fantlab ru

Все отзывы посетителя Lora Lee

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Олег Бондарев «Кремль 2222. Тушино»

Lora Lee, 17 декабря 2016 г. 13:34

Отзыв на книгу Олега Бондарева «Кремль 2222. Тушино»

Мир фантастической литературы грандиозен, неисчерпаем и безбрежен. Каждый, кто любит фантастику, может бродить по тропинкам этого мира и найти то, что его интересует, то, что ему нравится читать и то, что заставляет его возвращаться вновь и вновь в этот мир.

Так получилось, что на одной из тропинок мне довелось встретить с серию книг под общим названием «Кремль 2222». Не скажу, что давно мечтала об этом. Но, тем не менее, изучая самые разные пласты российской фантастики, я заинтересовалась, каким получился созданный авторами столь странный и загадочный мир. Знакомство мое с этой серией началось с романа Олега Бондарева «Кремль 2222. Строгино». А продолжилось романом этого же автора «Кремль 2222. Тушино».

И вот они, уже знакомые мне по первой книге дружинники Игорь и его лучший друг, Захар, а вот и нейромант Громобой, вновь готовый к битве. Снова приключения, борьба за жизнь, сражения с самыми разными существами. Автор, следуя стилю, задаваемому требованиями серии, создал множество самых разных обитателей московской зоны. Нео, крысособаки, мутанты, био, кровожадные шамы, кио, телепаты… А также виртуозно смешал в романе самое разное оружие и технологии. Мечи и пистолеты, дружинники и воеводы, ноутбуки и армированные дубины. Иногда это выглядит, на мой взгляд, странно, но таковы законы жанра, по-видимому.

Углубляясь в чтение этой книги, я, конечно, представляла себе чего мне ждать. Картину О. Бондарев, рисует мастерски, и картину довольно мрачную. Но, каким бы унылым и мрачным не казалось читателю существование человека в этой действительности, автор оставляет нам надежду. Надежду на то, что помня о прошлом, сражаясь и погибая в настоящем, человек шагнет в будущее, выйдет за пределы зоны и вернет Земле все то, что сам же у нее и отнял.

«Плохо попасть под дождь, когда ты в пути. Однако куда хуже под дождем сражаться. Мало, что видимость ухудшается, так еще и удары теряют былую хлесткость – ведь клинку приходится прорубаться не только через воздух, но и через стену воды, а это уже ощутимые потери в скорости».

Дружинники сражаются, гибнут… Так всегда было там, где встречаются непримиримые враги.

«Далеко не всегда нынешняя Москва предоставляла возможность достойно попрощаться с погибшим собратом. Куда чаще приходилось наблюдать, как очередное порождение Зоны проглатывает твоего товарища, того, с которым ты еще полчаса назад делил хлебную корку или девок обсуждал. После боя ты пытался вспомнить, как это случилось, и не мог – ведь не успели челюсти той прожорливой твари сомкнуться, как на тебя уже нападала другая, все еще голодная и оттого злая, как черт».

«В московской Зоне никогда нельзя расслабляться. Кем бы ты ни являлся, огромным био или крохотной крысособакой, против того же Поля смерти все были равны.

И где справедливость?»

«Впрочем, попытки ее отыскать в нынешней Москве изначально были обречены на провал. О справедливости вопрошал каждый дом, растерянно взирающий на случайного путника черными квадратами окон, в которых давно не осталось ни стекол, ни рам. Та жалкая горстка людей, которая пережила Последнюю Войну, умерла много лет назад, а их потомки до сих пор барахтались на грани жизни и смерти. И теперь в приоритете была уже не справедливость, а боеприпасы, провизия и медикаменты».

Трудно людям. Но важно, несмотря ни на что, оставаться человеком до конца, не списывая предательство на страдания и тяготы войны.

«– Я друзей в беде не бросаю, – отрезал Игорь.

– Друзей… – эхом повторил кио. – Никогда не понимал, зачем люди так обременяют себя таким странным взаимодействием с другими представителями своей расы? У кио все куда проще – одна модель сменяет другую, когда приходит время, и это никого не смущает.

– Ну, вот в этом безразличии, наверное, и состоит главная разница между нами и вами, – дерзко вскинув подбородок, произнес Игорь, – а не во всяких… деталях в ваших телах».

Если сравнивать первую книгу «Кремль 2222. Строгино» и эту, о которой мы сейчас говорим, то надо заметить, что во второй части гораздо меньше стилистических шероховатостей. Хотя полностью автору избежать их не удалось.

Например:

«Сердце бешено стучало в грудную клетку, а мозг продолжал недоумевать».

«Он ступал осторожно, боясь, что шум шагов привлечет внимание мутантов, коль таковые действительно сидят в заброшенном доме слева от затуманенной дороги».

Затуманенная дорога?

«Удар вышел такой силы, что бедняга-разведчик тут же потерял сознание: перепачканная кровью голова упала на грудь, веки к этому моменту уже были опущены».

«Игорь бросил отчаянный взгляд вглубь тоннеля. Митрофан и его пленители уже практически растворились в полумраке».

«Они практически синхронно заозирались по сторонам».

«Олег и вовсе с головой погрузился в раздумья – его взор, остекленевший, будто у покойника, был направлен сквозь других разведчиков».

В целом, думаю, что книга заинтересует, прежде всего, молодое поколение, а также всех тех, кто любит читать о приключениях героев, попавших в самые неожиданные для себя и для читателя, ситуации.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Тимур Максютов «Авель, брат мой»

Lora Lee, 12 ноября 2016 г. 10:48

Открывая новую для себя книгу, я всегда погружаюсь в мир, созданный автором, с радостным ожиданием. Иногда это ожидание оправдывается, иногда – нет. Думаю, что это нормальное явление: замыслы автора не всегда совпадают с надеждами читателя. Что касается сборника рассказов Тимура Максютова «Авель, брат мой», то я, не колеблясь, причисляю его к произведениям, прочитав которые, испытываешь сожаление о том, что книга дочитана.

У каждого автора есть свое представление о будущем, свои мишени, так скажем, для обличения, свои методы, позволяющие создать произведение, увлекательное и наполненное такими приключениями героев, созданных фантазией писателя, что заставляет не просто читать книгу, а задуматься о многом.

«Авель, брат мой» — сборник фантастических рассказов. Специфика фантастического жанра такова, что она дает простор для фантазии автора. Кто-то пройдет мимо этого простора, не пытаясь использовать его. А кто-то, как Т. Максютов, найдет изумительные краски, чтобы перед нами с поразительной достоверностью возникла фантастическая картина.

Арена действия героев его рассказов – это мир, в котором мы живем и космос, в который мы стремимся. Мир многообразный, населенный людьми, со всеми присущими им достоинствами и недостатками. Мир, в котором происходят самые разные события. И рисует нам картину этого мира Т. Максютов с большим мастерством. При этом герои его рассказов не выглядят нелепыми картонными фигурами, разбросанными по красочному полотну произведения, а сохраняют свою индивидуальность.

«Авель, брать мой»… После того, как прочтешь рассказ, давший название всему сборнику, хочется воскликнуть: «Что же мы делаем, люди!» Неужели человечество должно пройти через все страшные испытания, обрисованные в рассказе? И, только тогда найти в себе силы остановиться и не шагнуть за ту грань, откуда вернуться уже невозможно? Может быть, мы все же одумаемся и повернем на дорогу мира и добра? Пусть не сразу… Пусть даже не все… Тимур Максютов оставляет нам надежду на это.

«У Адама и Евы был один сын. Один, а не два. В каждом есть и Каин, и Авель. И кем из них двоих быть, зависит только от тебя самого».

Отдавая должное фантазии автора, хотелось бы мне выделить те рассказы, которые произвели на меня наибольшее впечатление.

«Пигалица», «Генератор совести», «Изменить полярность», «Теплая кровь», «В начале было мало», «Работа над ошибками», «Плоды воображения», «Яблочко наливное», «Гвоздь», «Кавардак под Новый год, или Шлем под Ёлкой», «Семьдесят два часа» … В каждом из них есть своя прелесть и яркое своеобразие.

Ирония и владение словом, игра ума и фантазии автора, острые сюжеты и переплетение мифологии с атмосферой реальности происходящего — все это богатство красок делает рассказы Т. Максютова чрезвычайно увлекательными, и, думаю, они доставят тому, кто решит прочитать эту их, истинное удовольствие.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь»

Lora Lee, 11 сентября 2016 г. 10:46

Каждый сам для себя определяет, что любить и что читать. Каждый сам для себя создает систему ценностей. И в жизни, и в литературе. Поэтому и мнения о книге Р. Ибатуллина очень разные: восторгов по поводу такой научной и замечательной фантастики, до резких критических отзывов.

Мое мнение:

1. Научная часть написана неплохо. Заклепки сейчас пересчитывать не стану, так как намерена посвятить этому отдельный пост.

2. О персонажах. Задумано было хорошо, но для исполнения всего задуманного автору не хватило мастерства. Несмотря на то, что речь персонажей различается по своим характеристикам, общее впечатление таково, что нам показывают спектакль на какой-то провинциальной сцене. Причем, в нем участвуют подростки. Персонажи пытаются вести себя как взрослые люди, но выглядит это весьма жалко. Все эти пафосные страсти, надуманные переживания, подростковые мысли и чувства.

3. Книга заинтриговала сразу же фразой: «Ни один глаз не видел процесса падения». Почему именно один глаз? А как там было с ушами? Ни одно ухо ничего не слышало?

4. Нерия Вэй, один из главных персонажей книги, официальное лицо. Подразумевается, что это взрослая личность. Поведение и мысли подростка, пафос и юношеский неуместный задор.

[/spoiler] «Не помня себя, Нерия с воплем восторга вскочила на ноги», «Нерия гневно оглянулась на того, кто столь бестактно отказался присоединиться к общей радости.

Полковник Максвелл Янг, эмиссар центрального командования, маленький смуглый венерианин. Встретив негодующий взгляд Нерии, он холодно усмехнулся.

Нерия закусила губу. «Вечно этим надо все испортить!» Она отвернулась, подавив в себе прилив ненависти — общего чувства гражданских колониалов к космофлотцам. Сейчас не время для таких недостойных эмоций. Все-таки без Космофлота ничего бы не получилось… «Но больше вы, голубчики, никому не нужны, — мелькнуло напоследок в голове Нерии Вэй. — Войне конец, и вам тоже». В ее улыбке скользнула тень злорадства — и тотчас стерлась».

5. В книге не раз показан обучающий процесс в виде уроков, состоящих из разговора соответствующих уроку лиц и видеоматериалов. Прекрасная мысль! Если бы еще и исполнено было таким же.

Ну, вот, например, урок для детей 7-8 лет, как указывает автор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«ШАСТРИ (гнусаво, капризно): Хочу построить новый корабль. Самый быстрый и мощный корабль во всем флоте. Личную межпланетную яхту. (Жуя, с набитым ртом): С плавательным бассейном, концертным залом и роскошной пыточной камерой! (Сладострастно облизывает пальцы).»
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Это точно урок для детишек?

6. Зара Янг, тоже из числа основных действующих лиц. Если судить по книге, то достаточно взрослый человек. Поведение капризного избалованного подростка, постоянно упоминающего папу. А кроме этого, Зара готовит переворот и намеревается стать диктатором. ««Ты не забыла, что мы готовим переворот? — Зара повернулась к телохранительнице. — Я собираюсь стать диктатором этой колонии». «

Конечно, нужно напоминать легкомысленным телохранительницам о перевороте. А то че ж это? Никому и дела нет, что ли, до будущей диктатуры?

7. Зара сердится: «« Ах вот как, — зрачки Зары расширились от ярости. — Обрадовались! Решили, что раз началась война, то сила уже на их стороне. Что могут нас открыто презирать. Ну посмотрим, посмотрим. Гвин, придумайте способ наказать их».

Да ваще беспредел я щитаю! Мы найдем способ выгнать их из песочницы!

8. Заре плохо: ««Она едва успела увидеть и осознать это — прежде чем тело отнялось, а мир вокруг расфокусировался и расплылся в пятнистое цветное небытие».

Надо полагать, это один из примеров восхваляемого качества книги?

9. Снова Нерия Вэй: «— Вы сошли с ума! — набросилась я на него. — Устроили переворот, вместо того чтобы честно идти на выборы!»

Это точно о далеком будущем произведение?

10. Саид, мальчик 12 лет. Мальчик в книге показан довольно противоречиво. Он то ведет себя как ребенок, то вдруг начинает думать и разговаривать несколько странно для его возраста.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Вот смотри, — начал Саид. — С чего ты взял, что мелантема — это плохо?

— А как же? — у Брендана даже глаза округлились от удивления. — Черный цветок послали аквилиане, наши враги. Те, кто один раз уже ударил по Земле. Чего хорошего от них ждать?

— У нас говорят, что Аквила — орудие Гнева Аллаха, а Аллах милостив и милосерден. Но ты в Аллаха не веришь, поэтому скажу по-другому. С чего ты взял, что мелантему послали именно аквилиане? А не другие какие-нибудь существа, которые нам друзья?

— Хм. Аквила — единственная известная внеземная цивилизация. Были бы у нас друзья — мы бы знали. Друзья не прячутся.

— Даже если так. Почему ты думаешь, что раз аквилианское — значит злое? Может, они хотят договориться, помириться? А говорить-то по-нашему не умеют. Может, эта мелантема мне внушит их язык, и я стану переводчиком? Ты подумай, как она может быть плохой, если мне сейчас так хорошо?

Брендан, кажется, призадумался — а Саид так и светился от радости, что смог так ясно, просто, доходчиво все сказать. По правде говоря, он прямо на ходу придумал все эти доводы. Сам-то он безо всяких доводов знал истину — а вот Брендана они могли бы и убедить… Но Брендан смотрел на него как-то странно».

Вот непонятно, то ли мальчик такой уж очень умный, то ли этот Брендан такой э…, скажем, тугодум. А вроде, взрослый человек.

11. Подведу итог своему небольшому обзору: язык произведения в основном беден; герои ведут себя так, как будто большинство из них резко перестали взрослеть, рассуждая и общаясь на уровне подросткового мышления; ни одно действующее лицо не выписано так, чтобы за него можно было переживать или, хотя бы сочувствовать ему. Когда читаешь о том, что это лучшее произведение российской научной фантастики за последнее десятилетие, хочется спросить, на что же похожи те, которые не лучшие? Впрочем, вопрос риторический.

Полный вариант отзыва мне хотелось бы показать в моей колонке, как только она у меня появится.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Тимур Максютов «Офицерская баллада»

Lora Lee, 24 августа 2016 г. 12:08

Короткий отзыв на книгу Т. Максютова «Офицерская баллада»

Книг я читаю очень много. Бывает так, что книга не нравится, но я дочитываю, так как хочу дать возможность автору высказаться до конца, не прерывать его. Бывает так, что книгу хочется перечитать сразу, потому что грустно расставаться с ее героями. Иногда перечитываешь через месяц, два или через год. Не всегда с первого раза можешь понять и оценить. Бывает так, что после прочтения книги хочется поделиться своим мнением. Что я сейчас и делаю.

Мне интересно было встретить нового для себя автора и познакомиться с его творчеством, погрузиться в мир, который он создал. Таким автором стал для меня Тимур Максютов, книгу которого, «Офицерская баллада», мне довелось прочитать.

80-е годы прошлого века. Юный офицер, лейтенант Марат Тагиров, отправляется к месту своей службы. Это гарнизон, расположенный в Монголии, в городке Сумбэр. Молодой человек полон стремлений и надежд. Он не знает еще, как неумолимо и резко изменится его жизнь, как рухнут его идеалы под нажимом суровой действительности. На его долю выпадут самые разные испытания и трудности. Справится ли Марат Тагиров с ними?

Что мне понравилось в книге:

1. Автор пишет о том, что сам хорошо знает. Такое создалось у меня впечатление.

2. Сюжет увлекателен и захватывает внимание с первых же страниц.

3. Герои книги выписаны ярко и все переживания их переданы автором без чрезмерно-пафосного надрыва, но с пониманием всего, что происходит в человеческих душах.

4. Писатель старается быть объективным наблюдателем. Хотя ему не всегда это удается.

5. Особо хочется сказать о том, что автор мастерски владеет умением разнообразно передавать речь своих героев. Для всех он находит нужную интонацию, что очень и очень привлекает.

6. Писатель Т. Максютов — не моралист-проповедник. Он не осуждает своих героев за пьянство, за циничное отношение к людям, за легкость некоторых из них в любовных отношениях. Он рисует нам картину человеческой жизни в условиях, в которых трудно сохранить чистоту души и нравственные идеалы. Но Марату Тагирову это удается.

6. Линия возникновения и развития любви между Маратом Тагировым и красавицей Ольгой Андреевной, женой замполита Сундукова, выписана с удивительной задушевностью.

7. Автор умелой рукой рисует нам фрагменты обыденной жизни гарнизона, затерянного в степных просторах Монголии. Бессмысленно-жестокая действительность, которая порождает моральный распад многих из тех, кто в ней обитает.

8. Особое спасибо от меня, как от любителя поэзии, за стихотворение:

Как неродившийся рассвет,

Так отношенья наши странны,

Аврора утром так туманным

Не говорит ни «да», ни «нет».

Но обнажится вдруг душа:

В словах случайным откровеньем,

В глазах – зеленым отраженьем,

И вновь закроется, спеша.

Мы в грезах сладостных парим,

Они пока еще невнятны,

Но остаются непонятны

Наверное, лишь нам одним…

Что огорчило в книге:

1. Отдаю должное мастерству писателя. Но мрачность бытия, безнадежность и тоскливость существования человеческого все же, как мне показалось, несколько преувеличены. Это мое субъективное ощущение.

2. Автор периодически вводит в повествование фрагменты времен давно минувших. А именно, времен Чингисхана. Попытки найти его могилу, ценности, похороненные вместе с ним, а также чудо-меч, обладатель которого выйдет победителем из всех сражений. Марат Тагиров оказывается потомком Чингисхана — чингизидом. Но Марат не сумел воспользоваться этим и найти меч. Все это было бы уместно и чрезвычайно интересно, если бы книга была именно о поисках могилы завоевателя. Но если и была у автора цель намеренно включать эти моменты в книгу «Офицерская баллада», то я их (цели) не поняла.

3. У меня также сложилось впечатление, возможно и ошибочное, что автор как-то уж очень сердит на бывший Советский Союз, чего-то не может ему простить. Если судить по этому произведению, то в Советском Союзе царило такое же бессмысленное и тоскливое существование людей, как в одиноком гарнизоне в Монголии. Мне трудно судить, намеренно ли так поступает писатель, или же это краски такие на его палитре, безрадостные и именно так он воспринимает прошлое.

Впрочем, все это не умаляет достоинств книги, прочитать которую я рекомендую всем, кто любит суровую мужскую прозу.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Олег Бондарев «Кремль 2222. Строгино»

Lora Lee, 15 августа 2016 г. 13:54

Отзыв на произведение О. Бондарева, «Кремль 2222. Строгино».

Вкусы в отношении фантастики у людей разные. Это естественно. У группы читателей они могут совпадать, и тогда появляются на свет серии фантастики и фэнтези самых разных направлений. Это нормально. Если люди читают и ждут продолжения, то why not?

В мою задачу сейчас не входит рассмотрение всей серии «Кремль 222». Мне довелось познакомиться с одной книгой. О ней и скажу свое мнение.

Итак, Олег Бондарев, «Кремль 2222. Строгино».

Герой книги, молодой дружинник Игорь, появляется стремительно в первой главе и вступает в бой. Мутанты, нео, биологический машины… Бой тяжелый, кровавый и заканчивается он не очень хорошо для Игоря. Прямо скажем плохо.

«Молодой дружинник, уже попрощавшись с жизнью, мысленно пожелал, чтоб Захар благополучно вернулся в Кремль к жене Бажене и сыну Истиславу. К счастью или к сожалению, сам Игорь был еще холост…»

Но Игорь ошибся. Его приключения только начинаются. Дружинник пройдет нелегкий путь. Путь взросления, постижения жизни, путь, на котором он встретит новых друзей и врагов. Он будет сражаться и побеждать, страдать и сталкиваться с предательством, разыскивая своего побратима, Захара.

Все это рассказывает нам автор чрезвычайно красочным и увлекательным языком. И, несмотря на то, что я не отношу себя к поклонникам таких книг, читала с интересом.

«Каждая секунда скатывались в бесконечность нехотя, будто черный березовый сок по изуродованному мутацией стволу».

«Он зажмурился и прислушался. Москва говорила с ним шорохами, щепотками, воем и свистом ветра, проносящегося по ее пустынным улицам. Игорю казалось, теперь он понимает этот город куда лучше, чем прежде».

«Москва двадцать третьего века медленно погружалась во тьму. И в этом не скрывалось никакой мистики, не таилось никакого наследия прошлого, связанного с кровопролитной и жестокой Последней Войной. Это был обычный ежедневный цикл. Мир как будто повторял глупым людям: «Делайте с собой, что хотите, убивайте друг друга, грабьте, насилуйте, но я не изменюсь».

Но есть несколько замечаний. Понятное дело субъективных, не претендующих на истину в последней инстанции.

1. Герой молод, согласна. Но все же он живет в такой среде и в такое время, когда взросление наступает рано. Поэтому немного странно было читать: «Игорь уставился на бездыханное тело нео, глупо хлопая глазами».

2. Вероятно, автор стремился к тому, чтобы дружинник разговаривал, скажем, так как это принято у дружинников. «Так вот нео, когда меч увидели, решили, что, раз у меня оружие их предводителя, то и амулет егойный я тоже куда-то спрятал». Но какое-то остается ощущение шероховатости.

3. Игорь встречает человека, Громобоя, который поможет ему искать побратима. Очень живописно автор его рисует. Но вот постоянное «паренек», слово, используемое Громобоем…

4. «– А ты подумай, паренек, – сощурившись, сказал бородач. – Только хорошо подумай! Вот что, по-твоему, может понадобиться человеку, который задался целью истребить как можно больше отвратительных нео?»

«– Боже, паренек, да ты, похоже, до сих пор в себя не пришел после ранения? – с улыбкой покачал головой незнакомец».

Ну, что нео — создания отвратительные уже ясно было. Зачем уточнять?

5. «– Чего молчишь, паренек? – напомнил о себе незнакомец, видимо, заскучав.

– Да так… – промямлил Игорь». Дружинник… Сражается с мутантами…

6. «Брови незнакомца взлетели на лоб.

– Вот как? – не скрывая искреннего удивления, переспросил бородач. – Ну а почему? Неужели Кремлю до того наплевать на своих разведчиков?

– Не наплевать, но… Кремль, по сути, находится в постоянной осаде, несмотря на недавний подвиг одного из наших, Данилы».

Это не разговорная речь дружинника. Это лекция о текущем положении Кремля.

Список шероховатостей перечисленными замечаниями не исчерпывается. Но мне не хотелось бы именно сейчас их все анализировать. Книга, безусловно, понравится тем, кто читал другие произведения этой серии, кто любит такую насыщенно-боевую литературу. У автора есть потенциал, который он, несомненно, сможет реализовать. Чего я ему от всей души желаю. И будем ждать его новых произведений.

Оценка: нет
⇑ Наверх