FantLab ru

Шарль Де Костер «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Оценок:
599
Моя оценка:
-

подробнее

Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах

La Légende et les aventures héroïques, joyeuses et glorieuses d’Ulenspiegel et de Lamme Goedzak au Pays de Flandres et ailleurs

Другие названия: Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях; Легенда о героических весёлых и доблестных приключениях Тиля Уленшпигеля и Ламме Гудзака во Фландрии и других странах; Тиль Уленшпигель

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Уленшпигель — «Ваше зеркало» — герой народных фламандских побасенок, классический трикстер, брат родной Петрушке, Ходже Насреддину, Гермесу, Алдар-Косе, Локи и Меджекивису. Однако, перед вами не сборник народных сказок. Шарль де Костер, подарив Уленшпигелю крещеное имя (Тиль), мать и отца (честных и трудолюбивых Сооткин и Клааса), родину — тем подарил ему и ответственность, и горечь потерь, и ярость угнетённого. И вот — фантастика! — базарный жулик становится искателем правды, а беспутный бродяга — защитником родной земли. Исторические факты смешаются с причудливыми сценами явления духов, и даже могила не удержит шутника Уленшпигеля...

Примечание:

Перевод Н. Заболоцкого — сокращённый пересказ для детей.

Перевод Л. Яхнина — краткий пересказ для детей.


Входит в:

— журнал «Костёр, 1936'1», 1936 г.

— журнал «Костёр, 1936'2», 1936 г.

— журнал «Костёр, 1936'3 сентябрь», 1936 г.

— журнал «Костёр, 1936'4 октябрь», 1936 г.

— журнал «Костёр, 1936'5 ноябрь», 1936 г.

— журнал «Костёр, 1936'6», 1936 г.

— антологию «Все лучшие сказки мира», 2007 г.

— антологию «Все лучшие сказки для детей», 2015 г.


Экранизации:

«Приключения Тиля Уленшпигеля» / «Les aventures de Till L'Espiègle» 1956, Франция, Германия (ГДР), реж: Жерар Филип, Йорис Ивенс

«Легенда о Тиле. Фильм первый - Пепел Клааса» 1976, СССР, реж: Александр Алов, Владимир Наумов

«Легенда о Тиле. Фильм второй - Да здравствуют нищие!» 1976, СССР, реж: Александр Алов, Владимир Наумов



Похожие произведения:

 

 


Тиль Уленшпигель
1928 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
1929 г.
Легенда об Уленшпигеле
1935 г.
Тиль Уленшпигель
1936 г.
Тиль Уленшпигель
1937 г.
Легенда об Уленшпигеле
1938 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
1946 г.
Легенда об Уленспигеле
1948 г.
Легенда об Уленшпигеле
1948 г.
Тиль Уленшпигель
1949 г.
Легенда об Уленшпигеле
1951 г.
Легенда об Уленшпигеле
1954 г.
Легенда об Уленшпигеле
1954 г.
Легенда об Уленшпигеле
1954 г.
Легенда об Уленшпигеле
1955 г.
Легенда об Уленшпигеле
1956 г.
Легенда об Уленшпигеле
1961 г.
Легенда об Уленшпигеле
1965 г.
Легенда об Уленшпигеле
1967 г.
Легенда об Уленшпигеле
1969 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
1972 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
1975 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
1975 г.
Легенда об Уленшпигеле
1977 г.
Легенда об Уленшпигеле
1978 г.
Легенда об Уленшпигеле
1979 г.
Айвенго. Легенда об Уленшпигеле
1980 г.
Легенда об Уленшпигеле
1983 г.
Легенда об Уленшпигеле
1983 г.
Легенда об Уленшпигеле
1983 г.
Легенда об Уленшпигеле
1983 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
1984 г.
Легенда об Уленшпигеле
1985 г.
Легенда об Уленшпигеле
1986 г.
Легенда об Уленшпигеле
1986 г.
Легенда об Уленшпигеле
1987 г.
Айвенго. Легенда об Уленшпигеле
1988 г.
Легенда об Уленшпигеле
1992 г.
Айвенго. Легенда об Уленшпигеле
1996 г.
Легенда об Уленшпигеле
1997 г.
Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Тиль Уленшпигель
1997 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
2001 г.
Легенда об Уленшпигеле
2004 г.
Легенда об Уленшпигеле
2005 г.
Тиль Уленшпигель
2006 г.
Все лучшие сказки мира
2007 г.
Легенда о Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
2007 г.
Легенда об Уленшпигеле
2008 г.
Чудесные сказки
2008 г.
Легенда об Уленшпигеле
2011 г.
Легенда об Уленшпигеле
2011 г.
Легенда об Уленшпигеле
2013 г.
Легенда об Уленшпигеле
2013 г.
Все лучшие сказки для детей
2015 г.
Легенда об Уленшпигеле
2017 г.
Легенда об Уленшпигеле
2018 г.
Легенда об Уленшпигеле
2018 г.
Легенда об Уленшпигеле
2018 г.
Легенда об Уленшпигеле
2018 г.
Легенда об Уленшпигеле
2019 г.
Легенда об Уленшпигеле
2019 г.

Периодика:

Костёр, 1936'2
1936 г.
Костёр, 1936'1
1936 г.
Костёр, 1936'3 сентябрь
1936 г.
Костёр, 1936'4 октябрь
1936 г.
Костёр, 1936'5 ноябрь
1936 г.
Костёр, 1936'6
1936 г.

Аудиокниги:

Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке
2006 г.
Легенда об Уленшпигеле
2010 г.
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Легенда про Уленшпігеля
1974 г.
(украинский)
Легенда про Уленшпігеля
1987 г.
(украинский)
Легенда про героїчнi, веселi i славетнi пригоди Уленшпiгеля i Ламме Гудзака у Фландрiї та iнших країнах
1991 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма кровавая книга. Клаас был сожжён на костре, Сооткин умерла от болезни, Катлина умерла в результате утопления. В финале сам Уленшпигель, казалось бы, умер от отравления, но всё же остался жив. Впрочем, не стоит удивляться кровавости «Легенды об Уленшпигеле», потому что шестнадцатый век и вправду был таким кровавым.

В романе мало внимания уделяется Каллекен, жене Ламме Гудзака. Собственно говоря, Каллекен почти полностью остаётся за кадром. Ламме разыскивает её, а сама она в повествовании не появляется. Каллекен появляется в повествовании лишь однажды, когда Ламме наконец-то находит её и воссоединяется с ней. Всё же Костер мог бы побольше внимания уделить Каллекен. Тем более Неле, возлюбленной Уленшпигеля, уделяется много внимания. Отношения Уленшпигеля и Неле показаны крупным планом.

Странным мне показалось то, что Уленшпигель никогда не стареет. В романе упоминается, что он очень молод, хотя родился в Дамме много лет назад. Роман вообще-то не фантастический, так откуда же взялась вечная молодость Уленшпигеля? Впрочем, к Неле это тоже относится: она такая же вечно молодая, как её возлюбленный.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На редкость неприятная книга, особенно первая часть со всем шутовством персонажа. Спасибо, что хоть не нудно.

Да и вообще, кто такой этот Уленшпигель, что бы легенду о нём слагать. Вот Спартак, или Робин Гуд, или Король Артур – лидеры, одним словом – вот о них можно легенду сложить, а этот – мелкий пакостник, и ничего больше. По крайне мере автор не смог, на мой взгляд, изобразить его нечто большим.

Интересны взаимоотношения двух религий, но явное противопоставление добра, в виде протестантизма, и зла, в виде католицизма – весьма примитивно.

Оценка: 3
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, единственная в европейской литературе достойная стоять рядом с романом Рабле. Трудно представить, что столь карнавальное сочинение могло появиться на свет в чопорном девятнадцатом веке. Книга смешная и одновременно трагическая, она описывает ту эпоху, когда женские монастыри в полном составе превращались в публичные дома, когда крестьяне, едва научившись разбирать грамоту, принимались за чтение философских трактатов, когда богословские диспуты собирали больше зрителей, чем ярмарочные шуты. «Пепел Клааса стучит в моё сердце», — говорит Тилль и тут же устраивает розыгрыши столь скабрезные, что диву даёшься. Всё это так и было в шестнадцатом веке, когда Европа прощалась со средневековьем, и Шарль де Костер из своего девятнадцатого века видел ту правду и донёс её нам.

Конечно, девятнадцатый век оставил свой след на страницах романа. История о жутком вервольфе, которая в эпоху Рабле была бы исполнена мистики, у Костера разрешается вполне реалистически: безумец рвал своих жертв вафельницей. Ещё сложней и неоднозначней вставная сцена, где описана смерть императора Карла. Карл Пятый Германский, он же Карл Первый Испанский отличался неумеренным аппетитом и одновременно пороком нижней челюсти, не позволявшим ему жевать. Шарль де Костер описывает, как чёрт утаскивает императора в ад в ту минуту, когда он сидел за столом и ел сардинку. Из жалости чёрт позволил ему докончить. Не правда ли, странно видеть исполненного жалости чёрта? Но дело в том, что изображение рыбы — один из символов Христа (вспомните, сколько рыб парит в облаках на картинах Босха). Гонитель протестантов богомольный император Карл грызёт своей чудовищной челюстью Иисуса Христа, а дьявол, так и быть, позволяет ему довершить начатое. Наверняка в романе есть ещё множество образов и отсылок, незамеченных мною, но и без того ясно, что перед нами очень непростая книга, требующая неторопливого, вдумчивого чтения. Одна из лучших книг, которых мне довелось прочесть.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давненько хотел перечитать эту книгу, полное название которой, кстати, следующее: «Легенда oб Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях». Существует несколько переводов романа на русский язык. Лучшим из них считается тот, что выполнен Николаем Любимовым. Ещё в восьмом классе, как раз перед экзаменами, я впервые прочёл сокращённый вариант этого перевода — адаптацию для юношества. Спустя -цать лет познакомился и с полной версией, опубликованной в авторитетной Библиотеке всемирной литературы (предисловие, написанное Роменом Ролланом, цветные вклейки, хотя и с чёрно-белыми иллюстрациями, подробные комментарии). И вот, перечитал эту книгу вновь.

Итог — скорее, разочарование... Роман написан в девятнадцатом веке, но так будто реалистической прозы ещё не существовало. Не было Мериме, Бальзака, Стендаля... В «Легенде» угадывается влияние Рабле, но отсутствуют реалистические описания — пейзажей, интерьеров, внешности людей. Равно как их жестов, мимики и т.д. При том, что это умел делать ещё Гомер.

После толстовского «Петра» впечатление обескураживающее... Может быть, «Легенда» и выдающийся литературный памятник, но сейчас дала мне очень мало. Кроме разве что снобистского самолюбования — ведь читал довольно толстую бумажную книгу в пусть и потрёпанной, но суперобложке; книжку с цветными вклейками (на которых, правда, черно-белые иллюстрации)! Но и это чувство слабенькое и малоутешительное.

Впрочем, не могу не признать, что де Костер в своём романе предвосхитил кое-что — то, что зацвело довольно пышным цветом в ХХ веке, чуть ли не целые жанры составило. А именно — психоделические путешествия в мир духов в результате приёма соответствующих снадобий и зелий, а также истории про псевдомистических монстров (в данном случае, появление так называемого безжалостного вервольфа, нападающего на людей).

Ещё сегодня посмотрел первую часть экранизации Алова — Наумова по мотивам де Костера — фильм «Пепел Клааса» из «Легенды о Тиле». Тоже, скорее, разочарован. Леонов великолепный актёр, однако на роль Ламме можно было, наверно, подобрать толстяка и помоложе. У актёра в главной роли, Тиля, по-моему, слишком унылое и, возможно, чересчур интеллигентное лицо. Неужели никого лучше во всём могучем советском кинематографе не нашлось?

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу в юности, потом перечитывал. Но почему-то, до сих пор не сложилось четкое представление о Тиле. кто он? Иванушка-дурачок из сказки или мудрец из философского трактата? Простак или мошенник, трудяга или лентяй? Чревоугодник или аскет? А может быть — всего понемножку? Как говорит автор устами своих героев — Тиль, это душа Фландрии.

«Жить — девиз мой,

От того-то я смотрю спокойно вдаль!

Шкура у меня из кожи,

А под ней другая — сталь!»

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Нельзя судить людей другого времени по современным меркам, современной морали».(с) преподаватель физиологии

Книга хорошо показывает, как жили раньше. Не привирает ни капли. Как поется:

«Не дай вам бог, не дай вам черт

Не дай вам кто-нибудь еще

На этом месте в это время оказаться.

Спит средневековый город...»

Поэтому не берусь судить о каких-то вещах, которые мне, как жителю 21 века кажутся дикими. Что мне не понравилось, так это то, что иногда он шутил над теми людьми, которые ему ничего плохого не сделали. Т.е. он не только «плохих» наказывал, но и хороших. Это не понравилось.

И еще подозреваю, что в интернете нашла не совсем полную версию.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вкусная книга. Читал с огромным удовольствием про всех этих каплунов, ортоланов, bruibier (хотя бесило то, что некоторые позиции переводчик не осмеливался переводить).

Но, конечно, с исторической точки зрения это именно байки, имеющие к событиям реальной 80-летней войны отношения не больше, чем рассказы Рабле — к реальной истории Франции. Один лишь прикол, моментально выбивающий из колеи — это инфа о том, что король Филипп II и Тиль Уленшпигель — ровесники. И получается, что последний бил врагов, находясь, по тем временам, на старческом одре: основные события испано-нидерландских войн начались в 1572 году, когда Уленшпигелю, получается, было 45. Даже сейчас трудно представить себе человека в таком солидном возрасте отправившегося на войну, ну а в те-то времена сын Клааса должен был являть собой лютого деда, о чем, почему-то в романе сведений никаких нет, что и позволяет отнестись к нему с исторической точки зрения примерно с такой же брезгливостью, как и к «Повести временных лет».

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга, передающая дух эпохи, дух народа, но я больше люблю ее экранизацию, выполненную Аловым и Наумовым. Редко так бывает. Фильм как правило оказывается слабее литературного произведения, по которому поставлен. А здесь, мне кажется, так хорошо подобраны актеры и музыка, так мастерски выполнены костюмы, реквизит, интерьеры, подобраны улочки для съемки, что кино кажется ожившими картинами Брейгелей. Сценарий написан профессионально, отброшено то, что надо было отбросить, тема романа развивается и захватывает зрителя. Не хочу углубляться в рассказ о том, что мне не нравилось в романе и не было использовано в сценарии. Вспоминаю молодого Ульфсака, мы были с ним и еще одним прибалтом в театральном кафе. Мне хотелось подпрыгнуть, рядом с двумя великанами я чувствовала себя букашкой.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я человек — вот мой дворянский титул.

Я, может быть, легенда, может, быль.

Меня когда-то называли Тилем,

И до сих пор — я тот же самый Тиль.

Когда-то давно во Фландрии, в Дамме, когда май уже распускал лепестки на кустах боярышника, в семье угольщика Клааса родился сын Тиль Уленшпигель, которому судьба приготовила множество приключений, веселых и ужасных. А может, все было совсем не так, кто же теперь скажет?

Но главное, он пришел в этот Мир, который не слишком-то ласков к простым людям. Мир, где гремят страшные войны, царит религиозная нетерпимость, кровь течет рекой под ножом злодейства, мглистые рассветы тусклым лучом озаряют мостовые, заваленные трупами, а на площадях один за другим загораются костры и топливом для них служат жизни людей. В этом мире властвуют жестокие тираны, для которых стоны и крики мужчин, женщин и детей — лучшая музыка на свете.

Но разве можно победить человеческий дух алчностью и жестокостью? Вот и он — Тиль Уленшпигель — весельчак, озорник и менестрель — окажется не по зубам королям и церковникам, доносчикам и просто мелким злодеям. Придется Вам — смерды и дворяне, управляемые и правящие — «глядеть в это зеркало глупостей, нелепостей и преступлений целой эпохи».

Книга — сплошные контрасты. Мрачная атмосфера смертей, казней и пыток соседствует с буйством природы и жизненной энергии Тиля и его друзей. А какая жизнь без плотских утех, вкусной еды, хороших/а, иногда, скабрезных/шуток, танцев, песен, сказок и легенд?

И будут в книге постоянно сталкиваться эти два мира: добрых, честных и полных любви Тиля, Неле и Ламме и их противников — коварных и жестоких короля Филиппа, доносчиков и жадюг.

«Я и живописец, и крестьянин, я и дворянин, я и ваятель. И странствую по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду». Но часто слова против злодеев недостаточно, и тогда придется Тилю взять в руки оружие.

Удивительная книга, прекрасная легенда о человеческом духе – Тиле и народной душе – Неле, верности и доброте — Ламме, которых не сломить страшными испытаниями, о вечном торжестве жизни и любви. И если эта история Вам понравится, прочитайте потом Евтушенко — «Монолог Тиля Уленшпигеля».

Я был сожжен, повешен и расстрелян

На дыбу вздернут, сварен в кипятке,

Но оставался тем же менестрелем,

Шагающим по свету налегке.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге вы найдёте всё. Юмор, трагизм, история средневековья, страшные сказки, большая любовь, религиозные споры.

Представте что Войну и мир писали братья Грим в соавторстве с Кастаньедой. На многие вещи происходящие сегодня в Европе (наркота в Голандии, безработица, национализм, проституция, фестивали пива) начинаеш смотреть под другим углом.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве адаптированный «Тиль» произвел большое впечатление, сейчас прочитал в полном варианте. Как и ожидалось — купированы были «раблезианские», плотские фрагменты с участием шлюх, пьянство и проч. Высокие оценки книги заслужены — редкая по драйву и непосредственности изложения( с учетом, что написана в период начала угасания романтизма) сага. Как всякая эпопея, тем паче плутовская «Легенда» несколько затянута, с упрощенной композицией. Нельзя сказать, что Ламме Гудзаке — оригинальный персонаж. Любящий поесть толстяк с золотым сердцем — всегдашний обитатель мировой литературы, а у Де Костера он практически вторичен даже не к Санчо, а к Горанфло из серии Дюма, в которой есть и гезы и которую де Костер, безусловно читал. Ряд патетических кусков («Гезы идут! Кровавый Альба и проч.), неизбежные в героической эпопее, не сильно впечаталяют, первая часть самодостаточна и лучше остальных. Большинство гэгов в исполнении Тиля — перелицовка средневековых экземпла и шваблио, пересказ известных средневековых анекдотов и фарсовых сценок. В странствия плута Де Костер добавил горечи и горелой плоти, от чего книга, наверное, выиграла и приобрела своеобразие. Да и еще : книга имеет мало общего с манерной вымученной экранизацией симбиоза Брегейля с Де Костером, что получилась у Алова с Наумовым.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Следом за ALLEGORY спешу признаться в любви этому Автору и этой книге.

Я прочла ее несколько раз, каждый раз проявляя для себя новые интересные мысли и подробности. Инквизиция состоялась как понятие для меня именно из этого источника.

Книга очень странная и непростая. Она захватывает несколько пластов. Сам герой, его удивительный драйв и его жизнь, страна и люди, живущие там, философия жизни того времени, разнообразные герои, мимолетно появляющиеся, но при этом не менее яркие, и еще потрясающая атмосферность и стиль. Голландские живописцы, Эль Греко, как уже описала Galka, наверное, наиболее отчетливо передают ощущение, с которым воспринимаешь книгу.

Что мне особенно импонировало — это тема с «пепел Клааса стучит в мое сердце». Это запечатлелось навсегда. Историческая составляющая событий тоже интересна, но основное — это то, как действовали герои книги, их ощущения, выбор и позиция. Очень интересно, здесь даже определенная тусклость картинок является элементом прекрасно выдержанного стиля.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тиль Уленшпигель — это легенда. Достаточно сказать «Фауст», «Сирано», «Мюнхгаузен» или «Ходжа Насреддин», чтобы сейчас же перед мысленным взором возник сам герой. Тиль — фигура того же ряда. Архетипическая. Вечный образ. И, как любой архетип, вызывающая к жизни бесчисленное множество литературных продолжений и подражаний. Де Костер для своего времени тоже был таким немножко эпигоном. На мой взгляд, лучшее отечественное «подражание» — «Тиль» Г.Горина.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Легенде об Уленшпигеле» навряд ли имеет какое-либо отношение к фантастике. Это, скорее, сказка. Весёлая и страшная, грустная и смешная сказка для взрослых. А главный герой, Тиль Уленшпигель — эдакий старинный бельгийский Карлсон (на крыше который). Такой же паскудник. Имея вздорный характер и чрезвычайно острый язык, этот бездельник чрезвычайно остро реагирует на несправедливости, чинимые по отношению к простому люду.

Книга написана на основе народных сказаний. И, так же как и настоящие, неадаптированные сказки, история эта жестока, но имеет чёткий моральный посыл. Для меня «Уленшпигель» открыл в своё время мир средневековья Западной Европы, помог понять историю европейских народов лучше, чем толстые учебники.

Кто не читал, читайте обязательно. Только имейте в виду, что книге уже полторы сотни лет — сейчас пишут не так.

Да, хочу также выразить своё восхищение прекрасной экранизацией книги советского периода — «Легенда о Тиле», 1976 год. Неподражаемые Александр Алов и Владимир Наумов очень точно передали суть романа кинематографическими средствами. И, конечно, бесподобна игра Лембита Ульфсака, Евгения Леонова, Натальи Белохвостиковой, и ещё цеого ряда звёзд советского кинематографа.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

читал в 17 лет. тогда очень интересовался историей. получил огромное удовольствие прежде всего из-за очень живого, натуралистичного описания нравов и деталей быта того времени, ведь в романе описываются как знать, так и священники, так и простой люд. Потрясающая сатира, которой пышет главный герой, постепенно уступает место более глубоким чувствам, нежели озорство и плутовство — необходимостью защищать родные земли от испанского ига.

замечательный роман с ёмкими, колоритными героями и неподдельными откровениями описываемого времени.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх