FantLab ru

Все отзывы посетителя visualer

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Макс Фрай «Cartel»

visualer, 2 мая 2019 г. 15:50

Никакой это вовсе не рассказ конечно, а заклинание. Мантра. И читать этот текст надо на одном дыхании, набрав побольше воздуха в лёгкие — и вперёд. Утонуть и захлебнуться. Заснуть и не проснуться. Позволить всем этим клинкам-ножичкам из каждого абзаца разрезать тебя на сотни кусочков, а потом уже собрать себя заново, настоящего. По словам писателя, текст за него написали те самые ножички — то-то оно и видно, по стилю это местами даже не совсем Макс Фрай. Ну короче, это такой спасительный коротыш, причём спасаться можно в двух направлениях (читая сверху вниз или снизу вверх) с разным эффектом само собой.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Макс Фрай «Сорок третий»

visualer, 23 февраля 2019 г. 15:18

«Сорок третий» — это путешествие к собственному раю длинною в жизнь. К раю с бирюзовым небом, круглыми зелёными фонарями, светлыми стенами, хрустальными крышами, разноцветными оконными стёклами, лестницами и мостами — всё как мы любим. Это классический Фрай, который в сорок третий или может даже в один миллион сорок третий раз побуждает читателей идти навстречу мечтам всякий раз, когда позовут.

Рассказ не лучше и не хуже остальных, но имеющий традиционный терапевтический эффект в любую непогоду.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Макс Фрай «Тяжёлый свет Куртейна. Синий»

visualer, 21 декабря 2018 г. 21:23

Выхода подобной книги я ждал целых 10 лет — именно столько прошло со времён издания «Ключа из желтого металла», последнего романа Фрая не по серии Ехо (сколько можно, ну). Что любопытно, именно в том самом «Ключе» целых 3 раза мелькает название «Тяжёлый свет Куртейна», но о связи произведений давайте чуть позже. Конечно же я моментально вцепился в книжку и начал её скрупулезно читать.

Первые несколько десятков страниц шли непросто, и тут мне стоит дать маленький совет тем, кто книжку ещё не читал. Он поможет гораздо проще войти в сеттинг романа. Сперва прочитайте или перечитайте рассказ «Тяжелый свет» из 4 тома «Сказок старого Вильнюса». Сам автор в комментах к одному из постов по книге в своём ЖЖ назвал это хорошим ключом. И всё пойдёт как по маслу. Хотя оно и так пойдёт, просто придётся чуть подольше складывать пазл в голове. И вот это наилучшее сравнение — новая книга похожа на мозаику, которую до самого конца приходится бережно складывать, а не бездумно читать, выключив мозг.

Поздний Фрай, разумеется, отличается от раннего. Конечно, здесь будут все эти неизменные котики, самокрутки, ночной образ жизни, вторая жизнь во сне, путешествия между мирами, восхваление художников — вот это вот всё чисто фраевское, которое мы бесконечно любим. Но в «Куртейне» гораздо больше грусти, тоски и различных пограничных состояний между жизнью и смертью. Герои всё больше говорят про смерть, и даже не про саму смерть, а про примирение с собственной смертностью.

Я спросил у автора, стоит ли считать эту книгу первой частью цикла, на что получил ответ, что никакого «цикла» вообще нет, и не всё, что в один том не влезло стоит непременно называть «циклом». Забавно, но, похоже, у нас вырисовывается первый фраевский роман-эпопея. Как громко звучит, не так ли? Здесь по большому счёту отсутствует главный герой, есть масса персонажей, и при этом захватывающее повествование продлится аж на три книги. Это ли не счастье?

И немного о героях. Маленькие приятные сюрпризы будут ждать всех, кто читал «Сказки старого Вильнюса». Порадовали новые встречи с Нёхиси и его безымянным другом, с Тони, владельцем необычного кафе и его двойником, с шефом Граничной полиции Стефаном (и даже будет небольшое камео от инспектора Тани, а вот Альгирдаса похоже ждём в следующей части) и Люси – экскурсоводом по Вильнюсу. Вы только не пугайтесь, это совсем не значит, что все «Сказки» надо обязательно читать перед «Куртейном», нет, но это такие прятные «пасхалочки», оставленные автором для фанов.

И сейчас самое время поговорить о пересечениях с другими книгами Фрая. В «Тяжелом свете Куртейна» упоминаются особые места — пограничные города, где реальности соприкасаются. Одним из таких мест упоминается Краков. Именно в Кракове герой «Ключа из Жёлтого металла» видит яркую неоновую вывеску «Тяжелый свет Куртейна». В том же Кракове герой «Ключа» встречает Сэра Макса в волшебном кафе пани Гражины (то есть ещё одно пересечение). Также среди пограничных городов упоминается Берлин. А из Берлина кто? Главный герой «Большой телеги» — немец-путешественник Эдо. И в Куртейне один из главных героев ищет старого друга Эдо, который сменил судьбу и сбежал. Так уж заведено, что почти все произведения Фрая связаны маленькими тонкими ниточками, и находить эти маленькие ниточки, да тягать за них туда-сюда вдвойне приятно.

Особое удовольствие доставила концовка, где большая часть героев собрались в кафешке и весело балагурили в лучших традициях Кофейной гущи или заведения мадам Жижинды. Жратва, кофе, хохот и взаимные подколы да приколы. Классика, одним словом.

Да я, наверное, нестандартный почитатель творчества Фрая, потому что довольно прохладно отношусь к серии книг про Ехо. И даже не к самим книгам, а скорее к фандому, построенному вокруг них. Совершенно не понимаю фанатиков, которые моментально воротят нос от новых фраевских книжек, как только узнают, что там не будет ничего про Ехо. Да, вместе с Сэром Максом мы провели немало приятных вечеров, но камон, можно мне что-нибудь ещё, пожалуйста? И вот оно! И оно замечательно. Во всяком случае, клиффхэнгер в виде старого доброго Эдо в конце первой книги заставил с нетерпением ждать продолжения.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Макс Фрай «Улица Костюшкос. Тяжёлый свет»

visualer, 21 октября 2018 г. 11:17

Рассказ содержит излюбленный фраевский прием, в котором серая обыденность рано или поздно сменяется подлинной сутью вещей. На ум приходят аналогичные примеры из рассказов «Требуется чудовище» или «Ирруан, доудаль, индера» (но и в ранних рассказах автора можно найти массу примеров). При этом изрядная часть произведения состоит из непонятных на первый взгляд диалогов, перечислений имён персонажей, без которых вроде бы и можно было обойтись. Однако при скрупулезном изучении выясняется, что это не просто рядовой рассказ, а маленький мостик между целым рядом других произведений автора. Здесь можно найти связь с «Ключом из желтого металла» и узнать некоторые подробности будущего романа-трилогии «Тяжелый свет Куртейна». И даже «Большая телега» хитро помашет нам ручкой через упоминание путешественника Эдо. «Я убью тебя, Тони Куртейн!» – вторил я главному герою рассказа при первом прочтении и не понимал, что происходит. Но несколько лет спустя всё заиграло иными красками. Хо-хо! А ты не тот, кем казался, Тони.

Оценка 7, потому что рассказ в самом деле ничего выдающегося из себя не представляет. Если бы не все эти маленькие якоря, был бы просто хорошим рядовым рассказом-наполнителем.

Оценка: 7
⇑ Наверх