Леонард Норман Коэн (род. в Монреале в 1934 году), творец мистического музыкально-песенного мира, в глубинах которого многие обретали вдохновение с конца 60-х и до сего дня. Введён в: Американский зал славы рок-н-ролла, Канадский музыкальный зал славы, Канадский зал славы поэтов-песенников, имеет около 40 наград и премий. Его песни и музыка звучат в фильмах, в том числе фантастических, а о нем самом снято несколько документальных лент. Значит ли он что-нибудь для вас?
Серьезную музыкальную карьеру начал в 1967 году, когда, уже будучи зрелым тридцатитрёхлетним писателем, издавшим несколько сборников стихов и два романа, спел на фестивале фолк-музыки в Ньюпорте и получил предложение на запись альбома от компании Columbia. Три первых альбома — "Songs Of Leonard Cohen" (1968), "Songs From A Room" (1969), "Songs Of Love And Hate" (1971) — источником золотого дождя не стали, как до этого не стали им и литературные занятия, но были восторженно приняты и оценены в музыкальных кругах. Трёхлетний творческий перерыв, и на суд публики выходит следующий альбом "New Skin for the Old Ceremony" (1974), в котором старое выдержанное вино с нотками депрессивных настроений плескалось в новых мехах колоритного живого звука альта, мандолины, банджо и других инструментов, так что извечная церемония любви торжественно разыгрывалась в розарии философа Коэна. Пятый студийный альбом "Death of a Ladies' Man" (1977), созданный в соавторстве со знаменитым продюсером Филом Спектором, по разным экстра- и интромузыкальным причинам оказался "катастрофой", а в качестве претензий звучали высказывания о чрезмерной депрессивности и перегруженности звуком. После не весьма упоённо принятого эксперимента, появились "Recent Songs" (1979), в которых, наряду с возвращением к более привычной коэновской акустической манере, отмечалось влияние джаза, восточной и средиземноморской музыки. Эти "недавние песни" коммерческим успехом похвастаться не могли, но несомненным было движение к новому звуку. И именно с этого релиза поэт и музыкант начинает сопродюсирование своих альбомов. В том же 1979 Коэн совершает грандиозное турне, давая концерты в Европе, а в 1980 продолжает в Австралии, Израиле и снова в Европе, что в 2001 году будет претворено в концертный альбом в жанре фолк-рок, выпущенный компанией Columbia под названием "Field Commander Cohen: Tour of 1979". Середина 80-х, точнее, декабрь 1984 года, — это современный звук, синтезаторы и женский бэк-вокал Дженнифер Ворнс в композиции "Dance Me to the End of Love", открывающей новый альбом "Various Positions", и многократно определенные как "современные псалмы" "Hallelujah", "The Law", "Heart With No Companion", "If It Be Your Will", ибо "играл Давид и угодил Богу" игрой своей. Религиозные и философские поиски у Коэна — стержень его музыкально-поэтической сути, но впервые вопрошание "что есть человек, что Ты помнишь его?" оказалось выражено так открыто. Математически это дало около 200 каверов-версий песни "Hallelujah", созданных на основе 80 вариантов текста её творца. Ну а благодарная реакция поклонников на затейливо-экстравагантные пессимизм и иронию следующего альбома "I’m Your Man" (1988) сделала его одним из самых продаваемых.
Страны: Канада, США Стили: фолк, +поп, +джаз, +рок, сочетание жанров и их трансформация Годы: 1967 — настоящее время
официальный сайт — www.leonardcohen.com англоязычный фан-сайт — www.leonardcohenfiles.com форум к англоязычному фан-сайту — www.leonardcohenforum.com
ДИСКОГРАФИЯ:
СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ: Songs of Leonard Cohen (1967) Songs from a Room (1969) Songs of Love and Hate (1971) New Skin for the Old Ceremony (1974) Death of a Ladies’ Man (1977) Recent Songs (1979) Various Positions (1984) I’m Your Man (1988) The Future (1992) Ten New Songs (2001) Dear Heather (2004) Old Ideas (2012)
КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ: Live Songs (1973) Cohen Live: Leonard Cohen in Concert (1994) Field Commander Cohen: Tour of 1979 (2001) Live in London (2009) Live at the Isle of Wight 1970 (2009) Songs from the Road (2010)
СБОРНИКИ: The Best of Leonard Cohen (1975) More Best of Leonard Cohen (1997) The Essential Leonard Cohen (2002) Greatest Hits (2009)
«Like a bird on the wire, like a drunk in a midnight choir I have tried in my way to be free» (Like a bird on the wire) («Как птица на проводе, как пьяный в полночном хоре, я по-своему пытался быть свободным»).
О коллегах-музыкантах «Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I, и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он ответил: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять».
О жизни и смерти «Я никогда не жаловался. Даже невзначай. Если кто-то хочет обозначить свое поражение, которое неизбежно ждет каждого из нас, это должно быть сделано в строгих рамках достоинства и красоты» «Я бессознательно пришел к выводу, что умру. Вопрос неизбежности смерти естественным образом приходит к каждому. Но, знаете, я хотел бы сделать это под музыку»
О цели и предназначении «Я был рожден таким, у меня не было выбора. Мне с рождения подарен золотой голос» (Tower of song). «Песня действует на многих уровнях. Она срабатывает тогда, когда в твоем сердце рождается стремление противостоять сложностям и испытаниям, но иногда она просто помогает приготовить ужин или убраться в доме. Еще хорошая песня украшает свидание». «Мы живем в мире, где люди спускаются в шахты, жуют коку и весь день проводят в изнурительном труде. В мире, где есть голод, где люди уклоняются от пуль и царапают ногтями стены подземелий. Поэтому мне сложно говорить о высокой значимости моего творчества. Да, я много работаю, ну и что из этого?» «Во всем существующем есть трещина. И именно через нее проникает свет» (Anthem). «Я считаю большой удачей то, что у меня есть возможность жить и никогда не быть обязанным писать ни одного слова, которое бы я не хотел писать» «Мне не нравятся песни с идеями. Они обычно становятся слоганами в защиту экологии или проповедования вегетарианства и пацифизма. Мне нравится работать над песней до тех пор, пока подобные слоганы, какими бы прекрасными они ни были и какие бы высокие идеи они не провозглашали, не растворятся в более глубоких убеждениях сердца. Я никогда не писал и не буду писать дидактических песен. Таков мой опыт. И все, что я вкладываю в песни, и есть мой собственный опыт».
|