Владислав Крапивин «Колыбельная для брата»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература | Любой
Если вы перестали быть младшим в семье ребенком, на многое вы станете смотреть по-другому. Так и Кирилл Векшин, став в одиннадцать лет старшим братом, вдруг почувствовал ответственность не только за трехмесячного Антошку, но и за своих сверстников. Ведь преступники тоже вырастают из безобидных ребят. Он решает, что действенный способ предотвратить это — собрать надежный ребячий коллектив, где все друг за друга. Не такой, как его «лучший тимуровский класс», где единство показное, из-под палки. С таким отрядом не страшна компания уличных хулиганов, с которой поодиночке, конечно, справиться никто не мог.
Первая публикация: журнал «Пионер», 1979, N 1-5.
Экранизации:
— «Колыбельная для брата» 1982, СССР, реж. Виктор Волков
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 26 апреля 2024 г.
В этот раз начал перечитывать Крапивина, укачивая годовалого сынишку. И вновь перед глазами предстали первые осенние деньки, и ветер, треплющий непослушные волосы у мальчишек, так внезапно переставших быть детьми. Мне почему-то кажется, что «Колыбельная для брата» — это, в некотором роде, более мягкая версия «Журавленка...» Здесь не так остро поставлена конфронтация отцов и детей, не так доверительны отношения между педагогами и ломкими подростками, знающими досконально названия и назначения морских терминов. Есть песня, которая связывает события, трогает души людей, и маленьких и взрослых — эта суровая песня, времен, быть может гражданской войны, но такая, которая всенепременно годится и для колыбельной маленькому брату, и для того, чтобы разрядить обстановку в тяжелом почти морском приключении, и для того, чтобы девочка восхитиалсь и поняла, что третьеклассник с красивым голосом, умеющий петь, но не желающий петь по указке, уже не он, а смелый и гордый парень, почти юноша.
А еще в повести много Гайдара. Начиная от стилистики повествования и говора наставника (все эти «товарищи мои хорошие», «люди порядочные», песни про барабанщиков), и заканчивая самим сюжетом, почти тимуровским. Но здесь словами педагогов Гайдар уже не иконически, но еще и не перестроечно критикуется, а Тимур в этой критике не так идеализирован. Но, в то же время, и хулиганы в книжке такие «квакинские», а Дыба — это никак не романтик Капрал из «Журавленка». Сам посыл повести хороший, в первую очередь он показывает, какие могут быть старшие братья младщим, даже если они и не братья вовсе, какие бываю друзья, неосознанно становясь таковыми, и какие бывают враги, вовсе не хулиганистые парни из переулков. а вполне себе облеченные властью педагоги, но все закончится хорошо, потому что для таких финалов и есть книги Крапивина, вдохновлявшие мушкетеров, барабанщиков и водителей каравелл.
skrpionnn06, 29 июня 2022 г.
Советский Союз конца семидесятых годов двадцатого века. «Золотой век» или «годы застоя». Страна готовится к Олимпиаде-80 и строит коммунизм. Но кое-где по углам вольготно чувствует себя откровенная плесень — группы подростков-хулиганов, «шпаны», как тогда говорили. Одну из таких шаек возглавляет законченный юный подонок — уголовник Дыба — хитрый, коварный, двуличный, бессовестный и т.д. Ему глубоко плевать на закон и советское общество. Подчиненные «шестерки» у него — безвольные простоватые мальчишки младшего возраста, которые смотрят на него как на образец преуспевания в «мальчишеском» мире. Плесень никто не преследует, не порицает, они никому не нужны — пионерия, совет дружины, школа, ПТУ, комсомол — ими не занимается. От слова совсем. Плесень уже настолько обнаглела, что занимается вымогательством денег у школьников, морально растлевает их, толкает на путь правонарушения, воровства, подлости, воспитывает из них лживых, бесхребетных психопатов. Все это происходит под носом и на виду у взрослых, у школьных педагогов, у «правильных» пионеров пораженных вирусом равнодушия и формализма. И вот, в этом благостном загнивании появляется благородный романтик — юный герой, справедливый мальчишка. Он смел, честен, но беззащитен перед шпаной. Единственное, что его спасает от унижения и расправы (до поры до времени) так это развитое чувство собственного достоинства. Индивидуальность. Это дорогого стоит. Это невольно вызывает уважение со стороны главного антагониста. Но поскольку герой не идет дальше, не играет по его правилам, не договаривается, и в конце концов прямо встает ему поперек дороги (под влиянием правильного комсомольца) — наступает кульминация. Подонки подлавливают не умеющего драться романтичного парнишку и жестоко его избивают. Но унизить не успевают. Они наглые, но трусливые (как это часто бывает), поэтому разбегаются при малейшей опасности появления не запланированного свидетеля, которое и спасает героя... Очень сильное и положительное произведение напрочь лишенное карикатурного дидактического пафоса. И прочей современной мерзости расцветшей ныне махровым цветом (например, «Лето в пионерском галстуке», «Пищеблок» и пр. псевдо-«правдивые» коммерческие опусы о подростках и пионерии 70-80-х годов.
Shtrm, 14 апреля 2016 г.
И еще одна замечательная повесть от мастера, на мой взгляд лучше всех знающего, чем живут подростки. Мне в очередной раз кажется, что Владислав в своем детстве прожил не одну, а сразу множество жизней, с разными дворами, друзьями, веселыми и печальными историями. На мой взгляд просто невозможно так точно и душевно описть все, что происходит с его героями, их приключения и внутренние переживания.
Остается только гадать какое из многочисленных произведений автора является ближайшим к его биографии и на какого из его героев он был больше похож в детстве.
В этой истории мы с Кириллом Векшиным снова возвращаемся в прошлое, в школу, где по некоторому стечению обстоятельств он оказывается основным подозреваемым в краже кошелька у молоденькой студентки-практикантки. А это значит, что ему, как и любому другому «крапивинскому» персонажу придется идти против всего мира, отстаивать честь, искать правду, заводить новых друзей,
проверять старых и сражаться с недругами-хулиганами.
Такие произведения Крапивина это очередное погружение в лето, в собственные воспоминания, переживание за отношения героя с родными и друзьями. Автор так точно подает происходящее в деталях, что остается только слиться с Кириллом и делить с ним все переживания и эмоции.
Natalie_book, 16 февраля 2009 г.
«Колыбельная для брата» — первое произведение Крапивина, которое я прочитала.... первый раз... в 35лет. И то — только потому, что родился сын и я хотела узнать, пишет ли кто-нибудь о мальчишках? Их мечтах, страхах, вызовах Судьбе и победах.... Искала что-то подобное «Мальчикам с бантиками» Пикуля. На каких-то мамских форумах посоветовали Крапивина с его «Мальчиком со шпагой». Этого романа не нашла. Взяла «КОлыбельную»... Эксмо, 2006 год — Серия: Отцы-основатели: Русское пространство...
и читала всю ночь.. Не знаю, как описать словами ощущения.... просто штормовой ветер влетел в душу, выдул всю пыль-затхлость Взрослых мыслей, запахло морем, детством, солнцем и той ДРУЖБОЙ, которая охраняла-согревала тебя всю жизнь... а родилась — на побережье Черного моря... И сразу стало ясно ЧТО я скажу сыну, когда он подрастет до возраста крапивинских мальчишек...
поэтому на след. день я купила еще четыре тома из той же серии — и лечила свою больную уже «взрослостью» душу несколько ночей подряд... До сих пор пахнет бризом ))) и улыбается...
tanny, 28 декабря 2012 г.
Нет, не нравится эта книга. В школе надо не с учителями права качать, а просто учиться. Меня раздражает главный герой и его папаша тоже. Эпизод, где папаша разговаривает с учительницей — по-моему, глупый. Они не понимают друг друга, говорят о разных вещах. А ведь работа учителя — это колоссальный труд и психологическая нагрузка. Я не на стороне учителей, таких, какими они изображены в этой книге, но и мальчишку я не понимаю. Если все ученики начнут выступать, будет не школа, а базар. Нечего этому учить, иногда надо промолчать, а не лезть из кожи вот из-за каждого пустяка. Ну я имею в виду, когда учительница говорит, что не мешало бы ему постричь волосы, а пацан сразу на дыбы. Глупая скучная книжка. Макулатура.
Kriptozoy, 27 марта 2009 г.
Совершенно точно самое или почти самое первое произведение Владислава Крапивина прочитанное мною в раннем-раннем детстве, в начальной школе, в пору, когда на детских предпочтениях складываются будущие вкусы, намечаются будущие жизненные дороги, детские фантазии овеществляются в крепкие мечты, которые чаще всего ведут дальше по жизни, происходит становление характера. Эту книгу я и мои друзья растащили буквально по листочкам, настолько она была зачитана и любима. И это несмотря на то, что появилась уже в ту пору в совершенно огромном количестве любая литература, какая только душе угодна. Мы читали всё, что только можно было читать. Но Владислав Крапивин стоял на вершине предпочтений и это совершенно точно. Потом уже покупались книги этого автора просто в страшном количестве, какие только можно было достать. Это было настолько всё близкое по духу, что иначе просто и быть не могло. Казалось бы, такая незамысловатая история — украденный кошелек из школьной раздевалки и несправедливое обвинение в этом школьника Кирилла — но написано это так, что оставить равнодушным просто не может. И не оставляет. Был и «Старик Хоттабыч», были и «Хроники Нарнии», и «Волшебник страны Оз», но «Колыбельная для брата» была и оставалась одной из главных книг детства. Потом вровень с ней встали «Сказки Севки Глущенко», «Болтик», «Валькины друзья и паруса», «Мальчик со шпагой», «Мушкетер и фея» и все эти книги читаются и перечитываются до сих пор и из-за них творчество Владислава Крапивина было и осталось одним из самых любимых в литературе.
Просто волшебные вещи книга творит с мальчишескими душами. Видит паренек несправедливость и не вспоминает о том, что бы в такой ситуации сделали бы герои книг Берроуза, или стальной киборг по имени Терминатор. А вспоминается сразу Кирилл Векшин и мысль о нем помогает принять нужное и правильное решение. Настоящий учебник жизни. А написано это так, что каждый раз читаешь как будто бы в первый раз.
Lida, 25 января 2011 г.
Это была первая книга Крапивина, которую я прочитала. Очень понравилась, до сих пор люблю перечитывать. С удивлением заметила, что на этом сайте отзывы оставляют только взрослые, которые читали эти книги в своем детстве. Неужели сейчас настолько мало детей, которые читают Крапивина. Лично мне его книги очень нравятся и хотелось бы сказать большое спасибо автору за его произведения. Они очень многое дают понять для себя и многому учат.
Бродяга Френсис, 24 октября 2010 г.
После прочтения берет острая зависть. Ну почему сейчас так редко встречается такая дружба? Такие люди?
Просто замечательная повесть.
P.S Мне одной кажется, что в аннотации герой представлен не совсем таким, какой он в повести?
Almarea, 1 марта 2011 г.
Ещё одна из любимых книг.
Читаю-перечитываю А также, изредка, смотрю фильм. Правда он не такой волшебный как книга, но посмотреть можно.