Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя Radmila

Отзывы (всего: 2 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Алексей Провоторов «Долли»

Radmila, 1 апреля 2016 г. 23:19

Очень атмосферный мир Леса, мотивы сталкерства, магия, фентэзи и пробирающая по коже нежная, завораживающая жуть.

Такие тексты — очень, очень большая редкость. Браво, Алексей!

Мир получился очень живой и хочется взахлеб смаковать целую повесть или роман о нем. Как ГГ стала тем, кем стала? Что за битва сделала Лес тем, что он есть? С чем ей еще предстоит столкнуться в Лесу? Есть ведь и другие сталкеры-ходоки, и те, кто не ходит в Лес — кто они, чем живут?

А теперь перечислю основной изюм.

Во-первых — баланс, почти идеальный баланс между событиями и бэкграундом. Поясняю: когда происходит событие, читатель понимает, почти интуитивно ухватывает логику, истоки и то, зачем ГГ делает что-то, но при этом нас никто не потчует долгой предысторией, нам не втирают, что раньше было так, происходит что-то благодаря тому-то и тому-то и так далее. Бэкграунда о мире ровно столько, чтобы мы понимали логику поведения героини, и это дается очень ненавязчиво.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, о том, почему рисунки Рюге так уж хороши, мы узнаем во время кульминации, до этого автор ненавязчиво намекает, что в этом мире они как-то помогают и очень важны, и мы принимаем это, отвлекаясь на следующий эпизод. И потом, в том числе, благодаря тому, что нам не выложили на блюдечке информацию, то, что татуировка становится реальным ножом, воспринимается выпукло и ярко. Так же и с другими событиями — автор сначала намекает на них, а потом происходит то, что делает намек живым и выпуклым. Показателен в этом плане также эпизод с поиском хижины, в которой спит Даньи. Показано, что что-то в ней не так, события строятся так, что читатель насторожен, а потом — взрыв текста и органично вплетенный кусок истории мира, очередное правило, позволяющее героине выжить, абсолютно не мешающий простому событию — поискам реальной хижины, без твари, притворяющейся мальчиком. Нам открывают часть истории и быта места через событие, происходящее здесь и сейчас, и это прекрасно. Больше того, это один из абсолютно правильных способов приучить читателя к миру и вызвать интерес. И более того, это не сползает в другую крайность — нет мельтешения, текст не превращается в кажу из воспоминаний: сюжет достаточно четкий, и эти события нанизываются, как на стержень, не тянут одеяло на себя. Их не слишком, их ровно как надо.

Автор уважает читателя, не тыкает ему в лицо пояснениями в стиле «это фентэзи! тут используют магию! тут страшно!» — мы поймем это сами, когда Долли посетует, что «заставила» огонь гореть, а не зажгла его, чтобы сэкономить силы, когда будет сказано о мертвой женщине, передвигающейся при помощи собственных волос, когда Долли войдет не в ту хижину, и так далее.

Текст — почти дыхание ГГ: мы вдыхаем ровно столько истории мира, чтобы она не отвлекала от события и помогала сделать следующий шаг.

Во-вторых — атмосферной жути в рассказ нагоняет, я бы сказала, соседство в умеренной форме наивно-детского

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— например, заклинание Долли, ее ответ великану «Нет, нет здесь никого», когда он спрашивает, кто есть — это абсолютно сумасшедше-прекрасный мир, где не проканает затаиться, где ты не выживешь без навыков, магии, оружия и (особенно важно) следования правилам. Он отличается от нашего, заметно отличается, и поэтому к нему тянет. Это просто прекрасно!
и пугающего
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, монстров — само присутствие великана контрастирует с «Детскими» вопросом и ответом, и вплетается в «бытовое» описание и простой язык — начинаешь очень любить именно это
. Пугающее описано очень по-бытовому, просто — и веришь, что оно действительно вот, рядом, и в определенных ситуациях только соблюдение иногда слегка «наивных» правил может защитить. При этом никто не застрахован от того, что его история вот прямо сейчас кончится, несмотря на умения и правила. Эти правила, кстати, перекликаются со сталкерством, я вспомнила краем мысли о гайках с тряпочками. Тоже нежная наивность в сочетании с миром, играющим по более чем серьезным правилам.

В-третьих, то, что меня царапнуло, вкусовщина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему-то слово «свитер» вызвало легкое недоумение, я вижу этот мир без свитеров. Это чистая вкусовщина, если подумать о киберпанке и так далее (а там есть пистолеты и в общем свитер вполне вписывается), то это слово если не органично вплетается в текст, то уж точно не портит его нисколько. Но меня слегка царапает, совсем слегка. Ну вот, к одному несчастному слову, не портящему картину, придралась... :(

В-четвертых, очень, очень хочется продолжения!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Алексей Провоторов «Костяной»

Radmila, 31 марта 2016 г. 15:20

Впечатляюще сочное повествование. Четкий баланс между описанием природы и действием, все выдержано. Герои — очень рельефные. Особенно ведьма.

Mustread для поклонников темного фентэзи и хоррора.

Дальше будут спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Жирный плюс ставлю за то, что с самого начала не ясно, где воины света, где воины тьмы. Читатель сам догадывается о том, кто хороший, кто плохой. Если в начале перед нами непонятный мужик и девушка, перекинутая через седло, без авторского отношения, начинаешь особенно детально читать, чтобы понять, это работорговец, похитивший невинную жертву, случайный человек, везущий тело незнакомой девушки после нападения, чтобы вылечить ее или достойно похоронить (типа мимо пройти не смог), или охотник на нечисть с трофеем. Это раскрывается только к середине, когда отношение к героям уже какое-никакое сформировалось — есть и сочувствие к девушке, находящейся на грани жизни и смерти, и настороженность, проявляющаяся по адресу главного героя. И это ложится на них отпечатком и дальше — даже когда уже ясно, кто такая Маэв, ее не начинаешь по-настоящему ненавидеть. Включается интерес к темной героине, и страшно интересно узнать ее историю.

Да, автор нашел очень хороший прием, чтобы показать, что мир не черно-бел, и герои не положительные и отрицательные, а разные.

2. Еще один жирный плюс — «плохой» конец. Все фентэзи обычно заканчивается хоть как-то победой добра, а здесь шикарная безысходность. Такая литература обычно очень на любителя, но здесь безысходность достаточно нежная, хоть и сильная. Изначально Маэв подана больше как жертва (ну как еще воспринять девушку, перекинутую через седло и полумертвую), и ее чудесное спасение — тоже хороший конец для читателя, сопереживающего ей. А приквел с историей Маэв может добавить изюму.

3. Есть некоторая непредсказуемость сюжета. Если сразу ясно, что с конем и псом что-то не так (и даже по ходу пьесы становится понятно, что именно; я как читатель всякого темного, сразу поняла, что конь — темный и достаточно важная фигура, чуть ли не опаснее всех, как ружье, висящее на стене, а пес раньше был таким же, как ГГ, и прикинула, что ГГ не вернется, потому что ведьма заменит им пса. Но финал превзошел мои ожидания), то с главными героями этого совсем не ясно. Смерть ГГ будет неожиданностью, а уж попавшая под раздачу ведьма... Этого я никак не ожидала.

4. Ведьма! Она прекрасна и ее история из 5 предложений — одно из самых атмосферных мест. У таких лирических отступлений бывают две проблемы: они могут быть а) скучными и не дающими сюжету ничего, б) неорганично вписанными и либо просто рвущими текст, либо «тянущими одеяло на себя». Здесь этого нет. Это очень лаконичное, напевное и завораживающее описание внешности ведьмы. Ровно столько, сколько надо, чтобы потом безболезненно вернуться в основной сюжет и не зевать на этих пяти предложениях, а замирать где-то внутри, представляя рыбу, ее зубы и объеденное лицо.

Ощущения и запахи. Они есть и тоже весьма органично прописаны. Детали, вроде татуировки-пера. Хочется окунуться в этот мир: узнав одно правило, хочется узнать и другое.

Оценка: 10
⇑ Наверх