fantlab ru

Владимир Одоевский

Владимир Одоевский
Страна: Россия
Родился: 1 августа 1803 г.
Умер: 27 февраля 1869 г.

Псевдонимы:

В. Безгласный

К. В. О.

Московский обыватель

Господин Пуф

Вл. Глинский

Ь. Ъ. Ы.

Каллидор

Любитель церковного пения


Жанры:
Сказка/Притча
49%
Мистика
30%
ещё >>

Владимир Фёдорович Одоевский — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма.

Русский князь (один из последних потомков Рюриковичей), писатель и общественный деятель, пионер русского космизма. Его разносторонние интересы «делают» его также философом, педагогом, музыкальный деятелем, благотворителем, а также... алхимиком и кулинаром! Он являлся издателем альманаха «Мнемозина» (вместе с В. Кюхельбекером) и «Сельское чтение», автором первых в России утопических романов, сказок для детей и педагогических сочинений. Свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал церковно-славянский, латинский, древнегреческий. Уже в преклонные годы изучал стенографию, интересовался тюремной реформой и ратовал за отмену крепостного права. Написал множество музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т. д.).

Родился в Москве в 1803 году (по другим сведениям — в 1804-м, а относительно точной даты рождения биографы спорят до сих пор). Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. Проучившись шесть лет и окончив в 1822 году курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в «Вестнике Европы»; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824-1825 годах альманах «Мнемозина». После посещения в начале 1820-х гг. заседаний «Вольного общества любителей русской словесности» сблизился с Д. Веневитиновым, с которым (и с будущим видным славянофилом И. Киреевским) в 1823 году создал кружок «Общество любомудрия», став его председателем. После выступления декабристов 14 декабря 1825 года, он его распускает, сжигает весь архив общества и переезжает в Санкт-Петербург, поступает на государственную службу, женится и всецело отдается общественной деятельности.

С 1826 года служит в цензурном комитете Министерстве внутренних дел (был составителем нового цензурного устава 1828 года), а после перехода комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. Служил также в департаментах духовных дел иностранных исповеданий и государственного хозяйства, редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. Начиная с 1856 г. совершал поездки за границу (в 1859 г. он был депутатом Императорской публичной библиотеки на юбилее Шиллера в Веймаре). С переводом в 1861 г. Румянцевского музея в Москву, назначен сенатором московских департаментов сената и состоял первоприсутствующим 8-го департамента. Одоевский был награжден орденами: Анны 1-й и 2-й степени, Станислава 1-й и 2-й степени, Белого Сокола командорской степени от Саксон-Веймарского герцога.

Отдавшись, после переселения в Москву, изучению древней русской музыки, Одоевский читал о ней лекции на дому, в 1868 г. издал «Музыкальную грамоту или основания музыки для не музыкантов» и открыл московскую консерваторию речью «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Друг Пушкина и князя Вяземского, он радушно раскрывал свои двери для всех товарищей по перу, брезгливо относясь лишь к Булгарину и Сенковскому, которые его терпеть не могли, и ставил свои занятия литературой выше всего, что давалось ему его знатным происхождением и общественным положением.

Долгие годы состоял Одоевский редактором «Сельского обозрения», издававшегося министерством внутренних дел, вместе с другом своим, А. П. Заболоцким-Десятовским, он выпустил в свет четыре книжки «Сельского чтения» (1843-1848), под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания); написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезнях, о том, «что вокруг человека и что в нем самом»; наконец, издал «Пестрые сказки Иринея Гамозейки», языком которых восхищался знаток русской речи Даль, находивший, что некоторым из придуманных Одоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение.

Преобразования Александра II, обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он предлагал считать в России новый год с 19 февраля и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал «великий первый день свободного труда», как он выразился в стихотворении, написанном после чтения манифеста об упразднении крепостного права.

Князю Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петрограде больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елизаветинской детской больницы в Петрограде. Главная его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании в 1846 г., Общества посещения бедных в Петербурге. Благодаря неутомимой и энергетической деятельности Одоевского, совершенно отказавшегося на все время существования общества от всяких литературных занятий, средства общества дошли до 60 тысяч ежегодного дохода. Необычная деятельность общества, приходившего в непосредственные сношения с массой бедных, стала, однако, под влиянием событий 1848 года, возбуждать подозрения — и оно было присоединено к Императорскому человеколюбивому обществу, что значительно стеснило его действия, лишив их свободы от канцелярской переписки.

Последние годы его в Москве протекли среди внимательных и усидчивых занятий новым для него судебным делом. За три года до смерти он снова взялся за перо, чтобы в горячих строках статьи: «Недовольно!», полных непоколебимой веры в науку и нравственное развитие человечества и широкого взгляда на задачи поэзии ответить на проникнутое скорбным унынием «Довольно» Тургенева.

Скончался 27 февраля 1869 г. в Москве и погребен на кладбище Донского монастыря. Смерть застала Одоевского за усиленными работами об устройстве в Москве съезда археологов (он был одним из учредителей археологического общества, а также Императорского географического общества), во время которого ученики консерватории должны были, под его руководством, исполнять древние русские церковные напевы.

Первыми публикациями Одоевского стали переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821 году. Писал философские новеллы и музыковедческие эссе, рассказы-притчи и светские повести, фантастические сказки и философские романы.

Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит философскому роману «Русские ночи», который был завершен к 1843 и издан в 1844 в составе трех томов «Сочинений князя В. Ф. Одоевского». В нем в форме философской беседы между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Так, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени» представляют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, со всеми выводимыми из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу.

Среди повестей и рассказов, не вошедших в «Русские ночи», выделяются: большая повесть «Саламандра» — полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Я. К. Грота о финских легендах и поверьях, — и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни. В этом ряду стоит также мистико-фантастическая повесть «Косморама» и незаконченный роман «4338-й год». Эта утопия была задумана писателем как последняя часть трилогии; первые две части соответственно должны были быть посвящены времени Петра I и современной Одоевскому эпохе — 1830-м годам. Этот замысел так и не был осуществлен. В 1835 году в «Московском наблюдателе» появился отрывок из второй части — «Петербургские письма». А третья часть «4338-й год» также не была доведена до конца, но написанное дает представление об утопических идеалах Одоевского.

Сатирические сказки («Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Сказка о господине Кивакеле» и другие), из которых иные отличаются мрачным колоритом и, в виду господствовавших тогда в правящих сферах взглядов, большою смелостью, составляют переход от фантастических рассказов, где чувствуется сильное влияние Гофмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных («Душа женщины», «Игоша», «Необойденный дом») детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями. Значительная часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием «Сказок дедушки Иринея», а «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем» стала предтечей гоголевского «Носа».

О своих фантастических произведениях, в которых автор, как правило, задает читателю самые разнообразные мистические загадки, сам Одоевский отзывался словами: «И фантастизм и анализ». «Алхимико-музыко-философско-фантастическое сиятельство» — так в шутку называла князя известная поэтесса своего времени, графиня Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858), которой Одоевский писал свои знаменитые письма «о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, кабалистике, алхимии и других таинственных науках», не публиковавшихся с 1844 года, когда вышло трехтомное первое собрание его сочинений.


Похожие авторы:

Сортировка:

Владимир Одоевский. Циклы произведений

7.97 (32)
-
7.63 (32)
-
7.76 (110)
-
1 отз.
7.72 (32)
-
7.53 (91)
-
2 отз.
7.27 (134)
-
2 отз.
7.26 (27)
-
7.50 (100)
-
1 отз.
7.11 (63)
-
2 отз.
6.87 (61)
-
1 отз.
7.95 (21)
-
7.23 (34)
-
1 отз.
8.34 (577)
-
13 отз.
7.53 (32)
-
7.50 (24)
-
8.49 (320)
-
3 отз.
7.67 (18)
-
7.52 (100)
-
1 отз.
7.33 (21)
-
1 отз.
7.34 (35)
-
7.30 (23)
-
1 отз.
7.29 (24)
-
7.35 (23)
-
1 отз.
7.00 (21)
-
7.64 (31)
-
1 отз.
7.05 (21)
-
1 отз.
6.96 (23)
-
1 отз.

Владимир Одоевский. Романы

7.93 (48)
-
2 отз.

Владимир Одоевский. Повести

7.03 (42)
-
1 отз.
  1837 Сильфида  
7.62 (147)
-
5 отз.
7.07 (29)
-
1 отз.
7.37 (181)
-
8 отз.
8.13 (84)
-
2 отз.

Владимир Одоевский. Рассказы

5.50 (2)
-
  1824 Алогий и Епименид [аполог]  
4.67 (6)
-
1 отз.
5.80 (5)
-
1 отз.
6.00 (4)
-
  1825 Дервиш [аполог]  
6.00 (2)
-
  1825 Новый демон [аполог]  
5.50 (2)
-
  1825 Солнце и младенец [аполог]  
5.50 (2)
-
7.00 (1)
-
  1827 Смерть и жизнь [аполог]  
7.17 (6)
-
  1828 Два дни в жизни земного шара  [= Два дня в жизни земного шара]  
5.60 (52)
-
1 отз.
7.15 (46)
-
2 отз.
6.74 (48)
-
1 отз.
  1833 Бал [первоначально под псевдонимом "Ь. Ъ. Ы."]  
7.20 (52)
-
1 отз.
  1833 Бригадир  
7.05 (49)
-
3 отз.
7.72 (32)
-
  1833 Игоша  
7.27 (134)
-
2 отз.
7.48 (74)
-
3 отз.
7.26 (27)
-
  1833 Реторта  
7.63 (32)
-
  1834 История о петухе, кошке и лягушке  [= Отрывок из записок Иринея Модестовича Гомозейки] [первоначально под псевдонимом В. Безгласный]  
8.06 (49)
-
2 отз.
  1834 Насмешка мертвеца  [= Насмешка мёртвого]  
6.87 (51)
-
2 отз.
7.16 (32)
-
1 отз.
  1837 Новый год  [= В новый год: Из записок ленивца]  
7.49 (42)
-
4 отз.
  1838 Привидение [из путевых заметок]  
6.92 (58)
-
4 отз.
7.25 (12)
-
7.37 (104)
-
3 отз.
  1839 Живописец [из записок гробовщика]  
7.25 (36)
-
1 отз.
7.67 (6)
-
6.11 (9)
-
  1841 Эльса  [= Саламандра]  
8.39 (28)
-
1 отз.
8.12 (25)
-
1 отз.
7.22 (36)
-
1 отз.
7.09 (70)
-
2 отз.
  1844 Imbroglio [из записок путешественника]  
7.60 (10)
-
1 отз.
7.59 (43)
-
1 отз.
  1844 Кто такой дедушка Крылов? [для сельского чтения]  
-
  1844 Мститель  
5.95 (20)
-
6.81 (58)
-
2 отз.
7.00 (2)
-
  1844 Цецилия  
5.57 (14)
-
  1846 Мартингал [из записок гробовщика]  
6.94 (32)
-
1 отз.
6.17 (6)
-
1 отз.
  1994 Новая Мифология [аполог]  
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
7.25 (4)
-
6.67 (3)
-
  Машенькина кукла (для детей)  
8.00 (1)
-
  Мир звуков [аполог]  
9.00 (1)
-
9.33 (3)
-
-
  Что значит украсть пятачок [для сельского чтения]  
6.00 (1)
-
  Что крестьянин Наум твердил своим детям, наставляя их на добро [для сельского чтения] // Соавтор: Андрей Заблоцкий-Десятовский  
-

Владимир Одоевский. Сказки

6.87 (61)
-
1 отз.
7.76 (110)
-
1 отз.
7.50 (100)
-
1 отз.
7.53 (91)
-
2 отз.
7.11 (63)
-
2 отз.
8.34 (577)
-
13 отз.
7.00 (21)
-
  1835 Червячок  
7.29 (24)
-
7.23 (34)
-
1 отз.
7.50 (24)
-
  1841 Индийская сказка о четырёх глухих  [= О четырёх глухих]  
7.52 (100)
-
1 отз.
8.49 (320)
-
3 отз.
7.33 (21)
-
1 отз.
7.34 (35)
-
  1841 Столяр  
7.30 (23)
-
1 отз.
7.35 (23)
-
1 отз.
7.05 (21)
-
1 отз.
7.64 (31)
-
1 отз.
6.96 (23)
-
1 отз.

Владимир Одоевский. Поэзия

-
-
  Утренняя песня [мнемоническое стихотворение для учащихся]  
-

Владимир Одоевский. Пьесы

-
-
-
-
7.50 (6)
-
6.33 (3)
-
  1844 Сцена из домашней жизни [написана в 1838]  
8.00 (1)
-

Владимир Одоевский. Статьи

-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (2)
-
5.00 (2)
-
-
  1836 Девятая симфония Бетховена [под псевдонимом "Х. Х. Х."]  
7.00 (1)
-
7.00 (2)
-
9.00 (1)
-
7.33 (3)
-
-
7.00 (1)
-
8.50 (2)
-
8.00 (1)
-
  1844 Грамотки дедушки Иринея [для сельского чтения]  
-
-
7.00 (1)
-
  1844 Что значит воскормить дитя // Соавтор: Андрей Заблоцкий-Десятовский  
-
-
-
-
-
  1858 Хорное пение в Исаакиевском соборе [под псевдонимом "К. В. О."]  
-
8.00 (2)
-
-
-
  1864 Заметка о пении в приходских церквах [под псевдонимом "Любитель церковного пения"]  
-
-
9.00 (2)
-
  1865 Лауб в моцартовском ге-мольном квинтете [под псевдонимом "О. О. О."]  
-
  1866 Езда по московским улицам [под псевдонимом "Московский обыватель"]  
7.67 (3)
-
1 отз.
-
-
  1867 Недовольно [посвящается И. С. Тургеневу]  
8.00 (2)
-
8.00 (1)
-
  1867 Русская или итальянская опера [под псевдонимом "Московский обыватель"]  
-
  1868 «Рогнеда» и другая новая опера Серова [под псевдонимом "Тихоныч"]  
-
-
-
-
-
-
8.00 (1)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
-
8.33 (3)
-
8.20 (5)
-
-
-
  1956 Пушкин  
9.67 (3)
-
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Владимир Одоевский. Сборники

7.90 (10)
-
8.11 (9)
-

Владимир Одоевский. Отрывки

7.20 (10)
-
7.67 (18)
-
7.53 (32)
-

Владимир Одоевский. Прочие произведения

-
-
9.00 (1)
-
-
-
8.25 (4)
-
-
-
  1845 Лекции господина Пуфа о кухонном искусстве [под псевдонимом "Господин Пуф"]  
8.40 (5)
-
2 отз.
-
-
  1849 Рассказы о Боге, человеке и природе (для детей) // Соавтор: Андрей Заблоцкий-Десятовский  
-
  1866 Карманный музыкальный словарь // Соавтор: Адольф Гаррас  
-
-
6.67 (3)
-
  1975 Организм  
6.75 (4)
-
-
-
  О педантизме [очерк]  
7.50 (2)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Владимир Одоевский. Незаконченные произведения

  1834 Катя, или История воспитанницы [фрагмент опубликован под псевдонимом "ь, ъ, й, Безгласный"] (роман, не закончен)  
5.80 (5)
-
1 отз.
  1840 4338-й год: Петербургские письма (рассказ, не закончен)  
6.71 (138)
-
4 отз.
  1868 Перехваченные письма (не закончено)  
-
8.00 (4)
-

Владимир Одоевский. Неопубликованное

  1835 Петербургские письма (не закончено, не опубликовано)  
 
  1871 Мирская песня (статья, не закончена, не опубликована)  
 
  1975 Русские ночи, или о необходимости новой науки и нового искусства [трактат] (не закончено, не опубликовано)  
 
  1975 Русские письма (не закончено, не опубликовано)  
 
  1975 Элементы народные (не закончено, не опубликовано)  
 
  Иордан Бруно и Пётр Аретино (роман, не закончен, не опубликован)  
 
1 отз.
  Самарянин (роман, не закончен, не опубликован)  
 
  Виченцио и Цецилия (рассказ, не закончен, не опубликован)  
 
 
  Житейский быт (не закончено, не опубликовано)  
 
  Наука до науки. Книжка дедушки Иринея (для детей, не закончено, не опубликовано)  
 
  Янтина (не закончено, не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Вертер де Гёте

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте



  • ⇑ Наверх