То есть, грубо говоря, дистопию в книгах Гибсона и киберпанке видят только те, кто живёт с розовыми очками на глазах. Для остальных это — обычная реальность. И формально эти романы НЕ антиутопии.
Думаю, на этом можно закрыть вопрос, имеет ли отношение киберпанк к антиутопиям. Ответ очевиден. Впрочем, он и раньше был очевиден.
Если режиссер сам играет в своем спектакле — он не видит его со стороны. Что думал Стерлинг и Гибсон — мы знаем давно — еще с конца 80, когда они к нам прорвались. Но...А что у них в реале получилось? Глобальный контроль корпораций над миром, а сам мир огромная помойка. Вроде бы могучая компьютеризация, но никакого высокого развития общества, культуры, да даже хотя бы достатка в доме. Вот "Джонни-Мнемоник" или "Бегущий...". Что — наука и техника пошли вперед — урря? Или излечены все болезни при помощи сей науки? Все вопросы решены, все счастливы, "самый последний крестьянин имеет три компьютера" — утопия? Как раз наоборот — заброшенные дома, болезни, в "Бегущем" сплошной дождь Как метафора упадка), природа судя по всему, дала дуба. Формальные определения "утопий" и "антиутопий" мало что дает. Если мы видим повседневную жизь с "оборотной стороны монеты", где ТА сторона мечта, изобилие, свобода, творчество и тп, то как назвать эту "оборотную" сторону? Она ведь "анти" по отношению к ТОЙ. А в "Эквилибриуме" войны не главное — войны и сейчас есть. Действительно, общество сложилось, государство работает. И фиг его главному герою победить. Это лишь мечта режиссера.
Что думал Стерлинг и Гибсон — мы знаем давно — еще с конца 80, когда они к нам прорвались. Но...А что у них в реале получилось?
Получилось как раз то, что они и планировали. У одного — криминальные романы про недалёкое будущее, у другого — чуть сюрреалистическая НФ, близкая к утопической.
цитата hellsing
Глобальный контроль корпораций над миром, а сам мир огромная помойка.
Где в стерлинговских полуутопиях хоть одна "помойка"?
цитата hellsing
или "Бегущий...".
Не имеет ни малейшего отношениям ни к киберпанку, ни к антиутопиям.
цитата hellsing
в "Бегущем" сплошной дождь
Это просто стилизация под нуары первой половины 20го века.
цитата hellsing
Как метафора упадка)
Упадок — это не движение социума в сторону тоталитаризма. Никак не связано с политикой. Придите на окраину своего города, снимите комнату в частном доме у "неблагополучной семьи", где отец — вор, мать — пьяница, а сын — наркоман. А тут ещё и коварный строительный концерн пытается снести их дом и построить стоянку. Постарайтесь вжиться в их образ жизни. Ужасная ситуация? Да. Край социума? Да. Антиутопия? Нет.
цитата hellsing
Формальные определения "утопий" и "антиутопий" мало что дает.
Они дают как раз чёткое понимание этих условных субжанров/моделей. А вы зачем-то пытаетесь всё усложнить и расширить понятия за те пределы, за которыми они уже теряют своё значение/определение.
Где в стерлинговских полуутопиях хоть одна "помойка"?
Вроде мы о фильмах говорим — считать или нет. А книги — у одного криминальные романы про абсолютно непонятнокакблизкое будущее (но явно не близкое, коли с 80х годов всего этого нет), где фактически правительства не играют роли, а играют мегакорпорации (правительство хоть может иногда проявить нечто человеческое и нелогичное, мегакорпорация только логично-денежное — вот эта власть действительно станет нашей антиутопией). Книга Дика — ну, считали ее предтечей киберпанка. Но еще вроде не... А вот фильм однозначно вышел на уровень мира, в котором невозможно нормально жить. Споры по фильму были и будут — он не однозначен. Да... по поводу семьи, корпорации... А кто сказал, что мы уже не стоим одной ногой в "антиутопии"? Мир Полдня — уже явно ТА сторона.
Да, но вы то упомянули и миры Стерлинга, а экранизацией его киберпанка не было...:) Поэтому, получается, речь частично и о книгах.
цитата hellsing
А вот фильм однозначно вышел на уровень мира, в котором невозможно нормально жить.
Почему? Вполне хороший мир, там только у андроидов проблемы и у главного героя, которого одолевают какие-то личные неврозы. Процветают частные лавочки трудолюбивых мигрантов, их полно на улицах там...
Посмотрел я сейчас "Дитя человеческое" (вернее, помотал), а то здесь одни говорили, что это АУ, а другие — что ПА.:)) Как выяснилось, к антиутопиям фильм не имеет никакого отношения. Ноль признаков. К постапокалиптическим фильмам — в общем-то, тоже. То есть это кино можно назвать апокалиптической драмой, но уж никак не постапокалиптической. Хотя если выбирать между АУ и ПА, то это скорее ПА, чем АУ. :))
И что? В "Эквилибриуме", например, вообще третья Мировая была с применением ядерного оружия. Только это ни разу не постапок, потому что там показано уже работающее государство и общество.
Не соглашусь. В фильме есть элементы и ПА, и АУ. Просто АУ — значительно больше, чем ПА.
цитата
Элементы поста — это утрата технологий и научных знаний, культуры, распад государства, даунгрейд общественно-экономического строя. Как последствия катастрофы.
Элементы ПА — любые последствия катастрофы.
цитата
Ничего этого в Children of Men нет, а наука, хоть и безуспешно в основном, пытается найти решение.
Везде хаос, в отдельных странах порядок только силами военного контингента, разгул преступности и терроризма... Моральная и нравственная деградация общества...
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Годаровский "Альфавиль" забыли. еще можно добавить (хотя с неким скрипом) "Потрошителей". ИМХО список какой-то "мутный". На мой взгляд, антиутопия — это про мир, который живет как-то криво, навыворот, но думает (или пытается делать вид), что вокруг все хорошо, как правило, присутствует ГГ. который так не считает или начинает опасно задумываться и мир начинает его прессовать, посему "Бразилия", "1984", "Апельсин" или "Фаренгейт" — это в точку. Убить дракона (1988, Марк Захаров) - Бегущий по лезвию (1982, Ридли Скотт) — детектив в эффектной обертке киберпанка Особое мнение — если память не изменяет, там вообще эксперимент в юридической практике в отдельно взятом округе или штате. "Бегущий человек" — просто средненький боевичок. Вообще, если мы начнем совать в этот список все фильмы, по принципу "в нем описано не очень счастливое будущее", туда попадет практически вся кинофантастика и места для постов не останется
––– Что ж, садись - обмяукаем общекошачьи вопросы (с) Т.Шаов "Кошачий блюз"
И ещще например, недавный "Пастырь" - там тоже в будушщем тоталитарщина. Отдавая дань моде во всем там виноваты не компьютеры как в 70-х а злобные вампиры
Слушайте, а может быть "Убить дракона" из-за фактического перенесения действия в "здесь и сейчас" сюда занесло? А вот про "Альфавиль" я читал (хотя в самом фильме внимания не обратил), что действие не на Земле, а на другой планете!
цитата Frigorifico
Вообще, если мы начнем совать в этот список все фильмы, по принципу "в нем описано не очень счастливое будущее", туда попадет практически вся кинофантастика и места для постов не останется
Не вся, но за сотню перевалит. И уж тут плюхнется и "Остров" Бэя, и "Водный мир", и "Репо" (с которой украли "Потрошителей" как центральную идею). И мы затонем. Как водный мир Другое дело, что фильмы типа кубриковского и произведения того же Дика вызывают мировые споры и разные мнения часты. Но ведь Кубрик антиутопии не снимал — это уж как мы "Апельсин" воспримем. То же с Ридли Скоттом. Не то мир его "Бегущего" именно антиутопия, то ли локальный кусочек обычного мира. Но! Житель антиутопии воспринимает свой мир как НОРМУ! Или вот — фильм "Страна слепых" — это уже антиутопия или еще нет? Там аналог "министерства пропаганды" из Оруэлла есть. И историю они ой как могут изменить.
Бегущий по лезвию и Бразилия — знаю их наизусть. Остальные фильмы не смотрела, потому что смотрю исключительно фильмы ужасов или так называемые исторические.
Хороший и нужный опрос! Спасибо автору! Голосовал за два фильма: "1984" (ну как без него) и "Эквилибриум" (весьма атмосферно и в целом не плохо). А вообще, много достойных фильмов и каждый по своему хорош. Только меня терзают смутные сомнения, можно ли "Дитя человеческое" отнести к жанру антиутопии?
––– "То, что не убивает нас, делает нас сильнее!" - Фридрих Ницше
Только меня терзают смутные сомнения, можно ли "Дитя человеческое" отнести к жанру антиутопии?
Не только вас терзали сомнения. В фильме нет ни единого элемента антиутопии. Как и во многих других фильмах из опроса. Это всё уже обсуждалось на предыдущих страницах.:)
С удовольствием отдал свой голос за непревзойденную классику жанра в лице "Бразилии" и "Заводного апельсина". В остальных фильмах из опроса (в особенности это касается "Матрицы" и "Особого мнения") присутствуют лишь отдельные элементы жанра, которым в общем режиссерском замысле отводится роль обычного декоративного фона.
––– В своём доме в Р'льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа.
Напоминаю, что "Остров" — это плагиат "Ужаса Клонуса", и оригинал вполне подходит под определение антиутопии:
цитата
"В далеком 1979 году вышел малобюджетный НФ-триллер "Parts: The Clonus Horror", создатели которого утверждают, что "Остров" – это плагиат их идей. Ну, и требуют нехилой компенсации через суд. Кроме денег, истцы хотят, чтобы "Остров" был запрещен к показу и отозван изо всех кинотеатров мира, где он еще идет. В чем же дело? "Parts: The Clonus Horror" (продюсеры и режиссеры Мирл Шрейбман и Роберт Файвесон) повествует о секретной колонии клонов, которым сообщают, что на следующий день их отправят в утопическое место под названием Америка. На самом же деле бедолаг собираются использовать в качестве запчастей для их человеческих прототипов. Один из клонов убегает в Южную Калифорнию, где его преследуют спецагенты, дабы беглец не раскрыл глаза общественности. По свидетельству американских кинокритиков из таких авторитетных изданий как "Premiere" и "The New York Daily News" сюжеты обоих фильмов совпадают примерно на 70%. "