FantLab ru

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
6657
Моя оценка:
-

подробнее

Кровь и железо

The Blade Itself

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 346
Аннотация:

Огромная империя, имя которой Союз, находится в опасности. Некогда разобщённые и враждующие кланы Севера объединились. Теперь всеми землями, находящимися севернее Инглии правит кровожадный Бетод, неукротимый воин быстрый на расправу и в то же время мудрый владыка. На юге мощная империя гурков, управляемая твёрдой рукой кровожадного Уфмана-Уль-Дошта, почти восстановилась после поражения в недавней войне с Союзом.

Положение же самого Союза хуже, чем когда-либо. В самом сердце государства, Адуе зреет заговор. Старый король немощен, его наследник, кронпринц Ладислав более озабочен женитьбой и фехтованием, нежели проблемами государства. Страной, по сути, правит корыстолюбивый закрытый совет, разделившийся, к тому же, на два противоборствующих лагеря.

Можно подумать, что Союз обречён. Но на сцене внезапно появляются хромой калека-инквизитор, молодой и праздный дворянин, могучий воин-северянин и некоторые, ещё более странные герои. И они спасут Союз! По крайней мере должны. Как они это сделают, не знают даже они сами. Но это знает дряхлеющей маг, Байаз. Но учёл ли первый среди магов всё, к примеру, захотят ли потенциальные спасители спасать Союз? Да и его давний враг, второй ученик Иувина, Кхахюль, покровитель самого Уфмана-Уль-Дошта, тоже не дремлет. Но, несмотря на всё это хитроумный план Байаза уже начал свершаться, хотя, что из этого выйдет, не знает даже он сам.

Входит в:

— цикл «Земной Круг»  >  роман-эпопею «Первый Закон»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2008 // Дебютный роман

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2010 // Книга фэнтези (Великобритания)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2014 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2014 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

FantLab рекомендует:

Джо Аберкромби «Кровь и железо»


Похожие произведения:

 

 


Кровь и железо
2008 г.
Кровь и железо
2017 г.
Кровь и железо
2020 г.

Аудиокниги:

Кровь и железо
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2009 г.
(английский)
The Blade Itself
2010 г.
(английский)
На лезі клинка
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По своему, самая удачная книга трилогии. Она прекрасно справляется со своей задачей: заинтересовать читателя, чтобы захотелось прочесть продолжение. Сюжетные линии в этом томе только начинают своё развитие, прямо намекая, что всё самое интересное будет дальше. Но именно это и срабатывает как надо, подогревая интригу вопросами без ответа и небольшими намёками. Также нас знакомят с персонажами. Такими разными, и, казалось бы, совершенно никак друг с другом не связанными. Мы уже знакомы с каждым из них, но им ещё только предстоит узнать друг друга и проверить взаимоотношения на прочность.

Есть, конечно, вещи, вызывающие серьёзные сомнения. Не смотря на все разговоры про «у наших врагов большие связи» и «это серьёзные люди, которым лучше не переходить дорогу», Инквизиция, по факту, спокойно действует как хочет, ничего не опасаясь, и, как будто, обладает неограниченной властью — посылает на плаху любые высшие чины, в то время как «суд» представляет из себя какой-то бессмысленный фарс. «Серьёзные люди» и «большие связи» могут лишь неуверенно что-то блеять на собраниях, не спеша вмешиваться в действия явно злоупотребляющего своими полномочиями органа дознания.

Тем не менее, начало положено интересное, а это, для первой книги трилогии, главное.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга-завязка. Несмотря на вполне динамичное повествование, сюжет, как таковой, сводится к знакомству с главными героями. К концу книги нагнетается некая интрига и становится понятно, что нас таки ждет интересная история, но уже в следующих частях. Тем не менее читается «Кровь и железо» легко, персонажи живые и, сразу понятно (и приятно), неоднозначные, не шаблонные. Хорошо прописаны психология и мотивация героев, ответвления сюжета от основной линии не выглядят излишними, их не хочется пропускать, они помогают раскрыть характеры персонажей и не перегружают историю ненужными деталями. Вообще отсутствие ненужных и излишних деталей — это огромный плюс автора. Все в по делу, но при этом достаточно ярко, сочно и в меру глубоко. А еще, в книге есть юмор, на мой вкус он очень неплохой и удачно оттеняет сцены жестокости и кровищи. Одни словом, книга — прекрасное и многообещающее начало цикла, с предвкушением двигаюсь дальше.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так уж сложилось, что я вырос на классических фэнтези с их фермерскими мальчиками, которым уготована великая миссия, мудрыми седобородыми волшебниками в вычурных мантиях и обязательным преисполненным пафоса тёмным властелином с монологом о захвате мира страниц на пять. Но вот захотелось прочесть что-то из представителей тёмной стороны, к которым большинство интернет-обзоров и относит Джо Аберкромби. Первое впечатление о первой книге таково: это некий симбиоз, какое-то светло-тёмное фэнтези с неоднозначными персонажами. У каждого из главных героев есть черта, заслуживающая порицания и вызывающая внутреннее отвращение. Логен Девятипалый — дикарь и хладнокровный воин-убийца, Джезаль показан законченным нарциссом, маг Байяз не чурается пользоваться грязными методами и тёмными видами колдовства, Глокта — пыточных дел мастер со стажем, без угрызений совести выносящий любому смертный приговор, Ферро одержима жаждой мести, а майор Вест, будучи здесь чуть ли не самым благородным персонажем, порой склонен к домашнему насилию. При всём вышеперечисленном, большинство героев заставляют себе сопереживать. Я прекрасно понимаю, что такой и была авторская задумка — показать неоднозначных личностей, слишком плохих для классического Толкиновского фэнтези, но слишком хороших, чтобы по прочтении в негодовании захлопнуть книгу. Ведь на самом-то деле, неотёсанный Логен искренне скорбит по своим погибшим близким и, не щадя себя, готов прийти на помощь другу, Джезаль, не смотря на свой махровый эгоизм, оказывается способным на сильные чувства к девушке, Байяз отвечает насилием на насилие, но при этом справедлив, Ферро — поврежденная разумом женщина, из которой обстоятельства сделали машину мести, майор Вест корит себя за неумение наладить отношения с любимой сестрой, Глокта — жертва войны, искалеченный физически и душевно. Как по мне, такой приём называется мелодрамой. Даже группа северян, разлучившихся с Логеном, которые считают его погибшим, и продвигаются по канве сюжета самостоятельно, вызывают ассоциации со старым американским ситкомом 90-х годов. Они в меру брутальны, в меру остроумны, но в то же время слишком белые и пушистые, чтобы походить на реальные прототипы варваров. Не могу сказать, что книга мне совсем не понравилась. Сюжет увлекателен, и наибольший интерес в нём составляет переплетение жизненных путей таких разных и неоднозначных героев. Возможно, последующие книги изменят моё мнение, но первый том вышел наигранным, а я не очень люблю, когда автор пытается играть на чувствах читателя. Потому что реалистичное описание человеческих трагедий и превратностей судьбы — это одно, а явная попытка выдавить скупую слезу — совсем другое. И похоже, Аберкромби следует задать себе вопрос инквизитора Глокты: «Зачем я это делаю?»

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Примитив. Клише. Штампы.

Действо проходит в перенасыщенном ими обыденном мире, в котором нет достаточной глубины, хорошей предыстории, оригинальности. Тут у нас страшный и могучий северный варвар, мудрый белобородый маг, его хилый ученик, мстящая всему миру злая дева и высокомерный, но в душе благородный дворянин.

Книга собрана из обрывков всевозможных фэнтези. Весь её «реализм» срисован с комиксов Марвел. Результат — лоскутное одеяльце, сочащееся чернухой.

В плюсы можно выделить довольно бодрый стиль повествования. Благодарю ему неладное я заподозрил только когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Луфар хотел отказаться от фехтования, но любовь всей его жизни обругала его, обозвала ничтожеством и потому капитан решил продолжить фехтовать, ведь нужно доказать ей — всем доказать! — что он может. А во время путешествия на край света Луфар стал ещё более благородным, и всё это за несколько страниц и после пары монологов Байяза.

Это дно, персонажи не должны так развиваться. У нас тут тёмное фэнтези или что?

Середнячок. Сравнивать это поделие с ПЛиО мне было бы стыдно.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну как и у многих, ранние вещи Аберкромби читаются лучше. Начал с последней «Ненависти» там занудных кусков больше, а на «детях героев» природа все чаще отдыхает. Хоть и в «Крови» страдания молодого Джезаля можно было спокойно выкинуть. Благо он там дальше по сюжету не особо нужен. В целом книжка годная, герои выпуклые, а интрига не отпускает. Кто бы мог подумать, что Аберкромби столько лет пишет одну и ту же историю и это до сих пор интересно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что до сравнений с Мартином, Сапковским и Толкиеном так это просто другой автор :) и в его избушке свои погремушки. Которые могут не понравиться любителям розовых пони. Ну и прочей романтики. Кровавые мясорубки Мартина, мне вот тоже не сильно по душе, но я же не пишу, что его надо расстрелять и лишить всех премий. Да, кому-то может не понравиться, что о долге, чести и славе у Аберкромби говорят лишь дураки. И герои его не всегда поступают правильно. Так ведь полно других книжек, где толкают красивые речи и никто не нарушает канонов. Прекрасные принцы спасают принцесс, драконы копят сокровища и жгут несчастных гномов, маги мудрят и потрясают посохами, а темные властелины замышляют недоброе.

ps Сапковский кстати хорошо отзывался про Аберкромби. Помнится даже занес в список любимых авторов, вместе с Ротфусом.

pps удивляюсь что «Хоббита» еще не причислили к темному жанру. Ведь там гораздо меньше пафоса чем в знаменитой трилогии.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какая-то посредственность. Начал читать — странице на 20-й сообразил, что не запоминаю имена героев, что вообще не слишком слежу за сюжетом. Может дальше будет интереснее — но пока — сплошное разочарование. Я настолько привык к яркому языку(и переводам) от Мартина, Толкина, Сапковского, что обычный, среднестатистический текст начинает восприниматься как газетная статья — не запоминается.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Далеко не первый раз перечитываю этот роман, пускай и пишу отзыв только сейчас. Этот факт — перечитывание — сам по себе рекомендация и оценка книги. Именно с этого автора и этого романа я по большому счету открыла для себя темное фэнтези.

Итак, дебютный роман автора, открывающий уже на данный момент весьма большой цикл «Земной круг». Своего рода представление мира и персонажей, хотя отпределенные события успевают произойти и в этой книге. Не такие масштабные, как те, что ждут читателя в продолжениях, больше работающие на раскрытие мира и героев. И тем не менее.

Наибольшей удачей автора являются герои, полные неоднозначности, но в то же время достоверно прописанные. Как и в каждом человеке, есть в них свои светлые стороны, пускай порой и весьма своеобразные, но есть место и порокам, страстям, глупости, искаженному взгляду на жизнь и многому другому. Герои, на которых непросто наклеить ярлыки — хорошие они или плохие. Даже если вначале и кажется, что кто-то соответствует какому-то типажу. В принципе, все герои получились яркими и достоверными, но нельзя не признать, что наиболее запоминается образ инквизитора Глокты. Ну, мне так точно.

История уже в первом романе полна политических интриг, нелицеприятной изнанки бюрократической машины, управляющей государством. Есть здесь и характерная для темного фэнтези кровь, сражения, жестокость. Но что чувствуется — подобные декорации не самоцель, они просто часть показываемого мира.

Безусловно, этот роман — только начало истории. Основные события (а также ломка многих шаблонов) еще впереди. Справляется ли этот дебютный роман с задачей заинтересовать в авторе и в цикле? Безусловно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что рекомендация на этот роман висела у меня на фантлабе практически с самого момента регистрации, ну то есть добрых 10 лет. И что-то меня постоянно смущало в этой серии. Даже не могу сказать что: недостаточная популярность автора, название книги, да бог его знает... Но ведь сервис рекомендаций не врет, тем более за 10 лет было читано-перечитано всякого, а книги Первого закона по прежнему висели в топе рекомендаций.

Затем я даже загрузила в ридер всю серию, но шли годы, а читать это по прежнему не хотелось. Но на днях волевой рукой решила взять и прочитать, тем более, давненько не было в моих руках хорошей саги, в которую можно нырнуть с головой и не ждать потом годами выхода следующей книги (привет Мартину и царство небесное Джордану).

Что хочу сказать... Это очень даже неплохо! В первой книге герои немного плосковаты, слегка глуповаты, но буквально ко второй книге они начинают прокачиваться и обретать жизнь. Да, может быть, это не первое фентези в моем топе, но у него однозначно есть все шансы войти в десятку, если мои ожидания от следующих книг будут оправданы!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что по старине Джо и его дебютному роману?

Ну, читается всё так же легко, увлекательно и с широкой улыбкой. Это всё те же харизматичные герои, это всё те же блестящие диалоги, это всё тот же лёгкий троллинг на фэнтези, который иногда выплескивается иронией с привкусом Пратчетта. Но вообще — довольно смелая штуковина.

Герои здесь — люди поломанные, с богатой судьбой и с крутыми поворотами в жизни. Многие сочетают в себе несочетаемое, иные, как, например, Ферро Малджин, несут в себе монопольный заряд ярости и ненависти ко всему, но тем интереснее и в какой-то степени приятнее читать про таковых, ибо при напускной ОДНОТИПНОСТИ и СКУПОСТИ они способны себя проявлять и ВПЕЧАТЛЯТЬ. О героях подробнее я поделился в видео. Обсасывать косточки можно каждому из них, но, поверьте (те, кто еще не читал) — на героях держится весь цикл.

Не, не так. На героях держится первый роман. Потому что в первом томе трилогии события только ЗАМЕШИВАЮТСЯ, причем, Джо взял не только стороны света и тамошние угрозы в виде варваров сверху и гурков снизу, но и разбросал плоскоголовых шанка по периферии Союза (королевство, внутри которого происходит действие). Ну и вроде уже круто, но НЕТ: Аберкромби сеет настоящие темные зерна алчности и коррупции внутри правящего совета столицы (да и не только столицы). Здесь полно предательств, ложных убийств, заказух и прочей человечно-властной чернухи. Короче, пипец со всех сторон. И каша вся потихоньку заваривается и возбухает. Джо подает нагнетание очень метко, четко, жирными штрихами, чтобы наглядно продемонстрировать грядущие масштаб и эпик (ага, они будут).

Чем хорош приём Аберкромби? Харизматичные герои позволяют не только радовать непосредственно набором персонажей. Это еще и возможность сталкивать их, проявляя их новые качества или усиливая старые. Это и рождающиеся в связи со столкновениями диалоги, которых ждешь и с интересом «смотришь», будто долгожданный бой или футбольный матч. Помимо прочего, наличие 4-5 активных и главных сюжетных линий позволяют не только взглянуть на мир и точки зрения шире, но также это и прекрасный чит-способ (в хорошем смысле слова) для поддержания хорошей динамики — смена POVов позволяет возвращаться к оставленному 3-4 главы назад герою и начать оную с действий, а о промежуточных периодах, не интересных для читателя, упомянуть вскользь и по ходу дела.

Язык написания по-хорошему прост, не грузит, читается легко, за всеми героями следишь с одинаковым интересом. На фоне них мир, конечно, чуть блекнет, но он и не первопричина ни цикла, ни сюжета — с такими ребятами как-то забываешь о декорациях, хе-хе.

Я не знаю, какие недостатки тут найти. Для меня это всё та же твёрдая десятка и образчик интересного фэнтези, к написанию которого подошли С УМОМ. Это не ремесло в духе творчества Сандерсона, где все романы схематичны и сделаны по лекалам (привет, Кинг). Я вижу душу в каждом персонаже, вижу продуманную концепцию, вижу, что сами характеры — это ружья сами по себе, которые, помимо крючков, навешанных в первом томе, еще сыграют своё в будущих книгах.

И знаете, всё это как-то прям радует.

А более эмоциональный обзор с подробным рассмотрением героев можно глянуть тут, например: https://youtu.be/69hVo3H0QT4.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялся я значит за здоровенный такой талмуд и пока его читаю/разбираю решил написать пару отзывов на книги, которые в свое время уже начинал, но по тем или иным причинам полноценные мнения на сайте так и не оставил. Итак, на повестке дня великий и ужасный британец, всколыхнувший сами устои жанра фэнтези. Уверен, вы все знаете и хоть раз о нем слышали. Дамы и господа, встречайте! Джо Аберкромбииии! И его первый роман цикла «Земной Круг».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* Чувствую, ох и отхвачу я сейчас пару тонн минусов от преданных фанатов! *

Шумиха вся проходила 2006-2008 году и в силу определенных обстоятельств я ее благополучно пропустил. Разобравшись со всеми проблемами, я еще мельком слышал что-то об авторе с трудно произносимой фамилией, который вознамерился в первой же своей книге переосмыслить устоявшиеся жанровые клише и в одиночку перевернуть фэнтези вверх тормашками.

- Интересно, но не более. Скорее всего, очередной МТА. — подумал тогда Штирлиц и отложил знакомство с Аберкромби в дальний ящик.

И вот по прошествию почти 10-ти лет издательство Fanzon решает повторить успех своих предшественников и выпускает на прилавки 544-страничный томик в суперобложке, с белоснежными офсетными страницами, с иллюстрациями и качественной печатью. Все высший класс! В общем, так сошлись звезды, что рядом с одним из таких прилавков в поисках потенциальной литературы на вечер и проходил я. Хотелось чего-то необычного и нового, но в тоже время понятного и милого сердцу. В итоге купился на обложку и на многочисленные рекомендации от ведущих отечественных и зарубежных изданий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* А ведь знал, что рекламщикам верить нельзя! *

Взяв с прилавка последний томик, я сразу снизил ожидания обещанного ЩИДЕВРА и решил, что просто хочу почитать неплохой жанровый середнячок. Не самые высокие требования, как я считаю. Хотя судя по ценнику в 500 с лишним деревянных можно смело было ожидать гораздо и гораздо большего. Но тем не менее!

На выходе же меня ожидал типичный представитель того течения в фэнтези, которое даже сам автор называет «темным». Оно, как правило, отходит от канонов классического толкиеновского направления в сторону большего реализма, а сама магия здесь уже не играет ключевой роли. Она служит либо отдаленным фоном, либо и вовсе отсутствует. В жизни обитателей мира преобладают реалистичные и зачастую неприглядные подробности, а авторские миры имеют довольно много черт реального Средневековья. Получается почти альтернативная история, но в таких книгах очень важно не перемудрить с чернухой и быть особо точными в мелочах, потому что всего несколько просчетов могут в два счета разрушить этот хрупкий карточный домик.

* * *

1. Итак, сперва давайте разберемся с хваленой реалистичностью. Благо даже за примерами далеко ходить не надо. Берем самое начало книги и что мы видим?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Главный герой с небольшим отрядом решают развести несколько костров в лесу, где дополна врагов. Волков бояться — в лес не ходить?

- А еще костер ставят не где-нибудь, а на открытой поляне, которую видно за добрый десяток миль. Даже странно, что обошлись без штандартов и строевых песен.

- Наши враги обладают превосходным зрением, слухом и обонянием? А неважно! Давайте, лучше приготовим еще и чего-нибудь пожрать!

- Дозорных, естественно, не выставили, а зачем?

- Далее идет предсказуемое нападение, в ходе которого главный герой падает с обрыва в здоровенное ущелье и приземляется ребрами плашмя об ледяную воду. В итоге, не помер, не захлебнулся и ничего не переломал. Осталась только пара синяков и легкий испуг. Такой реализм!

- Чуть погодя доходим и до местной Инквизиции, которая в книге всех рвет и режет без суда и следствия.

- А на приеме у местного императора запросто в одной очереди может оказаться всемогущий маг, посол вражеского государства, глава местных торгашей и земельный крестьянин. И принимать начнут именно с крестьянина! И знаете, это очень показательный момент, в полной мере открывающий читателям уровень знаний и авторского образования. Тут, просто без комментариев. Нужно ли объяснять насколько все это тупо и нелогично? Нужно ли объяснять, что эти люди по хорошему, в принципе, не могли оказаться в одной очереди? Так о каком реализме в отзывах идет речь? Люди, мы с вами одну книгу читаем?

* * *

2. Далее, что касается многочисленных премий.

Когда была перевернута последняя страница книги, меня целиком захлестнуло разочарование в равной степени смешанное с хорошим таким недоумением. Я был озадачен тем, что подобным опусам пророчат встать в один ряд со столпами жанра. Неужели с качеством мировой литературой все настолько плохо, что подобные тексты путают с фэнтезийной классикой? Люди очнитесь! Я понимаю, что на безрыбье и рак рыба, но даже на мой, не самый профессиональный взгляд, сравнения с Мартиным и Толкиным выглядят, мягко говоря, странно и нецелесообразно.

* * *

3. Аберкромби все хвалился полным отсутствием клише в своей книге, но начиная читать, я почему-то за весь роман не могу обнаружить ни одного более-менее свежего и оригинального сюжетного хода. Весь сюжет (извините за спойлер) — это банальная подготовка Братства Кольца к походу на Мордор. А в главных ролях у автора предсказуемо оказывается:

- могучий северный варвар;

- мудрый белобородый маг;

- его до ужаса наивный ученик;

- традиционный высокомерный фехтовальщик;

- и Глотка, пожалуй, единственный, кто выделяется из этой шайки картонных банальностей. Если и начинать читать «Кровь и Железо», то только ради этого хромого/ косого/ горбатого инквизитора. Он действительно получился лучше других. Но, как уже было сказано выше, его работа напрямую связана с чернухой, в которой автор явно не знает меры и на всякий случай решил напихать ее побольше. Нет, даже не так. ПОБОЛЬШЕ-ПОБОЛЬШЕ. Вот так! В самый раз. Чтобы вся падкая на нее молодежь, накушалась вдоволь. А куда без нее? Я уверен, что именно молодняк, который видит в этой книге исключительно «реализм» и суровую «правду жизни» составляет основу авторской аудитории.

* * *

4. Само же повествование получилось ровно таким, как и персонажи, т.е. собранным из понравившихся у других авторов элементов. Дороги, таверны, замки, но ни одного по-настоящему интересного и запоминающегося места, в который захотелось бы возвращаться снова и снова. Глобальных отличий вроде нет, но читать все это дико скучно и неинтересно. Это, как с теми поддельными новогодними игрушками, которые выглядят и блестят, как настоящие, но радости уже не приносят. Вот и работа Аберкромби выглядит лишь старательным копированием, причем выполненным без особого вдохновения.

* * *

5. Единственное, что привнес автор в рамки фэнтези-литературы оказалась банальная грязь и чернуха. Но с ней, как помните, у автора знатный перегиб, а потому все эти дороги, таверны и замки не простые, а серо-грязно-дерьмового оттенка. Следственно, и жизнь у персонажей — дерьмо, работа — дерьмо, соседи — дерьмо и кормят их хреново. Мамкины эксперты, конечно, назовут это отголосками той самой «Dark Fantasy» и «суровой правдой жизни». Более же начитанные люди в отзывах уже указали, что грамотные авторы темного направления (Привет Кук! Как делишки?) используют все оттенки черного и благодаря такому необычному контрасту могут гораздо убедительнее показать внутреннюю борьбу, идущую внутри героев. А у Аберкромби нет оттенков, нет полутонов и нет тонкого цветового различия — все однообразно серо-грязно-дермовое. Из-за этого и глазу начитанного читателя банально не за что зацепиться.

Что в итоге? Имеем книгу, которая изо всех сил пыталась отойти от всевозможных клише, но наступает ровно на разложенные грабли. Имеем книгу, которая в погоне за популярностью старается соответствовать всему фэнтезийному мейнстриму разом, но теряет лицо в общей массе безликих поделок. Имеем книгу, в которой грязь ради грязи и чернуха ради чернухи. Прав был Штирлиц. Очередной распиаренный МТА, чтение которого так же бессмысленно, как дорога в том стишке:

* * *

Мы идем с конем по полю,

Молча под дождем.

Тренируя силу воли,

В никуда идем.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы увлекательно, захватывает...

Но осадок по прочтению остается какой-то смутный.

Я еще довольно долго думал-почему?

Потом, кажется, нашел для себя определение.

Дело в том, что для всех героев этого мира такие понятия. как благородство, долг, честность, самоотверженность — пустые слова. Ими всеми по большому счету движет стремление к власти и обогащению.

Я далеко не сторонник черно-белых фантазий в пионерском стиле. Но, честно, вспоминается генерал в вагоне из бессмертного сериала. «От фанатизма устают!». От неприкрытого цинизма — тоже устают.

По крайней мере меня такая идеология очень утомила.

Эта концепция совершенно не изменилась и в остальных томах эпопеи. Некому в ней сочувствовать, господа. Герои, сожрите друг друга.

Впрочем, для тех, кто настроен на чисто приключенческий сюжет, этот цикл скорее всего будет интересен.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое первое и самое сильное у Аберкромби. То, счем он ворвался в жанр тёмного фэнтези, растолкав Мартина и Муркока.

Герой — северный варвар, герой — марионетка, герой — увечный инквизитор... Как ни странно, звёздный состав.

Варвар был героем у Говарда, но Логан — варвар самобытный. Очень северный.

Инквизитора типа Глокты героями не делали. (Калек — да, напр., у Мартина Тирион Ланнистер и Бран) Но мастер пыток...

И, наконец, марионеточный герой Джезаль, скрытно ведомый магом, обманывающийся сам в себе. Образ человеческих самообольщений, так сказать.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Союз, одно из государств Земного Круга, в опасности — новоиспеченный Король Севера Бетод планирует нападение на Инглию (северная провинция), а с юга империя Гуркхула стягивает войска к Дагоске (южный город, расположенный на полуострове). На фоне этих событий разворачиваются истории северянина Логена Девятипалого, инквизитора Занда дан Глокты, молодого капитана Джезаля и девушки-воительницы Ферро. Их дороги пересекаются в столице Союза, а судьбы оказываются связанными с таинственными делами Первого мага Байяза.

Роман является частью трилогии, и назвать его самостоятельным произведением никак нельзя. По большому счету, он включает в себя расширенную экспозицию, а происходящие в нем события лишь подготавливают читателя к дальнейшему развитию событий и помогают автору расставить фигурки персонажей перед началом партии. По сюжету, собственно, все.

Структура повествования. Пять-шесть персонажей выступают в качестве репортеров: хоть события и описаны от третьего лица, автор предоставляет возможность подслушать мысли героев, записанные кое-где буквально через один абзац. В результате порой попадаются забавные моменты, когда мысли персонажа диаметрально противоположны высказанной реплике.

Герои и персонажи. Конечно, еще до начала прочтения романа, я был наслышан о Глокте. Пожалуй, он действительно вызывает наибольший интерес, благодаря трагичной истории, да и профессия инквизитора, что называется, обязывает. Логен Девятипалый, с его перевоплощением в Девять Смертей, тоже порадовал. Остальным как-то не хватает харизмы, а некоторым — как Джезалю Луфару — никак не получается сопереживать. Впрочем, поступки их более-менее логичны и соответствуют прописанным характерам.

Мир. Надо сказать, что этому миру позднего средневековья не хватает достоверности. К примеру, в одном из эпизодов Джезаль читает газету. То ли это проблема перевода, то ли автор решил не гуглить на предмет того, как обстояли дела с газетами в те времена. Другие подробности быта и факт использования в этом же мире свитков, как бы намекают на отсутствие технологий печатного пресса. Впрочем, Аберкромби, как настоящий англичанин, вероятно просто не желает писать о мире, в котором нет газет, овсянки и чая (которые также присутствуют в тексте). Конечно, это мелочи, но их множество, и они, что называется, слегка отвлекают. Особенно сильно это почувствовалось сразу после прочтения «Кабирского цикла» Олди, где таких проблем просто не существует, а авторам безусловно веришь.

Атмосфера. Открывая книгу, признаться, я ожидал большего. По крайней мере, описанные комментаторами и буктьюберами эпизоды какого-то овер-насилия и секса в первом романе отсутствуют. Мрачной атмосферы темного фэнтези я не почувствовал. Как говорится, истина познается в сравнении, и вспоминая «Стрелка» Стивена Кинга и сцены, где Роланд выпиливает целую деревню, а потом бросает мальчика в шахте подземки, назвать «Кровь и железо» темным язык не поворачивается, даже не смотря на наличие гор трупов. Думаю, дело тут в подходе. Да, цинизм присутствует. Да, описание увечий Глокты и подробности битв, таких как сражение Девяти Смертей с практиками, напоминающие сцены из фильмов Тарантино, добавляют атмосферы. Да, данное произведение точно не относится к «высокому» фэнтези, но даже до Мартина, с которым его любят сравнивать, Аберкромби в этом плане далеко, ведь (СПОЙЛЕР!) к концу романа не умирает ни один значимый герой (уж прости меня, Форли).

Прочитав данную рецензию, может показаться, что книга плоха. Однако могу сказать в ее оправдание, что злую шутку со мной сыграли мои собственные ожидания и иллюзии. На самом деле роман читается довольно бодро, сюжет интересный, и есть желание узнать, что будет дальше. Есть харизматичные герои, мир, хоть и не досконально прописанный, обладает собственной историей, так что в итоге имеем крепкое героико-эпично-квестовое фэнтези с претензией на реализм. Ставлю «восьмерку» и перехожу к следующему тому под названием «Прежде чем их повесят».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаковое произведение, заложившее фундамент целого субжанра и на десятелетия вперед сформировавшее облик темного фентези. Аберкромби несомненно силен сгущением красок, и даже его характерный для восьмидесятых подход к миротворчеству (казалось бы вдребезги разбитый Мартином), когда в декорации условно-средневекового фентези просто переносится современна социальная структура и менталитет, отягощенные годами гуманистических философий, социалистических и либеральных течений, не особенно портит впечателние. Прямолинейность сюжета и картонная однобокость персонажей компенсируется искренним воодушевлением и энергией, с которым автор их вырисовывает. Здесь крайне мало неоднозначных решений и сложных характеров (если они вообще есть) в большинстве случаев сюжеты и персонажи одномерные, одновекторные даже, пускай и нарисованые в черном и багряном скорей чем в белом и золотом.

»

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здравствуйте.

Книги «Первого закона» лежали год на полке.Почему спросите вы?А тут есть простой ответ,много ли последнее время читали фэнтези не похожего на все.А сколько щас книг в жанре фэнтези,на полках в магазинах тысячи...И все как браты близнецы.Особено в поджанре темного (взрослого) фэнтези, особенно популярного сейчас (Спасибо Г.Куку,Р.И.Говарду и другим) пишут ,подражают и снова пишут...И в них теряются образцы книг действительно выходящих за рамки и вносящих в жанр новые элементы.Не было бы таких сайтов как этот я вряд ли когда ознакомился с произведениями Джо Аберкромби продолжая покупать авторов хорошо знакомых мне по моим читательским «угадайкам».

Начав свое знакомство с автором ,с цикла «Море Осколков» я получил в общих чертах представление о том как пишет автор.Понравилось ли?Да понравилось!Причем я придерживаюсь мнения что цикл не только для подростков.С этого цикла лучше всего начинать знакомства с автором ,поверьте после «Первого закона» этот цикл вам покажется написанным на скорую руку ,хотя он тоже заслуживает внимания и далеко не так плох как может показаться.

Итак первая книга «Первого Закона» -«Кровь и Железо».Начинается без раскачки и сразу кидает в пучину событий за северянином гонятся какие то плоскоголовые.Кто? Что? Это в начале книге не написано.И это мне напоминает «Белых ходоков«Мартина,тот то-же не сильно много о них писал оставляя интригу.И так тут во всем,кто эти люди ,почему о них пишет автор ,что их вместе сведет по сюжету (или не сведет),как они себя поведут в той или иной ситуации.И оказывается что везде в ситуациях где вы привыкли что герой (герои) поступит так и не иначе( согласно канонам жанра),ОП и не угадали ,ОП и не так,ОП и даже не то место как вы думали.И это ОП,тут во всем.

Мир в котором развивается события достаточно большой сказать что автор его хорошо прописал или уделил этому кучу СЛОВ,нет он сделал умней ,он не стал писать кучу страниц в которых подробно и нудно описывал события,историю,географию.Он просто красиво между строк,намеками,чуточку информации здесь ,чуточку там и ОПА как по волшебству к концу книги ты уже неплохо можешь описать мир без «обязательных общеобразовательных страниц».

Герои- вот не хочется о них писать или как-то характеризовать.Странно но допустим у меня и у моего друга разные представления о персонажах как мы их видим,что у них внутри.Породокс вроде читаем одно ,но вот в некоторых случаях с пеной у рта,обсуждая ту или иную книгу создается впечатление что читаем разные книги от разных авторов. Вот таких книг очень мало.И эта одна из них.Найдите для себя свое представление о героях они тут все многогранны, а иногда видишь в них себя.

Сюжет больше похож на классиков жанра-жизнь внутри мира ,интриги,войны,магия.Все как всегда и везде когда читаешь литературу данного жанра,с поправкой на представление автора на те или иные вопросы.Держит ли автор в напряжении до конца книги?Вопрос спорный.С одной стороны интересно наблюдать за персонажами ,сюжетом.С другой может кому то и надоесть столь скрупулезный подход,с обильным количеством деталей.Дело привычки .Для себя я это вижу как плюс ,чем минус.(Ну люблю я Теда Уильямса что поделаешь!)

Читать,нужно неспеша.Смакуя,моменты(А они поверьте ЕСТЬ в каждой главе!)Просто если читать как обычно,с той-же скоростью что и обычно можно потерять кучу деталей.А хорошие книги как вы сами знаете именно этим и отличаются -количеством и качеством деталей.При прочтении сначала отмечал интересные,запоминающееся фразы отрывки,потом просто плюнул на это дело.ИХ масса.Может у меня и маленький кругозор и читал я не так много фэнтези (книг 300-400),но я ставлю эту книгу в один ряд с Д.Мартином и его «Битвой Королей»(Не сериалом!Я дикий противник,убивания любимых книг по средству сериала, кино!).Не могу сказать что они похожи,но вот что то что заставляет их ставить в один ряд есть ,может-КАЧЕСТВО?Оно тут на высоте.

Кому я бы смог порекомендовать эту книгу?Для почитателей жанра фэнтези-эта ВЕЩЬ обязательна!Не настаиваю на своем мнении ,оно у всех разное ,но определено иметь СВОЕ представление о этом романе (цикле) стоит.Для меня это 11 из 10.И определенный стандарт качества,для современных писателей,вкус и потребности конечно у всех разный но мне определено понравилось.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх