Издательство Путь

Издательство «Путь» [Издательство М. К. Морозовой]

  

Годы существования: 1910 – 1919

Описание:

На илл.:

1) Н.К. Бодаревский. Портрет М.К.Морозовой, 1897г.

2) В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М.К. Морозовой, 1904г.

Путь — издательство религиозно-философского направления, основано в феврале-марте 1910 года после нескольких предварительных совещаний, проходивших в особняке М. К. Морозовой. Его редакционный комитет составили М. Морозова, Евг. Трубецкой, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Эрн, Г. Рачинский. Финансирование издательства «Путь» взяла на себя М. Морозова, являвшаяся и одним из учредителей московского Религиозно-философского общества.

Деятельность книгоиздательства помимо духовного просветительства, предполагала, и коммерческую выгоду для его нуждающихся сотрудников. В идейном же плане издания «Пути» должны были проводить в философии «русскую идею», стать орудием борьбы с материализмом, позитивизмом, кантианством. Идейная позиция и издательская программа «Пути» в самых общих чертах была сформулирована в издательском предисловии к первому сборнику статей «О Владимире Соловьеве».

Однако уже на первом этапе формирования положительной философской и общественной программы среди учредителей обнаружились острые идейные противоречия в попытках выделить и обозначить национальную составляющую «русской религиозной мысли». «Путейцы» обращались к читателям с предложением «пересмотреть свое духовное наследие» обратившись к забытым трудам В. Одоевского, П. Чаадаева, И. Киреевского и еще не опубликованным на русском языке работам Вл. Соловьева, которые впоследствии были изданы «Путем».

В «Пути» были изданы труды Спинозы, Фихте, монографии о Джоберти, Розмини и Бергсоне. В издательских планах были переводы Платона, Плотина, бл. Августина, Дионисия Ареопагита, Скота Эриугены, Николая Кузанского, Шеллинга, Гегеля, Баадера, оставшиеся, правда, неосуществленными. Кроме того были анонсированы монографии о В.Печерине, А.Козлове, А.Хомякове, Г.Сковороде, Л.Толстом, Вл.Соловьеве, Н.Новикове, А.Бухареве, Н.Гоголе, К.Леонтьеве, М.Сперанском, о. Серапионе Машкине, Ф.Тютчеве, Н.Федорове, Ф.Достоевском, И.Киреевском, С.Трубецком, П.Чаадаеве, Б.Чичерине. В общей сложности за годы своего существования издательством выпущено около сорока книг.

Говоря о этом издательстве, просто невозможно не рассказать о его основателе:

Маргарита Кирилловна Морозова (урожденная Мамонтова, одна из ярких представителей русской купеческой династии Мамонтовых) (1873-1958) – жена московского фабриканта, коллекционера русской и западной живописи, автора исторических и литературных произведений, художественного критика Михаила Абрамовича Морозова (1870–1903) и наследница его трёхмиллионного состояния. Хозяйка салона, ставшего одним из интеллектуальных центров Москвы.

Занималась благотворительностью: на протяжении многих лет материально поддерживала композитора А.Н.Скрябина, помогала Русскому музыкальному обществу, одним из директоров которого являлась, на ее финансовую помощь опирался С.П.Дягилев, организуя в Париже концерты русской музыки. Немало средств было переведено ею на счет Религиозно-философского общества. Одним из ее очень близких друзей был поэт Андрей Белый. Она объединяла вокруг себя многих виднейших представителей московской интеллигенции. «…Чуткость ее, восприимчивость и умение сглаживать острые углы меж кружками – естественно создали из Морозовой незабываемую фигуру, которая оставила след в умственной культуре Москвы двух истекших десятилетий», – писал о ней Андрей Белый в 1922 году, в начале века переживший идеально-мистическую влюбленность в Маргариту Кирилловну, нашедшую отражение в «Симфонии (2-ой, драматической)».

В 1918 году дом Морозовых был национализирован вместе с последними шедеврами, собранными ею самой и покойным мужем. Здание было передано датскому посольству. Посол короля тут же предложил Маргарите Кирилловне датский паспорт и всяческое содействие. Она ответила письмом: «Милостивый государь! Я потомственная московская купчиха. Все здесь создавали мои предки. И даже если дело рук их, не дай Бог, будет уничтожено, мой вдовий долг обиходить родную могилу». Они жили все вместе в двух комнатах подмосковной развалюхи: сама Морозова, ее больная и беспомощная сестра, старая нянька и верная кухарка. Дворника, кухаркиного мужа, убили те, кто пришел «грабить награбленное», посчитав, что миллионерша Морозова припрятала свои сокровища под половицей. Дочь ее, воспользовавшись предложением датского посла, уехала за границу. С ней остался младший сын Миша. Она сама носила с речки воду, колола дрова.

Когда из всех обитателей домишка остались лишь младший сын Миша и она сама, — знакомые перевезли их в Москву, в комнатку-клетушку под лифтом в большом доме на Покровке. Ей приносили черные сухари. Она весело вспоминала, как полюбила их еще в детстве: когда в кабинет к отцу несли серебряный жбан пива, она таскала потихоньку ржаные, с солью и чесночком сухарики. От былых времен у нее сохранилось длинное черное платье. Осталась и еще кое-какая мелочишка, продавая которую, Маргарита Кирилловна одевала и кормила Мишу и обязательно, раз в месяц, приходила в консерваторию и сидела в первых рядах, постаревшая, но не утратившая бьющей в глаза красоты.

Сын пошел в отца... Безалаберно, на первый взгляд, занимался науками, переводил и писал о Шекспире — Михаила Морозова друзья в шутку называли «представителем Шекспира в России». По своим работам он получил звание профессора. Еще успел перевезти мать в пристойное жилье, даже среди зимы раздобывал где-то ее любимые ландыши. Умер он, как и отец, в рассвете творческих сил — всего в 55 лет. «Вот и мне пора, — сказала она приятельнице, возвратившись с похорон. — Хорошо мы, Морозовы, прожили, красиво». На раскрытом пианино стояли ноты Шопена, а рядом, на тумбочке, — сухие ландыши в вазочке и блюдце с черными сухарями.

©БорЧ для fantlab.ru (по материалам сети)


Страна:
Россия
Город:
Москва
Куратор:
БорЧ

Издательство прекратило своё существование.


Всего изданий:
1


  Фильтр

Внесерийные издания

Куратор — БорЧ

⇑ Наверх