или что-то необычное, то мне тема точно будет интересна. :-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 января 2013 г. 23:03  

цитата Beksultan

кто увлекается Средней Азией

О, это я, забираю себе 8-)
–––
https://t.me/nhtmn


миродержец

Ссылка на сообщение 25 января 2013 г. 11:18  

цитата Kuntc

что-нибудь из фантастики
— с этим напряженка, да.

цитата Kuntc

что-то необычное
— смотря что иметь в виду под необычным. Традиционно считаются выбивающимися из общего ряда фильмы Геннадия Базарова, но опять же, по-моему, у него большей частью тоже социальные фильмы.
Хотя могу ошибаться — не настолько я синефил.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 25 января 2013 г. 11:32  
Запомнился только "Первый учитель" Михалкова-Кончаловского. А фантастика М/Ф "Пещера дракона"(1982г)
–––


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 25 января 2013 г. 11:56  
Очень интересный фильм Ближний бой. Правда одна мелочь -он казахский. Но вснём нет, по-моему, ни одного казаха -главные роли в том числе и казахов играют Кунг Ле- вьетнамец (главную роль), Дэвид Кэрредин, Эрик Робертс , Гэри Бьюзи, Кэри-Хироюки Тагава, Боло Йенг. Кэрредайн , кстати, в фильме довольно большую роль играет.


миродержец

Ссылка на сообщение 27 января 2013 г. 17:19  

цитата NHTMN

О, это я, забираю себе
— если вы увлекаетесь Средней Азией, то советую посмотреть фильм Болота Шамшиева "Волчья яма". Отличный фильм, по моим детским ощущениям был абсолютным бестселлером у нас. Как его принимали в других регионах Союза не знаю. Я как нибудь на днях отпишусь про него.
–––
Mors certa, hora incérta


магистр

Ссылка на сообщение 27 января 2013 г. 17:44  

цитата Beksultan

"Волчья яма"

Очень хорошо помню этот фильм! Нигматулин там вообще роскошен! Пожалуй, пересмотрю, хотя и страшный фильм.
–––
Соғыс болмасын. "We're choosing life" © "История одного неба"


миродержец

Ссылка на сообщение 27 января 2013 г. 18:31  
Wind, да, до этого фильма Талгат Кадырович играл в разных лентах, но в основном роли второго плана, всяких злодеев и авантюристов восточного вида. А в этом фильме у него главная роль и причем очень сложная, драматическая, хорошо позволившая продемонстрировать прекрасную актерскую игру.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 28 января 2013 г. 08:08  
Wind, а вы видели фильм "Провинциальный роман"? Очень хороший фильм, но тоже тяжелый, драматический. Также одна из лучших ролей Нигматулина. Кстати, на этом фильме он познакомился со своей будущей женой Венерой (Ибрагимовой) Нигматулиной — в "Волчьей яме" она тоже снималась, в роли сестры персонажа Талгата Кадыровича. Страшная у нее там роль, жуткая.
–––
Mors certa, hora incérta


магистр

Ссылка на сообщение 28 января 2013 г. 09:47  

цитата Beksultan

а вы видели фильм "Провинциальный роман"?

Нет, к сожалению, не припомню. Постараюсь найти, спасибо!

А Венеру Нигматулину тоже хорошо в фильме помню, конечно же. Ее жуткая роль, трагическая судьба ее героини врезается в память. Еще запомнился весёлый трогательный Тракторбек и, конечно, Бабахан. Когда там происходит сцена конфискации ценностей, меня всегда в этом месте подташнивает от брезгливости...
Еще мне в сюжете нравится, что корни истории уходят в прошлое, я любитель таких сюжетов.
–––
Соғыс болмасын. "We're choosing life" © "История одного неба"


магистр

Ссылка на сообщение 28 января 2013 г. 09:52  
Beksultan
А что вы думаете про фильм "Сундук предков"? Он мне понравился, несмотря на несколько лубковый сюжет. ) Когда я смотрю этот фильм, мне сразу вспоминаются мои двоюродные иссык-кульские дядюшки, с которыми я, к сожалению, практически не общаюсь с развала Союза. Мне их село вспоминается во многом таким, как показано в "Сундуке предков". )
–––
Соғыс болмасын. "We're choosing life" © "История одного неба"


миродержец

Ссылка на сообщение 28 января 2013 г. 10:02  
Wind, видел, фильм неплохой, но как вы справедливо заметили "лубковый". Среди киргизских новоделов одного с ним времени выгодно отличается качественной картинкой, неплохой операторской работой и актерской игрой. Финансировали его кажется западные компании, поэтому, наверное. На схожую тему есть еще фильм "Боз салкын", не знаю, видели его вы или нет.
Вообще к современному киргизскому кино у меня отношение двойственное. С одной стороны хорошо, что несмотря на все трудности, что то снимают. С другой хороших фильмов крайне мало, даже те кто более-менее оказался успешен такие удручающего качества поделки, что стыдно даже.
Почему то в последнее время совсем на моей родине разучились снимать крепкие жанровые картины. Либо жуткий ад и угар, который и кинофильмом то не назовешь. Либо если картина оказалась хорошей — артхаус такой пробы, что, мне, например, понять бывает затруднительно.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 28 января 2013 г. 10:08  
Wind, мне в этом фильме кажется несколько надуманным страх героя признаться, что он женился на француженке. Ну, подумаешь, иностранка, не так страшно же, тем более он мужчина — взял ее в свою семью, а не наоборот. В моей родной деревне, давно еще, был дядечка, у которого дочери вышли замуж за русского, итальянца, а одна так вообще за негра. И ничего, нормально все отнеслись. Правда, прозвище "Международный Иван" к нему приросло намертво. :-D
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 28 января 2013 г. 12:56  
Ну как и обещал -

"Волчья яма" (кирг. "Бөрү зындан"), двухсерийный остросюжетный кинофильм.
Жанр — криминальная драма.
Режиссер: Болот Шамшиев
Сценаристы: Еркин Абишев, Болот Шамшиев,
Оператор: Манасбек Мусаев
Композитор: Виктор Лебедев
Художник: Джолдошбек Касымалиев
Производство: Киргизфильм, 1983
Премьера: апрель 1984 (в Москве)
В ролях: Кененбай Кожабеков, Айтурган Темирова, Талгат Нигматулин, Суйменкул Чокморов, Жоробек Аралбаев, Николай Крюков, Александр Милютин, Мурат Мамбетов, Орозбек Кутманалиев, Виктор Мирошниченко, Тохтахун Бахтыбаев, Анатолий Плюто, Венера Нигматулина, Бекин Сейдакматов, Токон Дайырбеков

Действие фильма с самого начала попеременно переходит от событий во Фрунзе, столице Киргизской ССР, современных 80-х годов двадцатого века, к событиям послевоенных лет на юге республики. В современности в милицию случайно попадается молодой человек с огромной суммой денег, которому удается сбежать. По следу за ним идут бандиты, не останавливающиеся даже перед убийством сотрудника милиции. Следователи начинают распутывать необычное дело, в котором оказывается все больше загадок.
В прошлом же, двое сирот, брат и сестра Самат и Мариям, потерявшие на войне отца и покинутые безответственной матерью, мыкаются по кишлакам и городкам юга Киргизии. Из интерната они сбежали, не выдержав издевательств старших ребят. Так и пропасть бы им в тяжелое и голодное послевоенное время, если бы случайно они не оказались в доме уважаемого ветерана войны, инвалида, Мусы Шарипова. Он накормил детей, снабдил их деньгами. Со временем он не только приютил в доме подростков, но и вырастил их, помог получить образование. Выдал Мариям за хорошего парня Рахима, также лишенного родительской поддержки, работавшего учеником резчика в его столярной мастерской. Казалось бы Самату, Рахиму и Мариям несказанно повезло. Но действительность оказалась страшнее и хуже, и на долю ребят выпали жуткие испытания.

Фильм этот безусловно был одним из выдающихся достижений студии "Киргизфильм". В детстве своем помню как он гремел по всем киноэкранам республики. Оказавшись крайне успешным в прокате и принеся немало доходов республике, он также стал заметной вехой на творческом пути, снявшихся в нем актеров, а для некоторых и трамплином, после которого началась их успешная кинокарьера. Но обо всем по порядку.
В начале 80-х уже известный и маститый киргизский режиссер Болот Шамшиев (на его счету как режиссера были такие известные фильмы как "Алые маки Иссык-Куля", "Выстрел на перевале Караш", "Белый пароход", "Ранние журавли", а также удачная и заметная главная роль в кинодебюте Ларисы Шепитько "Зной") обратил внимание на киносценарий казахского сценариста Еркина Абишева "Волчья яма". С согласия автора Болот Толонович переделал по своему желанию сценарий, после чего обратился в киностудию "Казахфильм" с предложением снять по нему фильм. Но на студии ему отказали, возможно испугавшись непривычно откровенной разработки темы организованной преступности. Сценаристы опять занялись переделкой сценария, перенеся действие в Киргизскую ССР (в оригинальном сценарии местом действия была Алма-Ата, тогда столица Казахской ССР), Болоту Толоновичу благодаря своему авторитету удалось пробить съемки в "Киргизфильме" и началась работа над фильмом.
Но сценарий опять подвергся изменениям. В переработанном сценарии шла речь об организованных преступных группировках, занимавшихся наркоторговлей — для Киргизской ССР, в сельском хозяйстве которой широко выращивали коноплю для нужд бумажной и канатной промышленности и опийный мак для фармацевтики, уже тогда это было страшным бичом. Функционеры кинопроизводства побоялись открыто показать актуальную проблему и наркоторговлю в сценарии заменили на контрабанду пушнины.
В фильме собрался очень удачный актерский состав.
Роль матерого преступника Баймырзы/Бабахана бесподобно сыграл замечательный казахский актер Кененбай Кожабеков. А уж дублирование его персонажа голосом Армена Джигарханяна вообще сделало его экранный образ убийственным.
Небольшую и не очень приметную роль полковника милиции Турабаева сыграл Суйменкул Чокморов, один из выдающихся киргизских актеров.
Совершенно вжился в роль рецидивиста Угрюмого прекрасный наш актер Орозбек Кутманалиев. Впрочем, этому актеру было свойственно играть своих персонажей с пугающим правдоподобием. Так за роль негодяя Орозкула в "Белом пароходе" его не один раз избивали возмущенные зрители.
Ну и даже в эпизодических ролях блистали такие звезды киргизского кино, как Сабира Кумушалиева и Асанкул Куттубаев (широкому зрителю запомнилась его роль старика Момуна из "Белого парохода, могу сказать точно — так сыграл бы далеко не всякий!).
В крошечной роли можно увидеть в фильме Семена Фараду. Также в фильме в небольших, но заметных, ролях снялись украинский актер Виктор Мирошниченко и российский актер Анатолий Плюто.
В роли жены Самата режиссер снял свою музу (и жену) Айтурган Темирову.
Ну и конечно главная роль — Талгата Нигматулина. До этого режиссер не очень хорошо был знаком с актером. Нигматулин хоть родился и вырос в Киргизии, но работал в основном на других студиях Союза. Но до этого он снялся у киргизского режиссера Мелиса Убукеева в "Провинциальном романе" со своей будущей женой Венерой Нигматулиной. Вероятно поэтому сценарий будущего фильма как-то попал к нему. Нигматулин моментально влюбился в этот фильм. Он звонил Шамшиеву и клятвенно уверял, что это его роль, именно он должен сниматься в фильме. Прилетал во Фрунзе из Ташкента (где он тогда работал на киностудии "Узбекфильм") и умолял Шамшиева снять именно его. В итоге то ли из-за настойчивости актера, то ли, убедившись, что он справится, Шамшиев согласился взять Нигматулина в фильм.
Жена актера Венера Нигматулина получила роль сестры Самата, Мариям. И надо сказать, режиссер не прогадал с ней. Помимо того, что она достойно изобразила образ Мариям с невероятно тяжелой и кошмарной судьбой (в этой жуткой роли актриса снималась беременной!), так еще актриса не раз выступала посредником в разрешении многочисленных конфликтов, которые избалованный столичной работой актер устраивал режиссеру и съемочной группе.
Зрители, наслышанные, что Талгат Нигматулин великолепно и безо всякого акцента говорил на русском, удивляются, что его роль была переозвучена. На самом деле переозвучили почти все основные роли (так например, переозвучили даже эпизодическую роль телережиссера, которую играл русский актер), причем в дубляже помимо Армена Джигарханяна участвовали такие известные актеры, как Андрей Ростоцкий и Александр Белявский. Впрочем, были и исключения. Например, Сабира Кумушалиева свои реплики произносит свои голосом — ну это, наверное, решили оставить, уж очень колоритно она по роли коверкает русский язык.
При написании сценария и съемках фильм консультировали настоящие следователи по уголовным делам. Так что прототип у Бабахана был реальный — какой-то знаменитый в Средней Азии ташкентский пахан.
Кличку для мелкого воришки и бродяги Тракторбека "Композ" ("Композитор") режиссер не придумал, а взял из своей биографии. Так его называли окружающие в ту пору, когда он работал механиком на автобазе. Надо сказать, кличка эта (в киргизском варианте "Кампос") намертво приклеилась к актеру Мурату Мамбетову. В будущем он стал известныи актером театра и кино, сам снимал фильмы, но до сих пор его почти не знают под настоящим именем и фамилией — все знают его как Кампоса.
Сцену убийства Рахима, одну из ключевых в фильме, снимали в Андижане. При этом съемочная группа буквально ввергла в ступор местную милицию, обратившись к ней с просьбой указать место "где чаще всего у вас убивают людей". В итоге киношников привезли на какой-то пустынный остров на реке Карадарье. Место, по воспоминаниям Айтурган Темировой, оказалось совершенно страхолюдным — пустынный песчаный пляж, кривые чинары, на ветвях которых в ритуальных целях были нанизаны конские ноги. Группа все отсняла, но потом когда они, спустя время, приехали туда еще что-то доснять, то увидели пустое место — напуганные местные вырубили все деревья подчистую.
На сайте kino-teatr.ru совершенно необоснованно приписали в сценаристы Василя Быкова.
Когда персонаж Нигматулина прорывается через многочисленные милицейские кордоны с чемоданом пушнины, то вызывает удивление, что такие предосторожности соблюдаются в районе, где всего лишь находится звероферма. На самом деле такая картина была привычной для районов, где выращивали в колхозах опиумный мак. Я, например, помню как в моем родовом селе, где были опиумные плантации, в пору уборки шагу нельзя было ступить — милиционеры были через каждые 5-10 метров.
Также в фильме можно увидеть старые улочки Оша и виды советского Фрунзе. Ну и история региона как же. Обратите внимание, например, как маленький Самат кушает на топчане плов — так может его есть только настоящий выходец из Средней Азии, мальчика-европейца так не выучить.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2013 г. 07:20  
В разговорах о киргизском кино неизбежно коснешься и фильмов, снятых на других студиях, но связанных с киргизскими актерами и режиссерами.
Например, на "Мосфильме" сняли прекрасную, одну из лучших, по моему мнению, экранизацию айтматовской повести "Джамиля" с Натальей Аринбасаровой, Суйменкулом Чокморовым и Насредином Дубашевым (он играл главную роль мальчика в "Небе нашего детства").
"Узбекфильм" выпустил известный остросюжетный фильм "Седьмая пуля", один из знаковых в череде советских "истернов", с Суйменкулом Чокморовым и Болотом Бейшеналиевым. Также в этом фильме снялся в роли пастуха Талгат Нигматулин, но он, будучи выходцем из Киргизии, был в актерском штате "Узбекфильма".
На "Казахфильме" киргизский режиссер Толомуш Океев снял одну из лучших своих картин — фильм "Лютый" с Суйменкулом Чокморовым, причем это была экранизация рассказа "Кок-Серек" классика казахской литературы Мухтара Ауэзова.
Также на "Казахфильме" киргизский режиссер Болот Шамшиев снял фильм "Снайперы" про казахскую героиню Алию Молдагулову, Героя Советского Союза, снайпера в Великую Отечественную, с киргизской актрисой Айтурган Темировой в главной роли. Фильм этот, пожалуй, единственный, снятый киргизским режиссером, в котором действие целиком происходит на фронте. Обычно в киргизских фильмах, по причине стесненности средств, событиям на передовой посвящали лишь пару-тройку сцен и то, снятых очень просто, без танков и пиротехники.
–––
Mors certa, hora incérta


магистр

Ссылка на сообщение 29 января 2013 г. 15:40  

цитата Beksultan

фильм "Лютый"

Смотрела давно-давно, так что даже практически фильм не помню. Про волка?

цитата Beksultan

фильм "Снайперы"

А этот фильм помню хорошо! Айтурган Темирова такая нежненькая девочка!
–––
Соғыс болмасын. "We're choosing life" © "История одного неба"


миродержец

Ссылка на сообщение 30 января 2013 г. 09:15  

цитата Wind

Про волка?
— да. Я тоже сейчас фильм помню очень смутно. А вот сам рассказ Ауэзова запомнился. Вот только не помню насколько его бережно экранизировали. Надо будет фильм пересмотреть.
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 февраля 2013 г. 10:19  
Щас посмотрел чо есть
а есть еще у них Бешкемпир, Пустой дом, Ленин?!

цитата

Киргизский «Ленин?!» о трех панках из маленького городка в Северной Киргизии, которые крадут статую Ленина, чтобы сдать ее на металлолом. История родилась у киргизского режиссера Марата Алыкулова, после того, как он увидел по телевидению сюжет о краже памятнику поэту Джоомарту Боконбаеву. «Я подумал, неужели у Боконбаева есть такие поклонники? А потом диктор добавила, что статуя была из бронзы», — рассказал Алыкулов.Так у него родилась идея, что подростки крадут Ленина, но при этом даже не знают, кто такой Ленин. А в городке из-за пропажи начинается массовая истерия, так все происходит на фоне выборов.


миродержец

Ссылка на сообщение 6 февраля 2013 г. 16:12  
"Ленин" не видел. "Бешкемпир" и "Пустой дом" видел, оба фильма не понравились. Но это мое личное мнение.
–––
Mors certa, hora incérta
Страницы: 12    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Кино» > Тема «Киргизский кинематограф»

 
  Новое сообщение по теме «Киргизский кинематограф»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх