fantlab ru

Все отзывы посетителя kengu.ru

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Степан Вартанов «Маятник»

kengu.ru, 1 февраля 2014 г. 17:16

Творчески написанный учебник по нейролингвистическому программированию для подростков, по странной прихоти автора названный литературным произведением.

На протяжении текста читатель узнает, как выключить внутренний диалог, как использовать гипнотические индукции через четырехтактное внушение и как перестать индульгировать в формате «я попробую». Ну и еще нескольким НЛП-техникам до кучи — тем, кому лень читать Гриндера и Бендлера.

Главное чувство при перелистывании последней страницы — «ОЧЕНЬ ЖАЛЬ».

Очень жаль, что яркий и вкусный мир героев, созданный в первой трети романа — сам Ромка, Векки, Мако, сестры-лисички, юная наставница Аманта Риз — был нажатием одной кнопки «выключен» ради полугодового базара ГГ с не-демоном, сидящим у него в голове. Хочется, чтобы герой выключил-таки внутренний диалог, а автор вернул герою друзей и врагов. Две трети книги в шизоидном одиночестве — это очень, очень долго.

Очень жаль, что автор долго и нудно оправдывается передо мной за то, что взял именно формат «попаданцев». И устами родителей — учительницы литературы и милиционера, ведущих длиннющие литературоведческие беседы — назидательно объясняет мне, что попаданцы бывают литиратурной поделкой, а бывают и настоящей литературой. Только вот настоящая литература никогда не оправдывается сама за себя.

Очень жаль снова и снова слушать рефлексию ГГ на тему «чем этот мир отличается от читанных мной произведений фэнтези». Ну отличается, прими и иди дальше, не мешай читателю воспринимать реальность! Бодрствование внутри сна — почти всегда ошибка.

По сравнению со всем этим «веселый, задорный взгляд» Императора-Бога, которому на минуточку миллион тыщ лет, и неубедительный финал со спасительным для ГГ роялем в кустах — так, мелочи, почти не расстраивает.

В общем, жалко очевидно талантливого автора и талантливое начало. Может, следующая книга будет про отношения и их развитие — а не про унылый духовный рост?

Оценка: 6
– [  12  ] +

Альфред Ван Вогт «Мир Нуль-А»

kengu.ru, 27 января 2014 г. 13:00

Это не роман-решение. Это роман — постановка проблемы.

Итак, проблема: каким будет сознание людей будущего, не ограничивающее, а стимулирующее развитие общества? Автор пошел двумя путями. Во-первых, он определил новое через отрицание старого (не-Аристотелевы — «нуль-А» — концепции). Ну, и заодно не-Ньютоновы и не-Евклидовы, хотя у Аристотеля здесь безусловный приоритет. Во вторых, он сделал Нуль-А главным идеологическим знаменем тамошнего общества, типа нашего коммунизма или америкосовских свободы и демократии. Люди в этом обществе воюют не просто против инопланетных агрессоров и местных заговорщиков, они не много не мало отстаивают идеалы Нуль-А. А злые враги не просто пытаются захватить власть, они претендуют на разрушение Нуль-А ценностей.

Так в чем же заключается священная концепция Нуль-А, от существования которой так зависит процветание тамошнего общества? Автор делает вид, что ему некогда это объяснять читателю: надо мир спасать, память ГГ восстанавливать, героев связывать и развязывать по делу и без (через некоторое время эти неоправданные сюжетом элементы БДСМ начинают активно веселить). Но мы можем восстановить некоторые основные идеи Нуль-А по хлебным крошкам, оброненным автором в его путешествии.

Первая улика в расследовании: автор несколько раз упоминает один из принципов семантики («Карта не есть местность»). Видимо, не случайно основные законы этого психо-общества устанавливает не парламент и не президент, а некий всемогущий Институт Семантики.

Мышление, которое как базовую аксиому принимает, что карта не есть местность, а слово, обозначающее объект, не есть сам объект, становится невообразимо сложным. В А-мире перед вами ваш муж, приличный человек, слегка застенчивый, но верный, хотя и не очень далекий. В Нуль-А мире перед вами объект, который с разной степенью вероятности может быть чем угодно. Вашим мужем — или предателем человечества, принявшим сторону инопланетян. Или вообще инопланетянином, принявшим обличье вашего мужа. Ну задумайтесь — есть же НЕНУЛЕВАЯ вероятность, что он инопланетянин? Или агент спецслужб, внедренный для контроля вашего сознания? Все свойства объекта (приличный, верный, недалекий и пр.) превращаются в ваш способ думать о нем. То есть это ВЫ сделали вывод, что он приличный — на основании доступных вам и субъективно интерпретированных вами фактов. Но есть и другие имеющие право на рассмотрение гипотезы...

А-сознание пугается такой степени неопределенности мира. Оно впадает в истерику, понимая, что «добрый», «злой», «неприятный», «желанный» — это не свойства объекта, а способы, которыми мы о нем думаем. А на самом деле объект может быть каким угодно или не существовать вообще. А-сознание реагирует на возможное, как на реальность, и бьется в ужасе от угроз, вероятность которых микроскопически мала, но субъективно велика — катастрофически.

Для контроля всей этой эмоциональной свистопляски одна из задач А-тренировки — поставить эмоциональные процессы под контроль сознания. В терминах романа — поставить талямус под контроль коры мозга. Отсюда идея Нуль-паузы (в нашем мире в таких случаях говорят «досчитай до десяти»). Что при таком тотальном контроле будет с любовью? С ненавистью? С завистью? С нежностью? Не очень понятно, но... Мы явно получим совершенно другого, неизвестного нам человека.

Было бы действительно интересно почитать роман про общество, построенное на принципах Нуль-А. Это был бы очень интересный роман. И — спасибо автору, что хотя бы первым заговорил об этом.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Пещера»

kengu.ru, 25 января 2014 г. 17:29

С этим романом у меня были две чудесные встречи. Первая – сразу после его выхода в свет, и вторая – совсем недавно. Будет честным, если я расскажу об обеих.

Первое прочтение – безумная радость от встречи с Настоящей Историей. Мудрой, атмосферной, глубокой и написанной прекрасным, цветным, истинно дяченковским языком. Историей о мире, в котором ты днем – человек, а ночью – зверь в Пещере твоего сна. Историей о настоящих мужчинах, которые умеют любить, и умеют бороться за свою любовь («Я каждый день дерусь за тебя…»). О настоящем Театре, который одной постановкой меняет мир.

Прошло пятнадцать лет, и я перечитал роман. И теперь, кроме удовольствия от действительно прекрасно написанного мира, характеров, интриги появились… нет, не сомнения. Скорее темы для размышлений.

Начнем с главного психологического механизма, лежащего в основе структуры мира. Юнгианское расщепление личности и разрыв отношений с собственной Тенью – тема в литературе не новая (привет Геду из «Волшебника Земноморья»). Агрессия вытесняется, и насколько твоя Тень в бессознательном — в «Пещере» — агрессивна, ровно настолько в дневном мире ты тихий милашка. Собственно, этим и обеспечивается мир, в котором нет войн, никто не знает, что такое вакуумная бомба и не боится отпускать на улицу дочерей по ночам.

А теперь – внимание – вопросы.

Первое. Главреж театра, который в Пещере был саагом – огромной кровожадной кошкой – днем вел себя примерно так же кровожадно по отношению к своим артистам. Он даже двигался так же, как в Пещере: мягко и хищно перетекая в пространстве. Да и в целом в мире, описанном авторами, народ какой-то совсем не тихий и не милашечный – несмотря на то, что вся агрессия по идее должна быть слита в Пещеру. Механизм не работает? Тогда почему таки нет войн и преступлений?

Второе. Самое приятное животное в пещере – сарна (серна? косуля?). Милая изящная обаяшка с копытцами и рожками, которая трусит и теряется от любой агрессии рядом. Так как же в это ангельское создание сливают свои агрессивные комплексы люди, которые превращаются в сарн по ночам? Ведь если механизм расщепления работает исправно, в дневной жизни они должны быть злобными кровожадными монстрами!

В целом все выглядит так. Либо Пещера – это просто символическое отражение дневного мира, и кто днем хищник – тот ночью сааг, а кто тихоня – тот ночью сарна. Но тогда ни разу не работает декларируемое избавление от агрессии через заключение ее в узилище Пещеры. Либо Пещера – это место обитания нашей Тени. Но тогда там должны быть одни чудовища и никаких сарн, а в дневном мире, наоборот – все сарны и ноль саагов.

Зато финальная фишка про интеграцию с Тенью в бессознательном через осознанное сновидение(то есть не тащить зверя в человека, а добавить человеческое в зверя) – стоит всех этих психоаналитических багов вместе взятых.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Юрий Никитин «Ричард Длинные руки»

kengu.ru, 24 января 2014 г. 15:54

Ага, ага, нелитературная чушь, грязь и мерзость, дешевый мусор, нечитаемо, «маша ела кашу», а коммерческий успех серии связан с общей дебилизацией населения.

Да.

Так вот — я один из тех дебилов, который прочитал всю серию. И вот что имею сказать за эти тексты.

«Ричард Длинные Руки» — безусловно проект. Прежде всего проект коммерческий, вполне успешный, и шоб так жить всем «высоколитературным» авторам.

Но кроме того, это проект очевидно идеологический. Автор не пишет литературу. Кто за литературой — ошибся дверью. За э т о й дверью ДЕЛАЮТ ПАТРОНЫ.

На самом деле, что такое патрон? Это средство доставки пули в нужное время в нужное место. Патрон не обязан быть красивым или этичным, он просто должен обеспечивать эффективную и своевременную доставку пули вам в почку или сердце. Даже коммерческий результат для автора не цель, а просто свидетельство результативности массового поражения целей.

И контент, упакованный под обложку, целиком и полностью заточен именно под это: чтобы у как можно большего количества «средних» читателей вызвать рефлекторную реакцию выделения денег в обмен на получение упакованной в книжную оболочку «пули». А что для этого нужно? Герой, с которым на уровне чресл и желудка хочется идентифицироваться этому самому «среднему» читателю. Носитель сакральной силы (Адский Пес, адский конь, нечувствительность к местной магии и Сатана на посылках). Носитель сакральных знаний будущего (композитные луки, стратегические приемы боя и знания, как устроен атом). Супер-самец, под которого ложатся все встречные женщины и все встречные мужчины. Подробные описания, как это происходит, повторяются в каждой книге и создают прочную зависимость у читателя. Чистая физиология, ничего личного.

Теперь о пуле. Если отбросить упаковку в виде сисек, писек и побежденных монстров, остается одна тема, которая то так, то эдак обсуждается автором в каждой книге. Это мысль о том, что ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАЖНЕЕ РАЗНООБРАЗИЯ. Эта мысль выныривает в самых разных формах и видах.

Людей, которые неправильно и не тем богам молятся, автор руками ГГ сжигает в их же храмах («и сказал он, что это хорошо весьма»)

Эльфы, тролли и маги подлежат уничтожению как носители «иной» культуры (или сохранятся на условиях полного подчинения центральной власти)

Все тайные, волшебные и «неправильные» места будут вычищены с карты мира, дабы проложить через них дороги

Революционеры, оппозиция и прочие Робины Гуды вешаются без суда и следствия, как военные преступники под аплодисменты освобожденного от их гнета крестьянства (отдельно этой теме посвящен роман про Гая Гизборна, но он-то как раз совершенно не читаем)

Ну, а прибауточки в формате «свинья для нас куда полезнее демократа» и «покажем толерастам» — это просто тот язык, на котором общается ГГ. Другого не знает.

А теперь умножьте количество выпущенных томов на объемы тиражей, включая пиратские копии — и вы сможете оценить размеры массового поражения идеологических целей.

За деньги самих же целей, если что.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Генри Лайон Олди «Путь меча»

kengu.ru, 24 января 2014 г. 14:23

Настоящая фэнтези — это не эльфы и тролли, принцессы и драконы. Настоящая фэнтези — это шаг за пределы Привычного в Бесконечность. Бесконечность, логично и естественно вырастающую из Привычного. Настолько логично и естественно, что сделав этот шаг, мы удивляемся: блин, как мы могли этого не видеть раньше?

Ну как мы могли раньше думать, что оружие с л у ж и т людям? Ведь очевидно: холодное оружие — не просто железо. Хороший меч имеет Имя — всегда. Хороший меч имеет характер — всегда. Хороший меч хранится в семье веками. Хороший меч — Душа воина. Мы миллион раз слышали и читали об этом, и нас ничего не смущало.

Но вот приходит Мастер, открывает дверь, и мы делаем с ним шаг за порог Привычного — в его очевидное продолжение. В мир, где мечи и шпаги перестают быть оружием и становятся Блистающими, приобретают личность и волю, придают жизни человека цель и смысл.

Собственно, роман именно об этом — о Пути единения с целью и смыслом. «Пресеки свою двойственность, и пусть один меч стоит спокойно против неба!» Это непросто, но Олди и не обещают простоты. Они просто показывают Цель и Путь. Дальше — сами. Честно говоря, мне это когда-то очень помогло.

А еще это очень красивый мир и красивый текст, да.

Маленький совет. Если у вас книга без картинок или электронная версия — не поленитесь и поищите в сети изображения оружия, которое перечислено в глоссарии. Это колоссально упростит для вас погружение в мир Блистающих.

Завидую тем, кто еще не читал.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Роджер Желязны «Князь Света»

kengu.ru, 24 января 2014 г. 03:43

В первый раз я прочитал «Князя Света» в ранней-преранней юности, и мне показалось, что он открыл для для меня Самую Главную Истину. Через много лет я понимаю, что он просто задавал вопросы — но такие, которых мне больше не задавал никто.

Хочу предупредить сразу: не стоит использовать «Князь Света» как увлекательный справочник по индийской мифологии. Индуистские боги там весьма далеки от своих прототипов, потому что роман не про это. Он про людей, задающих себе вопросы.

Имеет ли право человек «назначить себя богом» по отношению к другому человеку? Кто при этом кому должен — и что?

Можно ли создать религию (идеологию, миссию), не веря в нее самому? И может ли человек, искренне поверивший такому обманщику, сам стать просветленным адептом?

Что есть «я», если я могу менять тела как одежды?

Что есть мои родители в таком мире: люди, чьи гены несет мое очередное тело? Или кто-то совсем иной — но тогда кто и почему?

Что важнее — намерение или действие? Добро или красота — в мире, где и то и другое определяешь ты сам?

На самом деле, «Князь Света» задает куда больше вопросов. Настолько больше, что потянул бы на хороший учебник по философии. Если бы существовали учебники по философии, где вопросы задаются в напряженном контексте войн, интриг, усмирения демонов и разборок между богами.

Роман отличный, рекомендую.

Оценка: 10
⇑ Наверх