FantLab ru

Ежи Жулавский «На серебряной планете»

На серебряной планете

Na srebrnym globie

Другие названия: "На серебряном шаре; На Луне; Утраченный Рай"

Роман, год; цикл «Лунная трилогия»

Перевод на русский: А. Громова, Р. Нудельман (На серебряной планете, На серебряной планете: Рукопись с Луны), 1969 — 4 изд.
И. Петрова (На серебряной планете), 2012 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 27

 Рейтинг
Средняя оценка:7.79
Голосов:189
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Есть три типа художественной литературы: романы о любви, исторические романы о деяниях великих личностей, и детские книжки. Чем они разнятся меж собой? Разнятся они предметом — чувства, дела, мысли, — соответственно. Так было со времен Древней Греции.

Ежи Жулавский поставил чистый эксперимент: действующих лиц трех жанрово различных романов он вынес из человеческого общества на пустую Луну, оставив переселенцам чистые чувства, дела, и мысли, — соответственно. Вынес недалеко, чтобы был близок локоть — на Луну. И устроил там сагу трех поколений (на самом деле — более трех поколений, потому что Дарвин не разрешил бы внешним условиям так быстро изменить человека). И вот первая книга: несчастная любовь. Драма человека, из благородства уступившего место в постели любимой женщины сопернику — драма смертельной опасности культуры, опасности вырождения и смерти. Декорации роскошны, мертвая Луна — это разверстая могила, буквально дышащая в спину, клекоча ожидающая «воспитанного человека», гордо несущего себя в небытие, в то время как душа его рыдает над утраченными возможностями.

Примечание:


Первая версия романа опубликована в «Głos Narodu» в 1901-1902 годах. Вторая версия, отдельной книгой — издана в Львове в 1903. Третья и последняя — вышла вместе с двумя следующими томами в Львове в 1912.

Первым (или одним из первых) появлением романа на русском языке очевидно стоит признать публикацию в журнале «Новое слово» (январь 1911, стр. 83-103), где под названием «На Луне» был напечатан либо весь роман, либо его несколько сокращенный текст (точнее пока установить не удалось).

Существует вольная экранизация данного произведения, осуществленная внучатым племянником писателя — режиссером Анджеем Жулавским. Фильм был снят в 1976-77 годах, запрещен к показу, частично уничтожен. Окончательно смонтирован и представлен публике в конце 80-х. Недостающие фрагменты режиссер комментирует по ходу картины.

Входит в:

— антологию «Лунариум», 1975 г.

— антологию «На Серебряной планете», 1993 г.

— журнал «Сокол 1 (44), 2003», 2003 г.


Лингвистический анализ текста:


Похожие произведения:

 

 


На серебрянном шаре
1911 г.
На серебряной планете: Рукопись с Луны
1969 г.
Лунариум
1975 г.
На Серебряной планете
1993 г.
Лунная трилогия
1993 г.
Победитель
1993 г.
На серебряной планете
2012 г.

Периодика:

Сокол 1 (44)
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Penkiese į mėnulį
1972 г.
(литовский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2009 г.

Я читал этот роман в детстве (10 – 12 лет) и хотя с моей психикой ничего не случилось полностью согласен со swgold’ом. Страшное по своей силе произведение. Впрочем, первая часть романа, посвящённая путешествию по видимой части Луны, на перегонки со смертью, не смотря на всю её атмосферность меня впечатлила гораздо меньше, чем вторая половина книги, посвящённая описанию робинзонады на невидимой половине Луны. Разумеется, с точки зрения, современных знаний (да, наверное, и тогдашних) о Луне предположение о том, что на оборотной стороне спутника Земли существует атмосфера, вода и какая-никакая жизнь, выглядит дико, но ведь главное в книге это не её научная ценность, а психология людей, оказавшихся отрезанными от остального мира. А вот эта тема раскрыта на все двести восемьдесят три процента.

Стоит упомянуть, что весь роман представляет собой дневник, который вёл один из участников экспедиции, так что всё описанное представляет собой именно его точку зрения на все произошедшие события. Впрочем, вряд ли его спутники написали бы лучше или нечто кардинально иное.

Трагедия людей, начавшаяся катастрофой по прибытию на Луну и обернувшейся гонкой со смертью продолжилась дележом единственной женщины. Автор, обречённый на одиночество с отчаяньем наблюдает за деградацией лунного человечества. А самое страшное в том, что герою было суждено прожить долгую, очень долгую жизнь и в итоге превратиться для местного народца в бога…

Кстати, влияние Уэллса чувствуется в описании животного и растительного мира Луны. Автор придерживался мнения, что жизнь на Луне, вследствие её малых размеров, зародилась гораздо раньше чем на нашей планете, поэтому процесс эволюции ушёл гораздо дальше чем на Земле и теперь, когда жизнь практически остановила свой бег, там царит подлинный Конец Истории. Что-то в этих картинах есть и от картин умирающей Земли из «Машины времени». Хотя здесь имеет место именно аналогия, а не слепое копирование.

Книга действительно пропитана отчаяньем от разлуки с Землёй. Ощущение безысходности, которое сочится со страниц дневника столь велико, что не позволяет забыть роман спустя многие годы после его прочтения. Хотя, конечно, не совсем понятно, почему главный герой вообще согласился на путешествие на Луну в один конец, если он потом так сильно горевал о Земле.

Итог: если кратко – однозначно шедевр. Все остальные авторы отдавшие дань лунной теме, даже такие мэтры как Уэллс или Саймак, против Ежи Жулавского – просто котята. А вот продолжения, как это почти всегда и бывает, получились гораздо слабее.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2008 г.

Жуткий роман. Какое-то лавкрафтовское зло царит на Серебряном шаре. И кучка медленно умирающих людей, ползущих среди пепельных скал, наполовину мертвые внутри, с тупой безнадёжностью цепляются за жизнь, равнодушно проживают её остаток, с тем, чтобы последний вернулся туда, откуда начался этот путь, и с горечью выкрикнул своё «О, Земля! УТРАЧЕННАЯ!». Мороз по коже от этого всего. Такие вещи нельзя читать детям. Да и взрослым с неустойчивой психикой тоже не рекомендую.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2015 г.

Читано неоднократно; в том числе изначально — в молодости. И восприятие произведения, с течением времени, меняется существенно; собственно, потому, что она распадается на две части. В молодости мне больше нравилась первая; в зрелости — вторая.

Первая часть — мрачная, атмосферная; я бы даже сказал, страшная. Мрак, пустота, холод, тоска и смерть следуют за героями на их пути к обратной стороне Луны. Написано очень сильно. Единственное раннее «лунное» произведение, в котором описано путешествие; еще, правда, есть повесть Циолковского «На Луне» (где герои также путешествуют), но о литературных достоинствах последней можно говорить только с большой натяжкой.

Мучительное ожидание восхода Солнца; мучительное путешествие по пустыне, провалам, трещинам, пропастям; мимо бездны Коперника; через Море Холода и дикий хаос лунных материков; через пустоту; жуткие руины, в которых затаилось неведомое зло — эпизоды нанизаны на одну нить линейного повествования. Селенография была хорошо известна и во времена автора — поэтому все кажется жутко реальным и мучительно страшным. Стоит вспомнить веселый роман «Вокруг Луны» и несколько более философский «Первые люди на Луне»; не говоря уже о более рафинированных «Вокруг Солнца» Ле-Фора и Графиньи или «Изгнанников Земли» от Лори; или, о современных «Ракетный корабль Галилео» или «Лунная пыль».

Физики тут нет; техники тут нет — есть неимоверное напряжение душевных сил; есть подавляемый конфликт; зримо присутствует грань, отделяющее разумное от безумного. Есть ли любовная тема? Я не знаю.

Первая часть заставляет сопереживать.

Вторая часть — это, собственно, аллюзия на Книгу «Бытие». Она заставляет думать. На тему божественного; на тему деградации, на тему оторванности и обреченности, ну и о путях движения — как человеческой личности, так и цивилизации вообще.

Сюжет пространственно закольцован. Тема создания лунного человечества завершается темой создания мифа о создателе.

Может быть, произведение так сильно выглядит как раз потому, что в нем совмещены трудно совместимые вещи.

Ставлю 10; вероятно, потому, что редко какое художественное (да еще фантастическое) произведение заставляет так много думать. Продолжения не идут ни в какое сравнение с первой книгой, хотя «Победитель» неплох.

P.S. «О земля утраченная» — вот где таится ужас.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2011 г.

Есть книги, которые невозможно забыть, сколько бы времени ни прошло с момента первого прочтения. Конечно, технические подробности наивны, особенно в свете сегодняшних знаний, но это нисколько не умаляет произведение, ибо об этом просто забываешь и наслаждаешься настоящей литературой, которая и сегодня, и я верю, завтра будет поражать читателя.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2014 г.

Жестокая книга. Настроение после прочтения — тяжелое. Веры в светлое будущее — никакой. Ощущение таково, что от космоса и других планет (хотя в романе речь идет о Луне) ничего хорошего ждать не стоит. Выброшенный в неведомое человек деградирует, стремительно и безповоротно. Вырванный из привычного ареала, он теряет индивидуальность, и любая борьба сохранить ее обречена, его психика расплавляется, а попытки найти опору в чуждой среде лишают разум способности к сопротивлению. В романе поднято столько тем, что не каждому современному фантасту дозволено приблизиться к этому уровню.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2012 г.

Отличный роман! Очень красочные описания ландшафта, хорошо продуманные герои.. Чувство безысходности, страха и тоски по родной планете пронизывает весь роман, отчего книга читается на одном дыхании, заставляя переживать вместе с героями их страхи. Особенно последние слова: «О Земля! О Земля утраченная!». От этих слов прямо дрожь по коже. Роман невольно побуждает читателя по новому взглянуть на мир своей планеты, увидеть красоту Земли и поблагодарить Бога (или в кого кто там верит) за предоставленный человечеству дом.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2017 г.

Там, на Луне, на Луне

На голубом валуне

Лунные люди смотрят,

Глаз не сводят,

Как высоко над Луной

Каждую ночь шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

Из х\ф «Про красную шапочку»

Впервые я прочел отрывок из этой книги в альманахе «Лунариум», будучи еще ребенком. Очень впечатлило тогда, очень захотелось узнать продолжение... Но, как и все остальные произведения, приведенные в «Лунариуме», оно обрывалось на самом интересном месте (что меня тогда очень огорчило). И вот я наконец выкачал этот злосчастный «Лунариум» и узнал, какие же именно книги я не дочитал в детстве.

Эту книгу Жулавского трудно отнести к научной фантастике. С одной стороны, очень строго и дотошно описана лунная география, цикл лунных суток, лунные либрации и т.д., задолго до каких-либо полетов на Луну автор описал ощущения от низкой гравитации, отсутствия перспективы в безвоздушной среде и т.п. Эта часть полностью или почти полностью соответствует тогдашним научным взглядам о Луне. А вот то, что на ней не может быть ни атмосферы, ни морей, ни животных с растениями, наверное, прекрасно понимали уже во времена Жулавского. Это выглядит невероятным и почти фэнтезийным открытием. Не менее невероятен и сам факт полета героев на Луну — путешествия в один конец, из которого они заведомо не должны были вернуться.

Стилем несколько походит на стиль Жюля Верна — во всяком случае, эмоциональность произведения поистине французская! — но вот безысходность происходящего, чужеродность описанного мира и надвигающееся отчаяние напоминают нам уже о Лавкрафте. Безжизненные ландшафты, безнадежный бесконечный путь, руины неведомого города, неведомо откуда взявшегося... Робинзонада в чужом мире, постепенная утрата привычной культуры и рождение новой мифологии и новой религии... Финальная часть особенно безысходна. Просто сочится тоской героя-рассказчика по навсегда утраченному и полузабытому миру, ставшему для него раем.

Теперь с нетерпением берусь за следующие части «Лунной трилогии». Возможно, почитаю и другие книги Жулавского.

...А все-таки хорошо, что я не дочитал ее в детстве.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2013 г.

Если в книге Жюля Верна больше физики, чем лирики, то в книге Жулавского все наоборот. Здесь и смерти дорогих, ставших близкими герою людей, и полные скорби монологи («О Земля! О Земля утраченная!»), и жизнь героя среди выродившихся людей Луны... Можно заметить, что книга так же глубока и полна философии, как романы Станислава Лема.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2010 г.

Да. Страшноватая вещь. Написано с надрывом. Чтобы написать о такой тоске и невыразимых страданиях, надо это либо испытать на себе, либо увидеть очень близко. Техническая сторона книги, представления о Лунной жизни наивны — дело понятное, начало 20 века. Во всем остальном произведение на уровне. И по-моему, чрезмерные страдания, по сравнению с которыми смерть это награда — для романа минус. Нельзя так сгущать краски, иначе жить совсем расхочется.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2009 г.

Исключительная книга. Согласен с отзывами практически во всем. Судьба автора также трагична. Он воевал в первой мировой и умер от брюшного тифа в 1915г. 10 баллов трилогии.

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх