Критерии качества литературы


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Критерии качества литературы»

Критерии качества литературы

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 17:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата prouste

С каких пор успешность продаж являлась критерием качества литературы или имела значение при составлении рейтингов лучших книг?


В принципе, по моему опыту, существует всего две системы оценки качества как литературы, так и жанровой беллетристики:

1. Объективная — по объёмам продаж

Иначе говоря, это коммерческая успешность...

Прекрасно работает для жанровой беллетристики — чем лучше продажи, тем произведение лучше...

2. Субъективная — по мнениям экспертов

Это, так сказать, премиальная успешность...

Придумана, вообще говоря, для той-иной поддержки литературы — чем больше премий от экспертов, тем вроде бы произведение лучше...

На практике же необходим баланс данных систем, ибо с одной стороны невероятный коммерческий успех откровенного одноразового чтива Э.Л.Джеймс или там Майер-Коллинз, а с другой стороны крайне никзкие продажи, скажем, многих лауреатов Русского Букера...

Посему за многими публичными рейтингами тех-иных произведений литературы-беллетристики обычно просматривается интерес издателей-продавцов, либо откровенная вкусовщина...

Вот примерно так я представляю себе оценки качества как литературы, так и жанровой беллетристики...

Было бы интересно узнать и иные мнения...
–––
Helen M., VoS


авторитет

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 20:21  
цитировать   |    [  ] 
Тут надо все ж таки разделять. Вся fiction — литература развлекательна по определению. Но, существует специфический раздел литературы предназначенной для убийства времени людьми со средним и ниже интеллектом. Равно как и полуглянцевые журнальчики (которым таки проигрывает тиражом). Возможно, у бумажно/виртуальной продукции такого рода есть свои критерии качества, но они известны только производителям.
Иная литература, та, что моделирует у читателя мысли-чувства-моральные переживания (т.е. активно воздействует и, в свою очередь, требует от него некоторой активности). Думаю, тут может быть единственный критерий качества: текст должен пользоваться устойчивым ( исключая взрывные реакции на экранизации) интересом интеллектуально-активного меньшинства через 15-20 лет после издания. :-)


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 20:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата glazier

через 15-20 лет после издания.

Больше — полвека хотя бы.
–––
Нельзя верить в здравый смысл общества


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 20:29  

цитата glazier

Иная литература, та, что моделирует у читателя мысли-чувства-моральные переживания (т.е. активно воздействует и, в свою очередь, требует от него некоторой активности). Думаю, тут может быть единственный критерий качества: текст должен пользоваться устойчивым ( исключая взрывные реакции на экранизации) интересом интеллектуально-активного меньшинства через 15-20 лет после издания.


Хороший критерий, но только если в нём заменить интерес "интеллектуально-активного меньшинства" на интерес просто читающей публики...

В качестве примера — Gone With The Wind пользуется устойчивым, неослабевающим интересом людей уже почти 80 лет...

Причём людей с самыми различными уровнями интеллекта — судя по уровню продаж... :-)

Забавно, но сиквелы-приквелы этой неординарной книги даже 1990-х гг. вполне приличных авторов уже безнадёжно забыты, несмотря даже на их экранизации...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 21:01  
цитировать   |    [  ] 
Я бы согласился с мнением почтенного glazier: следует разделять собственно качество литературы и популярность. Первое, разумеется, очень субъективно, но это не значит, что внутри (а иногда и "поперёк") каких-то социальных групп не может быть консенсуса. Со вторым гораздо проще. Откройте сайт Amazon и посмотрите на оценки, а рядом в скобках на количество отзывов. Если количество отзывов зашкаливает за тысячу, значит книга очень читаемая. Примеры — романы из серии о Пендергасте Престона и Чайлда, Американские боги Геймана; Гарри Поттер — и вовсе 3-8 тыс. Конечно, и в первом, и во втором случае это может быть дань моде (не только экранизация; в США Маркеса почти никто не читал, пока о нём не узнали из-за Нобеля). А для того, чтобы "отсечь" влияние моды, необходимо, как говорилось выше, подождать лет 15-20. Кстати, посмотрел в Amazone Гамлета. Количество отзывов на разные издания... 2-4! Я думаю, что все участники обсуждения согласятся, что это ничего не говорит о качестве произведения stricto sensu, и чётко отражает популярность (у англоязычного читателя, покупающего книги в сети).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 21:13  

цитата C.Хоттабыч

следует разделять собственно качество литературы и популярность


Иными словами, необходимый критерий качественной литературы — проверка временем...

Это отсекает сиюмоментную актуальность-публицистичность, те-иные внешние стимуляции интереса...

Но думается, критерий НЕдостаточный...

Как бы вот перебросить оценочный мостик — от признания у экспертов-критиков-литературоведов к признанию тех, кому литература предназначена...

Иначе — полный аналог чисто фестивального кино...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 21:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата glazier

Думаю, тут может быть единственный критерий качества: текст должен пользоваться устойчивым ( исключая взрывные реакции на экранизации) интересом интеллектуально-активного меньшинства через 15-20 лет после издания.


Я бы тоже мог частично согласиться с данным определением. Но... не надо ходить за бугор за примерами. Очень уж просто при таком определении "вываливаются" многие русские классики — действительно хорошая литература (не могу для них употреблять слово " качественная"). Ведь "интеллектуально-активное меньшинство" сегодня практически оставляет за кадром этот пласт литературы.
В связи с этим у меня возникает вопрос: Кому нужны критерии качества литературы?
Издателям? Писателям? Читателям?
Представляется, что для каждой целевой группы критерии могут быть своими и серьезно отличаться между группами.
А иначе получается маниловщина
–––
"Хорошая книга утоляет горечь жизни." (c)


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 21:54  

цитата Петрович 51

В связи с этим у меня возникает вопрос: Кому нужны критерии качества литературы?
Издателям? Писателям? Читателям?


Если брать литературу современную, то как раз всем этим категориям и нужны...

Издателям — чтобы выудить из потока предлагаемого к изданию что-либо стоящее...

Писателям — чтобы иметь ориентиры...

Читателям — чтобы не попадать в ситуацию, когда в "шедевре" все слова вроде бы русские, а смысла при том никакого нет...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 21:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Петрович 51

В связи с этим у меня возникает вопрос: Кому нужны критерии качества литературы?

Петрович 51 , я думаю, что в какой-то степени такие критерии и нам (на этом самом сайте) могут пригодиться. Если я, не будучи специалистом (например, филологом), затруднюсь объяснить, почему язык Бунина мне нравится, а язык Пильняка — нет, то критерии мне бы очень помогли. Без них профану (опять-таки вроде меня) останется только в бессильном раздражении стучать кулаком и повторять: "Вот этого люблю, а этого — нет!"
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 22:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

необходимый критерий качественной литературы — проверка временем

цитата lena_m

Но думается, критерий НЕдостаточный

Я бы всё же сказал, что скорее НЕудобный, чем НЕдостаточный. Вы хотите обсудить "Лавра" Водолазкина, а я Вам предлагаю подождать с обсуждением лет двадцать...:-) А так-то он вполне достаточный. Из всего огромного количества русских писателей XIX в даже самые интеллектуально активные читатели сегодня знают едва 10%, потому что все "менее значительные" отсеяны временем и забыты. Конечно, этот отбор надёжно действует только в одну сторону: то, что забыто, скорее всего, действительно менее значительно. Но не всё, что сохранилось, обязательно самое лучшее (влияние политики на советскую школьную программу и издательскую деятельность) — но такие факторы легко учитывать, и примеры очевидны.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 22:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Если я, не будучи специалистом (например, филологом), затруднюсь объяснить, почему язык Бунина мне нравится, а язык Пильняка — нет, то критерии мне бы очень помогли


Вы меня извините, пож., я тоже — не филолог, не литературовед, а — простой технарь. Только старый. И думаю, что вряд ли найдется критерий/критерии, которые помогут объяснить почему язык Бунина нравится именно Вам, а кому-то — нет. Так же и по Пильняку. Скажу о себе малость. У меня есть Пруст и в переводах Франковского, и в переводах Любимова. Не нравится ни тот, ни другой перевод. Хотя, как мне представляется, оба переводчики "от Бога". Думаете, критерии помогут прояснить — в чем причина? Я, конечно, утрирую, но представляется, что поиск подобных критериев без определения целепологаний — пустое дело.
–––
"Хорошая книга утоляет горечь жизни." (c)


миротворец

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 22:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Если брать литературу современную, то как раз всем этим категориям и нужны...


Так интересы у разных групп разные.
Для издателей качество — Донцова.
Для писателей — Пушкин и Чехов (к примеру)
Для читателей сегодняшних — Сорокин (к примеру).
И — какой вывод из этого можно сделать?
–––
"Хорошая книга утоляет горечь жизни." (c)


авторитет

Ссылка на сообщение 20 марта 2014 г. 22:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Петрович 51

Ведь "интеллектуально-активное меньшинство" сегодня практически оставляет за кадром этот пласт литературы.
Нет, конечно. Но сложившаяся еще в 1930е система преподавания литературы в школе начисто отбивает интерес к этому пласту. Некоторые возвращаются к Тургеневу и Достоевскому лет через 20-30, многие — нет.

цитата lena_m

но только если в нём заменить интерес "интеллектуально-активного меньшинства" на интерес просто читающей публики...
Боюсь, это невозможно, если заметить, что за границу я провел. По одну ее сторону те, кто ищет в книге интеллектуальной и эмоциональной тревоги, по другую те, кто читает ради погружения в бестревожный сон, ради разжижения мозгов. Читают ли поклонницы Донцовой "Унесенные ветром"? Может, раньше читали, до того, как взяли в руки то, что читают теперь?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 16:39  
цитировать   |    [  ] 
Я подумал, что тут о литературе, а тут какая-то социология доморощенная???
А говорить от "экспертах" вообще смешно.

цитата glazier

Думаю, тут может быть единственный критерий качества: текст должен пользоваться устойчивым ( исключая взрывные реакции на экранизации) интересом интеллектуально-активного меньшинства через 15-20 лет после издания.


Я бы вот с этим согласился, но разве такого не бывает, что автора "забывают" и не помнят через 15-20 лет? И могут вспомнить много позже, лет через сто?

Как-то пока мне кажется прав "простой технарь":

цитата Петрович 51

представляется, что поиск подобных критериев без определения целепологаний — пустое дело.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 16:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Я бы всё же сказал, что скорее НЕудобный, чем НЕдостаточный. Вы хотите обсудить "Лавра" Водолазкина, а я Вам предлагаю подождать с обсуждением лет двадцать...:-) А так-то он вполне достаточный. Из всего огромного количества русских писателей XIX в даже самые интеллектуально активные читатели сегодня знают едва 10%, потому что все "менее значительные" отсеяны временем и забыты.


Пример русской литературы XIX века (да и думается вообще литературы XIX века) здесь не овсем удачен, ибо популярная беллетристика тогда только зарождалась и уже потому сейчас трудно скахзать, прошла ли она проверку временем...

Но вот, скажем, Чарскую до сих пор у нас издают-читают, но можно ли оценить её тексты как качественные...

цитата C.Хоттабыч

Конечно, этот отбор надёжно действует только в одну сторону: то, что забыто, скорее всего, действительно менее значительно. Но не всё, что сохранилось, обязательно самое лучшее (влияние политики на советскую школьную программу и издательскую деятельность) — но такие факторы легко учитывать, и примеры очевидны.


В данной связи у меня всегда возникают два довольно быстро забытых, весьма приличных по качеству текста советских писателя — Тендряков и Липатов...

Тоже в силу вступает уже современный идеологический отбор? хотя, скажем, близкого им Абрамова даже экранизуют...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 17:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Петрович 51

Так интересы у разных групп разные.
Для издателей качество — Донцова.
Для писателей — Пушкин и Чехов (к примеру)
Для читателей сегодняшних — Сорокин (к примеру).
И — какой вывод из этого можно сделать?


На практике ситуация видится мне несколько более сложной...

1. Многие издатели имеют место быть у нас вовсе не для извлечения прибыли и ту же Донцову никогда у себя печатать не станут...

А станут печатать что-либо сугубо премиальное, чтобы войти в историю — условного Фигля-Мигля...

2. Для современных писателей вряд ли наши классики служат ориентирами — время Пушкина и Чехова в литературе давно прошло...

И ориентиры для них — для кого-то условный Маркес, для кого-то Борхес, для кого-то Набоков, а для кого-то Джойс...

3. Для читателей-покупателей литературы (именно литературы для ума-чувств, а не беллетристики для того-иного развлечения), на мой взгляд, ориентир не достаточно нишевый Сорокин, а скорей массово раскупаемые сочинители вышедшие за рамки жанровых гетто...

Хороший пример — Алексей Иванов...

У него и сюжеты нетривиальные, и язык блестящий, и мессэджи впечатляющие...

А вывод из всего сего прост — так-иначе, но и у нас постепенно выстраивается пирамида западного книжного рынка...
–––
Helen M., VoS


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 17:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

популярная беллетристика тогда только зарождалась и уже потому сейчас трудно скахзать, прошла ли она проверку временем


Да уж конечно... расцвет газетных романов, оба Дюма, Понсон дю Террай и так далее. Как раз сравнение с 19 веком оправданы.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 17:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата glazier

Боюсь, это невозможно, если заметить, что за границу я провел. По одну ее сторону те, кто ищет в книге интеллектуальной и эмоциональной тревоги, по другую те, кто читает ради погружения в бестревожный сон, ради разжижения мозгов. Читают ли поклонницы Донцовой "Унесенные ветром"? Может, раньше читали, до того, как взяли в руки то, что читают теперь?


Мне ситуация видится более сложной, ибо кроме массового покупателя (те же пресловутые женщины 35-45) у нас есть и немалая аудитория, совмещающая эти две потребности в книге...

Сегодня они листают Бушкова с Перумовым, но завтра уже Сенчина с Шаргуновым...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 17:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата Artifact HD

Я подумал, что тут о литературе, а тут какая-то социология доморощенная???


В принципе, у меня перед глазами и НЕдоморощенная...

цитата Artifact HD

расцвет газетных романов, оба Дюма, Понсон дю Террай и так далее. Как раз сравнение с 19 веком оправданы


Вряд ли вы сможете привести сравнимые имена в нашей литературе того времени, о коей собственно и шла речь...
–––
Helen M., VoS


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 17:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

В принципе, у меня перед глазами и НЕдоморощенная...


Ну а тут почему-то доморощенная.

цитата lena_m

Вряд ли вы сможете привести сравнимые имена в нашей литературе того времени, о коей собственно и шла речь...


Вы, вряд ли, а я сразу вспомнаю Крестовского и Писемского, которого до сих пор издают.
Страницы: 12    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Критерии качества литературы»

 
  Новое сообщение по теме «Критерии качества литературы»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх