fantlab ru

Все отзывы посетителя Verex

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Бернар Вербер «Завтра только женщины»

Verex, 23 августа 2015 г. 00:55

Бернар Вербер, не просто рассказы пишет, это его убеждения — он постоянно твердит о «несознательных людях», которые «продолжают воспроизводиться» и претворяя эту глупость в жизнь является убеждённым холостяком. А в этом рассказе выразились другие перегибы сознания автора — агрессивный феминизм, и эти идеи «превосходства одного пола над другим», постоянное муссирование бредовой идеи о том, что «мужское население вымрет» проходят не только через несколько его книг, но и высказаны в интервью. Типично-французский бред.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Бернард Корнуэлл «Последнее королевство»

Verex, 2 августа 2015 г. 14:16

Читал эту книгу десять лет назад, сейчас в преддверии выхода в октябре экранизации и девятой книги, решил перечитать и заново пережить.

Персонаж Утреда получился вполне реальным, год за годом показана трансформация его от ребёнка-сакса (или, скорее, англа, учитывая его происхождение) к подростку-дану и возвращение «к истокам». Тогда (как и много веков спустя), после пяти лет ребёнок начинал взрослеть, сорокалетний считался стариком, так что всё правдоподобно. Связь с настоящей семьёй у Утреда была довольно слабой, во всяком случае к десяти годам, потому и всего через несколько лет он уже считал своей семьёй данов, почти не вспоминая, что воспитавший его Рагнар убил его брата. К тому же, дикая жизнь данов была для него хорошей альтернативой обучению у монахов. В книге нет полностью положительных или отрицательных героев, всегда подчёркивается, что образ скандинавов как «лишённых разума богомерзких созданий» культивировался главным образом церковниками (после христианизации историю писали именно они), для которых они были в первую очередь язычниками. Можно вспомнить, что датчане завоевавшие всю Англию в начале одиннадцатого, и норманны, в конце того же века, уже не предавались анафеме столь безоговорочно. Потому вполне естественно, что противники власти церковников и «ностальгирующие по старому режиму», могли переходить на сторону данов не совсем по принуждению. Автор упоминает, что в армии данов были и англы (или англичане севера, центра и востока). Герой частро задаёт себе вопрос, кто он, дан или англичанин и не находит чёткого ответа, вплоть до того как рвётся основная связь связывающая его с данами. В конце концов, с годами, по мере взросления и в силу обстоятельств, он почти окончательно возвращается к своей английской идентичности, хоть и не питает ненавистью к данам.

Отношение к христианству продолжает линию «Артуровской саги», это не карикатура, это крайне реалистичное изображение того, как эта религия (или, точнее, институт церкви) пожирала целые народы, уничтожая сложившийся быт, культуру, историческую память. Собственно, викингов победило именно христианство — если не можешь одолеть врага, сделай его своим и подчини своим законам. Великолепно описана смерть «святого» Эдмунда в духе «как это было» и пусть это всего лишь видение автора, ему гораздо больше веришь, чем истории написанной монахами.

Говоря об «отсутствии психологии и духовных терзаний», не стоит забывать, что рассказ идёт от имени жителя той эпохи, так что мы видим всё его глазами. Ярких персонажей хватает, это Рагнар, Равн, Беока, Леофрик и, разумеется, Альфред. Альфред здесь не похож на народный образ «победителя викингов», это не богатырь воплощённый в статуе в Винчестере, это с одной стороны слабый и болезненный человек, но с другой хитрый и дальновидный политик, играющий роль святоши.

Оценка: 10
⇑ Наверх