Определённый визуальный стиль решит некоторые задачи, но нужна концепция, чем заместить вторичные слои и отсылки, иначе будет как в экранизациях «Имени Розы»: отличные виды, панорамы и архитектура, интерьеры, колоритные актёры с удачными амплуа, но средний итоговый уровень, который интересен читателям только одного слоя. Например, в недавней «Дюне» эта задача решена отчасти в визуальном плане, отчасти в некоторых дополнительных деталях, подробностях интриг для идиотов, но результат тоже не слишком. Кстати, экранизации «Имени Розы» показательны и в том, что сам роман и первоначальную идею «Хроник» в этом смысле можно и интересно сравнить через сходство храмовых и концептуальных символик (Лабиринта и Розы и Розы как Лабиринта смыслов и веера символов — у Эко, кстати, есть интересный сборник истоков одной из ключевых постмодернистских идей «От древа к лабиринту»), эстафеты в обоих произведениях на наиболее общем плане. В качестве подсказки по такой цепочке: в одном случае это нуар-хардбойлед или американский детектив, платонизм (от оригинального до неоплатонизма в христианстве и его ересей) и жанровый эксперимент в фантастическом гетто, в другом английский детектив, аристотелевщина средневековья и общая постмодернистская литературная концепция. Причём важны не столько качество отсылок или их безусловная читаемость, сколько то, что они подразумеваются концепциями произведений с определёнными горизонтами. По сути экранизация «Хроник» (которая вряд ли случиться) в любом случае обречена пойти по пути дополнительных подробностей, вопрос в том, как прочитают произведение, т.е. какую сверхзадачу (в том числе художественную) будут решать: будет ли эта династическая сага (сюжетное и персонажное расширение, здесь отсылаю к экранизации «Основания» без подробностей) или напрашивающийся контраст перехода между обыденным миром и «подлинным» (введение дополнительной земной линии с земными героями) или же матричная система вселенной (здесь большой соблазн пойти по пути «Devs» или совместить с проблемой вторичной реальности вообще), ну и т.д., не говоря уже о том, что чуть ли не гарантировано действие скорее всего перенесут в наши дни во всеми сопутствующими неувязками. Ну а в целом, как показывают чтение обсуждений экранизаций за двадцать лет, это всё довольно бестолково и бесполезно в качестве предмета обсуждения.
|