Стивен Эриксон «Память льда»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | С множеством интриг | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система )
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Культы | Тёмный властелин | Путешествие к особой цели | Спасение мира | Жизнь после смерти | Бессмертие | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сюжетное продолжение Садов Луны с действием, происходящим параллельно Вратам Мертвого дома. Новая война, новые враги, новый Дом; многое проясняется и еще больше запутывается. Боги все ближе, чтобы «взойти» достаточно всего лишь отрубить тысячи голов, спасая одну жизнь под флагом окровавленной детской рубашки; некоторые небожители уже спустились (были сброшены) вниз. Кошмарная армия против империи, вызывающие всепоглащающий ужас союзники на ее стороне. Кровавая бойня и дикая магия. В центре всего этого, как любит Эриксон, люди и их души, страдания и решения. Судьба Тлан Имассов и судьба Человека ждут своего часа.
А еще... А еще будут 23 брата, говорящая лягушка и милейшая парочка некромантов.
Входит в:
— цикл «Малазанская империя» > роман-эпопею «Малазанская «Книга Павших»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 9-е место | |
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов . 9-е место | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный роман года . 8-е место ("Память льда") |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- И. Иванов (1), Е. Лихтенштейн (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
camil512, 18 марта 2025 г.
Героически освоил этот кирпич. Вроде как действие линейное, но выглядит больше продолжением совсем плохой первой книги, чем несколько более живой второй. Почти всю книгу идёт какая-то осада кого-то кем-то, вообще ничего не объясняется, в конце объявляется историк из второй книги, хотя он вроде
При всём том фэнтезийные тропы никуда не делись — магия ультимативна, звероморфы наличествуют, избранных полный букет, есть даже поединок за право возглавить гордое и дикое племя, пусть и совершенно бездарно поданный в фирменной манере свидетеля-попаданца, который наблюдает важные события без понимания где он находится и что вообще происходит. Разве что драки в таверне пока не завезли. Впрочем, убыточную таверну в конце третьего тома открыли... В мире, где постоянная война и все только и ждут апокалипсиса, который уже вот-вот последние полмиллиона лет, это конечно серьёзный заход. Зачем-то у старины Профессора украдено про бессмертную эльфийку, влюбившуюся в человека потому что он весь вот такой вот. Но если у Толкина было без романтики в силу викторианского чопорного воспитания, Эриксон, кажется, просто в принципе не умеет описывать человеческие взаимоотношения, у него фетиш на трупы, каннибализм и раннюю сексуальность. Повесточка ещё не в полный рост, но уже намечается — пока в виде описания женских подразделений, ни в чём не уступающих мужским. Пусть над этим ржёт кто-нибудь типа Клима Жукова, у меня ни сил, ни настроения нет.
Короче, всё время у меня была только одна мысль — ладно я могу это бесплатно читать, знаю, что есть ещё семь томов продолжения с внятным окончанием и вроде как начиная с четвёртого даже должно стать интересно, но те, кто после покупки этой книги пошли покупать следующую — кто эти люди, и люди ли они вообще? Ведь на эти деньги можно было поиграть в автоматы, купить пепсиколы и потратить ещё сотнями куда более приятных и общественно полезных способов.
К Лихтенштейну претензий почти нет — сделать это произведение даже на таком уровне является несомненным подвигом. У Лихтенштейна смеялся с «Легион Трейка оказался окружён к’чейн че’маллями», лучше наверное было их вообще не склонять, чем придавать ненужный комический эффект, но переделывать всё было очевидно лень. У Иванова, кстати, та же фигня. Зато хотя бы дебильных морпехов нет. Гораздо хуже, что переводчик заменил типичные постоянные said на окрашенные отношением русские глаголы, как это смотрится нормально и привычно в русском языке, но только в нормальных и привычных книгах, а не тех, где в тебя принципиально без единой сноски бросают кучу выдуманных терминов и многосоттысячелетних разборок богов, но принципиально без описания мыслей и мотиваций.
Глядя на объём текста в этом отзыве, думаю, возможно, лингводиарея заразна, или я просто зол за бездарно потраченное время.
Эрик Дрейвен, 16 апреля 2025 г.
Третий том «Малазанской книги павших», является продолжением первого — романа «Сады луны»; действие разворачивается параллельно с событиями тома второго — романа «Врата мёртвого дома». Мы на время оставляем Семиградье и возвращаемся в Генабакис; снова встречаем хорошо знакомых по первой книге героев. А заодно знакомимся с целой россыпью новых. К нашим «старым приятелям» — Скворцу, Ганосу Парану, Току-младшему, Дуджеку Однорукому, толстяку Круппу, Аномандеру Рейку, сжигателям мостов и прочим, добавятся такие колоритные личности как Ворчун, со своей несносной подружайкой Каменной, благородный до изжоги войн Итковиан, обворожительная колдунья Госпожа Зависть и великое множество других. Наверное, «Память льда» самый густонаселённый роман фэнтези, который я когда либо читал. Отдельно стоит упомянуть парочку некромантов, перекочевавших сюда из серии повестей, составивших сборник «След крови» — Бошелена и Корбала Броша, с их вечно всем недовольным слугой Эмансипором. Встреча с ними на страницах книги из основного малазанского цикла — вроде как и мелочь, а приятно. Рад вас видеть, засранцы! Судя по всему, этих ребят Стивен Эриксон назначил старшими по юмору и они справились с задачей на отлично.
Стержневая линия книги — ужасающее новое государство Паннионский Домин, с неким Провидцем во главе, состоящее из религиозных фанатиков-людоедов и расползающееся по континенту, как раковая опухоль. Ради его уничтожения, объединили силы вчерашние враги — армии Дуджека Однорукого и Каладана Бруда. От стержневой линии, как от федеральной трассы, расходятся в разные стороны многочисленные побочные, словно просёлочные дороги. Тут и любовная история смертного вояки Скворца с бессмертной тисте анди Корлат; противостояние колдуньи Серебряной Лисы, со своей матерью Мхиби; баргасты и их древние боги; гибель и возрождение отряда наёмников «Серые мечи» и так далее. Чтоб перечислить всех действующих лиц и все сюжетные перипетии этого тысячестраничного «кирпича», пришлось бы писать не короткий отзыв, а целый рассказ или даже небольшую повесть.
Первые два тома «Малазана», были своего рода гигантской прелюдией, когда хоть и очень интересно, но всё таки нихрена не понятно. «Память льда» — уже непосредственно само действо, когда к интересу добавились смысл и понимание происходящего. Если уважаемый читатель всё таки преодолел этот чрезвычайно высокий порог вхождения, выжил в эпической финальной битве за столицу Домина — Коралл и оплакал всех павших, значит может смело вставать в очередь за паспортом МНР (Малазанской Народной Республики). Малазан уже не отпустит.
В своё время, роман «Врата мёртвого дома» впечатлил меня до отпада челюсти. «Память льда» сплясала на моей бедной, упавшей челюсти кукарачу, в пыль растоптав её сапогами пьяного, малазанского морпеха. На данный момент — безоговорочно лучший роман фэнтези, который я читал. Даже не знаю, что можно поставить на одну ступень с этим грандиозным миром, созданным воображением Стивена Эриксона ........ Джо Аберкромби сразу иди покури, со своим Земным кругом. Средиземье и Семь королевств? Возможно. В «Памяти льда» есть всё — масштабные сражения и любовь; предательство и самопожертвование; неудержимое насилие с «кровь-кишки-распидорасило» и человечность; чёрный как душа некроманта юмор и почти детская непосредственность; ненависть и настоящая дружба. По моему, это та вершина, выше которой лишь небо. И сей факт не только восхищает, но и настораживает — впереди ещё семь книг; удастся ли устоять на пике и не съехать на жопе вниз.
Читал переиздание от «Азбуки», в переводе Игоря Иванова, который в сети не отругал только ленивый. Так вот, не обращайте внимание на ругань — читается великолепно, нисколько не хуже первых томов в переводе Е.Лихтенштейна. Если вместо литературного перевода, нужен достоверный, вплоть до каждой запятой, подстрочник — гугел в помощь.
SeverianX, 31 августа 2024 г.
«Память льда» – третий том шедеврального цикла темного фэнтези «Малазанская книга павших». События романа происходят непосредственно после «Садов Луны». Часть персонажей из первого тома отправилась в Семиградье, где вспыхнуло восстание. Эти события описаны во «Вратах Мертвого Дома». Скажу честно, цикл Стивена Эриксона написан безумно интересно, но настолько же и сложно было его читать. Почему? Разберём далее.
Малазанская империя расширяет свои территории, завоёвывая все новые страны. В «Садах Луны» борьба происходила за богатый город Даруджистан на континенте Генабакис. Неожиданно для всех императрица Ласин объявляет своего лучшего полководца, Дуджека Однорукого, и всю его армию вне закона. Теперь возвращение на родину для них невозможно. Однако десять тысяч солдат не могут просто так сидеть без дела, да и повод повоевать как раз нашелся. На юге Генабакиса образовалось новое государство – Паннионский Домин, где правит деспотичный Провидец. Его войска захватывают один город за другим, жителям которых предлагают либо принять новую религию и влиться в многотысячную армию тенескариев, либо стать пищей для солдат. Вот о тенескариях, пожалуй, поподробнее… Официально, это крестьянская армия, только вот Провидец и его полководцы-септархи не заботятся об обеспечении этих людей. От голода и безысходности они очень скоро перестают быть людьми и начинают пожирать как врагов, так и собственных товарищей. В завоёванных городах вскоре не остаётся ни одного живого человека, а местность превращается в безжизненную пустошь. Даже закалённые в боях воины робеют при виде нескольких сотен тысяч исхудавший до состояния скелетов людей, без оружия и доспехов, рвущихся к ним с единственной целью – разорвать на части и съесть. Десятитысячной армии малазанцев не хватит, чтобы справиться с этой угрозой, и Дуджек решает объединить силы со своим давним противником – Каладаном Брудом по прозвищу Воевода. Объединенная армия получилась максимально колоритной: тут и малазанцы, включая Сжигателей мостов, и тисте анди во главе с Владыкой Семени Луны Аномандером Рейком, и сам Каладан Бруд с могущественным молотом Огни, и его советник – древний король Каллор, и воинственные баргасты, и кочевники-рхиви, и загадочные черные моранты на летающих гигантских стрекозах, и многие другие. Против Домина объединяются искусные маги и даже Взошедшие. Казалось бы, кто может противостоять подобной армии? Но у Провидца есть чем ответить на угрозу. А на фоне всего этого плетет свои интриги Увечный Бог, жаждущий свободы и отмщения. События приобретают по-настоящему эпический масштаб.
При своем немалом объеме «Сады Луны» и «Врата Мертвого Дома» – не более чем пролог к огромной истории Малазана. Только в «Памяти льда» понемногу начинают раскрываться основные сюжетные линии цикла. Размах повествования поистине впечатляет. На карту поставлены не только судьбы целых народов, но и суть самого мироздания. В отличие от первого романа, все происходящее становится более понятным – например, раскрываются основы местной магии. Великое множество магических Путей обретает, наконец, ясную картину. Суть Колоды Дракона также получает объяснение, и у нее даже появляется свой Управитель. Читать об устройстве магии не менее интересно, чем о приключениях героев.
Цикл отличается огромным количеством персонажей – вероятно, самым большим из всех существующих ныне фэнтези. При всем при этом, все эти действующие лица получились запоминающимися, даже если им отведено лишь пару страниц сюжетного времени. Персонажи не просто выполняют определенные функции, но предстают перед нами живыми людьми, которым легко сопереживать. Стоит отметить, что из-за обилия персонажей и ПОВов в них несложно запутаться, но в этом помогает список действующих лиц и глоссарий.
Что немаловажно, роман вызывает эмоции. В нем множество небольших побед и трагедий. Между персонажами складываются непростые взаимоотношения. Могущественный Аномандер Рейк пьет вино и ведёт задушевные беседы с малазанским офицером Скворцом. После тысячелетий одиночества тисте анди Корлат находит любовь своей жизни в обычном смертном. Т’лан имасс Тлен заводит дружбу с человеком Током Младшим. Воззвавшая Серебряная Лиса пытается наладить отношения со своей матерью, из которой буквально выпивает жизнь и молодость. Все эти истории в немалой степени трогают.
Одной из первых жертв Паннионского Домина должен стать город Капастан. К нему движется объединенная армия Дуджека и Каладана Бруда, но им никак не успеть к началу осады. Защищать город предстоит наемному отряду «Серые мечи». Это не простые наемники, а Тайный Орден бога Фэнера. Члены отряда становятся друг для друга настоящей семьей. Их отличает отвага, дисциплина и безоговорочная преданность своему богу. Только вот поможет ли это против несметных полчищ Паннионского Провидца?
Продолжение своей истории получает малазанский капитан Ганос Паран, назначенный командиром Сжигатей мостов. Ему отведена огромная роль в грядущих событиях. Интересна история обычного капитана охраны каравана Ворчуна, который после смерти друга впадает в глубокое уныние. Однако у Богов на него свои планы. Думаю, ещё многие персонажи заслуживают своего упоминания здесь, но, если писать про каждого, мой обзор займет много-много страниц – настолько все они интересны и продуманны.
Так почему же выше я сказал, что роман читать сложно. Во-первых, это сложная система магии и ещё более сложный и многогранный Пантеон. Боги тут могут погибать, а их место занимают новые. Ничем особо не примечательный торговец может оказаться воплощением Древнего Бога. Во-вторых, огромное количество персонажей, за перемещением и взаимодействием которых следить совсем непросто. В-третьих, роман держит в постоянном эмоциональном напряжении. Цикл не зря получил название «Малазанская книга павших»: полюбившиеся персонажи здесь постоянно гибнут. Ну и в-четвёртых, автор зачастую даже не пытается нам что-то объяснить. Событие произошло, а как и почему нам предстоит догадаться самим.
Единственным минусом я бы назвал некоторую нелогичность финальной битвы. В объединенной армии столько могущественных существ, что они смогли бы решить все проблемы сами. Вместо этого простые солдаты гибнут тысячами, пока Взошедшие наблюдают за этим и плетут собственные интриги. Для чего это сделал Эриксон? Все просто – для нагнетания нужного накала страстей и трагедии. Однако, на мой взгляд, даже это не портит впечатление.
В чем действительно силен Стивен Эриксон, так это в создании ярких образов. И я сейчас не только про персонажей. Орда тенескариев, штурмующая стены Капастана, драконы-одиночники, схлестнувшиеся в бою с демоническими стервятникам, магические волны, сталкивающиеся в небесах – все это необычайно ярко рисуется в воображении.
Итог: «Память льда» – это история об интригах богов, войне и судьбах обычных людей. Прекрасный образец темного фэнтези о величии духа и героизме. Очень красивое произведение, достойное быть прочитанным всеми любителями жанра фэнтези.
Lawyer97, 20 июня 2024 г.
История продолжается.
Невероятно мощное и эпическое продолжение цикла “Малазанская книга павших”.
Сюжетно “Память льда” продолжает историю, начатую в “Садах луны”. Возвращаются старые герои- Аномандер Рейк, Скворец, Дуджек Однорукий, Быстрый Бен, капитан Ганос Паран, Колл, Крупп и другие.
Появляется целый ворох новых. Новые интриги, возросший масштаб событий (хотя кажется, куда больше то уже после событий “Врат мертвого дома”),вырисовывается новый масштабный конфликт, основой которой станется возвращение древнего свергнутого бога.
Сюжет в этот раз строится на противостоянии с Паннионским домином, с государством, возникшим на севере Генабакиса. Государство, которое ведет кровопролитную захватническую компанию, опустошая территории и жестоко расправляясь с неверными. Там процветают каннибализм и прочие мерзости.
Их лидер- загадочный Паннионский провидец. Эта личность, в начале кажущаяся простым кровавым тираном, оказывается всего лишь простой марионеткой в руках древнего Бога. Забегая вперед, скажу, что автору удалось отлично обыграть этот момент, показав кровожадного и жестокого тирана с другой стороны, раскрывая его мотивы и того, кто дергает его за ниточки. Нет, Эриксон нисколько не “облагораживает” Провидца, не заставляет читателя сопереживать ему.
И для того, чтобы противостоять такому противнику как Паннионский провидец старые враги в лице Каладана Бруда и Аномандера Рейка с одной стороны и Скворца с Дуджеком с другой вынуждены объединится. Причем “уши” такого объединения как раз торчат из первой книги, где, как известно, Скворца с его сжигателями мостов и кулака Дуджека объявили “врагами” Малазанской империи, вне закона. Причем, такой финт был объяснен еще во второй книге “Врата мертвого дома” в диалоге между Каламом и императрицей Ласин.
И вот второй момент, который мне понравился в этой книге. Эриксону отлично удалось разыграть известную пословицу: “Враг моего врага- мой друг”. Сталкивая и объединяя заклятых врагов для решения общей проблемы. Разумеется, каждая сторона не доверяет и косо смотрит друг на друга, разумеется у всех есть свои тайны и недомолвки и каждая думает- вот он точно сделает какую-то подлянку!
Но не смотря все это, автор наглядным примером показывает, что решить воистину масштабные задачи можно только сообща, забыв на время о прошлых конфликтах. Ведь если продолжать грызню между собой- враг в легкую разобьет каждого по отдельности.
Тут стоить отметить один нюанс. Пусть каждая из трех книг обладает своим самостоятельным сюжетом, а во второй фигурирует вообще другой континент и другие персонажи- читать их следует строго по порядку.
Так события, произошедшие в первом романе, будут объяснены во втором, а уже в третьем будет показан конечный результат всего этого.
Возвращаемся к сюжету.
Он поистине масштабен, эпичен и мрачен как никогда. Уж если прошлая книга просто сносила голову от происходящего- одна “Собачья цепь” Колтейна чего стоит, то в “Памяти льда” все выкручено просто на полную катушку.
Кажется, автор собрал все лучшее, что было в предыдущих двух книгах.
Море крови и жестокости. Просто запредельное количество. Градус мрачноты невероятный. Столько событий, что просто с ума сойти можно. Грандиозные по размаху битвы и сражения. Одна осада города Капастана тенескариями(тупые жестокие рабы, просто пушечное мясо, которая тупо давит все живое своей массой) Паннионского домина чего только стоит. По итогу весь город будет утопать в трупах убитых, даже шагу негде ступить будет. Весь город превратится в одну огромную могилу. Планка эпика и жести на максимальном уровне.
А уж концовка- осада Коралла, где находится Панионский провидец со своими основными силами- просто крышесносная. 100 страниц отборного зубодробительного экшена. Схождение всех основных сил в одной точке- вылилось в просто невероятное грандиозное побоище. Магия, драконы, звон оружия и крики солдат. Выкрученный до предела эпик, густой как масло, хоть нарезай ножом на отдельные ломтики.
Ну и конечно не обошлось без драмы. Адскую мясорубку в конце переживут не все, некоторые полюбившиеся и важные персонажи погибнут- это уже как ножом по сердцу после всего произошедшего..
Про сюжет стоит добавить еще вот что. Эриксон показал зарождение нового масштабного конфликта: появление древнего свергнутого Бога, который вынашивает свои коварные планы мести. Он использует разные способы, которые приводят к непредсказуемым и масштабным событиям.
Плюс появляются новые детали лора мира Малазана. Новые локации в лице Капастана и Коралла, новая раса, вскользь упоминавшаяся ранее- к’чейн’че’малли, новые фракции- Серые мечи и др.
Все действо в этой книге происходит не только в реальном мире, но и в параллельном- на магических путях Богов. Там тоже происходит своя “движуха”, которая оказывает сильное влияние на все остальное происходящие в книге.
И это своего рода новая интрига, что нас ждет далее, во что все выльется, какие еще козни ждать от древнего Бога?
Узнаем.
Пару слов о персонажах. Помимо уже известных по прошлым книгам, в “Памяти льда” появляется целая охапка новых, как главных, так и второстепенных. И практически каждому автор уделил достаточно времени. Каждый получился по-своему интересным. И стражник по прозвищу Ворчун, вместе со своими друзьями Каменной, Харло и Бьюком. И загадочная Серебряная Лиса (реинкарнация одного из погибших персонажей), чье развитие и преображение великолепно прописаны, и несокрушимый щит Итковиан, член фракции «Серые мечи». И обаятельная и независимая Госпожа Зависть. И харизматичный тисте анди, Владыка Тьмы Аномандер Рейк. И другие, и другие. Каждый персонаж получился по -своему интересным.
Итог. Мощно. Эпично. Жестоко. Мрачно. Масштабно. Трагично. Именно этими словами можно описать книгу.
И большего не потребуется.
alexssk, 24 января 2019 г.
Вот и прочитана 3-я книга, ощущения спорные, казалось бы большой мир, интересная мифология, намек на эпик, но все это в итоге не работает. Вернее, не работает так, как подается автором. Мир хоть большой и богатый, но по сути своей он статичен и не побоюсь этого слова скучен... Почему то автору не интересно развивать свою историю, каким либо Настоящим экшеном от ранее описанных и реальных сил этого мира, то есть богов, вместо этого в мясорубку каждую книгу закидывают каких то, свежепридуманных существ, мелких божков и т.д., но больше этого автор любит нырять в прошлое своего мира, вот прямо до дрожи любит, меня аж перекосило, когда автор (страстный археолог в душе и по образованию), решил докопаться в выдумках до динозавров... тут это ящеры с мечами вместо рук... то есть выскакивающих из земли ископаемых мумий Тлан Имасов с каменными мечами показалось мало. Вся ценность этих вбросов для автора, кроме тепла на его душе, заключается в том, что каждая книга отделывается эпичными, но локальными разборками древних или нововведенных сущностей... при этом общая история и основные персонажи и силы либо не делают ничего, либо самопожертвенно или пофигистично терпят это шапито.
Очередные ружья, которые хрен знает выстрелят ли вообще. Например капитан Паран, именно с этим персонажем иногда должен обобщать себя читатель, вокруг происходит совершенно непонятная дичь, мы в ней учавствуем и страдаем, но давайте делать вид, что нам все понятно (нихрена не понятно, ни нам ни персонажу). На его настрадавшуюся голову упала честь стать Повелителем колоды (что вообще все это значит, надо додумывать самому, 3 книги прочел, что за колода, как это работает, какого хрена тут вообще происходит), то есть... каким то образом он может влиять на расклад сил среди богов... наверно... знаете немного раздражает, что автор вместо каких либо разъяснений на эту и подобные темы кинул в меня очередным свежим высером с динозавриками и т.д. Может быть с этим призванием Парану достались сверхсилы, могущество равное Богам, может хоть красный плащ и пафосное бормотание? А вот хрен читателям на нос, мы как и он всю книгу останемся в непонятках значения всего этого. Нет, кое что ему перапало (правда к новой ачивке это не относится), но это так мелочь (на одного кондора из сотни сойдет), он все тот же смертный, получающий раны, с невнятной мотивацией и бесячей внутренней чувствительностью и неуверенностью.
Мотивация всего происходящего вообще слабое место всего цикла, причинно следственные связи остаются за кадром, вдумчивый читатель видимо не должен отвлекаться на такие мелочи, конечно вот же динозаврики... смотрите как интересно, у них есть история. Начиная с первой книги меня не отпускало ощущение, что руководством и стратегией малазанской империи занимаются дегенераты. Они ведут длительные кровопролитные войны, напрягая все ресурсы... большая часть боев напоминает тактику забрасывания трупами. В первой книге нельзя было отвести армию от Запланированной магической атаки? Ну так, чтобы люди попусту не гибли от магического огня и падающих кусков Отродья Луны? Насколько уместна в этой книге постоянная экспансия империи, на фоне внутренней чистки от благородного сословия (причем в данном мире благородные больше занимаются экономикой, чем войной, то есть их целенаправленное истребление подрывает экономическое благополучие империи), на фоне огромного восстания (которое не было сюрпризом) и чудовищных потерь в Семиградьи... что слишком сложные вопросы? Ну ладно давайте, как то мутно задружимся с врагами (война с которыми шла десятилетие, потери, цели, смысл этих жертв...) и пошлем обьединенную скромную армию к черту на кулички.
Обьявился ужасный жестокий тиран. Главное отличие от всех подобных типов, что он забил на снабжение своей огромной армии. Страной правит культ канибализма, земля разорена, города мертвы, выжившие крестьяне согнаны в полувоенные многотысечные орды. Можно конечно постараться закрыть глаза на воинский потенциал голодных изнуренных плоховооруженных бомжей, но поверить в то, что такое формирование способно существовать в реальной жизни дольше нескольких недель верится с трудом. Численность такой армии будет уменьшаться в разы еженедельно . Подача из серии, чтобы выживать им приходилось все время воевать и разорять города, как то слаба, это не армия и это не война, это авторская вольность. Автор сделал все, чтобы описать эту сторону конфликта максимально отталкивающей. В итоге единственной реальной военной силой врага можно считать только динозавров (и «кондоров» в конце), они настолько круты, что необходимость морить голодом армию и устраивать весь этот трэшак отпала бы сама собой. Но у нас же тут безумный тиран... оправдание безумием всегда спасает ленивых авторов от заморочек с продумыванием мотивации персонажу.
А еще автор любит всеми способами, языком персонажей превозносить малазанскую армию ее дисциплину и т.д... Насколько вообще это адекватно и справедливо, если данная вселенная просто кишит магами и существами способными десятками, сотнями и тысячами выкашивать ряды солдат за секунды... Малазанская армия активно и героично засыпает собственными трупами все полянки и городки в которых ведет действия. Отсутствие инстинкта самосохранения видимо наше все...
Естественно в конце нас ждут утраты, потери и страдания... Ненужные смерти, неуместное самопожертвование с разной степенью пользы и нелепости. Чрезмерная сентиментальность и чувствительность автора под конец романа в очередной раз вызывает раздражение, методы выжимания слезы уже приелись, жертвуем второстепенными персонажами, второпях раскрывая их (не всех) с человечной стороны.
Я не буду комментировать Увечного бога, т.к. 20 строк с его участием и куча притянутых за уши условностей этого не достойны... Очередной сюжетный подкидыш, да еще и с наглым заделом на длительное продолжение. Этого подкидыша можно считать первым заранее !спланированным! связующим звеном к следующим книгам, до этого автора бросало из одной идеи к другой без какой либо Четкой общей картины или единой линии. Учитывая, что ряд второстепенных персонажей или Богов автор предысторией обделил, то впоследствии у него вполне развязаны руки напридумывать им что угодно... это конечно удобно, но возникает ощущение, что сценарий пишется по ходу пьесы.
Книга неплохо написана, интересная, интригует, но вместо эпика мы ковыряемся в многостраничном болоте из условностей, допущений, подкинутых рас и персонажей, неадекватных поступков, отчужденности от понимания всей картины в целом... а это уже 3 книга... Напоминает катание на карусели в детстве, увлекательно, но бесцельно. Концовка слита, сливы это конек автора, всю книгу интриговать, чем то многозначительным и судьбоносным, а в конце все это ливануть и отмахаться чем то второстепенным и посредственным, щедро полив конец слезами и соплями... Большой потенциал, щедрые авансы, скупое исполнение. История почти не двигается вперед, она топчется на месте, глобальные события развиваются крайне медленно, зато погружений в древность хоть отсыпай, неупокоенные древние войны с каменными мечами, волки, ящеры, разнообразные Тисте-хрен-знает-скольких-видов-Анди, кого угодно автор напихает, только бы историю мира не двигать вперед. А помните в первой книге Всеобщий фетиш с монетой, чем вся интрига с ней в итоге закончилась? (Джагутского тирана туда же.) Скажем так в двух следующих книгах про нее никто не вспомнит. С каких это пор кастрированные, передерганные концовки стали называть неожиданными поворотами сюжета? Попробуйте вкратце рассказать кому нибудь о содержании этой книги, сильно растянутый рассказ о локальном конфликте, малозначительном для мира, персонажи картонные и наивные, мотивацию и тактику Малазанской армии и Сжигателей можно обьяснитьтолько сильной тягой к суицидам, реалистичности нет от слова совсем, упомяните сотни тысяч голодных бомжей канибалов и динозавров с мечами вместо лап.. какое нафиг 4-е место в рейтинге темного фэнтези... стыдно за вас. Ах да, еще в этой книге высок градус наркомании, ой, авторской фантазии... пути используемые магами это божественные «кровеносные» сосуды, а земная твердь это тело другой богини, как это влияет на сюжет? Правильно, никак... просто автор не может остановиться в навешивании ружий в расчете на будущие книги, жаль только частенько ружья не стреляют, а интриги как то сдуваются.
«А еще... А еще будут 23 брата, говорящая лягушка и милейшая парочка некромантов.» ну да будут... первые и вторые на 2 абзаца, неизвестно зачем вообще, некроманты уже на несколько листов и тоже совершенно не понятно зачем и почему, никакой ценности истории они не несут.
Interman, 14 октября 2017 г.
Очередной опус Эриксона как обычно переполнен несуразицей.
Ну, во первых, такое образование как Паннионский Доминион существовать не способно в принципе, то есть совсем никак. При описанной социально-экономической модели государства, от Провидца, максимум в течении нескольких месяцев, разбежались бы во все стороны света все его живые и смертные подданные, ну а оставшиеся попросту передохли с голоду, а он бы продолжил пребывать в гордом одиночестве в окружении орды рептилоидной нежити.
Во-вторых, поражает непроходимая тупость большинства персонажей и их действий, при всей их божественной крутости. Зачем малазанцы, оторвавшись от основных сил, в авральном порядке ринулись на штурм Коралла, при этом пафосно превозмогая и неся неоправданные потери? Зачем Рейк уронил на уже почти взятый город свою крепость, тем самым поломал её и затем утопил? Что мешало Бруду просто телепортироваться к Паннионской столице и разок бахнуть молотом, обрушив её в какую-нибудь разверзшуюся от этого пропасть, вместо того чтобы впустую срывать злость ведясь на троллинг Крюппа. И таких моментов ещё множество наберётся.
В-третьих, нереалистичность взаимоотношений персонажей с окружающими, как и их модель поведения. Ну не могут стотысячелетние божественно могущественные Бруд, Зависть, Рейк и им подобные, так себя вести и уж тем более сюсюкаться со смертными, словно считая их чем-то равным себе. Порядки в малазанской армии, ещё и наполовину при этом состоящей из воинственного бабья, у служившего человека вызывают дикий фейспалм. Такое войско воевать и уж тем более побеждать никого и ничего не способно в принципе. Про нравы, обычаи и порядки в прочих городах и весях, расах, племенах и народах мира малазанщины тоже хочется сказать — «не верю!»
Венчает всё это великолепие вишенкой на торте шедевральный перевод от Лихтенштейна — когда я увидел «Скалла» Менакис чуть кровь из глаз не пошла. Занавес.
Nikonorov, 3 сентября 2016 г.
Пожалуй, стоило читать эти девятьсот с лишним страниц, чтобы в конце автор подарил нам ТАКОЕ. 100 с полтиной страниц непрекращающегося зубодробительного экшена, сражения, магии и, конечно, убийств. Ожидаемых и совсем неожиданных. В какой-то момент я даже обиделся на автора — ну зачем же этих-то убивать? А этих? Ну а вон того нафига, Стивен?!
Взятие Коралла — это слишком мощно. Сход всех линий, сход всех персонажей. И знаете, вот все хвалят Сандерсона за кинематографичность. Я тоже. Однако Эриксон способен потягаться с Брендоном.
При этом я осознаю, что защита Капастана мне все-таки понравилась больше, чем осада Коралла. Наверное, из-за большего отчаяния и меньшего количества людей. Там действительно было противостояние отдельных персонажей и горазда меньших сил против армии тенескаури и войск Паннионского Провидца.
А еще автор любит красивые смерти. И даже с налетом, хм, пафоса такого, что ли. Как, например,
Очень понравились Хватка и Дымка, Госпожа Зависть, дружбка Тлена и Тока, Паран и его познание себя, Остряк и его взгляд на божественность. По-прежнему малазанцы, саперы — неподражаемы. Единый организм, полный мрачного юмора и холодного фатализма. Но здесь к ним присоединяются еще ополченцы из Моттского леса, так называемые главмаршалы, и 23 брата.
При этом в обилии персонажей Эриксон не потерял разнообразия, и даже отъявленных вояк — Дуджека, Скворца, Парана, Бруда, Рейка, Корлат — воспринимаешь по-разному. Чего уж говорить о линиях Мхиби, Серебряной Лисы, Бена, Тока, Итковиана. Психология передана блестяще, я как сопереживал одним, так и болел за других, рвался с третьими и сражался вместе с четвертыми.
В середине некоторые места показались мне несколько затянутыми, а потом я даже потерялся во всех этих интригах, легендах, блужданиях по Путям, снам и прочем.
И, конечно же, концовка. Она благородная и благодарная. И довольно светлая, несмотря на смерти многих персонажей. Последнюю четверть книги автор ловко поиграл с эмоциями читателей, пустив их в такую гущу, что шкала эмоций стала похожа на синусоиду.
Я поражен размахом, эпичностью, воображением, проработкой Стивена Эриксона. Он не перестает радовать, не перестает удивлять и шокировать.
EagleMike, 5 августа 2016 г.
И хоть для меня лучшими остаются седьмой и десятый тома, но третий, лучший среди эпика во всем существующем «темном фэнтези»
Вот именно здесь Эриксон начинает свой десятитомник — все завязки, дальнейшие ходы и сам стиль — эпик+черный (но совершенно уместный) юмор, куча диалогов и размышлений.
И начинаешь болеть персонажами именно с третьего тома — а потому, что их потом дальше может и не быть. Не стоит забывать, что Эриксон археолог и антрополог, т.е. знает о чем говорит в разрезе давности существований рас и цивилизаций. Он рубит полюбившихся всем героев (а может и не героев вовсе), не забывая энтакими мелкими штрихами описать лучшие их стороны. Похихикать над богами и высшими существами — да без вопросов. Совершить не совершаемое, пасть и восстать, с хохотом подорвать себ среди врагов — это вроде и есть эпик.
Для меня лучший показатель книги — если я могу себя представить на месте одного из персонажей и спросить себя — а как бы я себя повел в данной ситуации? Так вот у Эриксона, несмотря на жанр — не было ни одного промаха. За это высший бал.
П.С. прочитав эту часть сперва на английском и треть не поняв, я был все равно поражен. За сим, огромная благодарность команде переводчиков и издателей
drenay, 20 апреля 2013 г.
Отличнейшее продолжение цикла. Готов перед Эриксоном снять шляпу, за его прогресс и мастерство истинного творца такого завораживающего мира как Малазан. Так уж вышло, что чтение мной цикла Эриксона совпало с выходом долгожданной книги Мартина «Танец с Драконами». Согласитесь, выход очередного романа Мартина- это событие для нас, истинных поклонников цикла «Песнь льда и огня». Эриксон был отложен на неопределенный срок, пока не был прочитан «Танец с Драконами».
После Мартина снова приступил к чтению Эриксона. Роман «Память льда» написан настолько мощно, завораживающе, мастерски-это не передать словами, одни эмоции. Более молодой оппонент этим романом ( а затем и последующими, мной прочитаны уже пять романов цикла «Малазанская книга Павших») ложит Мэтра на обе лопатки.
Сюжет «Памяти льда» базируется на противостоянии против страшного Панионского Пророка. Для борьбы с общим врагом должны собраться сильные мира сего. Это Каладан Бруд, его бывший противник Дуджек Однорукий со своим лучшим другом Бурдюком (командиром Сжигателей Мостов). Этим лидерам пришлось заключить временный союз.А помогать им будет еще пока никем непобедимый Бог Теней-Аномандер Рейк, его мне хочется назвать Кукловодом, который тянет за ниточки только понятные ему одному в достижении определенных целей. А также множество-множество других персонажей.
Завязка сюжета идет на всех фронтах, в одном месте мы видим возрождение бессмертных Тлан-Имассов, которых древний долг призвал на помощь людям, в другом месте идет становление основной надежды людей, взросление сильнейшего мага и пророчицы, маленькой девочки (с душой Дырявого Паруса). Старые знакомые Сжигатели Мостов вновь предстанут во всей красе, приятно удивило меня появление в их рядах женщин-легионеров.
Но больше всего меня поразило это появление НОВОГО Владыки Колоды, нашего старого знакомого и любимого мной- капитана Парана. И поверьте этот статус заставит многих богов с содроганием прислушиваться к его мнению.
Из второстепенных персонажей очень хочется отметить Крюппа (он же Угрь), толстый человечишко, который нередко становится предметом насмешек и улыбок, ну и пусть смеются, никому и невдомек,что за этой маской скрывается очень острый ум, невероятное могущество и огромное влияние.
Тлан-Имасс Тул и его дружба с Туком-младшим очень впечатлила, уж не думал я, что в бесчеловечном и страшном воине может скрываться настоящая дружба и преданность.
Паран, его любовь к Дырявому Парусу не пропала, но суждено ли им быть снова вместе, об этом история умалчивает.
Каллор, этим персонажем Эриксон дает такую пищу для омерзения, что начинаешь думать, а можно ли придумать персонажа отвратительнее и отрицательнее его.
Итковиан, человек которым просто хочется восхищаться и гордиться. И если вы спросите какой персонаж в этом романе зацепил меня больше всего, то я не задумываясь назову Итковиана.
«Память льда» является жемчужиной жанра фэнтези. Здесь каждый найдет для себя, что его душе угодно. Интриги, которых предостаточно, колоритные персонажи, множество баталий и боев. И конечно же Магия.
ШЕДЕВР!
Jadis, 16 августа 2010 г.
Действие третьей части происходит одновременно с событиями второй, но в других местах и с другими героями. Снова война — и среди людей, и среди богов. Прежние враги Дуджек Однорукий и Каладан Бруд объединяются против общей угрозы со стороны некоего самопровозглашенного пророка и его войска фанатиков.
Как обычно, есть предыстория и несколько взаимосвязанных сюжетных линий. Но эта книга все же воспринимается более целостной, чем предыдущие. А может, я просто совсем уже привыкла к Эриксону) К уже знакомому миру добавляются новые детали, но он остается все таким же узнаваемым и интересным.
Очень много ярких второстепенных персонажей, особенно среди сжигателей мостов. Наконец появляется Каладан Бруд, о котором столько говорилось в первой части, но самого персонажа там толком не было. Из уже знакомых героев хочется выделить Крюппа, он очарователен в своей нелепости, за которой прячется могущество. Многие уже известные персонажи раскрываются с новой стороны. Пафосные и отстраненные бессмертные Тисте Андии и пугающая нежить Т'лан Имассы неожиданно оказались очень человечными. Я даже наконец смогла проникнуться симпатией к Аномандеру Рейку в связи с этим. А уж история Тула и его дружбы с человеком вообще невероятно прекрасна.
Среди новых персонажей моим любимым стал Итковиан. Человек, принимающий на себя чужую боль. И ведь так он подходит под определение «благородный идиот», а в то же время невозможно им не восхищаться, по-моему. Он такой очень правильный герой, до конца остающийся верным своим клятвам и своему долгу, хотя это уже и стало не нужно, когда его бог ушел.
primorec, 29 июля 2016 г.
В мире Малазана, в котором сотни тысяч лет воюют все со всеми, Книга Павших становится практически вечной по времени и бесконечной по объему, как сама Вселенная. И нам вместе с автором в очередном томе эпопеи предстоит вписать в нее новые имена. Многие, очень многие имена.
Но немного отвлечемся на небольшой совет. Сюжет «Памяти льда» является прямым продолжением «Садов Луны», оттого читать этот роман без первой части просто бессмысленно. И еще одно. Я начала читать роман спустя два года после ознакомления с первой частью. За это время забылись многочисленные имена, названия, подробности взаимоотношений и связей героев, цели и содержание запутанных интриг, которые итак-то запомнить было очень нелегко. Поэтому где-то треть книги было тяжело: приходилось мучительно вспоминать, кто эти герои такие, и почему они важны для сюжета. И если это было так тяжело в отношении действующих лиц-людей, то что тогда говорить о сложном и разветвленном пантеоне богов, многочисленных прочих расах, здравствующих и уже отошедших в мир иной, и разнообразных системах магии? Потому, мой вам совет, освежите в памяти события «Садов Луны» перед тем, как приступать к этому тому.
Если вы поступите таким образом, то просто плавно и без проблем перейдете от одного эпизода Малазанской войны к другому, в котором бывшие враги Дуджек и Бруд объединяют усилия против общего врага- империи Паннионско пророка, затмевающей безумством и запредельной жестокостью даже непрекращающуюся кровавую войну.
Достаточно быстро становится понятным, что дело выходит далеко за пределы обычных конфликтов и порождений рядовых человеческих тираний. Конечно, вам поможет поучительная история, рассказанная в качестве пролога, которая во многом объясняет все происходящее.
Удивительно, как в мире Малазана переплетаются разные слои его древней истории. Открываются забытые курганы, вновь пробуждаются старые боги, и легионы неупокоенных душ вновь оказываются на полях войны, которая ждала сотни тысяч лет, чтобы разгореться с новой силой, вовлекая в действие участников, которые и слыхом не слыхивали о древних конфликтах. Удивительно, как сплетаются судьбы старых знакомых: Дуджека, бравых вояк-саперов вместе с капитаном Параном, боевых магов с Молотком и Быстрым Беном, великого повелителя Лунного Семени Аномандера Рейка и еще десятков и десятков героев, чьи имена нам хорошо известны и чьи только предстоит узнать. А сплетаются они не просто между собой, а еще с десятками ниточек: старыми легендами, полузабытыми сказками, историями новых и старых Богов и волшебных созданий. И все это скрепляет Магия.
Магия на этих страницах льется широким и необузданным потоком. По большей части, магия злая, своевольная и опасная для человека. Она пробуждает древних чудовищ и превращает в чудовищ людей, а затем бросает целые их легионы на войну. Этих живых и неживых монстров такое огромное количество, что иногда память иллюстрировала чтение картинками из фильмов про зомби-апокалипсисы, подобные «Обители зла» или «Войне миров Z». И соответственно подобное порождает совсем уж запредельное количество крови и жертв, которые пополняют и пополняют списки Малазанской книги павших.
На мой вкус, количество трупов так уж чересчур велико. И это было бы исключительно печально, если бы Эриксон в этой кровавой бане не нашел интересные ходы. С появлением и становлением нового Повелителя Колоды, с возрождением старых Богов-волков или с трогательно-мучительной историей «Серых мечей» и их командира. Причем, практически все сюжетные линии отдельных героев получили неожиданное развитие. Мы узнаем, что практически все персонажи имеют свои тайны, и если не раскроем все из них, то хотя бы прикоснемся к большинству. А некоторые- неразлучная парочка некромантов, художник с жабой или странный командир бродяг- оставят нас гадать о своей роли в сюжете, сохраняя интригу для последующих томов Малазанской книги павших.
Doraner22, 17 декабря 2023 г.
Память льда.
Стивен Эриксон.
Эпик. Эпик эпичных масштабов. Если в цикле «Малазанская книга павших» первые два романа вызывают у меня легкое непонимание, то третий — это любовь на всю жизнь. Роман продолжает сюжет с конца первой книги и идет параллельно сюжету второй. Очень сложно написать отзыв на третью книгу без спойлеров, но я постараюсь. И, по возможности, кратко.
«Жаловаться на своих офицеров — жребий любого солдата. Каждый изгвазданный в грязи пехотинец — мастер гадать задним числом и великий стратег постфактум.»
Сюжет крутится вокруг объединения двух враждующих ранее армий: Армия Дуджека Однорукого с Мостожогами, объявленные императрицей Малазанской империи вне закона и союза армий бессмертных полководцев Аномандра Рейка, Каладана Бруда и древнего опального короля Каллора. Объединение происходит на волне появления на континенте новой мощной Империи «Паннионский Домин», в рядах которой орудуют религиозные фанатики, движимые неким пророком, наряду с армией фанатиков-каннибалов. Общий враг настолько чудовищен, что заставляет врагов объединиться и ударить по нему сообща. Как всегда, в дело впутывается политика и политические интриги, а также личные амбиции и личные видения происходящего некоторых персонажей. В объединенной армии сражаются разные народы, у которых есть свои традиции и свой уклад, а также свои боги и духи. В племени Рхиви, например, растет девочка, объединившая в себе несколько душ погибших магов и у этой девочки есть свое предназначение, которое некоторым персонажам пришлось не по нраву. Уже только на основе этого события в книге произойдут одни из самых душещипательных моментов.
«Думать о почти нечеловеческом мужестве, об отрицании смертных границ. Об этих «Серых мечах» — неподвижных, одетых в форму телах в дверных проходах и переулках. О тех, что продолжали сражаться вопреки всему. Не сдающихся ни перед чем. Заживо порубленных на куски.»
Книга начинается достаточно спокойно, постепенно наращивая накал событий. В романе присутствует, как минимум, две осады городов и одна из них, осада Капастана, это как отдельный роман. Описано все — с самого начала до самого конца. Безнадега и отчаяние осаждаемых, непрекращающийся гон вперед и кровожадность атакующих, ад, творимый в Капастане — не оставляет равнодушным. Повествование идет от многих персонажей, так или иначе попавшие в эту мясорубку: их тут реально, очень много. Помимо старых и таких знакомых личностей как Мостожоги, в книге появляются новые герои. Такие как Охранник каравана Остряк, который волей случая попадает со всеми своими соратниками в осажденный город и «Проповедник» Итковиан (третье главное лицо в ордене) военного ордена «Серые Мечи» служащие Богу Войны (так не вовремя их покинувший), по сути, наемники, но помешанные на вере в своего Бога и с определенным кодексом; примечательная парочка Демонолог и Некромант у которых экранного времени не так много, но с ними связан юмористический контент книги (так же как и с толстяком Круппом), а также про их приключения есть отдельные 5 повестей которые издавались отдельно; Провидомин, вообще, персонаж с вражеской стороны, однако не менее интересный. Так же мы больше узнаем про Мостожогов, а именно, отдельных солдат отряда: Хватка, Дымка, Вал (в переводе азбуки Колотун) и т.д. Невезучий Ток Младший, которого в первой-то книге покидало неслабо, а тут так вообще…но обо всех событиях лучше читать самому.
«— Чужеземец приказал своим солдатам высадить ворота Лагеря Тулар. Он потребовал, чтобы жители вышли и сражались. За своих детей…
— И он убедил их?
— Сударь, он держал в руках то, что осталось от ребёнка из Лагеря Сэнар. Враги, сударь… паннионцы… кто-то уже начал есть этого ребёнка…
Карнадас встал позади юноши и положил руки ему на плечи.
— Он их убедил, — подытожил Итковиан.»
Так же, параллельно этим событиям, начинаются движения и в Пантеоне Богов. Вне Пантеона начинает орудовать так называемый Увечный бог — Существо, выдернутое из иного мира тысячелетия назад, постепенно набрал силу и начал действовать где-то ради мести, где-то ради власти. Всё, к чему он прикасается, приобретает те или иные увечья, и данный Бог кажется наиболее ужасной перспективой на занимание любого места в Пантеоне. Однако, возможно не всё так однозначно. Плюс, в самом Пантеоне грядут перемены: на смену ушедшему Богу Войны должен прийти другой, не менее свирепый. К финалу нас ждет битва, причем битва как в нормальном мире, так и на «путях», магических планах, что сотрясет даже божественные планы. Именно с этого романа начинается вырисовывается что-то глобальное, сквозной сюжет всего цикла.
«Наши правители едят нас. Всегда ели.»
Если вы читали «Врата мертвого дома» и события в «Собачьей цепи» разбили Вам сердце, то в «Памяти льда» Ваше сердце пропустят через мясорубку. Количество страданий на квадратный метр просто зашкаливает. Там взаправду можно посочувствовать почти каждому персонажу, попавшему по обе стороны фронта в это месиво. Благо описание идет от лица множества участников. Это поистине драматичное чтиво. По моему мнению, это эталон темного фентези и любовь к циклу «Малазанская книга павших» у меня началась именно с этой книги. Тут уже начинаешь больше понимать мир, персонажей, устройство рас и государств.
«Факт оставался фактом: в какие бы там игры ни играли боги, расплачиваться всегда приходится таким, как он — бедным да голодным неудачникам.»
Однозначные плюсы: Стиль автора, меняющийся мир, живые персонажи (тут даже два плюса, ибо персонажи тут самое сильное). Обилие чеховских ружей, которые выстреливают не только в рамках самого романа, но и выстрелят в последующих.
Пара минусов: небольшое провисание середины и, возможно, некоторые тактические упущения в ведении боевых действий. Но я на данных минусах не делал бы акцент. Насчет чеховских ружей, которые дадут о себе знать: вы банально можете о них забыть, ибо определённые идеи выстрелят через 4 романа в которых вас тоже будет ждать море событий.
Если оценивать, то 9 из 10 или 5 из 5. Спасибо, что дочитали.
DemonDie, 6 мая 2020 г.
Какая книга, второй такой серии я не читал. Помните монету из «Садов Луны», она все вертелась, вертелась и утонула в море. А Тирана помните, супер сильного, который шел за мечом, чтобы еще круче стать и погиб. Центральный сюжет — главный минус цикла. Автор в первых двух томах и знать не знал куда его ведёт. Так и в этой части не знает, но придумал уже нового супер злодея — Увечного бога, про него как раз пара строк и продолжение следует. Вообще если бы это были просто разные книги стало бы только лучше, но нет все пишут саги, и автору хочется быть создателем эпопеи. Но полотно выходит очень неоднородное и в целом картина не складывается. Б. Сандерса «Путь королей» как пример можно взять, у него наоборот все супер детально расписано, каждая мелочь, да скучновато, но зато видно, что имеется замысел серии, и ружья стреляют. У Эриксона ружья не только стреляют через раз, так он их производит в промышленном масштабе. Помните про оборотней? И что, зачем, к чему было про них во второй книге? Автор очень любит кидать в читателя новыми вещами не объясняя уже имеющихся. Для меня цикл на этом заканчивается, пойду «Архив Бересвета» читать.
RK, 24 июля 2013 г.
Всё же чувствуется увлечение Стивена настольными ролевыми играми. Плохо ли это? Нет, ни капли. Да это лучший ДМ, о котором может мечтать игрок!
Кто-то может жаловаться на картонность персонажей. Возможно и так... Ну а как вам Пальцыног? Чёртов оболтус появляется буквально на пять минут, но КАК! Бочелен и Броач? Эти персонажи до сих пор мне не ясны, но... они навсегда вам запомнятся. Да, может быть эти персонажи и поверхностны (по сравнению с персонажами других авторов), но такая поверхностность может служить примером! Вернёмся к Пальцыногу: где вы видели такого запоминающегося второпланового (или вовсе третьепланового!) персонажа? Лично я — нигде. А армия из трёх персон (сегуле), которые идут вручить приглашение на войну главному гаду? Да, я соглашусь, что мы ничего не можем сказать о Пальцыноге больше, чем написано в тех двух-трёх абзацах, и так про многих, но... НО! Когда прочтёте — поймёте. Да даже вредная ворона по имени Карга запоминается надолго. Да что далеко ходить — безымянный малазанин, обменявшийся шлемом с Надёжным Щитом. И его вы запомните, уверяю.
Сжигатели Мостов — это вообще уникальное явление. Это целый отряд, который сам по себе целиком является одним из главных персонажей. Чёрный Отряд Кука? Нет, это совсем иное явление.
Ну а про Итковиана написано уже немало. Скажу лишь, что и мне он очень понравился.
Эриксон останется для меня великим автором. Даже если все остальные книги окажутся полной чушью (во что я не верю), то Память Льда для меня всегда будет эталоном тёмного фэнтези. Мрачно, жестоко, безысходно...
Божественно!
Ev.Genia, 25 ноября 2012 г.
Отличное продолжение серии. Автор по-прежнему очень мастерски, ярко, красочно и впечатляюще рисует сцены жизни и борьбы отдельных героев, а так же целых народов. Главное место в повествовании — война с Паннионской армией, движимой вперед одним страшным чувством — голодом. В связи с этим Эриксон здесь очень кровожаден — число павших поражает воображение, он неожиданно «убирает» интересных и полюбившихся главных героев (Каллор — чтоб ему пусто было!!!!! — читавшие меня поймут), но некоторых все же трансформирует в другие реальные образы.
Ситуация с Туком Младшим меня впечатлила — очень ему досталось, а трансформация Парана во Владыку Колоды удивила. Сжигатели мостов запомнились, как смелые, иногда неуклюжие, храбрые, бесстрашные воины, но в тоже время впечатлило, как они заботятся, переживают, поддерживают друг друга, в этом раскрылся их характер. Запомнился сложный и трагичный образ Итковиана — воина-защитника, миссия которого принимать на себя чужую боль и страдания отдельных людей и целых народов.
Порадовало появление Крюппа, он разбавил мрачность сцен своими монологами и действиями- маленький, толстый, вечно потеющий, говорящий о себе в третьем лице хитрый лис, но очень умный, проницательный персонаж, который есть совсем не тот, кем кажется.
Но несмотря на трагичность ситуаций автор не забывает об естественных чувствах героев — любви, заботе, стремлении к спокойной жизни: пример тому Вискиджек (он же Бурдюк) и Корлат; и после встреч с Харлат мужчины были счастливы, даже Крюпп т.д.
Несмотря на обилие персонажей, в итоге практически никто не остался без внимания, но есть некоторые не проясненные для меня моменты: зачем было превращать Бьюка в птицу, зачем нужны были во все этой истории Бочелен и Броч, как все-таки Быстрый Бен и Паран остановили разрушающие действия Увечного Бога??
Итог — читается хоть и не просто, но очень интересно!!!!