fantlab ru

Все отзывы посетителя Deathcrafter

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Жан-Кристоф Гранже «Лес мертвецов»

Deathcrafter, 25 декабря 2019 г. 09:27

Многие со мной не согласятся, наверное, но детективы — самый заштампованный жанр. Всегда так считал и буду считать. Бывают приятные исключения, но не в этот раз.

Гранже широко разрекламирован, его роман «Пассажир» часто стоит на полочках с плашкой «Бестселлер». Круто, наверное, но вот не моё…

Краеугольный камень сюжета — серия ритуальных убийств, к которым причастен некий первобытный культ. Вообще, что радует — это антропология как один из сюжетообразующих элементов. Эту науку я люблю и уважаю, но здесь она подана очень криво. Дробышевский бы вряд ли одобрил… =)

Ну, хорошо, убийства. Ритуальные. Жестокие. Это всё замечательно выглядит в сплаттерпанке, в джалло, хорроре, да даже в гримдарке (особенно в гримдарке), а всё потому, что убийство на виду. Мы читаем про испуганные глаза жертвы, про последние попытки договориться с убийцей, про отчаяние, про предсмертные вздохи и конвульсии. Здесь этого нет. Всё «мясо» происходит за кадром, а посему не получается испытать шок.

Я не берусь судить о косячности перевода, так как я не знаю французский, но в русском варианте язык ужасен. Канцеляризм на канцеляризме, какие-то очень серые и невыразительные фигуры речи. Не плохо, но и не хорошо. Никак.

Персонажи квадратные, а арка персонажа интересная только у главного злодея. Протагонист — следственный судья Жанна Крулевска — типичная Мэри Сью, образ которой не удалось спасти даже деталями, характерными для одиноких женщин 35+ (надо сказать — стереотипными деталями).

Сюжет развивается вяло. Сначала он ползёт нехотя, лишь под конец ускоряясь до нелепого галопа, а в итоге еле-еле успевает притормозить. Нет, скомканной концовку не назовёшь, но и гармоничной тоже.

В общем, на любителя. Лично я больше не хочу читать Жана Кристофа Гранже.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Даррен Шэн «Город смерти»

Deathcrafter, 25 июня 2018 г. 13:51

Как выяснилось, книга сия – часть трилогии, теперь я хочу их все!

Начинается роман как незамысловатая гангстерская новелла: некий молодой человек приезжает из глухой провинции к своему дяде, матёрому гангстеру. Вместе они делают свои чёрные дела и всё у них распрекрасно. Молодой получает бесценный опыт и потихоньку зарабатывает признание в криминальной среде, дядя на старости лет вновь выбивает лычки унтер-офицера преступного мира. И вся эта благодать течёт в таком естественном ключе, что невольно начинаешь думать: вот так оно будет и дальше, этакая литературная версия «Однажды в Америке» на просторах безымянного города. А вот и нет =)

После трагического убийства дяди (уверяю вас, я ни капли не наспойлерил) начинается ад, ад в хорошем смысле слова, разумеется.

Сдоба классического криминального детектива ВНЕЗАПНО оказывается замешанной на густой мистической опаре. А начинка, ммм! Автор щедро добавил хорошего такого городского фэнтези.

Эклектизм во все поля, прямо как я люблю!

Здесь прекрасно всё: и магия инков, и изощрённые убийства, и мертвецы, которые не знают что они когда-то умерли, и загадочные слепцы, и психопат-градоуправитель по прозвищу Кардинал. Живые персонажи, мрачная, сухая, нуарная атмосфера. И, что самое главное, непредсказуемая концовка, которая буквально вынуждает купить последующие книги.

Из минусов могу отметить обилие ненужных бытовых сцен, некоторую нелогичность в подведении персонажей. Концовка хоть и неожиданная, но всё-таки немного скомканная. В наличии скучноватые объяснялки.

В целом, это хорошая, качественная литература, которая определённо стоит вашего внимания.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Майкл Грубер «Тропик ночи»

Deathcrafter, 20 мая 2017 г. 17:19

Перед нами достойный образец мистического детектива. Крепкая и достаточно своеобразная работа.

Детективный скелет обтянут мясом из социальной драмы, внутренности и кровеносная система образованы мистической составляющей.

Что удивило: автор не побоялся поднять тему «чёрного расизма» в США и Африке. Удивительно, что эту книгу вообще допустили в печать. Смысл в том, что радетельное отношение афроамериканцев к своей прародине быстро теряет флёр, стоит им оказаться на землях чёрного континента. Аборигенам плевать на расу, для них «понаехавший» суть есть американец, из которого под разными предлогами можно соснуть баблеца.

В просвещённой и великой Америке свои проблемы: если ты живёшь среди чёрного населения, и твоя кожа белее среднестатистического маркера, тебя могут считать неполноценным. Эвоно что выходит! В принципе, ничего нового: чёрный крикнет белому «снежок» — норма, белый назовёт чернокожего ниггером — расизм. Но автор показывает эту проблему под интересным углом и в необычном свете, за что ему большое спасибо!

Мир «Тропика ночи» насквозь пропитан магией, и это не ворожба седобородых стариков в смешных мантиях и колпаках. Здесь речь идёт о силе, способной изменить фундаментальные элементы мироустройства. Колдуны африканского племени оло и шаманы вымышленного народа ченка обращаются к невидимой стороне мира. Оло делят свой универсум на две ипостаси: м'доли — мир истинный и невидимый, м'фа — мир материальный, который является всего-лишь тенью м'доли. Скажете было? Было и вправду, например — Тональ и Нагваль в книгах Кастанеды. Концептуальная новизна здесь не важна, ибо космология народа оло связана с одержимостью главного злодея.

Автор как бы невзначай даёт нам задуматься над интересной мыслью: мы — белая цивилизация, выросли из лона науки и выехали в космос на сложной экономической системе, чёрная раса в этом якобы не нуждаются, ибо через магию они максимально приблизились к фундаментальному пониманию всего во вселенной.

Именно этим знанием «всего» (читай магией) и решил воспользоваться главный злодей. Он считает, что чёрная раса должна окунуть белую мордой в говно, Африке нужен чёрный Гитлер (прости меня, Г-пди, я не хотел упоминать имя демона всуе) со своей разрушительной силой, способной сплотить африканские народы. Он считает эту цель достижимой только через магию. Что вышло из такого мистического негритюда — читайте в книге.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Чайна Мьевиль «Железный Совет»

Deathcrafter, 20 мая 2017 г. 17:06

На сей раз жертвой литературного патологоанатома станет роман британского писателя Чайны Мьевиля. «Железный совет» — часть трилогии по миру Бас-Лага, привязанная к стимпанковскому мегаполису Нью-Кробюзон.

Многие считают эту работу самой слабой из всей трилогии, я с этими суждениями несогласен. Да, может быть слабее, чем «Вокзал потерянных снов», но гораздо интереснее «Шрама» (осторожно, вкусовщина). Как показатель: я читал эту книгу трижды, первые два раза в электронном варианте, крайний раз в бумаге, и трижды в этой истории я находил новые интригующие детали.

Центральный элемент повествования в этой фантасмагорической истории — вольный поезд, «Железный совет».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Суть в том, что бывшие работники капиталистического концерна ТЖТ подняли бунт, и угнали локомотив. Чтобы оторваться от преследователей, члены «совета» живут постоянной работой: перекладывают пути с места на место, дабы следовать самыми немыслимыми маршрутами. Как пример: какотопическое пятно, место, где магическая субстанция вырывается из-под земли, заставляет мутировать саму реальность. Пройдя сквозь все невзгоды, локомотив становится своеобразным «полисом на колёсах».
Город-государство, всегда в движении.

Как мне видится, в идее «Совета» Мьевиль отразил свои леваческие мечты на бумаге. Анархическое государство на колёсах, оно не имеет собственных границ, обретает абсолютную свободу. Это государство с решённым национальным и расовым вопросом: здоровяки-какты и несчастные «переделанные» на паровом ходу укладывают пути, жабоподобные водяные следят за запасом воды, помогают строить переправы через водоёмы, люди работают в топках и ремонтируют локомотив, жукоголовые хепри выращивают еду и укрепляют стены вагонов. Эскапическая утопия! Писатель понимает, что в реальности анархо-социализм невозможен в принципе, его поезд — это попытка убежать из заплесневелой тюрьмы традиционных теорий государства и права. Вот и в книге «Совету» угрожают и тешские маги, и нью-кробюзонская милиция, для всех он — огромная заноза в заднице, из стали и меди.

Параллельно этой истории, фоном развиваются события войны между Тешем, гордом ползучей жидкости, и гигантским мегаполисом Нью-Кробюзоном. Примечателен здесь крайне шеольный персонаж — Иуда Лёв, големист, маг-самоучка. Но этот Иуда не имеет никакого отношения к пражскому раввину, единственное связующее звено здесь — голем. Но у Махараля из Праги был один глиняный человек, у Лёва из «Совета» их было тысячи, да и далеко не всегда из глины. Это абсолютно разные личности.

В целом, история получилась глубокая, с кучей аллюзий к реальным событиям и местам, интересная, но немного затянутая. Местами Мьевиль, увлекаясь деталями, сильно перегружает текст и отвлекает от основной линии повествования, но этот британец чертовски хорош!

Оценка: 10
⇑ Наверх