FantLab ru

Все отзывы посетителя evil_academic

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Брендон Сандерсон «Герой веков»

evil_academic, 13 июля 2016 г. 16:14

Книга чрезвычайно хороша, сразу видно, что автор обдумывал общее построение сюжета заранее, а не в процессе. Отсюда логичность развития сюжета, все разрозненные части сошлись вместе и получилось нечто особенное, даже красивое. Всё самое мозговыносящее опять в последних 20%, видимо, у автора в принципе такой стиль. Правда, в этой книге (в отличие от предыдущих двух) и остальные 80% шли очень бодренько. Но давайте по порядку.

О ГЕРОЯХ. Вин, Эленд и Сэйзед остались центральными персонажами, хотя к ним присоединился и Призрак, у которого была самостоятельная линия. Надо сказать, что к третьей книге герои все стали близки, поэтому симпатизировал каждому. Забавно, но несмотря на то, что Герой Веков — один, всех этих персонажей можно назвать «Героями Веков» — ведь они сделали очень много для мира и для здешних людей. Кто знает, быть может, будущие поколения и назовут их Героями Веков? Остаётся лишь гадать.

Вин и Эленд завершили свои поиски истины ещё в конце «Источника Вознесения», поэтому в этой книге только радовали. К сожалению, место главного нытика отошло от Вин к Сэйзедму. Это действительно раздражало. Да, его можно понять, он пережил тяжёлую потерю, но тяжёлые потери там пережили чуть ли не все персонажи. И вообще, мне не очень понравилась идея того, что такой человек, как мудрый террисиец, упадёт до какого-то ненормального саможаления и будет больше уделять внимание прошлому, а не настоящему. В конце концов, лучше бы эти его страдания были во второй книге, а не в финале. Из-за этого на протяжении большей части книги его главы были довольно скучно и малоинформативными, и лишь к самому финалу Сэйзед реабилитировался. Но перед этим... о Сэйзеде очень верно отозвался Бриз:

»- Сэйзед, как же ты можешь быть таким мудрым в стольких областях и одновременно таким тупым?»

О СЮЖЕТЕ И СЮЖЕТНОЙ ЛОГИКЕ. Пожалуй, самое лучшее в этой книге (не считая систему магии, конечно же) — это выстроенная автором история. Очень понравилось, как по-новому были обыграны Вседержитель и его роль в истории мира (злодей отнюдь не злодей, а просто человек, допустивший большую ошибку), личность Героя Веков тоже оказалась весьма неожиданной (хотя ладно, я догадывался, да и автор, мне кажется, не слишком скрывал). История противостояния Охранителя и Разрушителя оказалась даже поэтичной — они создали сущее, чтобы впоследствии разрушить мир, но в итоге «разрушили» друг друга и спасли мир. Порадовало, что Сандерсон закрыл сюжетные дыры предыдущих книг, да и оказалось, что вовсе и не сюжетные дыры там были. Красиво развеяно мнение о том, что Вин — это какая-то Мэри Сью, которой невероятно везло. Да, она обладала большей силой, чем следовало, но на то были объективные причины.

Кстати, бесполезное знание умерших религией, казалось бы, должно было лишь остаться частью личности Сэйзеда, а в финале эти погибшие религии были развернуты в очень неожиданном свете и оказалось, что они очень даже были нужны людям настоящего. Похвально, что автор очень верно использовал эту идею. И вообще мне импонировало, что в этой трилогии уделялось внимание религии и роли человека в ней — в фэнтези, как мне кажется, многие авторы упускают это, а ведь они пишут практически о людях времён, когда религия занимала огромное место в обществе. Сандерсон — молодец.

МИР. К финалу мы всё-таки увидели, что мир не картонный — а всего-то нужно было разместить персонажей в разных локациях. Линии Урто и Фадрекс-Сити оказались достаточно бесполезными для сюжета, но немаловажными в плане развития персонажей, точнее, эти линии дали окончательный штрих персонажам (хотя Призрак, надо сказать, развивался как персонаж только так). Радостно было видеть, что скаа могут быть теми ещё угнетателями, а поручители, оказывается, не так уж плохи. Плохо, конечно, что мир показался во всей красе только в финальной части, но это было бы минусом, если бы я писал рецензию на всю трилогию, а не на «Героя Веков». Финальная часть от этого только выиграла.

СИСТЕМА МАГИИ. Не устану восхищаться тем, как умно и интересно Сандерсон расписал магию в этом мире. Гемалургия, которую, можно сказать, назвали только в этой книге, как нельзя кстати вписывается во всю созданную магическую концепцию. А главное, гемалургия и её творения позволили удачно обыграть некоторые странности героев, например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
привязанность Вин к серьге и голос Разрушителя в её голове, странный Кельсер в голове Призрака.
Ещё важно сказать, что Гемалургия объяснила существование кандра и колоссов, а также непобедимость Инквизиторов.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что это было замечательное приключение. За ту неделю, что я провёл в обществе Вин, Кельсера, Эленда и Сэйзеда, я привязался к персонажам. Несмотря на некоторые неприятные и раздражающие моменты, вся трилогия «Рождённый туманом» удалась на славу. Автор большой молодец, что создал столь увлекательную книгу о столь необычном мире.

Со своей стороны, чувствую, что не прощаюсь с книгами Сандерсона и буду продолжать знакомиться с его творчеством.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Брендон Сандерсон «Источник вознесения»

evil_academic, 12 июля 2016 г. 12:48

Книга получилась ощутимо слабее первой части, но это типично для трилогий. Вторая часть, как правило, проходная и служит скорее мостиком между началом и финалом, нежели самостоятельной историей. Хотя, конечно, нельзя сказать, что у «Источника Вознесения» совсем не было своей линии, вовсе нет. Здесь в центре событий — раздробленность Последней Империи, резонно последовавшая за гибелью Вседержителя. В каком-то смысле эта книга более интересна тем, что показывает — идеалистам в большую политику соваться не стоит. Вообще, политические события этой книги, на мой взгляд, было любопытными. Пожалуй, эта бы книга могла быть реально крутой, если бы не её... размер. И парочка других нюансов. Но давайте по порядку.

О ГЕРОЯХ. В первой книге центральными героями были Вин и Кельсер, теперь к Вин взамен ушедшего на покой Выжившего пришли Эленд Венчер и Сэйзед. Признаюсь честно, в первой книги те немногие главы, что были от лица Эленда, меня совсем не заинтересовали. В этой книге герой немного реабилитировался, хотя его идеалистичность и упёртость в отдельных моментах вызывало страстное желание натравить на него колосса. Сэйзед оказался именно таким персонажем, каким он казался в первой книге, а потому главы от его лица были интересными. Нежданно-негаданно, Вин вдруг стала очень раздражающей. Об этом, пожалуй, поподробнее.

Чувствуется, что Сандерсон в этой книге уделил больше внимания развитию героев и... не знаю, осложнению их личностей. То есть, команда Кельсера раскрылась больше, были показаны и другие их потаённые стороны, хотя они по-прежнему положительные-положительные. Особенно приём психологизма отразился на тройке основных повествователей. С одной стороны, это хорошо, а с другой — вышел явный перебор. Получилось так, что по крайней мере половина книги о душевных метаниях, сомнениях и размышлениях героев, а всё действие куда-то пропало. Из-за этого книга кажется затянутой, а в некоторые моменты — занудной. Но ладно Эленд, которому реально нужно меняться для того, чтобы стать хорошим королём, ладно Сэйзед, который философ и мыслитель, но Вин... Вин «убила» меня в этой книге.

Мне симпатичен персонаж Вин. Не скажу, что он прямо выделяющийся в фэнтези-литературе, но занятный. Мне понравилось, что тема влияния детства на человека обыгрывалась вовсю, её зашкаливающая осторожность и паранойя оправданны... Но всё же. Она при всей своей вроде бы жёсткости стала главным нытиком книги. Её беспокоило, что они с Элендом очень разные, что она особенная, что она не создана для нового мира, что она рождённая туманом и т.д. Я понимаю, что она подросток, на которого свалилось очень многое, но почему же в первой книге она к этому относилась нормально, а во второй вдруг увидела в этом большую проблему? Самое смешное, что они на пару с Элендом чувствовали непонимание меж ними, но ни разу не додумались поговорить начистоту, высказать друг другу сомнения и тревоги. По этому моменту у меня была реакция в стиле: «Seriously? Just talk to each other, idiots!» А, а ещё небольшой любовный треугольник, наметившийся было в книге, показался мне очень странным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И главное, супер-подозрительная Вин так легко общалась с Зейном, лишь из-за того, что тот — рождённый туманом? Это типа железная гарантия доверия?

О СЮЖЕТЕ. Тема осады Лютадели и трудностей правления, конечно, преобладала в этой книге. И она, несмотря ни на что, действительно было интересной. Вот только книга таки называется «Источник Вознесения», а не «Становление Эленда». Я к тому, что вроде бы к теме Героя Веков обращались на протяжении всего повествования, но как-то так, вскользь. Что приводит к следующей проблеме...

ДИНАМИКА СЮЖЕТА. Меня действительно смущает факт того, что вся интересность приходится на последние 20% книги. То есть, финал осады и поисков будет в самом конце. Надо сказать, что эпичность зашкаливала и в первой книге только к концу, но там как-то само развитие сюжета было ровнее, более сбалансированным. Эту же книгу, на мой взгляд, можно было сократить вдвое и она бы от этого только выиграла. Впрочем, у того, как Сандерсон действует, есть очевидный выигрыш — концовки у него получаются мощными, а последние впечатления, как известно, дороже всего.

МИР. С одной стороны, он начал расширяться, автор ввёл больше персонажей, что радует. С другой стороны, мир размыт. То есть, мы неплохо знаем о делах в Северном и Западном доминионах, но о делах в прочих местах знает практически ничего. Что там творится? Если там хаос, то почему? Какие люди захватили власть в том месте? Увы, остаётся лишь догадываться.

СИСТЕМА МАГИИ. Безусловно радует, что система магии развивается и расширяется, при этом все логично и в тех рамках, которые Сандерсон сам же поставил. Открытие нового металла, чуть больше о ферухимии, намёки на третье искусство. В общем, здесь у автора всё в порядке.

ФИНАЛ. Уж что и спасает книгу, так это стремительный финал. И главное в нём то, что там всё оказалось не так, как казалось поначалу. Без спойлеров тут не скажешь, да и не нужно говорить, тут просто читаем и удивляемся сюжетным поворотам. На самом деле, у меня на протяжении этой и предыдущей книги был очень большой вопрос по поводу Вин, надеюсь, получу ответ на него в заключительной части трилогии.

Несмотря на, казалось бы, кучу минусов у этой книги, она мне всё же понравилась. На самом деле, здесь есть прямая зависимость от того, что человек ожидал. Я ожидал, что вторая книга получится проходной и будет явно слабее первой, я это и получил. Потому и впечатления от прочтения у меня не столь негативные, как можно было ожидать. Ну и цитата-суть всего, что творится в книге и, очевидно, будет твориться в следующей:

- Эленд, что мы будем делать?

- То, чему нас научил Кельсер, Вин. Мы будем выживать.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

evil_academic, 9 июля 2016 г. 10:51

Наконец-то добрались руки до Сандерсона, произведениями которого я заинтересовался довольно давно, да всё руки никак не доходили. Я довольно давно не читал фэнтези, близкого к жанру эпического и героического, так что тут всё было благополучно для автора (с моей стороны) — от жанра отвык, а значит и удивлять меня было чем. Сначала хотел прочитать «Элантрис», но добрые люди посоветовали ознакомиться с трилогией «Рождённый туманом» — мол, гораздо лучше поймёшь авторский стиль по этой книге.

Итак, сажусь я читать, читаю-читаю... Идёт легко, даже интересно, но особо ничего непонятно, к чему и куда идёт сюжет. В общем, первые страниц 100-150 автор явно раскачивался, а вот потом всё пошло бодрее.

Что можно сказать в бесспойлерной части?

О ГЕРОЯХ. Основные герои прописаны хорошо, в особенности Кельсер и Вин. Остальные немаловажные персонажи книги, то есть команда Кельсера, нарисованы словно яркими, но широкими мазками — образы интересные, но явно не сложные. Об остальных персонажах мало что скажешь, Сандерсон уделил мало внимания второстепенным и практически никакого — внесценическим.

О СЮЖЕТЕ. Сюжет, с одной стороны, прост как мир — «народ не доволен, а давайте делать революцию», а с другой преподносит определённый сюрприз — герои желают делать переворот не из-за идеи или желания, а по заказу — то есть, руководствуются жаждой наживы и куражом, так сказать. Но это, конечно же, в начале. Пожалуй, всё развивается логично в книге — долгая подготовка, большая неудача, продолжение подготовки, столкновение, переворачивающее всё с ног на голову, и, наконец, финальная битва. Вроде бы всё идёт по стандартному алгоритму книг с плутовскими-воровскими сюжетными линиями, а всё-таки выглядит это очень любопытно, и определённо такую идею помещают в жанр фэнтези в первый раз (хотя могу ошибаться, разумеется).

О МАГИИ. Вот что-что, а система магии в этом мире «тащит» и за одну её уже можно наградить автора медалью — за воображение и логичное изображение. Во-первых, магия металлов — новинка, такого мне не попадалось; во-вторых, она не непобедима, магия не может сделать всё, она строго-настрого привязана к металлам и имеет свои пределы. Вообще, предельность любой магический системы и её уникальность — то, на чём авторы фэнтези могли бы выигрывать, продумывай они магию так же тщательно, как Сандерсон. Даже не знаю, могу ошибаться, но Сандерсон в этой книге победил все прочие существовавшие доселе магические системы.

Иными словами, основные впечатления высказаны, часть без спойлеров завершена. Книга интересна, несмотря на то, что является частью трилогии, вполне завершена — возможно, некоторым вполне захочется остановиться и на ней. Хотя в конце и есть такой явный намёк на продолжение, его можно проигнорировать. Больше всего мне понравились три составляющие — Кельсер как интереснейший персонаж, очень нетипичная система магии и идея «воровская шайка спасёт от тирана». На какую оценку? Вообще, явно 8,5. (Здесь ставлю в пользу автору, потому что лично меня сильно зацепили герои, поэтому — 9). Ниже я скажу чуть подробнее о минусах, но, увы, уже будут спойлеры.

1) Мир. Ну почему мир такой маленький и картонный? Упоминается куча доминионов, но мы не услышим ровным счётом ничего о проживающих там людях, так, вскользь упомянут. Я понимаю, что центральная локация — Лютадель, но даже и там как будто пустовато для столицы.

2) Герои делятся строго по принципу «чёрное — белое». То есть, вот команда Кельсера, Вин и Эленд — они положительные-положительные герои, несмотря на попытки автора наделить их «вредными» привычками. А вот аристократы и Вседержитель — ну абсолютно же отрицательные персонажи, которых и убить не жалко. Я понимаю, что это нужно было для, ну, оправданности действий Кельсера, но можно же было разнообразить героев. Мне даже не хватило какого-нибудь предателя в команде, было бы интереснее. Единственное исключение из чёрно-белого полотна персонажей — Кельсер, который весьма противоречив и его можно видеть как положительным, так и отрицательным героем. Вообще, строго говоря, он полный псих, что придаёт ему особый шарм.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
3) Это не совсем минус, но... Гибель Кельсера. Непонятно, как же отнестись к этому, всё-таки убить самого интересного героя книги — ход рисковый, хотя и стоящий. Я верю, что автор это сделал не зря, не только для того, чтобы шокировать читателя. Хотя, признаюсь, ход эффектный. Вот только в следующей книги отсутствие Кельсера может сыграть злую шутку с отношением к книге — кто там будет «цепляющим» персонажем»?

В любом случае, моё очевидно положительное отношение к книге и созданному миру перекрывает эти минусы, по крайней мере, в этой книге.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

evil_academic, 22 апреля 2016 г. 17:31

Вероятно, в моём отзыве будут спойлеры, большие или маленькие, это уж кому как кажется. Заранее прошу прощение, если проглядел, где перешёл за рамки.

Сквозь года, книжные тома и длительное отсутствие желания читать современную литературу я добрался до Аберкромби. Как добрался? Прочитал один очень-очень восхищённый отзыв, чутка хватанул спойлеров (как обычно, в общем-то) и таки получил «Кровь и железо».

Для начала, хочется отметить похожесть этой книги на знаменитую серию Дж. Мартина «Песнь льда и огня». Влияние Мартина поначалу чувствовалось очень сильно — концепция нескольких персонажей-повествователей (не ново, но после Мартина получило популярность), противостояние Севера и Юга, порочные дворяне и страдающие простолюдины, назревание новых военных конфликтов, заговоры в высших кругах, похожий стиль написания... По-моему, что-то ещё было, но не помню. Я ничуть не умоляю художественных достоинств ПЛиО, но читать серию мне было скучновато. Аберкромби в этом смысле ощутимо выигрывает, как-то легче и интереснее было читать. Это прямо спасало в начале книги, когда динамика событий была нулевой. Вроде как, «Кровь и железо» — дебют автора, в таком случае это даже явный ему плюс.

А потом пошла вторая часть... И всё завертелось, закрутилось, побежало. Вдруг (в противовес Мартину) магии стало довольно много, все персонажи-повествователи встретились друг с другом (что казалось нереальным, учитывая, что в начале половина из них была чуть ли не на разных полюсах мира), поболтали, поели, подрались и разошлись. Ту самое время представить наших персонажей:

* Логен Девятипалый, известный как Девять Смертей — северянин, который поубивал кучу людей, совершил миллион ошибок и думает лишь о том, как бы ему выжить. Прописан хорошо и интересно, а в конце с ним занятный финт — оказывается, наш северянин страдает раздвоением личности. У нас есть, собственно, сам Логен и его альтер-эго — мясник и маньяк Девять Смертей. Интрига, однако.

* Занд дан Глокта, он же инквизитор из Допросного дома, который когда-то там был прославленным воякой, пострадал, изуродовался и стал никому не нужен. Скажем так, его линия сюжета большей своей частью была самой интересной и прекрасной, да и сам Глокта, конечно, своим сарказмом цинизмом спасал ситуацию в отдельные моменты. Пока что самый интересный персонаж книги.

* Джезаль дан Луфар — капитан королевской стражи, который такой типичный туповатый, самовлюблённый и амбициозный красавчик-дворянин. По стечению обстоятельств, оказался втянут в интригу одного небезызвестного мага (о котором чуть позже) и теперь, очевидно, будет страдать всю следующую книгу. Наименее информативная линия сюжета, но читать интересно.

* Коллем Вест — простолюдин, которому удалось прославиться и стать майором, что называется, из грязи в князе. Герой вызывает симпатию, но особых событий с ним не происходило, похоже, у него будет большая роль в следующей книге.

* Ферро Малджин — беглянка с юга, бывшая рабыня, которая теперь одержима местью. Пока что самый неинтересный и антипатичный мне персонаж, уж простите, но маньячек-психопаток я не особо жалую (по крайней мере, в качестве повествователя).

* Ищейка — приметный воин Севера, который просто пытается выжить. Герой симпатичен, но о нём, как и о Коллеме Весте, пока трудно сказать что-то определённое. Видимо, будет иметь большую роль в следующей книге.

Итак, основных героев представили. Помимо них, есть ещё два приметных персонажа — неподражаемая Арди Вест, которая остра на язык и любит выпить, и Байяз, первый из магов. На Байязе завязана основная интрига сюжета, кроме того, он «центр» книги, так как многие сюжетные линии ведут к нему. Байяз, конечно, тот ещё герой. Носителем добра и светлых чувств его не назовёшь, очень даже наоборот, старичок плетёт какие-то интриги с неясными целями. Будем смотреть, что там с ним дальше.

А теперь хочется сказать о минусах.

- Слабая динамика сюжета. Ранее я упомянул, что во второй части события начинают развиваться быстрее. Что ж, таково было первое ощущение. А теперь, смотря на книгу в целом, понимаю, что динамики-то особой и не было. То есть, практически все герои всю книгу стекались к столице Союза, потусовались там какое-то время, вскрыли странный древний дом с магическим замком, что-то взяли и ушли. При этом загадки и вопросы, заданные в начале (в линии Глокты это особенно чувствуется), остались неразгаданными. И это приводит к следующему минусу.

- Размытость мира. Несмотря на то, что были введены интересные фишки, такие как едоки, Кхалюль, дела прошлого, мы практически ничего об этих фишках не знаем. Более того, ориентации в мире «Первого Закона» вообще нет. Автор практически не дал географических особенностей других провинций/стран, внесценических персонажей маловато будет, без них мир начинает сужаться до рамок одной локации (в этой книге — до замка Агрионта). Это плохой метод, как мне кажется. В вымышленном мире надо ориентироваться, надо понимать, что он существует и без главных героев. Пока, увы, такого не удалось добиться.

Я также отметил несколько спорных для себя моментов.

- Переключение между персонажами в одной главе. Фокус, конечно, любопытный, но он довольно сильно дезориентирует.

- Описание практически одних и тех же событий от лица разных персонажей. Это, конечно, любопытно, когда читаешь от лица противоположных друг другу персонажей (к примеру, Джезаля и Логена), но порядком злит, когда ни один из персонажей ничего дельного не рассказывает и не показывает.

- Дырка от бублика вам ответов. Поднимается куча вопросов, кто там в действительности правит миром и что нужно Байязу, но в первой книге мы не получим ни одного ответа. Вообще. Интрига интригой, но за 600 с пятачком страниц можно ведь хоть пару ответов дать.

- Концентрация повествователей в одном месте. Вот именно это, на итоге, и ведёт к сужению границ мира до одной локации. Это здорово, когда по ходу развития событий персонажи пересекаются, но совсем не круто, когда они в одной связке, так их линия не самобытна.

Несмотря на перечисленные спорные моменты и минусы, книга мне ОЧЕНЬ понравилась, читать было очень интересно. К тому же, я надеюсь, что автор просто раскачивался в первой книге и все ответы оставил на вторую часть. Ладно, хотя бы половину ответов. При этом в конце мы видим, что, по меньшей мере, хотя бы линии Глокты и Коллема Веста отделились. Прибавляем к ним линию Ищейки, и вот, у нас будет три самобытных линии сюжета. Так что я предвкушаю знакомство со следующей частью. А пока...

9/10.

Оценка: 9
⇑ Наверх