fantlab ru

Все отзывы посетителя Mrisviz

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Борис Акунин «Князь Клюква»

Mrisviz, позавчера в 19:27

Любимейшая повестюшка из цикла «История Российского государства».

Это крайне трогательное и необычное произведение о двух братьях.

Старший, Борис, – лихой, безрассудный вояка, несерьёзно относящийся ко всему, кроме войны, в открытую насмехающийся над младшим, Ингварем-Клюквой (прозвище из-за пятна на лбу, проходящего нитью через все художественные части Истории Российского государства), – умным, рассудительным, закрытым человеком, который варится в своих внутренних переживаниях. Он постоянно находится не только под гнётом ответственности за вверенное ему под управление княжество, но и под тяжестью комплексов, неуверенности в себе, и всё это усугубляется присутствием молодцеватого брата, наглого и уверенного в общении с любой женщиной. Однако Клюква переступает через себя, трогательно делая попытки навести мостки к той, что понравилась ему, и это заставляет глубже проникнуться этим часто смиренным перед судьбой, ранимым, но сильным героем.

Не любящий войну, прекрасный и смекалистый управленец Клюква с усердием бросается решать проблемы своего крошечного княжества. А проблем много – от вероятного набега половцев или новгородцев, до улучшения жизни своих подданных и увеличения прибыли в казну. В этом-то как раз и есть одна из вкуснейших особенностей данного произведения. Автор мастерски погружает нас в управление малым княжеством, состоящем из пары деревень. Любопытно наблюдать как князь в условиях нехватки денег рационализирует процессы, делая убыточное прибыльным, бьётся за каждую копейку, решает финансовые и военные вопросы, о которых обычные смертные и не задумываются, но без которых не сможет не только процветать, но и существовать ни одно большое объединение людей. Это всё напомнило элементы РПГ игр, наподобие Kingdom Come: Deliverance. Подобное я ещё видел у Бориса Конофальского, в цикле Путь инквизитора.

Понравилось как это всё масштабировано до небольших, но важных элементов. Например, стоимость одного коня с хорошей бронёй может достигать прибыли мелкого княжества за полгода. Ещё интересный момент – всего один воин, облачённый в тяжёлые доспехи с конём, в таких же доспехах, оказывается, становится очень мощной боевой единицей и может серьёзно влиять на исход небольшой битвы, где все, в основном, одеты в недорогую кожаную или кольчужную броню. Эти мелкие, но важные детали, делают персонажей и происходящие события ближе, крупнее, приземлённее. И всё это недурно добавляет атмосферности.

Ещё одна сильная сторона этой повести – небанальные драматические повороты сюжета и некартонные персонажи. Раздолбай-брат тоже оказывается не двумерным. Автор грамотно вызывает к нему определённое чувство, но позже всё оказывается не так однозначно.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Страж»

Mrisviz, 2 сентября 20:09

Нечасто испытываю гордость за наших фантастов. Придумать что-то новое в фэнтези с каждым годом становится всё труднее, и авторы данного цикла вполне с этим справились.

Это, пожалуй, единственный качественный цикл, в своей основе похожий на Ведьмака, но при этом абсолютно самобытный, с новым взглядом на магию, религию, ад, рай, с хорошо уложенной, взаимно переплетающейся структурой могущественных организаций, интриг, а также со множеством уникальных фишек, которые не вызывают ощущения вторичности и похожести на другие произведения.

Прослушал всё в исполнении мастера-чтеца Ивана Литвинова, который оживил всё происходящее, наделив каждого из персонажей своим голосом и манерой речи, добавив, таким образом, атмосферности и эффекта присутствия.

Ощущение «ведьмачности» довольно быстро улетучивается, несмотря на то, что, как и в Ведьмаке, здесь есть скупой на эмоции борец с чудовищами (тёмными душами), его колдунья-возлюбленная, суровые коллеги по ремеслу, политика, жутковатые личности, зловещие расправы и целый набор чудовищ на любой вкус. Если всё это сравнивать с фундаментом, то авторы установили на него здание совсем другой архитектуры.

Главная красота цикла – в превосходном стиле повествования, воображении авторов, умении нанизывать разрознённые события на нить основного сюжета. Мир полон живых взаимоотношений, некартонных диалогов, трогающем за живое проявлении дружбы. Всё это в правильной дозировке посыпано приятным юмором. Повествование с любовью наполнено мелкими детялями и любопытными сценками, что создаёт такой желанный эффект присутствия и делает тебя участником событий. Сюжетные ходы предугадать крайне трудно, да и не хочется, если честно. Частенько приходилось удивляться.

При прочтении, лично у меня, возникло достаточно глубокое погружение в атмосферу мрачного средневековья, будней стражей, где ты то ощущаешь могильный смрад, то мороз ночи в горах, то тревожный уют таверны, когда на улице пасмурно и мерзко, а внутри тепло, но при этом ощущается некая угроза, и кусок не лезет в горло, а пиво теряет свой вкус.

ГГ не бессмертный супергерой, а закалённый в боях профессионал, постоянно рискующий жизнью, получающий настоящие и опасные раны, от которых зависит жизнь. Так как дар взаимодействия с душами, обычная магия и священная магия – это разные материи, то частенько герой бессилен перед опасностью, что делает его более живым, ищущим помощи или обхода опасной ситуации, а не вот этим, бросающимся в любую драку суперменом, который очень напряжённо, но гарантированно побеждает всегда и везде.

Умереть может почти любой герой, и это тоже добавляет перца.

Концовка сюжета цикла, как мне кажется, одна из лучших в мире фэнтези, поскольку она развязывает все сюжетные линии, наполнена эпичностью и драматизмом, и, что самое главное, не «завалена», как это часто происходит у других.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Шарль Де Костер «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах»

Mrisviz, 27 апреля 22:54

Специфическое произведение.

Современному читателю покажутся наивными многие происходящие события, совершаемые действия, разговоры, шутки и поведение персонажей.

Первую одну треть романа Уленшпигель ведёт себя как нелепый пакостник, а именно устраивается на работу к честным труженикам — мастеровым, лавочникам, ремесленникам и ни с того, ни с сего вредит им, без смысла и пользы, нудно и упрямо коверкая смысл их поручений, перевирая слова и смыслы, повреждая имущество ради пустой потехи. Причём всё это сделано только для того, чтобы повеселить неприхотливого читателя. Иного объяснения нет.

В романе много пафосных речей, словоблудия, многократно повторенных одних и тех же фраз.

Несколько примеров: сошедшая с ума после пытки тысячу раз на страницах книги повторила фразу «Потушите огонь, пробейте дыру – душа просится наружу». Утомительно.

Или, например, Ламме всё ходит и ищет жену. Его причитания о том, какая она белая и собою хорошая, и какой он несчастный, что она его оставила, разливаются водой по многим страницам.

Все как сумасшедшие соревнуются, кто повычурней выразит свою мысль, кто позаковыристее обзовёт другого, кто пожеманнее обратится к понравившейся особе женского пола, много витиеватой пустой речи.

Роман переполнен метафорами, гиперболами и прочими украшательствами.

«Да ты так же набит неблагодарностью, как колбаса – рубленым мясом!»

«Слышишь, какой у него громоподобный голос? Какой он плечистый, крепкий и какого же он высокого роста! Посмотри на его длинные руки с ногтями, как когти. Обрати внимание на его холодные круглые орлиные глаза, на его длинную, клинышком, бороду, – он не будет ее подстригать до тех пор, пока не перевешает всех попов и монахов, чтобы отомстить за смерть обоих графов. Обрати внимание, какой у него свирепый и грозный вид.»

"– Чего ты испугалась? – сказал Уленшпигель. – Солнца? Оно светит нам и всю тебя позлащает. Зачем ты потупила очи? Смотри на меня – видишь, какой яркий огонь зажигаешь ты в моих глазах? Слушай, моя любимая, прислушайся, моя дорогая: это час полуденной тишины – пахарь посвящает его трапезе, а нам с тобой, кажется, ничто не мешает посвятить его любви. Я бы целый век просидел у твоих колен – все бы гладил их, гладил и гладил!»

Во многих речах чувствуется какая-то витиеватая напыщенная натужность.

Многие простые события, обрастают тоннами вычурно закрученной словесной воды. Ощущение, что автору платили за каждую букву и он усиленно раздувал любой разговор до неприличных размеров. А толочь словесную воду в ступе автор умел мастерски!

Возможно, это словоблудие вполне в духе того времени и применялось, чтобы придать книге какой-то фонтанирующей эмоциональности, живости, но в итоге этого оказалось неоправданно много и заставляет буквально купаться в буквах, утопая и захлёбываясь.

Много стишков. Опять же, наивнейших и с многократными повторениями одних и тех же строчек.

«Три мушкетёра», написанные двадцатью годами ранее, возвышаются над «Уленшпигелем» глыбой остроумия и потрясают глубиной, невымученной словесной изящностью, захватывают небанальными приключениями и умнейшими диалогами, не вызывая в мыслях и тени ощущения наивности и многословия.

Хотя, надо признать, что в романе неплохо передан дух средневековья. Своя, особенная, изюминка в романе, несомненно, есть. Тут и драма, описание жестоких пыток, казней, и погружение в исторические события, и, пусть и большей частью наивные, но милые приключения, диалоги, пусть и переполненные лишней информацией. Надо не забывать, что эта книга — один из столпов мировой литературы и каждый должен составить своё личное мнение, прочитав её.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Леонид Каганов «Харизма»

Mrisviz, 18 января 2022 г. 20:55

Книгу прочитал запоем. Такое со мной впервые. Люблю эдак, не торопясь, посмаковать чтение, а тут прямо не отрываясь за два-три присеста проглотил.

Удивляет мастерство автора описывать сложнейшие вещи простым и понятным языком – «Словам тесно, а мыслям просторно». За исключением некоторых подзатянутых мест (например, обряд экзорцизма), подача идеально сбалансирована. Первый раз вижу такой завораживающий стиль – что-то среднее между Стругацкими, Джеком Вэнсом и Робертом Шекли, переплетённое с основой из «Нечто» Карпентера.

Где-то после 1/3 сюжета начинается такой фейерверк фантазии, что просто периодически в голове проскальзывает слово «обалдеть». Порадовали знания автора во многих технических областях, позволяющие ему описывать сложные вещи логично, понятно и, главное, нескучно. Он так легко расправляется с описанием сложнейших метаморфоз, и так интересно их подбрасывает в сюжет, что невольно удивляешься тому, что это написал человек. Юмор в романе ненавязчивый, а улыбку рождает яркость возникающих в голове образов и сцен происходящего, мастерски вырисовываемых автором.

Понравилось почти полное отсутствие заезженных сюжетных ходов, штампов, банальностей. Реакции персонажей адекватны и естественны. Видно как автор пропускал всё это через какое-то внутреннее мерило здравого смысла. Диалоги, повороты сюжета, за редким исключением, все какие-то свежие, живые, органичные. Ощущение, что мир дышит и живёт независимо от того, читаю я это произведение или нет.

Насчёт финала – казалось бы, это старый штамп, но концовка финала перевернула всё ещё раз.

Леонид определённо один из талантливейших новеллистов нашего времени – достаточно пройтись по его рассказам. Ощущение, что он создаёт уникальнейшие сюжеты просто щелчком пальцев.

Браво, Леонид! Рад жить с вами в одно время!

Оценка: 10
⇑ Наверх